Музей Рериха — достопримечательности Горного Алтая.

Сейчас на Алтай приезжает много народу. И если раньше это было место изгоев, то сейчас людьми движут совершенно другие мотивы. Они едут в предвкушении найти здесь что-то сокровенное. Люди творческого склада ищут здесь идеальное место для реализации своего потенциала, а молодёжь едет в поисках своего места в жизни. Многие оседают навсегда, заворожённые первозданной красотой края. И так получилось, что богата и самобытна не только природа Алтая, но удивительны и красивы люди, здесь живущие. А над Уймонской долиной буквально витает дух Живой Этики.

Практически все русские, устраивающие здесь свою жизнь, в той или иной степени принимают Живую Этику, а те, кто никогда не слышал о ней, живут согласно своему мировоззрению, которое органично согласуется с законами Агни Йоги.

Предания утверждают, что Алтай – место странствий великих пророков и духовных Учителей человечества. Это страна снежных вершин и долин, ледников и водопадов, чистых озёр и бурных рек. Здесь высится священная трёхглавая гора Белуха, где, по преданию, находится вход в Шамбалу. Алтай всегда манил людей, приезжавших сюда в поисках легендарного Беловодья, как символа свободы и вольницы, а в наше время сюда едут за вдохновением художники, писатели, поэты и романтики.

Возникновение здесь музея Н.К. Рериха связано с его Центральноазиатской экспедицией. Это была давняя мечта художника, археолога и путешественника – проникнуть в Гималаи и Тибет. Со стороны Советского Союза путь должен был проходить через Алтай. И в 1926 году из Новосибирска пароходом, паромом и на конях семья Рерихов добралась до Верх-Уймона, где им предоставила свой дом семья старообрядцев Атамановых. Глава семьи Вахромей Семёнович был примечательной личностью. Он самостоятельно по книгам изучил несколько языков и медицину и лечил людей травами. Именно он в течение 12 дней сопровождал Николая Константиновича в его поездках по долине к Теректинскому и Катунскому хребтам и к месту, где, по преданию, ушла под землю «чудь белоглазая». И он же проводил Рерихов к пароходу, проведя через знаменитые Денисовы пещеры.

Позже (в 1929 году) Николай Константинович писал: «…когда мы не так давно проехали через алтайские высоты, нам показали пути и потаённые, ведомые лишь избранным, далёкие тропинки к священным местам, именуемым Беловодье». Места эти настолько пришлись по душе художнику, что он мечтал построить здесь город культуры, науки и искусства. Есть сведения, что позже, когда речь шла о возвращении на родину, он хотел поселиться на Алтае.

Интересный музей, филиал от новосибирского музея Рериха. Хорошая экспозиция, хотя в застенках только один оригинал.

Примечательна картина «Победа», написанная в 1941 году, на которой изображена священная гора Белуха, символ нашей силы и защиты. Победа ещё далека, а Николай Константинович уже её предчувствовал. Экспозиция триптих Святослава Рериха «Распятое человечество». Здесь нет креста, человечество само себя распинает, ибо причина всех его бед – в нём самом.

В музее представлена коллекция минералов и кристаллов. Рерихи считали, что кристаллы горного хрусталя – вершина минеральной эволюции. Кристаллы часто находят в виде сложных форм – кедровой шишки, гриба со спорами, как будто камень пытается в своей эволюции создать нечто более совершенное. Но повторить – не значит создать. Когда растение захотело двигаться – появилось перекати-поле. А что хочет человек? В какой эволюционный виток он жаждет войти сегодня?

На территории Усадьбы Атаманова находятся также:
Дополнительный выставочный павильон-кинозал. Просмотр небольшого фильма студии СибРО включён в экскурсию, также возможен дополнительный просмотр просветительских фильмов по различным темам, для разных возрастов.

Книжный салон. Можно приобрести литературу о семье Рерихов и культуре Алтая, открытки, календарики, постеры и оформленные репродукции.

Летний выставочный павильон. В нём размещаются сменные выставки, выставки-продажи, сувенирные расписные и резные изделия «Города мастеров».

О пути в Шамбалу…
Многие туристические маршруты по Алтаю проходят «рериховскими тропами», и Музей Рериха становится одной из основных достопримечательностей на пути. Для кого-то это возможность впервые познакомиться с именем и культурным наследием Рерихов. Многие уже едут на Алтай именно в этот Музей.

Ведь не просто так писал о назначении Музея С.Н. Рерих: «Прежде всего это должен быть живой центр. Не просто музейная экспозиция, а постоянно сменяющие друг друга выставки — картин, ремёсел, детских работ, причём… интернационального характера. Конечно, наряду с этим работы Николая Константиновича должны будут представлены постоянно. При центре может быть и лекционный концертный зал, и студии для молодых художников, и мастерские по возрождению и сохранению народных ремёсел… Несомненно, при центре должна работать большая библиотека, где будут собраны книги по истории культуры, по искусству, философии России, Востока и Запада, в том числе, конечно, и работы Николая Константиновича и Елены Ивановны. (…) Но центр видится мне и как научное учреждение…».

В музее работают вахтовым методом экскурсоводы из новосибирского филиала музея Рериха, уровень их научной и профессиональной подготовки чрезвычайно высок. Экскурсии проводятся по мере прихода людей, а туда, в этот благословенный уголок алтайских гор и цветущей Уймонской долине не зарастает народная туристическая тропа. Нас в музее Рериха встретили весьма гостеприимно. Предложили посмотреть познавательный фильм о семье Рерихов. За это время собралась небольшая группа экскурсантов и нас повели в музей. Очень интересно рассказали, показали, ответили на вопросы.

Тем не менее, сам музей любопытен: во-первых, в нем можно увидеть огромное число картин Рерихов, хотя и копий, но от этого не менее показательных.

Знаменитый Николай Рерих с юного возраста подавал большие надежды как будущий художник. На выпускном экзамене в 1897 г. после завершения обучения основам художественного мастерства у Куинджи Рерих зажег свою путеводную звезду в безграничный мир живописи – представил на суд общества первую картину «Гонец».

Рерих изначально стоял на перепутье, одинаково увлеченный изобразительным искусством и археологией, этнографией, но остановиться только на одной отрасли так и не смог. Это читается в полотне «Гонец». На холсте юный творец пишет историю, очень древнюю историю, настолько давнюю, что даже не сохранилось о тех временах достоверных данных. Только лишь отголоски 9 века, обрывки, мелкие крупицы собраны в «Повести временных лет», которую с усердием изучал будущий великий художник. По дошедшим данным, в то столетие на славянских землях не было согласия: то набеги варяг, то внутренние стычки. И вот, узнав о предстоящем набеге, спешит гонец на тот берег реки с тревожным сообщением: «восстал род на род». На полотне детально передана архитектура, верования и вся атмосфера той эпохи.

Образ преподобного Сергия особо почитался в семье Рерихов. Сергий Радонежский был для Рерихов и их последователей одним из Махатм Шамбалы, и содержание его веры соответствует учению Агни-Йоги (Живой этики). Образ святого Сергия как вдохновляющий пример «Строителя Русской духовной культуры» занял особое место и в живописи Рериха.

В 1932 году Рерих пишет картину «Святой Сергий Радонежский».

В ней дан обобщённый образ защитника Земли Русской. На фоне тёмного неба и горы Маковец с Троице-Сергиевым монастырем стоит святой Сергий. Он благословляет воинов, идущих на Куликовскую битву…

Величественная фигура Сергия Радонежского стоит на Земле, объятой пламенем, возвышаясь, как бы защищая Русь собою от пожара, заслоняя её от беды.
Н.К. Рерих изобразил Сергия Радонежского не просто в полный рост — фигура святого словно восходит в небо, соединяя собой, как живым мостом, крошечную Землю и Беспредельность Космоса. Вокруг головы святого сияет золотой нимб — символ святости и чистоты… В руках у него плат со знаком Знамени Мира и храм, — «Покров на Нерли», посвященный Святой Богородице — символ будущей Руси. Символ трех кругов в общем круге вечности на Его одежде указывает на Его Высшие Знания. Тёмно-сиреневый цвет одежды говорит о высочайших качествах Его духа — смирении, мужестве, устремлении, связи с Высшим. Наверху над головой Сергия Радонежского в тревожном небе изображено Всевидящее Око в фиолетовом треугольнике, – «знак Божественного Разума», символическое изображение Бога, — свидетельствует, что Преподобный Сергий осуществляет свою Миссию по Высшей воле.

Внизу картины Рерихом была сделана надпись: «Дано Святому Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. Первый раз при князе Дмитрии. Второй при Минине. Третий …»
Многоточие в этой надписи красноречиво говорило о том, что имел в виду художник (самая кровопролитная война – Великая Отечественная 1941-1945 гг.).

Пророчество Н.К.Рериха, данное им в надписи на картине «Святой Сергий», хоть и сбылось в годы Великой Отечественной войны, но дано оно было, как считается, и на всё будущее нашей страны.

Все композиционное решение картины можно охарактеризовать словами Е.И.Рерих: «Осиянный Светом Несказуемым, стоит Он, невидимо Видимый».

Слева – Сергий, справа – Франциск, в центре – Мать Мира

«Настает великая эпоха женщины. Именно женщине предстоит совершить подвиг двоякий — поднять себя и поднять своего вечного спутника мужчину. Все силы Света ждут этого подвига. Звезда Матери Мира указала срок наступления великого срока. Все Писания свидетельствуют о том, что женщина сотрет главу Змия. Пусть сердце женщины воспламенится этим самоотверженным подвигом, и мужественно и бесстрашно подымет она сверкающий, но и разящий Меч Духа. В час сужденный призовем сердца горящие и руки, готовые вознести Чашу Спасения Мира. Да будет каждый день наш самоотверженным служением великому сдвигу. Грядет Великая Матерь!»

Картину «Ойрот – вестник Белого Бурхана» Рерих написал под впечатлением услышанной легенды о хане Ойроте, а Белым Бурханом здесь называют Будду, который с проповедями прошёл Алтай и ушёл к Байкалу. Сам художник на Алтае ещё не был, приедет туда спустя два года, в 1926 году. Когда и где услышал Николай Константинович алтайское предание о Белом Бурхане: в России, в Индии, в Гималаях?

«Явился ей на белом коне сам Благословенный Ойрот. Сказал ей, что он вестник Белого Бурхана и придёт сам Бурхан скоро. Дал Благословенный девушке-пастушке много указаний, как восстановить в стране праведные обычаи и как встретить Белого Бурхана, который воздвигнет на земле новое счастливое время. Девушка созвала свой род и объявила эти новые указания Благословенного, прося сородичей закопать оружие, разрушить идолов и молиться только, милостивому Белому Бурхану. На вершине лесистой горы было установлено подобие алтаря. Там собирался народ, сжигали вереск и пели вновь сложенные священные песни… До сих пор всадник на белом коне появляется на горах Алтая и растёт вера в Белого Бурхана. В разбросанных юртах шепчется легенда, что на реке Катуни произойдет последняя битва людей, и что из-за далёкой Белой Горы сияет уже свет Белого Бурхана.»

За всадником на лошадке на фоне гор стоит любопытная история. Бурханизм – вера в грядущего мессию, Бурхана, распространилась на Алтае в начале XX века, после пророческого сна пастуха Чет-Челпана и последующих мистических откровений его дочери. Бурханизм был – как и многое в те годы в мире – попыткой своего рода национального возрождения, связанным со своего рода алтайской реформацией. Так, бурханисты отвергли шаманские практики, отказались от жертвоприношений, чем навлекли на себя недовольство царской власти, верной, на всякий случай, любым консервативным устоям.

Очередное собрание бурханистов в 1906 году было разогнано войсками, а в 1908 году пастух с дочерью были полностью оправданы судом, хотя «осадочек остался». Нынешний бурханизм – бледная копия прежнего, вытоптанного советской властью, и, как правило, европейцу он становится известен именно по картине Рериха.

Тема духовного, культурного единства народов, приобщение к мудрости древних философских систем и религиозных учений была близка Николаю Константиновичу Рериху. Во время Центрально-Азиатской экспедиции 1923-1928 гг., художник написал серию картин «Знамёна Востока», которая состоит из девятнадцати полотен. В этой серии Николай Константинович запечатлел Великих Учителей человечества, которых называют основателями религий, подвижниками, святыми, философами.

Сюжеты картин были почерпнуты Николаем Константиновичем из легенд и преданий, что позволило художнику показать Учителей высшего знания в те значительные моменты их деяний, которые оставили неизгладимый след в народном сознании. Вся серия пронизана глубокой мудростью и отражает веру художника в единство основ всех духовных учений. Алтай интересен духовными накоплениями народов, его населявших. Здесь сошлись языческие верования алтайцев с двумя мировыми религиями: христианством и буддизмом. Рерих не случайно сравнил картины со знамёнами. Знамя появилось в государствах Востока в древние времена как хорошо видимый знак для сбора и объединения воинов. Восток является колыбелью всех мировых религиозных учений.

Символика Триединства и знак Знамени Мира.

Этот древний символ, имеющий охранительное значение, встречается в мировой культуре повсеместно с древнейших времен. Н.К. Рерих видел этот Символ в своих научных экспедициях, писал о нем в своих очерках, изображал его на картинах. Знак триединства представляет собой три круга или три полусферы, соединенные в виде треугольника.

Знамя Мира, белый флаг с тремя кругами в кольце амарантового цвета, является символом Пакта Рериха, первого в истории международного договора о защите культурного наследия человечества. Договор был подписан 15 апреля 1935 года в Вашингтоне представителями 20 стран Северной и Южной Америки.

По замыслу Рериха этот знак должен водружаться на объекты, подлежащие охране, как своего рода Красный Крест Культуры.

Происхождение символа теряется в глубокой древности. Ему придавалось сокровенное значение в разные времена и у разных народов. Одни говорят, что это – прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Несомненно одно: три точки не являются просто орнаментальным мотивом, они представляют собой священный символ, точно определить который уже невозможно.

МЕМОРИАЛЬНЫЙ ДОМ-МУЗЕЙ НИКОЛАЯ РЕРИХА

То, что мы видим перед собой – в значительной степени реконструкция. Во время коллективизации дом отобрали у приютившей Рериха семьи Атамановых, первый этаж со временем сгнил, второй был переделан под клуб, тоже пришел в негодность… Музею пришлось восстанавливать дом по частям, перебирать бревна, заново возводить первый этаж, поднимая на него сохранившийся второй и собирая по селу что можно было найти из вещей Атамановых. Например, с трудом отыскали расписанные сестрой Атаманова, Агашевной, деревянные доски. Сейчас достаточно трудно понять их художественные достоинства, но тут хочется поверить экскурсоводам на слово. На стене – доска, расписанная Агашевной.

Музей заслуживает посещения – редко где можно увидеть такую хорошую подборку интересных картин, пусть и копий, да и составить свое мнение всегда полезно. В конце концов, здорово уже то, что здесь, далеко на Алтае, есть филиал мощной международной структуры: музеи Рериха существуют не только в России (Москва, Новосибирск), но и в Индии, в Америке и, наверное, много где еще.

Первый этаж музея посвящён быту старообрядцев, а также здесь представлены фотокопии документов Центральноазиатской экспедиции.

С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии: Тибета, Алтая, Китайского Туркестана и др. Впоследствии она была внесена в золотой фонд географических открытий мира.

Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне — древнейшем селе Алтая. «…Алтайские сказители и мудрецы… переводят слово «оймон” как «десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье»*. Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».

Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Вахрамей Семёнович был репрессирован, усадьба пришла в запустение. Но вот к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.

Сегодня Музей Н.К. Рериха в Верхнем Уймоне — памятник истории и культуры Алтая, а в стенах его идёт большая культурная работа, широко выходящая за рамки обычных экскурсий.

Одна из выставок в Музее Н.К. Рериха в Верхнем Уймоне возникла в результате сотрудничества с Новосибирским краеведческим музеем — это фотокопии рисунков и акварелей Натальи Николаевны Нагорской — художницы, которая в 1926 году встретилась с Н.К. Рерихом в Верхнем Уймоне. В те годы по заданию краеведческого музея она путешествовала по Алтаю в составе этнографической экспедиции, целью которой был сбор материалов по истории коренного и русского населения Алтая.

Между тем жизнь Верх-Уймонского Музея постепенно преображает не только самих работников, но и сельчан. Ребятишки и подростки приобщаются к основам народных ремёсел – резьбе и росписи по дереву. Начинает работу и камнерезная мастерская, ждут своего часа другие творческие профессии. Сибирское Рериховское Общество дружными усилиями капитально отремонтировало сельский клуб, теперь в новых светлых помещениях занимаются самые разные творческие коллективы. Поёт, танцует, познаёт и трудится молодой Алтай. Как и писала о нём Наталия Дмитриевна Спирина, поэт и известный рериховед:
Алтай, воскресай!
Воскресай, Алтай!
Пробуждай свои силы,
Свой дух, Алтай!
Земля тебя ждёт,
И Небо зовёт,
Звезда поведёт
Вперёд —
на Восход.

История создания музея Н.К.Рериха на Алтае

После завершения Центрально-Азиатской экспедиции Рерихи планировали вернуться на Алтай и поселиться в Верхнем Уймоне. «Золотые здешние места, через пять лет буду тут», — говорил жителям Верхнего Уймона Николай Константинович. После завершения экспедиции он жил мечтой о возвращении на Родину. Но этот отъезд так и не состоялся…

В 1957 году, выполняя завет родителей, на Родину вернулся старший сын Рерихов, Юрий Николаевич. «Буквально в каждой встрече, в каждой беседе Юрий Николаевич касался Алтая, — вспоминала барнаульская художница И.Р. Рудзите. — Семья Рерихов после возвращения на Родину хотела поселиться именно в Горном Алтае. В одной из первых бесед Юрий Николаевич говорил: «В России много происходит по Плану. Сбываются предсказания, хотя и не совсем так, как предусматривалось. Сейчас много говорят об Алтае, Сибири. Новые люди на новом месте. Будущий центр на Алтае. (…) Про Алтай — это Решено”. В другой раз учёный сказал: «Музей будет здесь и на Алтае. Город будущего и Музей надо строить на чистой земле — на Алтае. Там будущий Центр. Надо смотреть на Восток, а не на Запад”».

Дата возведения дома В.С. Атаманова точно не определена, ориентировочно это конец XIX – начало XX века. Распространённой постройкой жилого дома в Верхнем Уймоне была изба «со связью». Ещё в XI–XII веках сложился подобный тип восточно-славянского трёхчленного жилья, состоящего из тёплой избы, холодной клети и связывающих их сеней, которые так и назывались — «связь». Со временем в холодную клеть стали ставить печи, и она тоже превратилась в тёплую избу, но название «дом-связь» так и осталось. Староверы и в условиях Сибири строили такие же дома. У Атамановых был двухэтажный дом-связь.

Одна из комнат на первом этаже, так называемая изба, посвящена старообрядческому быту семьи Атамановых. Сейчас идёт работа по её наполнению. Здесь постепенно восстанавливается обстановка тех лет: вдоль стен стоят длинные лавки, в «красном углу» — иконостас, под ним — стол, накрытый белой скатертью. Справа от входа — большая русская печь, занимающая почти четверть комнаты, на полу — домотканые дорожки. На одной из стен — выставка фотографий, полученных из Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, на которых запечатлены члены экспедиции Н.К. Рериха и семья В.С. Атаманова. В фондах Музея есть драгоценная реликвия — старообрядческое Евангелие XVI века.

На втором этаже в комнатах, где жила семья Рерихов, можно увидеть их личные вещи, а также постеры картин Николая Константиновича, относящихся (некоторые условно) к алтайскому циклу. Две комнаты на втором этаже отведены под выставочные залы. В западной, которая называлась горницей, в августе 1926 года жили Николай Константинович и Елена Ивановна. Старожилы помнят, как у открытого окна второго этажа сидела Елена Ивановна и работала: именно здесь она корректировала «Общину» — одну из книг Учения Живой Этики, которая затем была издана в Монголии; здесь Николай Константинович принимал гостей и беседовал с ними о кооперации, о будущей жизни…

Небольшой зал в музее посвящен уже не Рерихам, а их «духовным наследникам» – в частности, Наталье Спириной, жившей в эмиграции в Харбине и добровольно в 1959 году приехавшей в СССР. До конца жизни она пронесла звание «любимой ученицы» семейства и стала, судя по всему, «двигателем» идей Рериха в России. В «связи» второго этажа — фотовыставка, рассказывающая о жизни и деятельности Наталии Дмитриевны Спириной и её духовного руководителя Бориса Николаевича Абрамова.

Сам Н.К. Рерих написал более 7000 картин. В восточной комнате второго этажа, где в кабинете хозяина дома жил когда-то Юрий Николаевич Рерих, размещена посвящённая ему фотовыставка и выставка индийских пейзажей Святослава Николаевича Рериха. Его сын Юрий Николаевич был востоковедом. Он знал более 20 языков. Во время Центрально-Азиатской экспедиции именно его знание языков и умение располагать к себе людей открывало для Рерихов двери древних библиотек и монастырей. Младший сын Рериха, Святослав Николаевич – художник. Он создавал жизнерадостные, яркие картины. Многие из них посвящены Индии.

В музее можно узнать о деятельности Центрально-Азиатской экспедиции, которую семья Рерихов предприняла в неспокойные 20-е годы прошлого века, о людях, любящих искусство, благодаря которым и появился этот музей. На первом этаже музея Вам покажут фотографии, по которым Вы сможете проследить все этапы реставрации дома.

Среди людей, которые посещают эти места, встречаются и те, которые просят подсказать им «путь в Шамбалу», чуть ли не продать маршрутную карту. Что можно сказать таким людям? Путь в Шамбалу есть. Но он проходит не через какую-то местность. Туда ведет труд на благо людей, постоянное совершенствование своего мастерства, постоянная работа над характером, использование в жизни тех нравственных принципов, которые едины для всех философий, верований и религий. Это и будет истинным путём в заветное Беловодье, а не какие-либо сверхъестественные «практики». Очистить свои мысли от грубости и невежества, наполнить сердце этикой и любовью к ближнему своему – вот то настоящее чудо, которое реально и действенно преображает всю нашу жизнь и делает невозможное близким. С.Н. Рерих говорил: «Старайтесь каждый день сделать что-то чуть лучше, чем вчера». Нужно наполнить сердце любовью к людям, очистить свои мысли от невежества и грубости. Пересказать такой путь невозможно. Его можно только пройти. На балконе второго этажа экскурсовод прочитала очень красивые стихи. Вся эта очень интересная экскурсия красиво была завершена. Все были просто  заворожены красотой созерцания и красотой лирики. Все казалось, так гармонично в этом мире.

Ответ в  строках стихотворения Н.Д. Спириной:

Путей на карте не ищи —
Ты не найдёшь туда пути.
Не спрашивай о нём прохожих.
Но глубже в сердце загляни —
Оно надёжный проводник —
Поверх земного бездорожья
Найдёт дорогу непреложно.

Поделиться:

Post Author: admin

Добавить комментарий