Вербное воскресенье.

История возникновения праздника необычайно интересна и окутана преданиями.

Итак, Вербное воскресенье… Существует две версии его зарождения. Одна из них — христианская. Она гласит, что именно в этот день Иисус Христос верхом на осле впервые въехал в город Иерусалим. Как всё начиналось?

…В 30 году нашей эры дальние и ближние окрестности города Иерусалима взбудоражил слух о некоем страннике, творящем такие чудеса, как исцеление неизлечимо больных и даже воскрешение мёртвых!

Говорили, что ослепшие снова начинают видеть, а прокажённые заново обретают здоровую кожу. И самое обсуждаемое невероятное событие – это воскрешение некоего Лазаря, умершего четыре дня назад, но вышедшего из склепа живым и невредимым. Конечно же, все эти чудеса творил Иисус, прозванный в народе Спасителем и Мессией.

Земное служение Христа длилось уже несколько лет. Люди удивлялись Его учению, поведению, бросающему вызов обществу, и многочисленным чудесам.
Христос отпускал людям грехи, тем самым исцеляя бесноватых, слепых, хромых, расслабленных. Были даже три случая воскрешения мертвых. Первый раз он вернул к жизни сына наинской вдовицы, которого уже собирались похоронить, потом «пробудил от сна» двенадцатилетнюю дочь начальника синагоги Иаира.
Третий случай принципиально отличался от всех предыдущих. Его мы и вспоминаем в субботу накануне Входа Господнего в Иерусалим. В этот день Иисус воскресил Лазаря, родного брата Марии и Марфы.
Ученики известили Иисуса о болезни Лазаря, которого Тот называл Своим другом, но Он специально не шел навестить и исцелить недугующего. Лишь через несколько дней, зная, что друг Его уже мертв, Христос с учениками приходит в Вифанию, где жили Марфа и Мария. Две сестры в разное время, не сговариваясь, встречали Его одними и теми же словами:
Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.

Как и апостолы, Марфа и Мария знали, что перед ними не просто пророк, а сам Сын Божий. Но у них и в голове не укладывалось, что Христос может оживить их брата, который уже четверо суток лежит в гробу, обвитый погребальными пеленами. Бездыханное тело уже начало разлагаться. Поэтому когда Иисус просит отвалить камень для входа в пещеру, Марфа предупреждает:
Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.
На что Сын Божий отвечает:
Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?
Иисус зашел в пещеру и сотворил неслыханное доселе. Он произнес лишь три слова: «Лазарь! Иди вон».

И его друг, завернутый в погребальную ткань, четыре дня пробывший в аду, от которого несло трупным запахом, вышел навстречу сестрам и всем присутствующим. День памяти этого действительно чудесного события почитается Православной Церковью как Лазарева суббота.

Согласно Преданию, Лазарь после воскрешения прожил еще 30 лет, служа епископом на острове Кипр. Церковь еще называет его «четверодневным», ведь именно столько дней он был мертв, что в то время фактически отождествлялось с пребыванием в аду. Говорят, что Лазарь, переживший шок загробной жизни, за всю свою земную жизнь больше ни разу не улыбнулся.
Великое чудо — воскрешение Лазаря — происходило в селении Вифания, недалеко от Иерусалима. Поэтому на следующий день Христос и отправился в Иерусалим. Поскольку весть о брате Марфы и Марии быстро разнеслась по околицам, Христа так торжественно принимали в городе. Доселе никто из пророков не мог совершить ничего подобного.

У Сына Божьего в кратчайшие сроки появляется огромное количество последователей и учеников, которые несут добрую молву о своём Учителе. Простой люд видит в Иисусе своё светлое будущее, а главное – свободу от поработителей-римлян.

Однако власть Иерусалима по понятным причинам не разделяла предвкушение счастья и радостных ожиданий – и немудрено. Появление Мессии пошатнуло бы, а то и напрочь уничтожило бы удобный для них порядок.

И вот наступил тот день, которого так страшились правители Иерусалима — Иисус решил посетить столицу Иудеи. При этом Спаситель, который обычно передвигался пешком, вдруг попросил своих последователей привести ему из ближайшего поселения молодого осла, на которого не садился ни один человек. Когда просьба Иисуса была выполнена, на ослика постелили его одежды, заменив ими седло, и Спаситель направился к главным воротам Иерусалима.

Если бы в город входил какой-то земной правитель, то он явно прибыл бы на белом коне, в дорогом убранстве, с гордо поднятой головой и в окружении почета. Но Христос ведет Себя как Царь, но не от мира сего. Поэтому вход Господень в Иерусалим выглядит так скромно: кроткий Спаситель въезжает на молодом осленке.

По тем временам и традициям въезд на осле сквозь врата города говорил о мире и исключительно благих намерениях прибывшего, в то время как гость, приехавший на коне, символизировал начало войны. Именно поэтому Сын Божий выбрал осла – таким образом он хотел показать, что пришёл с миром и без злого умысла.

Это был триумфальный въезд! Ликующие люди, не скрывая радости, устилали путь Спастеля листьями пальмы и своими одеждами, показывая таким образом свою безграничную любовь и высочайшее уважение к Сыну Божьему. За осликом, несущим на своей спине Мессию, бежали дети, девушки и женщины, размахивающие пальмовыми ветвями, символизируя высочайшие почести. Поэтому Вербное воскресенье (история праздника связана не только с религией, но и (косвенно) с географическим положением и климатом Израиля, из-за чего его ещё называют Пальмовым воскресеньем) означает Вход Господень в Иерусалим, ибо в своём Сыне в городе побывал сам Бог-Отец. Сам же праздник — это символ того, что израильский народ поверил в Иисуса и признал его Мессией, Спасителем, чьё призвание — сделать мир лучше, добрее и гармоничнее.

Увы, спустя всего четыре дня всё тот же ликовавший народ будет исступлённо требовать от Понтия Пилата жестоко распять того, кого сами же прозвали Мессией и Спасителем рода человеческого.

В России этот праздник называется Вербное воскресенье. Это связано с тем, что на Руси никогда не произрастали пальмовые деревья, в то время как палестинский климат непригоден для милой русским людям вербы. Православный вариант предполагает вместо пальмовых листьев использовать веточки вербы из другого, языческого обряда, который существовал на Руси в дохристианские времена.

Как уже было упомянуто, история праздника Вербное воскресенье имеет две версии возникновения. Вторая из них уходит во времена язычества. А если точнее — берёт своё начало в древнем славянском празднике под названием Вербохлёст. Чем же связаны между собой Вербное Воскресенье, история праздника, язычество?

Дело в том, что Вербохлёст — это праздник оплодотворения. В язычестве близкие отношения между мужчиной и женщиной не считались грехом, а как раз наоборот — воспринимались как проявление Божественного акта, в результате которого появлялись дети. Из детей вырастали сильные воины, трудолюбивые пахари, будущие матери и хранительницы очага, лекари и учителя. Одним словом, чем больше было детей, тем больше у народа было шансов на благополучную жизнь.

Почему именно верба, а не слива или, например, яблоня? Дело в том, что для наших предков верба являлась символом быстрого роста, могучей силы, воли к жизни и, конечно, плодородия. И немудрено — именно верба выбрасывает почки и расцветает первой среди всех растений.

Когда на Руси появилось христианство, языческие идолы были отвергнуты и со временем забыты. И тем не менее история праздника Вербное Воскресенье поневоле возвращает нас в те далёкие времена.

Когда именно празднуется Вербное воскресенье? История праздника напрямую связана с праздником Пасхи, и отмечается за неделю до её наступления, сразу после Страстной Недели. Поскольку Пасха тоже наступает каждый раз в разный день, то и Вербное Воскресенье приходится на разные даты.

Важно помнить, что традиция освящать ветви — это лишь благочестивое дополнение к празднику. Но оно лишается смысла, когда люди заменяют веру и молитву лишь исполнением ритуала.

Поделиться ссылкой:

Post Author: admin

Добавить комментарий