Иркутский краеведческий музей. Отдел истории. Часть 3.

В предыдущих статьях мы успели посетить коллекцию археологии, коллекцию этнографии. Послушали много информации о истории создания музея, о проведенных здесь археологических раскопках, о малочисленных, коренных народах иркутской губернии: эвенков — тунгусов, тофаларов — тофы. Услышали интереснейший рассказ о самом большом и хорошо сохранившемся коренном народе — это буряты. Узнали о древнейшей системе верований местного коренного народа — шаманизме и буддизме. Узнали об освоении Восточной Сибири русскими. Теперь идём дальше по экспозиции музея. Наиболее интересным является история казаков, которые первыми шли на освоение Сибири. От местного населения эвенков, тофов и бурят, русские тоже многому научились. Во-первых, пользоваться деревянными стрелами, чтобы не портить пушнину во время охоты. Казаки  — это государевы люди, у которых была конкретная задача и они её решали. Они устанавливали власть русского царя и сразу облагали население ясаком (пушная дань). Если вдуматься в это, то интересно получается: коренное, местное население жило спокойно на своей земле, никому ничего не должны были и вдруг к ним приходят «захватчики» и их же облагают налогом. Ясак изначально брали двумя видами драгоценной пушнины — это был соболь и куница. Когда этих животных становится меньше и добывать их становится всё труднее, то стали брать и другие виды меха — горностай, норка, колонок, лиса, песец и белка. По данным за 1644 год в таможню Илимского острога было предъявлено 422 явки на 17,9 тысяч соболей.

Вместе с освоением первых острогов в Сибирь продвигались добытчики пушнины — промышленные люди. Это были профессиональные охотники. Казаки были наделены возможностью облагать население ясаком, а промышленники могли добывать пушнину самостоятельно. Охотники объединялись в особые артели, которые могли вести промысел на протяжении 2-3 лет. Из центральной России путь артельщиков лежал через остроги и сопровождался уплатой налогов и таможенных пошлин за провозимые на охоту снаряжения, транспортные средства: нарты, лодки, лыжи. В ожидании выхода на промысел производились запасы муки, крупы, мёда, рыбы. Всё необходимое на промысел завозились реками. В конце лета в тайге ставили зимовье. Обустраивали промысловый участок ловушками — «кулемами». Осенью охота на соболя велась с помощью собак и лука со стрелами «тамарами» с тупым наконечником из дерева или кости. Ружьё на охоте использовалось редко. Когда лес укрывал глубокий снег, то промысел вели с помощью плашек, кулем и специальных сетей «обметов». Добытая пушнина, после уплаты десятины, разделялась между участниками промысла. Десятина промышленных людей в XVII веке давала в казну до 80% от общего дохода с пушнины.

Следующая категория, которая шла следом за ними — это были всевозможные беглые, кто бежал от армии, кто от помещиков на свободные земли, кто из монастырей, крестьяне, это были всевозможные люди, которые подвергались уголовным преследованиям. Из Сибири, также как и из Дона — выдачи людей не было. Первые переселенцы жили в шалаше, либо рыли себе землянки. Лес для строительства домов заготавливался заранее для просушки, чтобы изба не сгнила за несколько лет, как первый построенный острог. Лес заготавливали и сушили, из сухого леса избы стояли веками. В большей части отличились в добротном строительстве представители севера России (Вологодская, Архангельская губернии), они были наиболее искусными мастерами по строительству.

Следующая категория, которая шла следом за казаками — это были купцы, которые могли эту самую пушнину и купить или выменять на алкоголь. Если буряты спивались сами, потому что готовили свою молочную водку, то эвенки и тофы не пили, их спаивали русские купцы. «Огненной водой» выменивали себе пушнину. Здесь представлены подлинные предметы которые имеют отношение к промыслу охотников и рыболовов. Под номером 6 — крюки — приспособления для ловли осетра. Осетры бывали по сажени (косая сажень — 2 метра 17 см) в длину, такие осетры водились в Ангаре и в Байкале. В настоящий момент эта «царская» рыба практически полностью истреблена. Самострел  ставился на звериных тропах для того, чтобы добывать мясо. Стрелы — для добычи пушнины. Под №10 — острога, для закола рыбы. №8 — капкан, для ловли соболя. Подлинный топор, без рукояти, использовался как для столярных дел, так и в походе в тайге. Братина №18 — имела особое значение на пирах. Когда садятся все гости за стол, то воевода — атаман может показать братиной какой у него гость за столом желанный или нежеланный. Во время пира наливали полную братину хмельного напитка. Первым всегда поднимал братину атаман, он отпивал и давал всем остальным понять, что вино не отравленное и пускал по кругу. Всем сидящим за столом казакам не надо было объяснять, что происходит за столом. Если атаман отпивал и сразу отдавал братину дорогому гостю, то все понимали что гость желанный, и этот гость после нашего застолья, должен остаться трезвым и мы должны потом решать с ним дела. Если гость не желанный, то соответственно отдавалась братина сначала казакам, причём все должны пить только пригубляясь к напитку, но сделав круг, братина должна вернуться к атаману пустой, соответственно, последний из гостей должен был всё допить, чтобы вернуть братину атаману. Если братина дошла до гостя полной, то все понимали, что с этим гостем договариваться не о чем. После того как гость допивает весь напиток, он становится хмельным, его укладывают спать и на этом разговор окончен. Если же гость желанный, то соответственно напьются все, кроме желанного гостя и атамана, т.к. у них будет деловой разговор о сотрудничестве, которому никто не должен мешать. Вот эти маленькие хитрости широко использовались и были предметом и ведения переговоров и обеспечивали успех мероприятия. В эту братину входит примерно 4 литра минимум. Братина сделана из цельного куска дерева, напоминает лебедя и имеет своеобразный орнамент.

Предмет особой гордости — эта экспозиция посвященная миссионерам. Первыми миссионерами были православные священники. Есть интересный момент, ни эвенки, ни тофалары не приняли христианство, да и вообще никакую религию. Иркутские миссионеры не принуждали к этому, от слова совсем, они могли предложить, но не навязывали и не угрожали. С Иркутским регионом связаны три  основных имени святителей:  Иннокентий Вениаминов — митрополит Московский и Коломенский (экспонат №8), который был уроженцем Иркутской губернии. Иннокентий Кульчицкий — епископ Иркутский (экспонат №4), который пришёл с Вологодской области. Великий миссионер, потрясающий человек, который крестил Якутию, Чукотку, Камчатку и Аляску. Епископ Иркутский — Софроний Кристалевский (экспонат №3), при котором была основана Иркутская епархия.

В первую очередь они освящали казаков, они с ними молились, они их наставляли, они их благословляли на ратные и другие дела. Они шли рядом и духовно поддерживали их на протяжении всей жизни. Второй их задачей было образование, т.к. они были людьми грамотными, то начали образовывать школы для начального образования — читать, писать, считать, а также законам Божьим. Поэтому-то они и были миссионерами. Они посвящали в православную веру новорожденных и в том числе тех, кто сам хотел креститься, в частности достаточно много бурят приняли христианство, благодаря этим людям. Они выполняли ещё одну важную задачу — они держали в «узде» казаков, то чего не мог, не способен был сделать атаман казачий — миссионеры могли это сделать. Они не позволяли казакам обижать местное население. Для православного священника — все люди рабы Божьи, абсолютно равны. Как они поступали — нарушишь, говорили они — я тебя прокляну, я тебя предам анафеме, я не допущу тебя к причастию. Всё!!! Именно, благодаря православным монахам удавалось достаточно быстро сглаживать многие острые углы во взаимоотношениях с местным населением. На самом деле это правда. Первый монастырь в Иркутской губернии был основан в 1682 году. Ещё Иркутск не получил статуса города, а первый мужской Вознесенский монастырь уже был. Сейчас от него осталась одна колокольня. Через 11 лет, в устье реки Ушаковки был основан Знаменский женский монастырь. Он существует до сих пор, только перестроен в каменном обличии. Эта резиденция митрополита Иркутского сейчас. На территории этого Знаменского монастыря похоронены жены декабристов и их дети. Перед монастырем стоит памятник Александру Васильевичу Колчаку, потому что он был расстрелян в устье реки Ушаковка рядом с этим монастырем в феврале 1920 года.

Первое учебное заведение в городе Иркутске было основано в 1725 году  в Вознесенском мужском монастыре при нём была организована так называемая мунгальская школа, т.е. школа монгольского языка. Велено было  по указу Петра I — «Открыть в иркутском монастыре школу мунгальского языка и русской грамоты и собрать для обучения в оную школу со всей Иркутской провинции священнических детей и сирот, ко учению потребных». Школа переводчиков — толмачей, где учили разным языкам — бурятскому, монгольскому, китайским диалектам, всему, что связано с Востоком. Причём многие государственные экспедиции, посольские службы часто прибегали к помощи Вознесенского монастыря в предоставлении толмача — переводчика с собой, чтобы понимать о чём идёт речь. Они работали непосредственно как на саму православную веру, так и на государство Российское. Это заведение учебное было основано более чем за 50 лет до того, как была образована первая городская школа. Такой большой вклад был внесён в историю миссионерами, именно поэтому в Иркутске всегда было очень много церквей до революции и сейчас их достаточно уже восстановлено из того, что было потеряно, но Вознесенского монастыря сейчас уже нет. Знаменский, Слава Богу — сохранился. В 30х годах XVIII века рубежи Иркутской епархии простирались от Енисея до побережья Тихого океана. В 1796 году в состав Иркутской епархии была включена территория Аляски и Алеутских островов. Иркутск сохранял роль крупного религиозного центра. В 1851 году в Иркутской губернии 68,4% населения исповедывали православие не кнутом и мечом, а добровольно.

Иркутская губерния — это край переселенцев, здесь было несколько волн переселения. Первая волна переселения была в конце XVII века, когда Иркутску предоставили статус города. Воеводы иркутские выписывают из центральной России 100 семей пашенных крестьян, потому что земли оказались очень плодородными, их надо было обрабатывать, получался хороший урожай. Все волны переселения имели определённую основу. Первая волна переселения была связана с отменой крепостного права 1861 года. Транспорт уже позволял как минимум добраться до Урала по железной дороге, дальше идти обозами. Также было связано с тем, что свободу люди получили, а землю им не дали, а здесь государство давало землю для переселенцев. Это  была такая же замануха, как сейчас «Дальневосточный гектар». Вторая волна переселения связана со Столыпинской аграрной реформой. Здесь примерно 2/3 дореволюционных населённых пунктов, появилось благодаря этой реформе. Селились крестьяне в основном у притоков рек Лены и Ангары. Быт их был достаточно скромный, незатейливый. Мужчины носили рубашки с отложным воротником, причём это одежда в основном шилась изо льна.

Есть маленькие сёла с громкими названиями «Большой Воронеж», «Самара» и др. Был даже курьёзный случай. В 1920 годы, когда проходила коллективизация, в Зиминском районе — родина рождения Евгения Евтушенко, есть совхоз «Глинкинский», туда приезжал проверяющий, по поручению из Москвы. Он становится свидетелем такого разговора: председатель совхоза говорит главному агроному: — «Ты позвони в Москву, пусть забьют поросёнка». Он конечно в таком трансе, это как так, какой то непонятный председатель даёт распоряжение — говорит, позвони в Москву, чтобы там поросёнка забили что ли? Потом оказывается, есть в этом совхозе маленькая деревушка, которая называется «Москва», где находилось фермерское хозяйство по разведению поросят.

Следующая часть экспозиции посвящена ссыльным людям, принесшим свой вклад в развитие региона. Ссылка политических противников с давних времен становилась для русских правителей традиционным способом укрепления власти. Арестантская дорога в Сибирь стала протаптываться уже в XVI веке, по свежим следам дружины Ермака. При Иване Грозном ссылка узаконивается, как один из видов наказания, и в сознании русской нации связывается с географическим понятием — Сибирь.

Все знают, что Сибирь, в частности иркутский регион, это место каторги и ссылки. Здесь иркутянам повезло, что был край каторжных и ссыльных. Первым политическим ссыльным в Иркутске с 1656 по 1662 год в Енисейске, Братске и Забайкалье находился в ссылке протопоп Аввакум. Знаменитый политический узник, который в возрасте 35-36 лет был заточён в башню Братского острога. Знаменитый политический каторжанин, защитник старой православной веры, духовный лидер старообрядцев, общественный деятель и писатель, прославившийся своими полемическими произведениями — протопоп Аввакум (1620-1682) отбывал суровую зимнюю ссылку здесь. Краткая история жизни, гонений и преследований Аввакума гласит следующее. Участник влиятельного Кружка ревнителей благочестия, друг и соратник будущего патриарха Московского Никона, также входившего в этот кружок, впоследствии противник церковной реформы, начатой патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем. Известно, что за свою религиозную деятельность и сопротивление церковной реформе протопоп Аввакум был сослан за реку Лену, затем в Забайкалье, заточён в тюрьму и в итоге казнён. Все эти жизненные перипетии протопопа стали следствием того, что в 1666 году царь Алексей Михайлович Романов и патриарх Никон провели церковную реформу Русской Церкви с целью исправления богослужебных текстов и отмены соборности. Эта реформа привела к расколу русского народа. Сегодня на территории республики Бурятии 20% населения – представители старообрядчества, которые строго соблюдают и почитают традиции своих предков. Под №1 картина — «Путешествие Аввакума по Сибири». Поднимается вверх по реке Ангаре, подходит к Иркутскому острогу.

Так как Иркутск был транзитной точкой, то ссыльные попадали сначала туда. Первые массово поехали в политическую ссылку противники Александра Даниловича Меньшикова, полудержавного властелина, князя Российской империи, который после смерти Петра I сумел придти к власти и влиять на Екатерину I. Всех своих неблагожелателей отправил в Сибирь, точнее в Нерченск на рудники. Т.о. они проезжали через Иркутск, а далее в Забайкалье. Проходит немного времени, порядка 3 лет А.Д. Меньшиков сам попадает в опалу, он уезжает в Пермский край, а его последователи, через Иркутск едут на Нерченскую каторгу, менять тех, кто туда заехал на 3 года раньше. А те наоборот, начинают возвращаться через Иркутск обратно.

В 1791 году в Иркутске появился Александр Радищев, осуждённый за книгу «Путешествие из Петербурга в Москву». Писатель провёл здесь два месяца. Он удостоился чести побывать у генерал-губернатора, и тот с ним лично знакомился. Вообще, надо сказать, что все губернаторы очень хорошо относились к ссыльным.

Правительство страны, придерживаясь позиции о необходимости заселения Сибири, продолжает реформы. В середине 1820-х годов в Сибири насчитывалось около 50 тысяч ссыльных, но работы им не было, счёт их не вёлся. При этом Сибирский тракт превращается в весьма опасное место, по которому невозможно проехать без встречи с лихими людьми. Эта ситуация не могла не тревожить генерал-губернатора — графа Сперанского. Он предпринимает первые попытки перевести направление в более цивилизованное русло. Так, ссыльным выдаются паспорта, в которых указываются возраст, внешние приметы, характер судимости и т.д. Доставлять провинившихся в Сибирь начинают по этапам. Вся Сибирь была поделена на эти этапы – от Томска до Иркутска раскинулись придорожные тюрьмы (бараки), окружённые большим забором. Располагались они друг от друга на расстоянии от 25 до 30 вёрст – отрезок, который человек должен был пройти за один световой день. Вся эта система, введённая в 1822 году, просуществовала до 1897-го, когда по Сибири открылось сквозное железнодорожное движение. Это значительно облегчило положение наказанных. Ведь если раньше от Москвы до Нерчинска они доходили за 1,5-2 года, то по железной дороге в вагоне ехали за 40 суток. Конечно, и это был тяжелейший путь, во время которого люди теряли здоровье, а то и жизнь.

Сама ссылка по предложению Сперанского делится на две большие части – каторгу и поселение. Но система эта работала слабо, потому что с самого начала её существования ссыльных в городе было в три-четыре раза больше, чем планировал Сперанский. 1870-е годы можно назвать пиком сибирской ссылки. Сюда направляется ежегодно 15–19 тысяч человек. Сибирь и Иркутская губерния просто не справлялись с таким объёмом, и люди пополняли отряды тех, кто вёл криминальный образ жизни, наводняя трактовые сёла и не давая спокойно жить местным крестьянам. Вторая часть ссыльных, согласно реформам, это поселенцы. В 1840-е годы в Иркутской губернии их насчитывалось 25–27 тысяч, в 1860-е – более 50. Приходили они в волость опять же с Московского тракта. Всего в XIX веке в Сибирь было отправлено до 900 тысяч уголовных. С начала XX века принят указ об отмене ссылки. Ссылка сыграла свою позитивную роль в развитии Сибири. И государство в то время не могло пойти по другому пути. Здесь в музее инсталляция Московских ворот построенных в 1811 году, которые стоят на нижней набережной. Правда не на том месте, где они стояли изначально. Через них, на пароме переправившись через реку Ангара, въезжали с запада в Иркутск.

В 1862 г. Чернышевский был арестован полицией, следствие по его делу проходило в течение 2 лет, во время которого писателем был написан роман «Что делать», ставший манифестом для революционно настроенной молодежи. 7 февраля 1864 г. был объявлен приговор по делу Н.Г. Чернышевского: ссылка на каторжные работы сроком на 14 лет, а затем поселение в Сибири пожизненно. Указом Императора Александра II срок каторжных работ был уменьшен до 7 лет. В целом Чернышевский пробыл в тюрьме, на каторге и в ссылке свыше двадцати лет. 160 лет назад в Сибирь был сослан Николай Чернышевский (фото №9)- революционер, писатель, философ. «Кто виноват?» и «Что делать?» Эти высказывания Николая Чернышевского были названы главными русскими вопросами. Мало кто знает, что автор этих строк был в Иркутске, а его именем даже названа улица. Вот так, на бричке, в сопровождении жандармов и местных бродячих собак в Усолье был доставлен вольнодумный писатель на местный солезавод, добывать соль.

Полвека здесь было связано с историей декабристов. В конце августа 1826 года в Иркутск прибыли декабристы: С.Волконский (фото №12), С.Трубецкой (фото №11), А.Муравьев, В.Давыдов, Е.Оболенский, А.Якубович, братья Петр и Андрей Борисовы. Путь из Петербурга длиной более 6000 верст они проделали за 37 дней. Их везли закованными в кандалы в крытых повозках. Каждого осужденного сопровождал жандарм. Иркутяне собрались для встречи на берегу Ангары у Московских ворот. По приказу губернатора декабристов временно направили на Усольский солеваренный, Александровский и Николаевский винокуренные заводы. После прибытия всех групп ссыльных в октябре 1826 года в Иркутск поступило специальное распоряжение о размещение декабристов в Забайкалье. Все арестанты были ночью, тайно от народа, свезены в Иркутск и немедленно отправлены на Нерчинские каторжные рудники. Через 5 лет ссылки им разрешено было селиться в городе Иркутске.

Особенно заметный след оставили декабристы в области просвещения. Они предлагали создать широкую сеть начальных школ и содержать их за счет добровольных пожертвований местного населения. Декабристы первые высказали мысль о необходимости открыть в Сибири университет. В память о декабристах иркутяне в 1970 г. в бывших домах Трубецкого (фото №10) и Волконского (фото №13) открыли музей. В музее хранятся личные вещи, в том числе пирамидальное пианино, которое доставили сюда из Европы.

Последнее упоминание о декабристах в иркутской прессе относятся к августу 1877. Продолжение следует…

Поделиться:

Post Author: admin

Добавить комментарий