Бурятия. Этнографический музей народов Забайкалья. (часть 2)

Друзья, напомню, что в первой части своего рассказа  о Этнографическом музее народов Забайкалья, я рассказала о 3 из 8 музейных комплекса.  Речь шла о археологическом, сойотском, эвенкийском комплексе, в состав которого включён и шаманский комплекс, а также о выставочном комплексе «Юрта», что является резиденцией Деда Мороза. Также успели посетить Мини ЗООпарк.

Далее мы отправляемся по парку в Бурятский комплекс. Буряты – древний народ, живущий в районе Байкала. По данным археологии, истоки бурятского этноса уходят в глубины бронзового века. В силу ряда причин, в прошлом, буряты условно делились на западных предбайкальских и восточных забайкальских, поэтому в Этнографическом музее организовано два комплекса.

В предбайкальском секторе можно увидеть, как выглядели дома бурят, имевших разный достаток. Экспозиции Бурятского предбайкальского комплекса включают в себя зимнюю усадьбу богатого бурята, состоящую из жилой избы, двухкамерного амбара, четырехстенной деревянной юрты, навеса, летней кухни, завозни, а также зимнюю усадьбу бедного бурята (зимний дом, амбар, четырехстенная юрта и загоны для скота). Кроме того, в этом секторе представлены традиционные типы деревянных юрт.

Дом — зимник принадлежал зажиточному буряту. Дом срублен из «в лапу» из 15 венцов и представляет собой «клеть» с холодными сенями и открытой верандой.

Летняя кухня — восьмистенная юрта рублена в «угол с остатком» из 12 венцов. Предназначена для приготовления пищи в летнее время. В центре юрты размещается очаг, на котором установлен аппарат для выгонки молочной водки.

Летняя юрта. Интерьер летней юрты традиционный — с показом уклада жизни зажиточных предбайкальских бурят конца 19 начала 20 веков. Четырехстенные летние юрты являлись обязательным компонентом любого двора. С появлением домов русского образца, буряты продолжали сохранять юрты, как стационарные жилища на летниках и во дворах зимних усадеб. В зимнее время юрта служила кладовкой, амбаром для хранения мяса, муки, мороженного молока и т.д. Ранней весной семья переселялась в нее до перекачёвки на летники. Жили в летней юрте и осенью, после возвращения с летников до наступления холодов.

Навес хозяйственный включает в себя различные предметы инвентаря и инструмента такие как: сани для катания, кошевка с сидением, сани-пролетка, кошевка с железными бортами, соха деревянная, плуг железный, борона деревянная, веялка деревянная, мельница с двумя каменными жерновами, вилы, грабли, коса — литовка, пила продольная, табарорезка, тавро для клеймения животных и др.

Усадьба бурята — середняка поскромнее, состоим из зимнего дома и амбара, четырехстенной деревянной юрты и загонов для скота.

Дом-зимник предбайкальского бурята-середняка представляет собой «клеть» с холодными сенями, рублен в «обло», имеет 7 окон с резными карнизами. Помещение дома однокамерное, без перегородок.

Каждый бурят имел свой летник, а крупные — два-три. Они представляли собой в отличие от зимников довольно компактные поселения, где относи­тельно устойчиво сохранялся древний самобытный этнический колорит. Основным и даже единственным типом жилища на летниках были деревянные четырех-, шести-, восьмиугольные юрты постоянного типа. Юрта устанавливается только на солнечном месте. В своей хозяйственной деятельности ее обитатели ориентируются по Солнцу. В меру того, как светило выполняло свой круг, затенялись кончики разных жердей (их всего 60). Внутри юрты утром лучи солнца падают у изголовья кровати, а днем оставляют самую короткую тень. Точно определить текущее время не составляло особого труда. Очаг находился в центре, был символом благополучия и хранителем жизни рода — сакральным и организующим центром пространства. Например, злые духи, проникая через дверь, не могли перешагнуть через очаг, в котором обитал добрый хозяин жилища и огня. За очагом напротив входа самое почетное место, здесь располагается божница, а также сундуки с семейными реликвиями и ценностями. Слева от входа хранится седло, конская уп­ряжь, охотничье снаряжение (мужская половина), бли­же к очагу места для почетных гостей. Справа от входа на низеньких шкафах посуда и другая утварь. Чуть выше располагается деревянная кровать. Здесь место хозяйки (женская половина).

Для выпечки хлеба, в некоторых летниках, сооружали глинобитную или кирпичную печь, по русскому образцу, на улице. Печка напоминает ту самую печь из сказки, что стоит на дороге, где встречает Аленушку с братцем Иванушкой.

В одном из домов организован музей традиционных костюмов различных родов и племен Бурятии: Цонгольский род, Сартулы, племя Хонгодоров, Хоринские рода, Эхириты, Булагаты. Существуют родоплеменные различия в костюме бурят. Условно буряты делятся на восточные и западные роды относительно озера Байкал. Традиционная религия бурят – шаманизм и ламаизм (буддизм) также вносили свои оттенки. Традиционная одежда бурятского народа, часть его многовековой культуры. В нём отражаются его культура, эстетика и дух. Традиции в национальной одежде бурят связаны, прежде всего, с кочевым образом жизни и суровым континентальным климатом, с резкими перепадами температур. Национальная одежда бурят хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Длина халата была таковой, чтобы закрывать ноги при ходьбе и езде на лошади. Кроме того, на одну полу можно было лечь, а другой укрыться при кочевках. Длительная езда в седле требовала такой одежды, которая не стесняла бы движения седока. Традиционный костюм был идеально приспособлен к условиям быта того времени. Женский костюм отражал возраст, семейное положение и социальный статус своей хозяйки. Скотоводство обусловило выбор материалов, из которых шилась одежда. Костюм изготавливался из меха, шерсти, кожи, шелка.

В экспозицию Бурятского забайкальского комплекса входит войлочная юрта, зимний дом, амбары, хозяйственный навес. Также здесь представлено культовое здание – дуган «деважин» из Тамчинского дацана, в настоящее время оборудованный в качестве выставочного зала, здесь размещена выставка из истории культового зодчества бурят (фотографии, чертежи, схемы некоторых дацанов).

Круглая войлочная юрта — классическое жилище кочевников-скотоводов сухих степей — имела широкое распространение у забайкальских бурят. В мужской половине юрты находились сбруя, орудия труда и оружие, а в женской — домашняя утварь и продукты питания. Традиционный центр юрты – это очаг с таганом, приспособлением для котла. Вверху юрты оставлялось отверстие для выхода дыма. Эта юрта отражает быт бурята-бедняка. Сейчас войлочная юрта переоборудована в застекленные витражные стены, через которые можно посмотреть, не заходя внутрь помещения. Очень удобно и практично вообще то, если учесть, что поток туристов увеличивается год от года, а экспозиции со временем теряют свой внешний вид.

Между двумя комплексами забайкальским и предбайкальским находится два памятника, относящиеся к области религиозных верований забайкальских скотоводов — это ламаистский дуган и молитвенные камни.

Рядом с дуганом находится молитвенные камни (маани шулун) с надписями на санскрите. Если приглядеться, то можно увидеть и «колесо сансары» —  круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в буддистской философии, а также другие символы буддизма. Также рядом с камнями нас встретил «ГУРУ ДРАКУР».  Это деревянная скульптура представляет собой авторскую интерпретацию образа буддийского божества, защитника и уничтожения зла. Он олицетворяет мощь и силу гневных божеств. Бурятия считается центром буддизма в России, колыбель традиций буддийской культуры и искусства в нашей стране. Когда в Забайкалье пришел буддизм, он не отрицал культа местных божеств, а активно их трансформировал и адаптировал. Так народные представления о духах, хранителях местностей могли связываться с гневными буддийскими божествами. Этот образ призван оберегать и защищать людей.

Культовое зодчество бурят связано с распространением ламаизма в конце 17 века из Монголии. Первыми помещениями для ламаистского культа были обычные войлочные юрты, которые перевозили с собой. С переходом на оседлую жизнь, они были заменены на деревянные здания, строившимися русскими плотниками. Деважин-дуган, перевезен из Тамчинского дацана, где являлся одним из 17 малых храмов. Он был построен для размещения в нем модели чистой земли «Рая Сукавати», места обитания Будды Амитабхи. В 1741 году указом царицы Елизаветы Петровны Тамчинский дацан был официально объявлен центром буддизма в России, а с 1809 года приобрел статус Хамбын Хуреэ, т.е. резиденции хамбо-ламы, главы всех бурятских буддистов. Более 130 лет был центром буддизма и буддийской мысли. Здание представляет собой квадратное помещение с загнутыми к верху углами крыш. С фасадной стороны пристроено крыльцо с навесом и перилами. Преобладание желтого цвета не случайно — именно этот цвет считается священным в ламаистской символике. Дуган крашен искусной резьбой по дереву, традиционным приемом декоративного оформления буддийских храмов. Интересно, что краска, покрывающая детали, почти не подверглась влиянию времени. Она по-прежнему яркая. Внутри дугана размещена выставка деревянных резных деталей Янгажинского дацана, центральное место занимает панно «Тунши», выполненное в технике плоскорельефной резьбы. Иллюстрирует сказку о четырех животных, разумно решивших спор о том, как достать плоды с высокого дерева.

С 18 века у восточных бурят появляются зимние усадьбы, построенные по типу русских изб. Одна из них, привезенная из с. Арбижил датируется 1912 годом. Дом-зимник забайкальского бурята представляет собой большое прямоугольное помещение, окна выходят на юг, где менее всего подвержены ветрам. К дому пристроена вторая изба, меньшая по размеру и соединенная с первой холодными сенями.

Дом-зимник зажиточного забайкальского бурята-скотовода. Дом бревенчатый, рублен «в лапу», имеет двойной пол. Двускатная крыша построена на гвоздях. Крытое высокое крыльцо с резными перилами и козырьком-навесом украшают дом. Внутреннее убранство мало чем отличается от убранства войлочной юрты. Новшеством является печь русского образца, условно делящая дом на две части: почетную и хозяйственную, где расположена кухонная мебель, посуда, женское седло с отделкой из белого металла и разная утварь. Мы видим почетную: вдоль стен красуются расписанные сундуки.

В комплекс включен типичный однокамерный амбар рублен в «обло» из 11 венцов. Пол из бревен половинок, дверь ориентирована в южную сторону, защищена навесом. Позднее амбар использовался как летник. Забайкальский отдел знакомит с историей ссылок и каторги этого края. История хозяина этого амбара тоже тесно связана с непростой судьбой, которую испытали на себе жители Бурятии, в годы становления советской власти. За активную деятельность в революционном движении 1905 года был приговорен к расстрелу, который был заменен 10 годами каторжных работ.

Под хозяйственный навес ставились телеги, сани, хозяйственный инвентарь и прочий инструмент.

Русский старожильческий комплекс представляет материальную и духовную культуру самой многочисленной этнической группы населения Сибири – русских старожилов, а именно забайкальского казачества и пашенных крестьян. В комплекс входит усадьба станичного атамана, этапный пункт и дом пашенного крестьянина, построенный в 1881г. Все дома и хозяйственные постройки являются подлинниками (перевезены в музей из разных мест Забайкалья) и представляют собой образцы народного зодчества.

Первые поселенцы 30-40гг 17 века — казаки и промышленные люди несли службу и осуществляли управление краем. Казаки содержались за счет казны. Отсутствие земледелия приводило к огромным расходам на доставку продовольствия. Для развития земледелия и обеспечения продовольствием, на вновь присоединенных землях,  были заселены, в принудительном порядке, крестьяне из беглых помещичьих крестьян и рекрутов. Остроги и заимки постепенно перерастали в поселки, станицы. Первое казачье поселение основано в 1727 году. В 1851 году было создано Забайкальское казачье войско, которое насчитывало 51 тысячу человек.

К сожалению, когда мы были в музее, то дом станичного атамана был закрыт, по непонятным причинам, может быть реставрация. Нам удалось сфотографировать только замечательные ворота усадьбы атамана.

Дом пашенного крестьянина, построенный в 1880 году представляет собой типичную великорусскую постройку первых переселенцев. Это зимовье, т.е. небольшая, довольно низкая изба с тремя небольшими окнами. Входная дверь ведет из холодных сеней в единственную комнату, занятую на 1/3 громадной, неуклюжей, глинобитной печью на фундаменте. Потолок из круглых бревен. Пазы между бревнами проконопачены мхом. Пол не окрашен. Чтобы дольше сохранить такой пол чистым, его посыпали прокаленным, чистым, речным песком. Стены были наполовину выбелены. Мебель состояла исключительно из длинных лавок, прямоугольных столов, полок, завешанных холстиной. Характерной особенностью сибирских крестьянских домов являлась чистота и опрятность.

Следующим идет самый большой комплекс — русский старообрядческий. Нам он понравился больше всего и такого, вы точно нигде не увидите. Старообрядцев, местное население называло «семейскими», за то, что семьи старообрядцев в Бурятии были большими и сплоченными. Они поселились в Забайкалье в XVIII веке после раскола РПЦ на два лагеря. Самых ярых раскольников Екатерина II массово ссылала на отшиб государства, а кто-то, не выдержав притеснений бежал сам. Распахивая целину, выкорчевывая деревья в тайге, старообрядцы превратили Забайкалье в ведущий хлебородный район Восточной Сибири. Они сеяли коноплю, рожь, пшеницу, ячмень, гречиху, овес. Сажали картофель, разводили огороды и даже выращивали арбузы и дыни. Вот что сообщалось о земледельческом таланте «семейских» в одном из официальных губернских источников за 1808 г.: «… неусыпное трудолюбие их и согласие сделали, так сказать, и камень плодородным. Ныне у них лучшие пашни и их хлебопашество составляет им не токмо изобильное содержание, но есть главнейшая опора Верхнеудинского и Нерчинского уездов». Появление первой группы переселенцев-старообрядцев в Бурятии относится к 1765г. Прибыв на места поселения в Забайкалье, старообрядцы обустроились очень быстро — за 3-4 года. «тюльские колонисты», которые только недавно были переселены из европейской России, уже имели дома и надворные постройки. Часть исследователей, объясняет это чудо «великой общинной сплоченностью», «умением трудиться день и ночь». Для семейских характерен культ чистоты — духовной и физической. Это было присуще им в религиозной жизни, в быту в отношении к пище и посуде. Чистоте помыслов соответствовала чистота тела, жилища, одежды. В связи с этими требованиями существовали запреты иметь общение с мирскими (инаковерующими) «в ядении, питии и любви». Но в этом запрете заключалась чисто гигиеническая мера. Надо отметить, что родственные связи семейские хорошо знали и соблюдали. Браки между родственниками у них были запрещены до 8-го колена. Не было кровосмешения. В 2001 году культурное пространство и устная культура «семейских» староверов Забайкалья первыми в России признаны ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества. В 2010 году в Бурятии насчитывалось 26 семейских.

Старообрядческий комплекс впечатляет туристов постройками, срубленными в традициях деревянного зодчества. Эта экспозиция выполнена в виде традиционной односторонней улицы, на которой расположены дома старообрядцев, сосланных в Сибирский край в ХVIII веке. Здесь представлены дома крестьян разного достатка: дом — «связь» зажиточного крестьянина, изба крестьянина-ремесленника, дом богатого старообрядца-торговца. В комплекс входит также культовый объект древлеправославной веры — часовня беспоповцев. Отличительные черты домов «семейских» — высокое крыльцо, округлые углы внутри помещения, массивная матица, потолок из круглых брёвен, колотые пополам брёвна на полу, богато украшенные ворота и ставни.

Масляной краской окрашивали окна, двери, плинтусы, крупными стилизованными цветами расписывали стены, потолок, перегородки. «Семейских» отличала их неистребимая потребность в красоте, которая внешне выражается в яркости и буйстве красок. Они хотят, чтобы «браво было» во всем: в одежде, в украшении, в утвари, в резьбе по дереву и в росписи домов. Главное украшение комплекса — это уникальные ворота с прилегающими к ним полотнищами забора. Ворота, калитки и заборы сплошь покрыты рельефной резьбой и богато раскрашены. Украшению ворот старообрядцы придавали большое значение, так как по ним судили о достатке хозяина.

Двухэтажный дом богача вывезен из села Куйтун. Именуется как «Дом Борисова» — это дом-«связь» шестистенок с высоким крыльцом. На первом этаже в высоком подклете, по одну сторону сеней, находилось торговая лавка, по другую склад. В сенях также помещалась кладовая. На втором этаже жила семья. Четыре жилых комнаты отапливались двумя печами. Здесь воссоздали быт богатого старовера. Горница считалась праздничной частью дома, здесь принимали гостей, иногда жили в летнее время сами, совершали религиозные обряды, так как там стояло большое число старообрядческих икон. Вторая часть «связи» — жилая изба. Здесь проводили большую часть времени, работали, готовили пищу, спали. Примечательно то, что все экспонаты выставлены под стеклом, а в некоторых комнатах просто оградительной веревочкой. Это сделано для большей сохранности уникальной экспозиции. Все манекены сделаны и одеты очень правдоподобно. Создается впечатление, что находишься в жилом доме и заглянул посмотреть в гости.

Одна из характерных особенностей интерьера «семейских» — яркая роспись лавок, кадок для воды, наличников, посуды. Комнат у зажиточных в доме было много и каждая украшена массой красивых предметов.

В избе и горнице стоит мебель простая, самодельная: стол, покрытый домотканой скатертью, диван, кровать, сундук, шкаф с посудой. Помимо глиняной и деревянной посуды здесь представлена стеклянная и фарфоровая, что было большой редкостью в крестьянских деревнях прошлого века и говорят о зажиточности хозяина. Особое место занимает жилая кухонная зона, где хозяйка за столом месит тесто, а в это время рядом на лавке лежит дочка, а на печи маленький сын. Очень душевно и по -домашнему уютно.

Кровати аккуратно застелены шитыми покрывалами, очень ныне популярным способом шитья — Пэчворк, это когда шьют из различных маленьких лоскутков ткани. Получаются очень интересные и оригинальные вещи. Была очень удивлена увидеть это в музее, так как сама увлекаюсь такой техникой шитья, поэтому обратила на это особое внимание.

Торговая лавка находится на первом этаже, освещалась через окна и отапливалась печью. Здесь тоже интересно оформлено с ростовым манекеном. Все выглядит очень правдоподобно, и по — настоящему, как будто зашел в действующую лавку что то купить. Продавали всё самое необходимое в хозяйстве: от посуды до инструментов, всё можно было купить в одном месте. Все предметы исторические и числятся в музейном фонде, как экспонаты музея.

К дому Борисова вплотную примыкает заплот, простые ворота и дом Красикова, перевезенные из села Барыкино-Ключи. В усадьбе бедного крестьянина ремесленника Красикова на переднем дворе находится дом несложной планировки с сенями, чуланом и крытым крыльцом. Главной в интерьере избы была печь, расписанная узорами. Эта часть комплекса состоит из жилого дома, однокамерного амбара с сусеками для хранения зерна и кузницы, а также орудий труда. Дом состоит из прямоугольного, почти квадратного в плане, жилого помещения с печью, сенями, с чуланом – «казенкой» и прируба крытого крыльца

Усадьба крестьянина-середняка. Дом- «связь», вывезенный из села Надеино, в нем имеются все предметы быта и орудия труда, характеризующие образ жизни старообрядцев крестьян-середняков. «Связь» — трехкамерное жилище, состоящее из горницы и избы, разделенных сенями. Двухскатная крыша покрыта драньем. Края крыши упираются в желоба. Одностворчатые ставни с уличной стороны расписаны цветками, птицами и оленями.

Много места  в доме занимают предметы женского ремесла – ткацкие станки, чесалки, прялки.  Кроме дома в жилом дворе находится амбар, кузница и два станка. Под навесом собраны почти все основные предметы хозяйственного назначения: сохи, плуги, бороны, веялки, молотилки, и т.д. Посмотрели мы как жили бедные и средние крестьяне — ремесленники и что то так тоскливо стало. Сейчас так живут богатые бизнесмены, наверное, и то не все. Интерьер в доме опять оживает с помощью манекенов, все очень достойно оформлено и выглядит просто шикарно. Воссоздано всё, до мелочей, даже кошка, лежащая на тканых половичках у ног хозяйки. Муляжи на столе, готовой выпечки к чаю с самоваром и вареной картошкой с рыбой, ждут гостей. Молодцы, реставрационные работы проведены замечательно. Приятно быть в таком музее. Но вернемся к дому. Украшают избу и так называемые «карманы» — настенные подушечки — коврики, разделенные ленточками на несколько равных частей. Раньше они служили для хранения мелких предметов, например, иголок, ниток.

Усадьба крестьянина ремесленника делилась на три части: ограда, скотный двор и огород. Во дворе, обнесенном глухим забором (заплотом), расположены амбар, сарай-завозня, зимовье, где зимой держали новорожденных телят, поросят и кур. Под навесом собраны почти все основные предметы хозяйственного назначения: сохи, плуги, бороны, веялки, молотилки, и т.д. А также средства передвижения: зимняя кошевка, предназначенная для поездок в гости, телеги и множество других орудий труда и инструментов.

Скотный двор был просторным и чистым, животные ухоженные и сытые. Так выглядело приусадебное хозяйство с большой территорией, для выгула животных.

Ещё один объект остался не освещенным, это баня, не просто баня, а баня по-черному. Многие слышали об этом, но ни разу не видели. Баня по-черному – это один из видов традиционной русской бани, где под воздействием высоких температур, открытой печной топки, без дымохода, воздух становится стерильным, как в операционной, а все поверхности парилки закопченными, черными. Дым проходит сквозь камни печи. Он не выводится через дымоход, а просачивается сквозь микрощели строения. Баня по-черному давно широко не используется из-за своего неэстетичного вида, уступив место своему «белому собрату». Однако, на самом деле она обладает даже большим количеством преимуществ. … Тем не менее, польза парения в такой избенке была запредельной. Я тоже увидела это впервые, поэтому было интересно узнать и увидеть своими глазами, как это выглядело.

Наша экскурсия завершается и мы переходим к Городскому комплексу, посвященному Верхнеудинску (ныне столице Бурятии городу Улан-Удэ). Возникший в 1666 году при впадении Уды в Селенгу как острог, очень быстро разросся и стал именоваться городом. Улицу городского комплекса образуют несколько зданий, построенных в начале ХХ в. Типичной постройкой этого времени в г. Верхнеудинск являлся Доходный дом коридорного типа, что позволяло владельцу сдавать внаем отдельные части дома и комнаты.

Памятником архитектуры дореволюционного Забайкалья является дом Танских. Семья Танских (врача) проживала в этом доме с 1913 до конца 1970-х годов. Tyт пpинимaли гocтeй и пpoвoдили чacтнyю мeдицинcкyю пpaктикy. Ho пocлe cмepти мyжa Eкaтepинa Aлeкcaндpoвнa в 1976 гoдy дapит cвoй дoм миниcтepcтвy кyльтypы, кoтopoe в 80 гoдax пepeвoзит eгo из цeнтpa гopoдa, cюдa в Этнoгpaфичecкий мyзeй. C тex пop былo пpeдпpинятo нeмaлo пoпытoк пpoвecти здecь peкoнcтpyкцию, нo yдaлacь oнa лишь чeтыpe гoдa нaзaд. И тeпepь, вce З60 квaдpaтoв здaния дышaт эпoxoй тoгo вpeмeни. В комнатах восстановлен интерьер городского дома начала ХХ в., представлена богатая экспозиция предметов, отражающих увлечения хозяина дома и профессиональную деятельность.

Улицу городского комплекса образуют несколько зданий, построенных в начале ХХ в. Среди них двухэтажный жилой дом, примечательный совмещением архитектурных приемов XIX и начала ХХ вв. Его объемно-пространственная композиция традиционная для городского жилого дома, дополнена богатой и разнообразной обработкой  всех элементов фасада. Обшивка стен, карнизов, наличников балкона и вход украшены своеобразной пиленой ажурной резьбой. Богатая декоративная обработка выполнена в новых приемах, получивших широкое распространение после сооружения Транссибирской железнодорожной магистрали.

Двухэтажный особняк с мезонином, разделенный на две части парадным крыльцом с навесом, опирающимся на точеные колонны, замыкает городскую улицу. Фронтон мезонина, карниз, колонны мезонина особняка богато декорированы резьбой. Построен в 1900 году и принадлежал чиновнику. В доме находится экспозиция традиционного интерьера дома зажиточного горожанина начала XX века. В настоящее время в нем располагается администрация музея.

Двухэтажный особняк с мезонином, разделенный на две части парадным крыльцом с навесом, опирающимся на точеные колонны. Комнаты в доме небольшие, обстановка скромная. Наши нынешние чиновники живут куда богаче и роскошнее.

Частью городского квартала является старообрядческая Никольская церковь, перевезенная в 1971 г. Главной  достопримечательностью храма выступает иконостас площадью 46 кв. м., в котором иконы размещены в 6 ярусов. Рядом с церковью восстановлена часовня, стоявшая на кладбище Старого Селенгинска у Спасского собора, построенная, примерно в конце XVIII в.

В советский период, в связи с насаждением атеизма и разрушению церквей, было уничтожено 81 молитвенное здание, сопровождаемое репрессиями. Многие из потомков старообрядцев стали безбожниками. Исследователи называли субобщину «семейских» — общиною общин. Она была необходимой формой хозяйствования, отстаивала экономические интересы крестьян, оказывала влияние на нравственно-психологические нормы труда и быта. Ведя более правильную жизнь, не злоупотребляя вином, табаком, распутством, «семейские» дали краю крепкий, здоровый, сильный и красивый тип населения. «Семейские» долго не признавали светскую грамотность, писали на старославянском языке, обучали ему детей. Последователи старой веры, природные земледельцы, обладая большим сельскохозяйственным опытом, крепкой общиной, сплоченностью и поразительным трудолюбием, через короткое время заслужили признание, а места их поселения стали житницами края. Старообрядческие семьи характеризовались крепостью и верностью сторон в браке. Разводы были крайне редки. Для старообрядцев характерен культ чистоты духовной и физической. Чистоте помыслов соответствовала чистота тела, жилища, одежды. Существовали запреты на общение с мирскими (инаковерующими) в еде, питии, любви (Законы Рита). Воспитание детей шло о представлении красоте и гармонии в природе, разумно устроенной Богом, любовь к красоте, труду и опрятности народа, костюму, фольклору, пению. Всё это создавало известную гармонию отношений, уверенность в правильности выбранной предками старой православной веры, обычаев, каждый из которых имел свой глубокий смысл. Формировало духовно-психологический комфорт в семье, в общине, в купе с трудолюбием — возвышало «семейских». Они не делали различия в названии своей веры: «староверы» либо «старообрядцы», но своей жизнью показывают пример сохранения традиций своих предков.

Почему я так долго остановилась на теме староверия, просто потому, что мне это тоже близко по Духу. Я тоже считаю, что это та, единственная вера предков, которая не противоречит жизни людей в гармонии с  природой. Ощутить счастье быть рожденными детьми Божьими, мерилом всему является совесть, а не его рабами, живущими в страхе за совершённые  и незавершённые грехи. Это было лирическим отступлением.

Подводя итог нашему очень большому путешествию по этнографическому музею, хочется, чтобы все приезжающие в Бурятию туристы, обязательно побывали в этом музее, познакомились с историей не только края, а части своей Родины, в которой мы все совместно проживаем. Со дня открытия Этнографический музей пользуется огромной популярностью у населения республики и ее гостей. Интерес к музею не ослабевает с течением времени. Создание новых экспозиций, выставок, организация фольклорных праздников, массовых мероприятий, анимационных программ и, наконец, всеми любимый «Уголок живой природы», открытый в 1976 году – все это привлекает посетителей разных возрастных и социальных групп.

Сегодня Этнографический музей народов Забайкалья занимает важное место в культурном пространстве Бурятии. Он является хранителем культуры края, местом встречи и взаимообогащения ушедших и современных культур, где каждый посетитель сможет не только окунуться в атмосферу прошлого, но и попробовать свои силы в национальных видах спорта, принять участие в анимационных экскурсиях, просто провести отдых с семьей на свежем воздухе. Музей становится уникальным по своей универсальности и общедоступности узлом культурных коммуникаций с должным уровнем предоставления музейных услуг.

Друзья, важно помнить о том, что иногда нужно позволить себе расслабиться и просто без спешки прогуляться, наслаждаясь свежим воздухом. Ведь прогулки на свежем воздухе – это отличный вариант для встречи с друзьями или уединения и наведения порядка в своих мыслях и чувствах.

Отличное место, чтобы окунуться в быт наших предков. Можно узнать много познавательного и интересного. Ощутить гармонию, в которой наши предки находились с окружающим миром! Тут приятно погулять не торопясь, вдыхая свежий воздух, насыщенных сосновым ароматом. Для детей есть специальных уголок, где можно покататься на атракционах. Это одно из тех мест, которое обязательно рекомендую посетить всем гостям Улан-Удэ, чтобы иметь более полное представление об истории, культуре и быте народов, живущих на территории современной Бурятии (буряты, эвенки, казаки, старообрядцы…). Закладывайте побольше времени для посещения, чтобы не торопясь обойти весь музей, заглянуть в каждый дом, юрту.

Этнографический музей — своеобразный микс древней культуры и контактного зоопарка. И все это чудо практически в черте города. Здесь часто проводятся различные этнографические массовые мероприятия. Советую при посещении Улан-Удэ включать в обязательную программу посещений.

Друзья, это был только первый день нашего путешествия по Бурятии, а завтра мы отправляемся в другую, не менее интересную экскурсию на Байкал. Продолжение следует…

Поделиться:

Post Author: admin

Добавить комментарий