Бурятия — экскурсия в галерею Льва Бардамова (часть2).

В первой части своего рассказа, мы побывали в двух залах галереи. Теперь мы переходим в третий зал, который посвящен Буддизму в Бурятии. Буддизм относится к числу древнейших мировых религий. Его основоположником принято считать принца Сиддхартху Гаутаму, жившего в Древней Индии в VI веке до н. э. В 29 лет он отказался от своего богатства и добровольно ушёл из дворца. Став отшельником, Гаутама посвятил себя размышлениям о смысле жизни, в результате чего стал просветлённым (Буддой). Сегодня буддизм — это не просто религия, это ещё философия. Боги буддизма как таковые отсутствуют, но есть учение Гаутамы.

Буддизм — религия без Бога. И сегодня миллионы людей поклоняются мудрости Сиддхартха. Его преданность идее о высшем предназначении человека, вдохновляет искать свой собственный путь, заниматься самопознанием и развиваться духовно. Сиддхартха наглядно продемонстрировал на своем примере, что материальные ценности ничего не значат, ведь на самом деле все основано на любви.

История буддизма в Бурятии неразрывно связана с Тамчинским дацаном. История самого дацана намного острее и драматичнее других, потому, что он был центром сосредоточия своего времени, по своему положению и значению. Тамчинский (Гусиноозерский) дацан был основан в середине XVIII века. Это был один из первых буддийских монастырей на территории современной Бурятии. Более столетия он был центром буддизма в России; в годы расцвета в нем служило 900 монахов, здесь была резиденция Пандито Хамбо-ламы, официального главы буддистов России. В 1741 году был официально объявлен центром буддизма в России царицей Елизаветой.

В 1861 году при монастыре открылась религиозно-философская школа для подготовки духовных кадров, в значительной степени соответствовавшая образовательным стандартам, принятым в Тибете и Монголии того времени, что, по мнению специалистов, сняло проблему острой зависимости бурятских лам и мирян от наставлений со стороны зарубежных Учителей Дхармы. В Забайкалье появились собственные буддийские учёные высокого класса. Гордостью дацана считалась своя живописная школа и столярная мастерская. Все работы выполнялись вручную. На протяжении многих лет Тамчинский дацан был центром искусств, ремёсел, книгопечатания и медицины. Здесь работали мастера по дереву, папье маше, писались иконы — танки, т.е. на ткани минеральными красками.

Искусство танки в буддизме — это создание живописи на холсте, где прорисовывается каждая деталь, каждая мелочь. Понятие «танка», или, как его ещё называют, «тханка», восходит к тибетскому языку и в переводе означает «свиток», «письмо», «икона». Такие разнообразные толкования не противоречат друг другу: танка – это живопись с религиозным мотивом на ткани, своеобразная икона. Выполненные на холсте небольшой толщины, они легко сворачиваются в свиток. Существует мнение, что они в первую очередь создавались для кочевников-буддистов, которым при перемещениях с места на место, нужно было упаковать свои вещи как можно более компактно. Так кочевые народы могли без проблем совершать буддийские обряды даже при частых переездах.

Яркий след в истории Тамчинского дацана оставил Даша-Доржо Итигэлов, о котором сложено немало легенд.  Именно Даша-Доржо Этигелов, после вступления в должность, указал место, где были спрятаны личные вещи Пандито Хамбо ламы Заяева. Для всех это стало неоспоримым доказательством того, что новый Пандито Хамбо лама является перерожденцем первого. Весной 1911 года в Резиденции Хамбо ламы (Тамчинский дацан) его выдвинули из числа десяти кандидатов на пост Пандито Хамбо ламы — главы буддистов Восточной Сибири, в его ведомстве было 34 дацана. Находясь на посту Хамбо ламы Д.Д. Итигэлов прилагал большие усилия не только для лечебной деятельности среди верующих и мирян, но и для просветительской деятельности, особенно в деле издания религиозной, светской литературы. Он был инициатором постройки новых Чойри и Деважин дацанов. Уйдя с поста Пандидо Хамбо ламы в 1917 году Итигэлов приложил немало усилий для сохранения и предотвращения погромов дацанов в переломные годы истории нашей страны. 15 июня 1927 года Хамбо Итигэлов в состоянии медитации ушёл из этой жизни. В позе лотоса, в которой Хамбо лама находился во время медитации, тело поместили в саркофаг и захоронили. 11 сентября 2002 года в Иволгинском дацане состоялось вскрытие саркофага. Спустя 75 лет после захоронения тело великого ламы осталось нетленным. Драгоценное Нетленное Тело которого, сегодня, является одной из трех святынь российского буддизма, наряду с Зандан Жуу и Атласом тибетской медицины.

В истории Тамчинского дацана как в зеркале отразилась история нашей страны. В середине тридцатых годов прошлого века волна гонений нахлынула и на главный буддийский монастырь республики. Следы тех смутных лет гулаговского периода до сих пор хранят стены священных храмов. Десятилетия, с подачи безбожной власти, продолжалось мрачное время в истории дацана, когда он подвергся грандиозному разрушению и разграблению — даже несмотря на то, что в 1960 году стал памятником архитектуры федерального значения. Лишь только с начала девяностых годов прошлого века один из крупнейших дацанов Бурятии словно обрел вторую жизнь. Здесь находятся печати 6 дацанов, а также другие атрибуты тех дацанов, которые не уцелели, во времена антирелигиозной борьбы.

В 1930-х годах шедевр бурятской архитектуры Тамчинский дацан оказался под угрозой уничтожения. Часть его имущества была передана краеведческому музею, остальное нещадно разграблялось. Постройки дацана приспосабливались под различные хозяйственные нужды, а то и просто разбирались на дрова.  Здание факультета Чойры перестроили под лазарет для заключенных, позднее в нём разместили инкубаторно-птицеводческую станцию. Сумэ Аюши было отдано под квартиры, позже — под свинарник. Дуган Мамба перестроили для проживания рабочих-строителей, дуган Курукула — под столовую, дуган Сахюусан передали сельхозтехникуму для сноса и т. д. Здания дацана постепенно приходили в упадок, ветшали, активно растаскивались доска за доской. Были разрушены Субурганы и Барабаны Хурдэ, исчез Оленный камень – «Алтан Сэргэ». Только в самом начале 1990-х годов местные школьники, в фундаменте одного из строений, обнаружили обломок с каким-то изображением. С помощью специалистов из Улан-Удэ удалось извлечь все фрагменты стелы, реставрировать и вновь установить на территории дацана. Оленному камню «Алтан Сэргэ» (Золотая коновязь), который являлся непременным атрибутом Мистерии Цам, более 3300 лет.

Тамчинский дацан – второй среди бурятских дацанов после Иволгинского, который 17 июля 1991г., в год 250-летия официального признания буддизма Российским государством, 250-летия самого дацана. Восстановленный и возрожденный дацан посетил Его Святейшество Далай-лама XIV. В присутствии многих тысяч верующих он совершил торжественный молебен. Это были незабываемые дни для всех верующих… Современная история Тамчинского дацана складывается из событий и деяний, направленных на возрождение и сохранение духовных традиций бурятского народа. Он овеян той славой, которая, несмотря на трагические события, по сей день притягивает к себе людей разных поколений и вероисповеданий, ученых и политических деятелей.

В этом зале имеются работы Максима Цоктоевича Гомбоева — человека большого таланта, мастера Буддийской деревянной скульптуры. Он является последователем и продолжателем традиций бурятской традиционной школы резьбы по дереву, основоположником которой являлся прославленный скульптор Санжи-Цыбик Цыбиков. Среди его работ скульптуры из древесины кедра с росписью минеральными красками – Хан Гаруда, Манжушри — Бог интеллекта и др.

Если сравнить с такими великими людьми своего времени, как у французов — Леонардо да Винчи — имеющий не только художественный талант, но и в первую очередь инженер, учёный, изобретатель.  У итальянцев — Микеланджело — скульптор, художник, архитектор, поэт и мыслитель. У Бурят — это великий лама, художник, скульптор — Санжи-Цыбик Цыбиков. На сегодняшний день его мастерство ещё никто не превзошел. С раннего детства Санжи лепил фигурки божеств, людей и животных. Материалом для юного скульптора служило всё, что имелось под рукой. Даже коровьи лепешки годились для лепки! Когда Санжи-Цыбику исполнилось 7 лет, его отдали учиться в Янгажинский дацан. На рубеже XIX – XX веков, когда происходили эти события, Янгажинский дацан достиг вершины своего расцвета.

При этом дацане работала школа, готовившая священнослужителей различных направлений. Имелся и философский факультет, которым руководил Даши-Доржо Итигэлов. И Санжи-Цыбик, привлечённый желанием узнать буддийскую мудрость, а также незаурядной фигурой его руководителя, стал учиться философии.

В те времена бурятская философская школа уже возникла, успев заявить о себе в Тибете и Монголии. А вот национальной школы искусства ещё не существовало. И Санжи-Цыбик Цыбиков, имевший талант художника, решил посвятить свою жизнь развитию национальной школы буддийского искусства. Санжи-Цыбик освоил все виды ремёсел, составлявшие пантеон буддийских искусств: живопись, скульптуру, декоративную резьбу, художественную роспись и строительство культовых сооружений. Такое было под силу лишь высокому перерожденцу, скопившему опыт в веках и пришедшему в мир оказать помощь своему народу.
Чтобы поднять на должную высоту буддийское искусство и увлечь им людей, необходим был не только талант художника, но и большие организаторские способности. В случае с Санжи-Цыбиком именно так и произошло. Окружённый своими многочисленными учениками, Санжи-Цыбик создал школу так называемых Оронгойских мастеров, слава о которой разнеслась по всему буддийскому миру.

В частных коллекциях, кроме галереи Льва Бардамова, нет ни у кого работ самого Санжи-Цыбик Цыбикова. Здесь же можно воочию увидеть работу великого мастера, сделанную из папье маше и дерева — это Лхамо — Сахюса — покровитель буддийского веры и учения всех живых существ. Трон и пьедестал выполнены из дерева, а само божество — из папье маше. Это божество гневного вида, взявшее клятву защищать Учение Будды. То есть гневным является их внешний вид, но не внутренний, это надо разделять и понимать. Это защитник, защищающий нас от невзгод.

Следующий экспонат галереи — Падмасамбхава или Гуру Ринпоче – тантрический йогин, великий мистик, махасиддх, считающийся основоположником тантрического направления Ваджраяны и основателем тантрического буддизма в Тибете. К заслугам Гуру также приписывают создание Камы – линии передачи знаний от учителя к ученику. Ему принадлежит идея передачи скрытых учений «терма» и рождение традиции распознавания реинкарнаций.

Предсказание о появлении Падмасмбхавы есть в «Сутре великой Нирваны», написанной Буддой Шакьямуни: «Спустя восемь лет после моей Паринирваны ждите появления удивительного существа. Его будут звать Падмасамбхава, он волшебно родится в цветке лотоса и станет Совершенным Учителем. За свою жизнь он сможет принести великие блага многим существам, распространяя учение об истинной природе, он будет легко усмирять непокорных людей, демонов и духов»…

Магия Падмасамбхавы символична. Ее суть состоит в следующем: нет ни одной составляющей человеческого сознания, которую можно считать лишней или ненужной. Отрицательные эмоции и энергии – зависть, печаль, ненависть, жадность, гнев, лень, обида, уныние – как раз и есть демоны сознания. И они изначально имеют просветленную суть. Сила Учения необходима для того, чтобы придать демонам другую форму, поменять их начало, тем самым превратить яды, отравляющие жизнь человека, в лекарства. Вот такая символичная интерпретация магии Падмасамбхавы существует сегодня.

Тамчинский дацан был одним из немногих монастырей Забайкалья, где проводилась буддийская мистерия «Цам». Фрагменты одного из последних Цамов в Тамчинском дацане были запечатлены в 1928 году во время съёмок художественного фильма В. И. Пудовкина «Потомок Чингисхана», получившего популярность за пределами СССР — в Европе, где он шёл под прокатным названием «Буря над Азией».  Где главную роль сыграл первый профессиональный бурятский киноактер Валерий Инкижинов, и где запечатлены прекрасные виды Иволгинской долины. Именно здесь велись натуральные съемки, именно этот архитектурный ансамбль стал фоном церемониального буддийского танца мистерии Цам.  Против киносъемок тогда возражали ламы дацана. Уговорить их помогло режиссеру правительство Бурятии. Ныне уникальные кадры церемонии Цам бесценны.

Буддийская мистерия Цам проводилась в монастыре до конца 1920-х годов. Дацаны России восстанавливают мистерию Цам в течение последних лет. Цам Докшитов, который прошел в Тамчинском дацане в дни 270 – летнего юбилея дацана. Это танец, исполняемый ламами, которые маскируются с помощью больших масок докшитами — защитниками буддийской веры в их гневных воплощениях. Вместе с шанаками /ламами-созерцателями/, выступающими без масок, но в соответствующем одеянии, они совершают по кругу религиозный танец. По одной из версий, корни обряда уходят в древние шаманские практики. А его главная цель — показать присутствие божества на земле и отдалить злых духов от последователей учения Будды. Цам проводится во дворе дацана. Полный ритуал может длиться около шести часов. Однако в этом виде он пока не восстановлен.

Проводившаяся раз в году в Тамчинском дацане грандиозная мистерия «Цам»  – театрализованное костюмированное представление – имела сокровенный, тщательно скрываемый от непосвященных религиозный смысл и в то же время была рассчитана на многолюдную аудиторию. В Тамчинском дацане традиция проведения хурала Цама докшитов – хранителей веры в гневном воплощении – соблюдалась весьма строго. Это пышное богослужение совершалось один раз в год в начале июля. Монастырские художники и мастера по изготовлению одежды, жившие при монастыре, делали маски богов, животных, птиц, шили разнообразные и сложные костюмы для персонажей мистерии.

Многие исследователи, наблюдавшие в свое время представление «цама» в монастырях Тибета, Монголии и Бурятии, не скрывали того, что им не удалось проникнуть в его содержание, что в беседах с ними, ламы тщательно скрывают тайну мистерии. Тайный смысл «цама» остается до сих пор не раскрытым, им владеют лишь ламы самого высокого посвящения, а традиция проведения «цама» в бурятских дацанах, к сожалению, утрачена. Последний «цам» в Бурятии был проведен в Тамчинском дацане в 1931 году.

До прихода русских, которые принесли с собой православную веру, до прихода буддизма с границ Монголии, в Бурятии исповедывали  шаманизм. Шаманизм – одна из основных религий Бурятии. В основе шаманизма лежит вера в Духов и культ почитания предков, корней, священного огня и Природы-Матери. От имени общины или рода с Духами «общается» шаман – человек с особыми способностями и силой. Он является посредником между материальным и духовным миром. Несмотря на то, что шаманизм – ранняя и достаточно древняя форма религии, он продолжает развиваться и исповедуется по сей день. Здесь можно увидеть документ, выданный 7 мая 1913 года — Свидетельство Кударо-бурятского училища Селенгинского уезда Забайкальского края, в котором кроме отметок по изученным предметам, значится вероисповедание — «шаманитскаго».

У бурят и в настоящее время шаманы есть почти в каждой общине. Они занимаются подношениями для Духов и проводят всевозможные обряды. Считается, что Духи могут на время вселиться в тело шамана, пока тот находится в вызванном ритуалами трансе. Шаман – это человек из рода, по их верованиям, обладающий сильной энергетикой, а иногда и паранормальными способностями. Буряты вычисляют его определённым образом: если в роду дед или прадед общался с Духами, то в следующем поколении один из членов рода тоже будет шаманом. Здесь находится посох и трон бурятского шамана. Посох сделан очень интересной, почти ювелирной работы, внушающим страх и уважение к атрибутам шаманских ритуальных действий.

Шаманизм очень трудно собирать, говорит Лев Львович, потому что дотрагиваться до вещей нельзя. Здесь мы увидели корону шамана XIX века, подвески к шаманскому костюму, колотушки и бубны, книги, где описаны шаманские поверья инородцев восточной Сибири, а также книга 1890г «Новые материалы о шаманстве у бурят».

Переходим в четвертый зал — это одна из жемчужин галереи – зал «Кяхтинское чаепитие».

В России существует немало удаленных поселений, об истории и значении которых почти ничего не известно простому обывателю. Порой эти места приятно удивляют своих посетителей. Одним из таковых можно считать маленький город Кяхта в Бурятии. Когда-то Кяхта была едва ли не самым процветающим поселением, а ее жители — одними из богатейших купцами России. Несколько веков назад по нему проходил Великий чайный путь. Появление города на отшибе империи, прямо в степи, тогда соответствовало интересам государства. В XVII веке дипломаты осуществили несколько разведывательных экспедиций и официальных визитов в Китай для установления границы и торговых отношений между Россией и Поднебесной. Заключенные позже между Россией и Китаем Буринский и Кяхтинский договоры не только определили на долгие годы мирные взаимоотношения между странами-соседями, но и стали судьбоносными, сделав его главным центром российско-китайской торговли.

Первые торги здесь состоялись 25 августа 1728 года, и с тех пор предприимчивые люди из разных мест России устремились в Кяхту, чтобы ухватить большой куш. Через нее в Китай вывозились сукно, мёд, пушные товары, а из Китая главным образом импортировался чай, который привозили караваны верблюдов и лошадей. Повозки с чаем прибывали в Гостиный двор, который в ту пору превратился в настоящую биржу. Около века, именно Кяхта снабжала чаем всю Россию. Долгое время в этом миниатюрном городке проходила вся торговля русских с Поднебесной. Говорят, местные жители были так богаты, что с трудом находили наемных рабочих — никто не хотел идти в услужение к соседу. За год некоторые здешние купцы поднимались от третьей до первой гильдии.

Однако ее век был недолгим. В 1869 году в Египте открыли Суэцкий канал, образовавший более короткий и удобный маршрут для доставки товаров из Китая, в том числе чая. Денежный поток, который пропускала Кяхта, стал уменьшаться — морем перевозили дорогие сорта байхового чая, а дешёвые, широко славившиеся в России, продолжали везти через Кяхту. Еще одним переломным моментом в судьбе небольшого города стало строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Таким образом, к концу XIX века все товары начали транспортировать по железной дороге, а Кяхта осталась далеко от новой артерии жизни. О былом величии напоминают только сохранившиеся храмы, купеческие дома, экспонаты в краеведческом музее и исторические книги, описывающие эпоху расцвета.

Раньше на Руси пили морсы, сурицы и квасы, о заморских чаях не знали. Чай стал очень дорогим удовольствием. Его подавали в фарфоровых чашках, а сухой чай закрывался на ключ и хранился в деревянных и картонных коробочках, красиво расписанных и имевшие свои знаки отличия. Глаза разбегаются — чего тут только нет!

Блестят начищенные самовары, манят к себе коробочки из-под чая, сахара, леденцов, продававшиеся в Кяхте, Москве, Санкт-Петербурге два столетия назад. Тульские самовары, весы для чая, различные упаковки, старинные гравюры, старинная мебель, посуда — воссоздают этапы становления и расцвета Великого Чайного пути и Кяхты, его прославленной во всем мире столицы.

Одним из последних экспонатов была – исторический артефакт – личная, подлинная печать купца первой гильдии Юмжапа Лумбунова. На печати вытеснены инициалы «Ю.Л.» и фамилия «Лумбунов». Он имел репутацию самого богатого бурята дореволюционной России (возможно, и всех времен). Хозяин печати являлся фактическим владельцем Удунгинского купеческого тракта – участка Великого чайного пути. Тракт протяженностью около 90 верст проходил через Селендуму, Удунгинскую долину, горный хребет Хамар-Дабан и выходил на станцию Мысовая. Тем самым, почти вдвое (по сравнению с маршрутом через Верхнеудинск) сокращался путь караванов с чаем от Кяхты до Иркутска.

К 1891 году, когда в Верхнеудинск прибыл наследник российского престола, будущий император Николай II, Юмжап Лумбунов был одним из богатейших и влиятельных людей. На приеме у цесаревича он был награждён медалью «За усердие», которая носилась на шее под воротничком. После революции 1917 года Юмжапа Лумбунова, которому было уже более 70 лет, арестовали. Точные обстоятельства его гибели неизвестны. По одной из версий, он скончался во время этапирования в Иркутск по пути, который сам проложил.

На этом наша незабываемая экскурсия по залам галереи подошла к концу. Мы посмотрели только малую часть того, что хранится в залах этого великолепного музея, но впечатления останутся с нами надолго. Особенно от общения с таким известнейшим и очень интересным человеком, как Лев Львович Бардамов. Коллекция галереи для Льва Львовича это тоже не единственное дело, а скорее хобби с детства, которым занимается меценат. Именно Лев Бардамов очистил и реставрировал многие дома исторической застройки Улан-Удэ. А замечательный памятник Антону Павловичу Чехову, побывавшему в городе Верхнеудинске, чего стоит! Все гости Улан-Удэ, побывавшие на Арбате, пешеходной туристической улице столицы Бурятии, считают нужным сделать фото с Чеховым на память.

Учась на великом примере Павла Третьякова, основателя Третьяковской галереи, Лев Бардамов собирал уникальные работы бурятских художников. Как говорят сами живописцы Бурятии, наши современники — многих талантливых художников республики уже нет с нами, но их творческая жизнь продолжается в этой галерее Льва Бардамова. Витая золоченая лестница ведет на второй этаж, где расположилась обширные коллекции картин бурятских художников. Но в наше посещение мы не попали в этот зал, где расположены полотна художников, но картин было достаточно и в тех залах, в которых нам удалось побывать.

По всем роскошным залам музея можно бродить бесконечно. О каждой вещице, ее авторе, истории, связанной с той или иной вещью, Лев может с упоением рассказывать часами. Все они, большей частью реставрированы, оправлены рамами его собственными руками. А эта его любовь к искусству, горячее желание поделиться с окружающими сокровищами духовного мира Бурятии остро ощущается всеми, кто перешагнул порог этой галереи.
Реставраторы Эрмитажа, побывавшие здесь, подтвердили, что Лев Бардамов буквально спас многие картины, произведения скульпторов Бурятии буквально от гибели и забвения. Многие произведения, приобретенные им у художников, их родственников, словно родились заново. И сейчас дарят миру, всем, кто любуется ими, умиротворение, покой, внутреннюю гармонию.

В музее представлено более девяти тысяч экспонатов в 18 залах. Посетители знакомятся здесь с уникальными коллекциями произведений живописи, фарфора, мебели, антиквариата, редчайшими фотографиями, книгами, картами. Хроники жизни Верхнеудинска, похвальные листы, печати, амбарные книги, фотоальбомы впечатлят своей подлинностью. Экспонаты галереи, бережно отреставрированные хозяином, словно погружают в ушедшую старину. Кажется, будто вновь вот-вот залы наполнятся мелодичными звуками патефона или рояля.
Можно даже посидеть за письменным столом градоначальника или сфотографироваться в интерьере двухсотлетней давности.

Лев Львович Бардамов совершил огромную работу, чтобы такой музей открылся в столице Бурятии. Теперь такая галерея может претендовать на звание одного из лучших и крупнейших частных музеев не только в Сибири и на Дальнем Востоке, но и в стране. У каждого, кто перешагнет порог музея, возникают чувства доверия и восторга столь масштабной красотой. Все экспонаты раритетны и 100% оригинальны. Здесь хочется быть, жить и впитывать ожившую историю Бурятии, историю города на слиянии Уды и Селенги.

Если верить информации из простор интернета, то планы у мецената грандиозные. Логичным продолжением многогранной работы Льва Бардамова стал проект исторической реконструкции старинного купеческого города в исторической части Улан-Удэ. Галерея Льва Бардамова — отправная точка оригинальной пешеходной зоны, «стержня» нового туристического маршрута в историческом центре города. По словам коллекционера, его команда планирует начать реконструкцию Соборную улицу: «Ещё до галереи я видел, что на этой улице творится и сердце обливалось слезами – то там ставня упала, то там написали, то там оторвали. Чтобы сохранить всю нашу старину, нужен большой труд». Тут, на уютной улице Соборной, где Лев Львович за свой счет провел инженерные коммуникации, реставрировал внутреннюю часть дворов, вскоре жители, многочисленные гости Улан-Удэ смогут отдохнуть от шума и суеты больших городов, побывать в гостях у улан-удэнской семьи, попробовать вкусные оздоровительные чаи, молочные конфеты, купить национальные сувениры из кожи, войлока, дерева, бересты, кости, камня. Меценат планирует открыть здесь ресторан, гостевые дома, которые обретут черты настоящего магнита для жителей и гостей города.
Вскоре распахнет свои двери и построенный Львом Бардамовым, не имеющий аналогов парк-отель «Бурят-Монголия» на острове Богородский, на месте бывшей лодочной станции. Здесь, на расчищенной Львом Львовичем от мусора большой территории, жители и гости Бурятии увидят парк ретро-автомобилей, старинный быт народов Бурятии, воссозданные по канонам исторической реконструкции башни, религиозные святилища.
Более тысячи аутентичных экспонатов, антиквариата будет представлено в своеобразном этногородке, где посетители побывают в бурятской юрте, эвенкийском чуме, сибирской старожильческой избе, казачьем доме. Узнают о легендах, преданиях, сказках, до сих пор бытующих в семьях, живущих в городах и селах Бурятии. Можно будет отдохнуть семьей на прекрасном солнечном пляже, порыбачить, попробовать вкусные шашлыки и другие яства в прибрежном кафе. Уже поступают заявки на отдых в комфортабельной гостинице в стиле сталинского ампира, с библиотекой редких книг и раритетами эпохи СССР.

В планах Бардамова открытие галерей, посвящённых спорту и истории Бурят-Монголии с 1917 по 1985 год. Реализация этих проектов вдохнёт жизнь в историческую часть города, наполнив её вещами и духом прошедшей эпохи. В то же время Галерея Бардамова — это этап в становлении арт-бизнеса. Но сам он говорит, что это не коммерческий проект, а зов души. И это действительно так. Стало известно о новом проекте известного коллекционера, Лев Бардамов создаёт музейно-туристический комплекс «За Удой».  Уже построены часовня, два казачьих острога, дом воеводы, а также планируется перевезти и отреставрировать более 20 домов, в которых родились знаменитые деятели Бурятии.

Лев Бардамов — предприниматель с глубоко продуманной и социально ориентированной программой развития. Это его поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. «Бурят ОЛИМП клуб» — это еще один личный ОЛИМП Льва Бардамова. В этом клубе-музее представлена вся история борьбы. История представлена медалями, кубками, уникальными фотографиями и другими экспонатами. Все они в оригинале. Зная запал коллекционера, любовь к спорту, внимание к мельчайшим деталям и вкус Льва Бардамова, ничуть не вызывает удивления систематизированность клуба — музея.

Эксперты говорят, что галерея Льва Бардамова и его гостинично-ресторанные комплексы станут драйвером развития туристической индустрии гостеприимства в Улан- Удэ. Стоит отметить, что Лев Бардамов – один из немногих благотворителей культуры Бурятии, вносящих своей реальный вклад в сохранение и развитие культуры и народных традиций солнечной республики у Байкала.

Почему предприниматель Лев Бардамов вместе со своими соратниками убирает вековые завалы мусора вокруг исторических зданий, находит фрагменты старых резных ставней и, в конечном итоге, мало — помалу возрождает старый Верхнеудинск к новой жизни? Может быть, тем самым он воссоздает нашу общую потерянную ДУШУ? Может возрождая старый Верхнеудинск, Лев Бардамов строит новый Улан-Удэ?

После посещения музея — галереи Льва Бардамова, мы отправились перекусить немного перед началом спектакля. Было очень вкусно, даже попробовали есть палочками.

Теперь мы направляемся в Русский театр имени Бестужева. Из истории театра становится понятно, почему театр так назван. 22 декабря 1928 года стало точкой отсчета истории Государственного русского драматического театра, первого профессионального театра Бурятии. Его открытию в Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ) предшествовал длительный процесс формирования культурной среды, театральной культуры. Большую роль в этом сыграли ссыльные декабристы, ставшие проводниками просвещения и русской культуры. Особенно значителен вклад Николая Александровича Бестужева, именем которого назван Русский театр в 1991 году.

6 февраля 2007 года – очень важная дата в истории театра. В этот день, спустя ровно тридцать пять лет после пожара на улице Ленина, актёры из труппы театра карнавальным шествием проследовали от улицы Терешковой, 1 (на тот момент месторасположение театра) до будущего здания на Саянах и вручили верительные грамоты строителям. Цель мероприятия — доказать горожанам, что долгая борьба за собственный дом, увенчалась успехом.

При проектировании нового здания архитекторы старались учесть все пожелания труппы, режиссёра, дирекции театра, и, конечно же, имеющийся опыт профессиональных российских и зарубежных театров.  Особенность и неповторимость нового здания — в его комплектации! Ни в одном театре, на тот момент, не было такого технического оснащения – это и подвесная дорога, и поворотный круг с кольцом и провалами, подъемно-опускные механизмы, возможность сужения зеркала сцены на 4 м., за счет подвижных порталов и т.п.

Здание оборудовано технологическим телевидением, которое транслирует всё происходящее на сцене в гримуборные, кабинеты директора и художественного руководителя, а также в фойе здания.

Сердце театра – зрительный зал – рассчитан на 644 места. Глубина сцены нового театра – 30 метров, высота до колосников — 20 метров. Слева и справа от площадки устроены огромные карманы для декораций.

В интерьере восхищает гармония цвета и линий, безупречность архитектурного вкуса. Подобраны восхитительные оттенки цветового решения. Три: беж, светло-коралловый, голубовато-стальной – призваны сыграть в цветовом оформлении театра заглавную партию.  Полы оделись в полированный гранит, выложенный мозаикой с элементами русского орнамента. Оформление в русском стиле присутствует и в элементах скульптур, чего только медведь с гармошкой стоит, который встречает вас в зале, у входа в музей. Душа радуется..

Прилегающую к театру территорию украсил фонтан. Водоизмещение фонтана – 400 куб.м. Высота струи в главной чаще – 8 м. Подсветка фонтана обеспечивается 300 фонариками. Жаль, что всей этой красоты мы не смогли увидеть, т.к. фонтаны в Улан-Удэ включают только начиная с 9 мая, когда минует угроза заморозков.

В театре имеется свой музей. Вход в музей оформлен интересно и очень оригинально, привлекая к себе внимание зрителей. Пройти мимо, просто невозможно, так и хочется заглянуть за эти сказочные ворота и узнать, а что же там такое интересное.

Здесь представлены не только фотографии спектаклей разных лет, редкие кадры с репетиций, ставшие уже историей, но и программки, афиши, раритетные костюмы, парики, реквизит, эскизы и макеты декораций, а также личные вещи артистов. Стены музея украшают живописные портреты режиссеров, художников, актеров, служивших в разное время в Русском драматическом театре и внесших значительный вклад в его становление и развитие. Все работы принадлежат кисти заслуженного художника Республики Бурятия Олега Козлова.

Театральный музей могут посетить как зрители, пришедшие на спектакль, так и целые группы в рамках специально организованных экскурсий.

Мы попали на премьеру музыкального спектакля «Звезды любви», который посвящен песням 60-90х годов о любви. Были не просто исполнены песни, а был придуман даже сюжет, в котором пожилой человек вспоминает свою любимую, в молодые годы и те песни, что сопровождали эту любовь на протяжении жизни. Ностальгия да и только, но песни которые звучали, поют и в наше время. Это говорит о ценности тех настоящих произведений, которые будут жить в века как и произведения искусства, что создавались сердцем и душой, которые будут жить вечно, несмотря на солидный возраст.

В исполнении артистов Русского драматического театра прозвучали любимые многими зрителями композиции: «Два берега», «А у нас во дворе», «Королева красоты», «Любовь — волшебная страна», «Проснись и пой», «Эти глаза напротив», «Шагает солнце по бульварам», «Последняя электричка» и многие другие. Это концерт — воспоминание о легендарных исполнителях этих песен: Муслиме Магомаеве, Майе Кристалинской, Эдите Пьехе и других. Портреты этих звезд сопровождали музыкальное действие. В этих песнях и любовь, и страсть, и предательство, и измены, и долг, и встречи, и расставания…. Не все артисты исполняли хорошо свои партии, но в целом осталось хорошее, позитивное, ностальгическое настроение.

На этой прекрасной ноте и закончилось наше путешествие в интересный, загадочный край — Бурятию. За несколько дней пребывания, мы узнали столько всего нового, необычного. Познакомились с местными традициями и культурой этого края. Познакомились с интереснейшими людьми, которые рассказали и показали важнейшие и интересные факты и достопримечательности республики. Кто мы были в этой поездке, путешественники или туристы?

Путешественники и туристы – не одно и то же. Первые общаются с местными жителями, знакомятся с традициями, заводят новые знакомства, меняют мировоззрение и улучшают свою жизнь. Вторые боязливо поглядывают на все происходящее из окон автобуса. Туристов местные «разводят» на деньги, а с путешественниками делятся пищей и кровом. Путешествия меняют людей и учат их тому, что нужно быть проще и не бояться узнавать новое, учат быть открытыми с окружающими и ценить каждого человека, появившегося в жизни. Просто, путешествуя, вы не ставите цель «отлежаться» под пальмой, снимая стресс от работы или семьи. Вы меняете сам образ жизни с привычного на улучшенную его версию. Путешествия бывают физически тяжелыми, но они дают гораздо больше, чем расслабленные мышцы. Путешествуйте больше и не бойтесь общаться с людьми, искать новые знакомства. Возможно, один из миллиардов человек, который изменит вашу жизнь, встретится вам там, где вы не подозревали.

Подводя итог, я смело хочу сказать, что отправляясь в путешествие, мы всегда стараемся быть именно путешественниками, а не просто туристами и нам, как мне кажется, это всегда удаётся.

Завтра утром мы улетаем домой и будем ещё долго вспоминать гостеприимную Бурятию. Улетать совсем не хотелось, вглядываясь в исчезающий за облаками Байкал, вспоминала о том, как же хорошо мы провели эти дни. Куда мы отправимся в следующий раз, вы узнаете из моих следующих статей.

Как бы ни было хорошо в пути, возвращение домой – радостный для каждого человека момент. Приехав в родной город, вы будете рады встрече с близкими, коллегами по работе. Вы обязательно поделитесь своими впечатлениями и посоветуете съездить всем туда ОБЯЗАТЕЛЬНО. А те изменения, которые произойдут с вами в путешествии, непременно отразятся на вашей жизни. И если вы сейчас хотите изменить жизнь, попробуйте начать хотя бы с коротенькой поездки в незнакомое место.

До новых встреч, друзья!

Поделиться:

Post Author: admin

Добавить комментарий