Бурятия — экскурсия в Иволгинский дацан. — Часть 4.

Наша экскурсия в «Иволгинский дацан», начатая ранее, продолжается.  Сейчас наша машина направляется к очень живописному месту, называемую в народе — «Ставка Чингисхана».

Прежде чем мы окажемся на месте, мне хотелось бы заглянуть немного в прошлое и вспомнить кто такой был Чингисхан. В википедии сказано про него, что

«Чингисха́н (монг. Чингис хаан), собственное имя — Тэмуджин, Темучин, Темучжин, родился ок. 1155 или 1162  умер 18- 25 августа 1227 года — основатель и первый великий хан (каган) Монгольской империи, объединивший разрозненные монгольские и тюркские племена; полководец, организовавший завоевательные походы монголов в Китай, Среднюю Азию, на Кавказ и в Восточную Европу. Основатель самой крупной в истории человечества континентальной империи».

Имя Чингисхана известно во всем мире. Его монгольская орда покорила полмира. Империя Чингисхана простиралась от Каспийского моря до Тихого океана, занимая территорию в невообразимые 23 миллиона квадратных километров — самая большая империя за всю историю. За 25 лет походов Чингисхан сумел завоевать больше земель, чем вся Римская империя за 400 лет.
А теперь немного вспомним другие моменты, которые заставляют задуматься о другом, а был ли Тимчак (Чингисхан) монголом. Достаточно прочитать про его внешность: «Чингисхан был высок ростом, рыжеволос, с зелеными («кошачьими») глазами и носил густую бороду». Или вот ещё: «Основываясь на прямых и косвенных свидетельствах наших источников, внешний облик Чингисхана в молодости в общем представляется следующим: высокий, гладкий лоб, красивое, крупного овала (квадрата) белое с румянцем лицо, густые черные брови, довольно высокий, ровный нос, черные со светло-коричневым оттенком и огненным блеском глаза, широкие, плоские уши; телосложения крепкого, плечистый с сильными руками, осанка величественная, присущая могущественным вождям».

Эту необычную внешность Чингисхана объясняли уникальным смешением азиатских и европейских генов на территории Монголии. Однако если вспомнить еще один факт, что на всей территории, в то время принадлежащей  Северной Арийской империи, княжества Тартария-Скивия стали искать путь к объединению, то напрашивается вывод сам собой — Темучин имел наследие своих предков, ориан — потомков белых богов. Раздробленная Тартария не могла справиться ни с сепаратистами Хазарии, ни  с нашествием на её восточные границы китайцев, а на южные — мусульман. В это время через территорию Хазарии  на запад двинулись племена угров. Угры долгое время жили на границе с Китаем и научились у него военному делу. Кроме того, угорские племена научились многому у русоволосых, голубоглазых динлинов, с которыми были в добрососедских отношениях. И вот, воспользовавшись ослаблением арийской империи, они двинулись туда, где можно было оторвать от неё территорию для своих безоблачных кочевий. Сначала между обеими арийскими группами царил мир. Но со временем, когда арии-славяне стали теснить ариев, пришедших из Сибири, начались раздоры и войны. В киевских летописях они известны как войны с печенегами. Прекратились эти военные столкновения только с приходом на киевский престол Святослава Игоревича. Только в XII веке, во времена Тимчина, Скивия-Тартария снова начала набирать силу. Это произошло после того, как Совет хранителей древнего знания привёл к власти в одном из княжеств Скивии талантливого управленца Тимчака. Тимчак не был простым воином, он получил три высших посвящения и фактически стал жрецом в статусе князя. Очень скоро, с помощью клана хранителей жрец-князь подчинил своей власти все самостоятельные княжества Тарии и создал на месте конфедерации единую империю.

Все переписи летописей и переделывание истории делались и делают до сих пор для того, чтобы мы не знали своей хронологии событий, а ученые делали дурацкие выводы, типа монголо-татарского ига и т.д. Ученые монголы до сих пор над нами смеются, потому что им известно, где в XII веке жили их предки и какая у них была экономика. В то время монголы жили в Восточном Тибете, где разводили яков и маленьких лошадок, а металл для себя выменивали в Китае. Поэтому летописям верить глупо, в них ничего не написано о Тартарии, как будто и не существовало такого государства. Ученым вбили в голову, что великая степь была заселена вечно враждующими между собой кочевниками. Если верить им, то перед нами бурлящий кочевой мир степи, где нет ни городов, ни долговременных государств. А между тем вся территория Сибири до Тихого океана покрыта руинами некогда цветущих городов. Были огромные города, намного больше открытого ныне Аркаима, где развивалась металлургия, ткачество, гончарное и кожевенное производство, где процветала торговля и с Востоком, и с Западом. «Ученые» перестали самостоятельно мыслить. Им до сих пор не приходит в голову, что кочевое скотоводство обрекает общество на бедность. Общество может быть экономически крепким только в одном случае — если его хозяйство многоукладное и опирается на развитую культуру городов, где процветают ремёсла, на первом месте из которых стоит металлообработка.

Ведическая Скивия-Тартария бросила вызов. Она двинула свои войска и на Восток, и на Запад. И везде одержала убедительную победу. Победу над мощными противниками, такими как Поднебесная империя, империя хорезмшахов, тангутов, государства арабов и турок — это на Востоке, а на Западе противник оказался ещё сильнее. Против войск сибирской Руси были двинуты все орденские рыцарские братства: Ливонский орден, Тевтонский, тамплиеры и другие монашеские ордена. Все государи Европы, кроме германского, объединили свои силы против войск наступающей Скивии. И что? Тяжело вооруженная конница Скивии уничтожила западноевропейскую рыцарскую конницу. То была победа не столько армии, сколько экономики Скивии, могучей ведической Северной империи. В пик могущества Чингисхана, его империя простиралась от северо-востока Китая до Каспийского моря и составляла примерно 20 миллионов квадратных километров.

Личность Тимчака на самом деле вызывает уважение и большой интерес. Так одной из тактик, которую использовал Чингисхан, чтобы сделать свою армию могущественной, заключалась в том, чтобы искать лучших воинов среди своих врагов и рекрутировать их в свою армию. В битве 1201 года против племени тайдзюцу Чингисхан был сбит стрелой со своего коня. Он выжил и позже потребовал узнать, кто из пленных сделал это. Впечатлённый смелостью и мастерством пленника, он сделал его офицером своей армии. Позже ему дали имя «Джебе» или «Стрела» и он стал одним из величайших полевых командиров «Монгольской империи». По приблизительным оценкам в его армии было 150 тысяч пеших солдат и 80 тысяч всадников.

Благополучие собственных войск вызывало особую обеспокоенность у Чингисхана. Он заявлял: «Я хочу кормить их сочным мясом, пусть они живут в красивых юртах, и пусть они пасут свой скот на плодородной земле». Если воин погибал по причине небрежности своего командира, то командира наказывали. А если на поле битвы бросали раненого воина, его командира казнили на месте. Все это заставило командующих армии прибегать к любым мерам, чтобы обеспечить благополучие людей под их командованием. Армия работала по системе взаимной лояльности, и это позволило ей завоевывать мир. Солдатам в армии не платили. Вместо этого они получали равную долю военных трофеев. Это гарантировало, что все воины были заинтересованы в победе. Если солдат погибал в бою, его часть добычи передавали его семье.

Его воины были невиданно свирепыми, а солдат поверженных армий ждала незавидная участь — их обезглавливали или заставляли глотать расплавленный металл. Целые города были разрушены, а пленных убивали или заставляли идти впереди наступающей армии в качестве живого щита. Однако, хотя его имя теперь является синонимом варварства, Чингисхан был лидером с рядом действительно удивительных качеств. Чингисхан очень не любил предателей и гостеубийц. Когда персы обезглавили монгольского посла, Чингиз пришел в ярость и уничтожил 90 процентов их народа.

Во время покорения найманов Чингисхан познакомился с началами письменного делопроизводства. Часть находившихся на службе у найманов уйгуров перешли на службу к Чингисхану и были первыми чиновниками в «монгольском» государстве и первыми учителями монголов. В 1204 году Чингисхан основал систему письменности в Монголии, известную как староуйгурская письменность, которая непрерывно использовалась до сегодняшнего дня. Чингис поступал очень мудро: когда он покорял другое племя, он ассимилировал их культурные и технологические обычаи, особенно если они превосходили его собственные. В этом он продемонстрировал гораздо больше мудрости, чем большинство наций-завоевателей, которые просто уничтожали захваченную культуру. Чингисхан придавал большое значение умению читать и писать. Он приказал научить всех детей его империи читать, а также сделать письменный свод всех законов империи.

При Чингисхане был составлен «Ясак» или кодекс законов, в котором подробно описывалось ожидаемое поведение граждан империи и наказания для тех, кто нарушал законы. Каждый гражданин империи должен был соблюдать эти правила, включая самого Чингисхана. Под запрет попали похищение людей, издевательство над животными, воровство и, что удивительно, рабство (хотя только для собратьев-монголов).
Другие указы включали повышение минимального возраста службы в армии до 20 лет. Кроме того, никого нельзя было считать виновным в совершении преступления, если его фактически не ловили на месте преступления или он не признавался по собственному желанию. На смертном одре Чингисхан сказал: «Если мои последователи откажутся от Ясака, государство рухнет». Похоже, это было что-то вроде пророчества, поскольку его империя полностью распалась в течение 150 лет и не осталось ни одной копии Ясака.

Шелковый путь — это название торгового пути, который проходил по суше через территорию Китая, Индии и Юго-Восточной Азии к прибыльным рынкам Европы. Он был в итоге заброшен из-за опасности, ведь огромные просторы, которые должны были пересечь торговцы, были настоящим раем для разбойников. Под власть Чингисхана попал весь торговый путь Шелкового пути — расстояние более 7000 километров. Период после завоевания этой области стал известен как Pax Mongolica («монгольский мир»), и это был период спокойствия и стабильности, который позволил торговцам беспрепятственно передвигаться по маршруту.

Торговые караваны перевозили шелк и другие драгоценные товары, такие как жемчуг, драгоценные камни, специи, драгоценные металлы, ковры и лекарства. Кроме того, это обеспечило процветание местной экономики, а путешественникам предоставлялись прохладительные напитки вдоль всего пути. Все это было организовано имперскими властями. Шелковый путь стал настолько безопасным, что как-то даже сказали, что «юная дева, нагруженная золотом, могла бы пройти весь путь, оставаясь безнаказанной».

Основа могущества Чингисхана — солидарность. В «Сокровенном сказании монголов», единственном эпосе о монголах времен хана, который сохранился до наших дней, написано: «Не разрушайте своего согласия, не развязывайте того узла единодушия, который вы завязали. Не обрезайте своего собственного ворота».
Чингисхан был шаманистом, как и большинство монголов того времени. Тем не менее он поддерживал терпимость ко всем религиям в своей империи. Он имел в своём войске представителей мусульманской, христианской и буддистской веры. Он освободил религиозных лидеров всех конфессий от уплаты налогов и призвал граждан свободно исповедовать выбранные ими религии. Он приглашал религиозных лидеров встретиться с ним для межконфессиональных дискуссий и хотел услышать их убеждения. Чингисхан сознательно выбирал советников с самыми разными религиозными традициями. Его империя была настолько обширна, что состояла из последователей большого числа религий, включая мусульман, буддистов, индуистов, евреев и христиан. Им всем было разрешено исповедовать свои религии без вмешательства «монгольского» государства.
Возможно, одним из самых удивительных достижений Чингисхана было создание организованной почтовой системы по всей его империи. Почтовые станции были созданы для доставки официальной почты, но они также были доступны для использования гражданами, солдатами и даже иностранцами. Почтовые системы помогли экономике, облегчили транспортировку товаров по Шелковому пути и повысили качество и надежность обмена информацией. Почтовые станции были расположены на расстоянии 24 км друг от друга. Курьеры перемещались между станциями, на которых их обеспечивали едой и кровом. Иностранные наблюдатели, такие как Марко Поло, восхищались эффективностью системы. К концу правления Чингисхана существовали тысячи почтовых станций с десятками тысяч лошадей и курьеров.
Хотя Чингисхан известен своими завоеваниями и созданием империи, его самое «долгоиграющее» наследие — его потомки. Недавние результаты исследований ДНК предполагают, что Чингисхан был довольно любвеобильным. По оценкам, только в Центральной Азии насчитывается 16 миллионов человек, которые являются потомками императора. Известно, что у Чингисхана было много жен, и он «ухаживал» за многими женщинами. После того, как монгольская орда захватывала город, Чингису предоставляли на выбор самых красивых женщин, и, похоже, он в полной мере пользовался этим. Его сыновья и внуки также были очень плодовитыми У одного из его внуков было 22 законных жены, и он добавлял в свой гарем 30 девственниц в год. Хотя «Монгольская» империя давно исчезла, кажется, что Чингисхан нашел другие способы завоевания мира. Считается, что каждый 200 мужчина является прямым потомком Чингисхана и имеет схожую Y-хромосому.

В конце своей жизни Чингисхан пожелал, чтобы его похоронили в секретном месте в безымянной могиле. После его смерти верная армия выполнила пожелания лидера. Они отвезли его тело в неизвестном направлении, убивая всех, кого встречали по пути, чтобы эти люди не могли раскрыть местонахождение места последнего упокоения великого хана. Люди Чингисхана вырыли могилу где-то в горах Монголии или, возможно, на широких равнинах, в зависимости от того, кому верить. Затем они затоптали место могилы лошадьми, чтобы замаскировать её. Говорят, что после похорон Чингисхана рабы, которые вырыли могилу, были убиты, а солдаты посадили рощу деревьев над местом захоронения. Когда воины вернулись домой, их убили свои же товарищи, чтобы помешать им раскрыть местонахождение останков Чингисхана. Сегодня археологи и охотники за сокровищами все еще ищут могилу, надеясь найти место последнего упокоения великого монгольского вождя и, возможно, клад сокровищ, который, по слухам, был похоронен вместе с ним

Теперь, когда мы немного познакомились с личностью Чингисхана, вернёмся к нашей экскурсии. Мы коснемся некоего артефакта, который, как нам кажется, имеет искусственное происхождение. Речь идет о загадочном каменном плато близ села Тапхар. Некоторые уверяют, что это дело рук древних людей, другие твердят о том, что к появлению странной площадки причастны инопланетные цивилизации. Якобы это взлётная полоса, где некогда могли садиться инопланетные космические корабли. Туда-то мы и направились.

Увиденное превзошло все ожидания. Миновав очередной подъём, наша машина оказалась  у подножия горы, на вершине которой, на большой и идеально ровной площадке, выложены ровными и совершенно одинаковыми по размеру плитами. Уж слишком этот «плиточный пол» был похож на искусственное сооружение. И те, кто уверяют, что плато могли использовать как «взлётно-посадочную полосу», в чём-то по-своему правы. Даже сейчас, когда большинство плит основательно ушли под землю, здесь легко может сесть вертолет. А в древние времена мог, наверное, приземлиться и самолёт.

Стоя на краю обрыва, так и представляешь, что под скалами строились ровными рядами тысячи всадников, внимающих голосу вождя, вышедшего с речью на огромный горизонтальный выступ — плиту, нависшую над долиной. И не зря, ведь место это действительно потрясающее. Ровные плиты, уходящие вдаль, величественный «сад камней», присмотревшись к которому, понимаешь, что огромные булыжники разложены на плато в определенном порядке.

Есть на плоской вершине интересные прямоугольные ниши и ямы, причудливые скалы, напоминающие животных. Так, например, наше внимание привлёк каменный останец, напоминающий морскую черепаху. Даже «лапы-ласты» хорошо различимы. Игра природы, конечно, но впечатления незабываемые.

Это место — Плато, находящееся на возвышенности горы ещё называют ставка Чингисхана. По одной из версии здесь когда то был Чингисхан, и здесь была его ставка. Это излюбленное место видеосъемок, клипов, театр Байкал любит делать съемку на этом месте. В этой долине можно расположить более 20 тысяч воинов одновременно, а с высоты наблюдать за происходящим на поле ведения боя за действиями воинов. Крутой, отвесный срез скалы делает своего рода смотровую площадку того, что находится внизу в долине на много километров вокруг. Удивительное место. Очень красиво и просто захватывает дух. На этом месте тренировал своих воинов и величайший шанью племени хуннов (гуннов) Модэ. Об этом пойдет речь ниже.

Священными, культовыми для бурят являются Обо. Обо (обоо) в переводе с бурятского означает «груда каменей», это сооружение из жертвенных камней, определяющее место, где надлежит произносить молитву и преподносить жертвоприношение духам местности. Здесь, в Бурятии, буддизм и шаманизм очень тесно переплетены, поэтому эти сооружения можно отнести как к культу шаманизма так и к обрядам буддизма. По верованиям бурят, каждое обо имеет своего хозяина, которому преподносятся дары в виде пищи, молока (символ чистоты помыслов), лоскутков материи, щепотки табака, монет. Ценность вещи не имеет значения, важен сам факт жертвоприношения. Считается необходимым регулярно класть еду, так как, духам, хоть они и бестелесные существа, постоянно требуется пища. Надо только помнить, что плато имеет и сакральный смысл. Мы обнаружили там буддийский субурган и шаманские обоо – это говорит о том, что здесь проводят культовые церемонии. Так что вести себя в этой местности следует подобающим образом.

 День уже подходил к концу, солнце садилось за горизонт, а у нас ещё был один объект запланирован для посещения. Мы не теряя времени отправились в дорогу, чтобы до темноты успеть посмотреть на очень интересный, с точки зрения истории, город.

Город гуннов состоит из двух городищ. Одна большая — это крепость, которая состоит из четырех валов, каждый вал был высотой 3-4 метра, внутри которого была 3 рва с водой. Вся территория 3х3 км состояла из этой крепости.

Сейчас здесь ведутся раскопки. Заниматься раскопками имеют право только археологи, имеющие лицензию, специальный доступ, т.к. в Бурятии такого нет ни у кого, поэтому копать разрешено только Москве.  Полным ходом идет реконструкция, восстановление образа города гуннов. Строение полностью из дерева, вплоть до гвоздей. Создается образ того, как всё это было в те далекие времена. Так когда то выглядел город гуннов. крепостное укрепление, смотровые вышки, стена частокола.

Это хунны изобрели, приводившие врагов в панику свистящие  стрелы, когда тысячи стрел летели одновременно. Лошади врагов в ужасе вставали на дыбы и скидывали своих всадников. Половину мира они завоевали с помощью своих луков и стрел. УРА! от монгольского хурра — клич такой к бою. Мы находимся у колыбели, откуда и началась эта история рождения великой империи гуннов (хуннов). Это место является объектом особо охраняемого государством в связи с его исторической значимостью. Только себе представьте, в III веке до нашей эры здесь жили племена гуннов, не дикими кочевыми племенами, как нам пытаются донести до нас псевдоисторики, а имели свои городища, с хорошо обустроенной системой защиты и хорошо вооруженной армией. Добротные, на половину вкопанные в землю дома, имеющие два уровня. Обогреваемые изобретенные ими системой отопления двух печей, соединенные трубами. Крышу покрывали дерном, тепло, экологично и красиво. Вход в дом на уровне второго этажа, далее по лестнице спуск в нижний этаж. Придумано очень удобно и практично. Внутри дом оказался довольно просторным. В нем вудутся реставрационные работы, ну уже виден размах в строительстве домов. Это не землянка, как может показаться сначала, а полноценный дом. На втором этаже располагались спальни, на нижнем бытовые помещения. Всё компактно и продумано.

Как известно в войне побеждает тот, кто имеет крепкую экономику и оборонку, поэтому скотоводы кочевники ну ни как бы не смогли победить, а тем более удержать в своем подчинении такую большую территорию, которой была империя гуннов. Впервые у гуннов было применено (ноу-хау) для лошадей — стремена. это было верх совершенства управления скаковой лошадью, с ними уже никто не мог сравниться. Хунна — это величайшая империя, которая повлияла на судьбу всего мира: Китай, Европу, Римскую империю разгромили, произошло великое переселение народов.

Гуннское городище находится в селе Сужа. Это тот город гуннов, куда отправил своего сына Модэ его отец шанью. Рассказ гида про гуннов начался так: — Первые люди на территории Бурятии стали появляться 300 тыс.лет назад.до нашей эры, это каменный век. Появляются такой народ — хунно  — это родоплеменной союз, т.е. это не единый какой то народ, а родовой союз во главе с Шаньюнем. Шанью — это верховный правитель, который был всенародно избранный, который возглавлял все эти племена. Хунны имели своих врагов, два крупных вражеских племени — дунху с одной стороны, которые жили на востоке, на территории Забайкальского современного края. Хунно жили на территории современной Монголии, Бурятии и территории Китая, это были огромные территории, где проживали племена хуннов. Южнее жили — юэчжи, тоже враги племени хунн, которые занимали территорию юго-западнее, район современного Узбекистана, Казахстана. Между этими двумя племенами велись постоянные войны.

В III веке до н.э. был такой шаньюя, которого звали Тумай. У него была жена и сын, которого звали Модэ. Тумай влюбляется в молодую девушку и женится второй раз. У них родился ребенок. Тумай захотел, чтобы власть перешла к младшему сыну. Однако по всем правилам власть должна была перейти к старшему сыну и ему нужно было как то избавиться от своего старшего сына. Убивать своего сына как то не очень так сподручно, что люди скажут. И он поступил очень хитро. В то время была такая практика, когда между племенами объявлялось перемирие, когда договаривались, что какое то время воевать не будут и в качестве гаранта, что мы на вас точно не нападём, для этого отправляли к врагу своего родственника. Если нарушится данное обещание, то просто убивали посланного в плен родственника. В это время Тумань объявляет перемирие с племенем юэчжи. Отправляет к ним в плен своего старшего сына Модэ, в знак того гаранта, что точно не нападём. После этого Тумань нападает на племя юэчжи, с тем, чтобы они убили сына. Но он не ожидал, что Модэ будет очень такой вёрткий, ловкий. Пока шла неразбериха с нападением, потому как никто не ожидал такого, Модэ сумел убежать с плена, перерезав охрану, сел на коня, ускакал. Когда он приехал обратно к отцу.

При разговоре с отцом, сын начинает понимать, что что то здесь ни так. Народ племени увидев, что Модэ вернулся, стал радоваться и ликовать, они за смелось и отвагу стали уважать Модэ. Теперь, когда сын стал «героем» теперь убивать его стало ещё не сподручней. Тумай отдает ему 10 тысяч воинов, лучников и отправляет на самый север своего владения. Модэ был с очень хорошими организаторскими способностями. Он начинает воспитание своих воинов, создавать жесточайшую дисциплину, чтобы повиновение воинов было беспрекословно. Он издает указ, что теперь с этого момента, каждый из вас должен делать только то, что я говорю, а кто не сделает, не выполнит мой приказ, тот будет казнён. Его первый приказ: — «Куда стреляю я, туда должны стрелять и вы». Выезжая с воинами на охоту, он как то раз берёт и направляет свою стрелу в любимого коня. Следует сказать, что конь для кочевника, это как брат. И так к коням очень трепетное отношение, а тут конь нашего предводителя, ещё и любимый конь, многие просто не понимали, как можно стрелять в коня своего предводителя. При этом кто то выстрелил, кто то не выстрелил. Всех тех, кто не стал стрелять он вывел перед строем и отрубил им головы. Сказал при этом: — «Повторяю ещё раз свой приказ — куда стреляю я, туда стреляете и вы». Во второй случай он направляет свою стрелу  и стреляет в свою красавицу, любимую жену. Воины знали, что он очень любит свою жену, все воины её уважали. Опять кто то выстрелил за вождём, кто то не посмел. Всех, кто не выстрелил Модэ вывел перед строем солдат, отрубил им головы и ещё раз повторил: «Куда стреляю я, туда стреляете и вы», кто не выполнит приказ будет казнён, как эти люди. Тогда воины поняли, что предводитель два раза повторять не будет, т.о. была мощнейшая воинская подготовка, благодаря  поставленной дисциплине. Была подготовка индивидуальная каждого солдата, была подготовка групповая, в результате Модэ так подготовил своих воинов, что у него из 10 тысяч получилось великолепно обученное войско.

В третий раз, организовав охоту, Модэ стреляет в отца, т.к. он давно уже понял весь замысел отца, просто ждал подходящего случая. Здесь воины, как один последовали его примеру, ни один воин не дрогнул и со всех сторон полетели стрелы в отца. Тогда Модэ поднимается на возвышенность и произносит: — «Шаньюя умер, да здравствует шаньюя». Таким образом он провозгласил себя новым шаньюем. Затем шаньюя Модэ убивает своего брата, чтобы не было никакой конкуренции на трон. Затем начинает мощнейшую зачистку внутри своего племени-государства, чтобы не было никаких заговоров. Однажды к нему приходят послы от дунху. Они начинают требовать, чтобы хунны выплатили им дань, она должна состоять из лошадей. Хунны были страшно оскорблены. Модэ созывает совет, на котором каждый высказывал своё мнение на счёт выплаты дани. Все высказались против того, чтобы отдать своих лошадей. На что Модэ сказал: — ничего страшного, сколько лошадей просят, столько мы и отдадим. И наперекор всем, он заставляет собрать нужное количество лошадей и выдать им. В следующий раз у Модэ запросили женщин. Он снова созывает совет старейшин и спрашивает у каждого высказать своё мнение. Опять все как один говорят, что нельзя отдавать наших женщин. Модэ вновь идет наперекор всем и отдаёт приказ выдать женщин, надо будет, новых детей оставшиеся женщины нарожают.

В третий раз дунху, радостные, что Модэ выполняет их требования, такой сговорчивый, они отправляют гонца с требованием отдать им кусок земли, которая граничила с их территорией. На очередном совете старейшин, все как один высказались, что мол пусть забирают, никто вообще там из наших племен не живет, каменистая земля, не плодородная, скот и то там не пасём. И тут Модэ сказал: — «Мы можем отдать им своих коней, можем отдать своих женщин, но земли мы отдавать ни в коем случае не будем, потому что земля является основой государства». Эти слова вошли в основу многих правителей различных государств. Модэ заставил всех проголосовать и всех тех, кто думал иначе, он также казнил. Все эти действия он совершал для того, чтобы выждать время. Он готовил войско для того, чтобы напасть на дунху. Он рассуждал так, что коней и женщин мы заберем после войны, когда победим. Он нападает на дунху и полностью истребляет это племя, просто стёр с лица земли. После этого такого племени, как дунху больше никогда не было, они исчезли полностью. Потом он объявляет войну и юэчжи. Война была тоже успешной, т.к. он хорошо знал это племя, потому что за это время, что он был у них в плену он многое у них подглядел, запомнил где они и как живут, сколько у них народу. Поэтому победив юэчжи, он направляет свои войска в Китай. Он разбивает войска в Китае. В ночь, когда войска Модэ подошли к основному дворцу императора Китая, там произошёл такой случай, когда китайский советник перебежал на сторону хуннов. Он прибегает к жене Модэ (он женился ещё раз), к самому Модэ он не решился сразу придти, и сказал, что на завтрашней день основная битва и вы планируете убить нашего императора, но я хочу остановить Модэ и сказать, чтобы вы этого не делали, потому что вы убьёте императора, а дальше то что? Китай — это огромная империя, вы захватили Китай, как вы будете управлять этой империей, это бессмысленно, тут очень сложная китайская система. Лучше оставьте императора в живых, пусть он дальше управляет Китаем, а вам платит дань. Если вы убиваете сейчас императора, что то берёте себе и уходите, это будет разовая победа, не лучше ли будет каждый год получать. Жена всё выслушала пришла, рассказала Модэ, он послушал, сказал, что идея очень хорошая  и оставил императора в живых.  При этом Модэ поступил очень мудро, он заставил императора подписать документ, где китайский император признавал Модэ своим братом, а империю хуннов признавал империей равной Китаю. Это был страшнейший позор со стороны Китая. Если сравнить по сегодняшним меркам, это как Узбекистан нападает на США и президент Узбекистана заставляет президента США признать себя за брата, а государства равные между собой. Более того, он заставляет платить дань, а для Китайцев это страшное оскорбление. Китайцы нашли выход. Всё то, что они посылали хуннам они вели запись и писали следующее — из великого сострадания к варварским народам, живущим в сложных климатических условиях, мы отправляем им «гуманитарную» помощь: столько то риса, зерна, ткани и т.д.  В государство хунно рекой потекли товары. Женщины стали одеваться в шелка, изящная фарфоровая посуда, различная еда, специи, продукты. Государство хуннов начало процветать.

Потом в государство потекли также китайские чиновники. Внутри Китая было очень много дворцовых интриг, постоянно рагругавшись между собой они уходили к хуннам, т.о. они помогали хуннам укреплять их государство и в конечном итоге хунны создали империю от современного Корея до Средней Азии. Этим стало управлять довольно сложно, поэтому Модэ и воспользовался помощью китайских перебежчиков. Очень много также крестьян китайских перебежало к хуннам, потому что налоги в Китае были неимоверно высокими, а у хунну налог был 10%. Когда умер император Китая, он попросил руку и сердце у вдовы императора. Такой позор китайцы снести не смогли бы и  они отказались, сославшись на «преклонный возраст» невесты. Модэ оставляет своим сыновьям, своим потомкам огромную империю равную Китаю. Эта империя существовала до тех пор, пока она не начала раздираться внутренними распрями. Государство хуннов просуществовало 400 — 500 лет. Хунны разделились на южных и северных . Южные хунно были ближе к китайцам , там уже было много смешанных семей с китайцами и они говорили о том, что надо прекратить воевать с китайцами, давайте с ними соединимся , пусть у нас будет одна страна. Северные хунно говорили, нет, мы должны чтить традиции наших отцов и дедов, как они нам завещали, должны жить также, мы должны быть сильными, воевать, мы расслабились с этим китайским образом жизни. Проще говоря, что погубило хунно, это то, что хунно подсели на «китайские шмотки» и не могли уже отказаться от всего этого. Товары из Китая были шикарными. Между ними началась война, затем воспряли старые враги хунно, к ним подключился сам Китай, южные хунно на северных  и северные хунны под жестким натиском они начали отступать на запад. и ушли почти что до Уральских гор, от куда начинается Сибирь, там они остановились, сделали передышку лет 100-150 и после этого они отправились дальше на запад . При вынужденной остановке они смешались с предками народов ханты и манси. С этого периода их уже называют не хунно, а дунху. Идет III век нашей эры, они уже подошли к Европе, на территорию современной Венгрии и появляется где то в V веке нашей эры гунно — Аттила. Атти́ла — правитель гуннов в 434—453 годах, объединивший под своей властью тюркские, германские и другие племена, создавший державу, простиравшуюся от Рейна до Волги. Сам Папа Римский выходил к нему на встречу.  Они брали дань у Рима. Представьте себе, что эта великая Римская империя платила золотом дань гуннам.

С именем Аттилы связывают закат и разгром великой Римской империи. В то же время, если для западноевропейских стран этот великий тюрок стал символом войны и раздора (современники называли его «Бич Божий»), то в странах Восточной Европы его помнят как мудрого правителя, объединившего массу разрозненных племен, а в Венгрии он почитается как национальный герой. Потомки гуннов до сих пор живут в Европе, генотип их сохранился у народов Венгрии, но идет уже явное смешение народов. Монголы и буряты тоже имеют свой генотип хуннов, они тоже считаются предками бурят, но смешение уже не так явно выражено, т.к. все таки переход части народа на запад, т.е. великое переселение народов и дало свое смешение, которое разбавило первозданный код гуннов. Гунны и хунны являются одним генетическим ядром, и ядро это все таки хунны, со своей огромной, по тем временам империей. Интересный факт того, что генофонд остается основным у этих народов является то, что даже в наше время у монголов, бурят, корейцев, якутов и у венгров, у (китайцев этого нет) есть от рождения у детей синее пятно на спине и на попе. Оно бывает различной формы, разного размера от небольших пятен родимых, до половины спины или ягодицы. Пигментация синего цвета проходит только к 5 — 6 годам  — это является их отличительной особенностью своей расы, как генетическая отметина своих людей.

Когда совсем стемнело, мы собрались в обратную дорогу. Впечатлений — масса, информации для размышления и изучения — хоть отбавляй. Всё увиденное и услышанное заставляет задуматься и искать другие, так сказать альтернативные источники изучения нашей истории. Кто то сильно заинтересован в том, чтобы предки великих империй не знали свою историю, а значит были управляемы из вне, думая, что Русь была и есть пьяная, грязная и необразованная. Оказывается наоборот, она всегда была первой, освободительной и объединяющей силой великих империй.

Бурятия, она поразительна со всех сторон: она интересна своей историей, и красотой окружающей природы. Она такая разнообразная и очень удивительная. На следующий день мы отправились в другое своё путешествие по Бурятии, а точнее к величественному Байкалу, но это уже совсем другая история. Продолжение следует…

Поделиться:

Post Author: admin

Добавить комментарий