Иркутский краеведческий музей. Отдел истории. Часть 5.

Мы продолжаем знакомить вас с экспозициями иркутского краеведческого музея. Следующий стенд выставки посвящён тому, что производилось, изготавливалось в городе Иркутске. В ходе заселения и хозяйственного освоения Восточной Сибири возникла задача создания в регионе промышленной базы. С этой целью уже в период присоединения сибирских территорий русскими землепроходцами проводилась работа по выявлению здесь полезных ископаемых. В крае были выявлены месторождения железа, меди, слюды и других минералов. Добычу «ломку» слюды на территории Иркутской области начали осуществлять кустарным способом в 1689 году в бассейне реки Витим, в местах выхода её на поверхность. Слюду отправляли в Москву, в Западную Европу, Америку и Китай под названием «московита», «мусковит» или «московского стекла». С расширением стеклоделия спрос на слюду стал резко падать. В 1870 году разработка месторождений прекратилась. Здесь представлена настоящая слюдяная оконная рама из одного дома купцов иркутских. Этот витраж изготовлен, т.е. его остекление — слюдой.

С XVII века в Сибири появляется новая отрасль — стекольная. С 1784 года начинает действовать Тальцинская фабрика — гордость Иркутского региона — стекольный завод. Здесь имеются экспонаты, представленные двумя лампами, которые выпускались на заводе. Ассортимент выпускаемой продукции был огромный. Сейчас, где находился этот завод, территория ушла под затопление Иркутским водохранилищем. Оборудование с этого завода было перевезено в г.Тулу, но там не оказалось необходимого сырья и завод закончил свою деятельность. Есть Тальцинский стекольный музей, в котором много экспонатов, которые выпускал в своё время Тальцинский стекольный завод. Для нового музея выбрали Тальцинское урочище на слиянии рек Ангары и Тальцинки.

История развития хайтинского фарфора начинается с 1800-ых годов. Становление Сибирского хайтинского фарфора в Иркутской области не было простым делом, несмотря на то, что в России уже существовали фарфоровые заводы. Хайтинский фарфор сумел доказать, что его продукция одна из лучших и качественных, как в России, так и за рубежом. И очень жаль, что, несмотря на столетний успех в этой области, со сменой государственного режима в стране, была утеряна одна из жемчужин Российского фарфора. Завод благополучно пережил революцию, Отечественную войну, но не пережил демократию. Продукция поставлялась в царское время в лучшие дома Санкт-Петербурга, Москвы и города Центральной России. Местные умельцы в тот момент, в конце XIX начале XX веков, пытались ставить на хайтинский фарфор китайское клеймо, чтобы продавать под видом китайского фарфора, а он соответствовал по качеству китайскому, поэтому легко было довериться обману. Ассортимент выпускаемых изделий был богатейший. Пытались восстановить завод, но сломать намного быстрее, чем сделать, т.к. утеряны технологии, оборудование и мастера уже не соответствовали тому знаменитому фарфору, поэтому завод вновь закрыли.

В XVII веке многие сибирские города превращаются в торгово-ремесленные центры. Кожевенное производство и связанный с ним сапожный промыслы имели место почти в каждом сибирском городе. Сложились благоприятные условия для развития местной обрабатывающей промышленности. Освоение Дальневосточных земель расширяло оборот русско-китайской торговли. В Иркутске существовало довольно развитое ремесленное производство, которое в сочетании с капиталами и предприимчивостью местного купечества способствовало появлению мануфактур. Всего заводов и фабрик к концу XIX века числилось в губернии 116, из них в Иркутске — 60. Большая часть из них были кожевенные и кирпичные заводы.

Наибольшее развитие в Сибири получила добыча железной руды, что вполне закономерно при большой потребности в железных изделиях и трудности их доставки из Европейской России. С XVIII века центром крупного горно-металлургического производства стали районы Восточного Забайкалья. Вплоть до 1740 года Нерчинский горный округ был единственным в России поставщиком серебра. Нерчинские заводы и фабрики превратились в крупнейшее место ссылки и каторги. В 1787 году Нерчинские заводы были переданы в ведение Кабинета Её Императорского Величества. Единственное частное крупное горнорудное производство в Нерчинском крае создал иркутский купец. М.А.Сибиряков. Ему принадлежали Воздвиженский сереброплавильный завод, 4 рудника, 19 приисков.

Первые золотые прииски появляются в Иркутской губернии в 30х годах XIX века. Уже с 40х годов Восточная Сибирь становится главным золотопромышленным районом страны.

Металлургическая промышленность также развивалась. В 1845 году был заложен Николаевский чугунолитейный и железоделательный заводы. Меняются технологические процессы, стало применяться мартеновское производство стали. Было построено 11 пароходов. В 1894 году завод расширился в связи с крупным государственным заказом на рельсы для строительства Сибирской железной дороги. Необходимость строительства железной дороги назрела с развитием промышленности и освоением Дальнего Востока.

17 марта 1891 года императором Александром III на имя наследника цесаревича подписан Высочайший рескрипт (экспонат №5) о строительстве «сплошной через всю Сибирь железной дороги». Создаётся комитет по строительству железной дороги, а председателем комитета становится цесаревич Николай, он был попечителем Транссиба, он отвечал за эту работу. Большую часть времени дорогу строил М.И. Хилков, который принял пост — должность министра путей сообщения, он собственно и организовал всю работу. Дорога строилась одновременно с двух сторон от Челябинска на Омск и от Владивостока на Хабаровск. Длина его превышала 8 тысяч км. На строительство железной дороги было потрачено более 1 млрд. рублей.

16 августа 1898 года в город Иркутск прибыл первый поезд. Рабочее движение по Транссибу началось 21 октября 1901 года после того, как было уложено «золотое звено» на последнем участке строительства Китайско-Восточной железной дороги. Дорога была построена в кратчайшее время за 14 лет, учитывая что не было той современной техники, которая есть сейчас. Регулярное сообщение между столицей империи Санкт-Петербургом и тихоокеанскими портами России — Владивостоком было установлено в июле 1903 года, когда Китайско-Восточная дорога была принята в эксплуатацию. Сооружение Кругобайкальского участка железной дороги завершилось в 1905 году. Прокладка рельсового пути здесь была чрезвычайно трудоёмкой. Потребовалось построить 485 различных искусственных сооружений труб, лотков, виадуков и мостов, 47 каменных галерей для защиты дорог от обвалов.

К тому же, разгоревшаяся в период с 1901-1904гг. русско-японская война, подталкивала к тому, чтобы как можно скорее завершить Транссибирскую магистраль, соединив вместе уже обе построенные две её части. Но на пути завершения строительства стояла непреодолимая, на тот момент времени, естественная природная преграда — самое большое в мире озеро Байкал. Байкал окружён горами, у него больше 300 притоков из разных рек — это крайне непростая местность для прокладки железнодорожного пути. Курировал строительство Кругобайкальской железной дороги Михаил Иванович Хилков, будучи на тот момент в возрасте 70 лет он всё время проводил на строительной площадке. Удивительной судьбы человек, благодаря которому и состоялось строительство Кругобайкальской дороги. Михаил Иванович Хилков был знатоком своего дела. Можно себе только представить 1904 год, когда царский министр, чиновник высокого ранга, две недели живёт в своём вагоне на Байкале, в порту и ежедневно лично руководит стройкой. Следит как кладут рельсы на лёд, чтобы потом на ту сторону перетаскивать эшелоны. Единственный раз в истории нашего региона в 1904 году, в связи с началом русско-японской войны, когда Кругобайкальская железная дорога ещё не была достроена, на лёд Байкала была установлена железнодорожная переправа. В тот год была зима очень суровая, толщина льда в некоторых местах доходила до сажени — 1,5 метра. В районе порта Байкал, где приток Ангары, толщина льда составляла 1,5 аршина — 1 метр. Ледокол Байкал обломал передний винт и его поставили на прикол, а ледокол Ангара — она не обладала мощностью такой, чтобы пробивать, ломать такой лёд и её тоже поставили на прикол. Была организована гужевая переправа через лёд.

Чтобы было понятно: положили железную дорогу, по ней перетаскивали поезда — 63 паровоза перетянули за месяц и порядка 1244 вагона. Паровоз тянули лошади, но на одном из участков он начал проваливаться под лед. Это вовремя заметили, лошадей остановили, машину спасли. После неудачной попытки паровоз решили перевезти по частям: отцепили тендер (вагон с топливом), сняли котел и тележку. Все составляющие погрузили на платформу, которую также тянули лошади. Многотонную машину в целостности доставили в поселок Танхой, это подтверждено фактами. Были вдоль дороги поставлены столбы с газовым освещением, чтобы зимой ночью было освещение. Дорога эта действовала всего 1 месяц. Её движение открыли 17 февраля и закончили движение 17 марта. Её два раза передвигали в сторону, из -за образовавшихся трещин. Представляете, какой это был тяжелейший труд? И этот человек за этим смотрел, он это контролировал и это всё работало. На середине Байкала была основана станция «Половина», постоялый двор, где можно было людям попить чаю, поесть, обогреться и двигаться дальше.

Последний участок, который был введён в эксплуатацию называют «Золотой пряжкой Транссиба», потому что строительство 1 км железнодорожного пути стоил примерно в три раза дороже чем на любом другом участке в России. Вырубались полки- скалы, на которых делалось основание, по которому будет проложена дорога, было построено 38 туннелей. Было построено несколько ажурно сделанных мостов. Вообще на участке Кругобайкальской железной дороги мостов  и маленьких мостиков, на том момент, было около 200, сейчас намного меньше. Строились подпорные стенки, водоотводные трубы. Она и сейчас представляет собой музей под открытым небом — 84 км пути с многочисленными тоннелями и виадуками проложенными вдоль берега Байкала. Для возведения галерей и тоннелей понадобилось в общей сложности 300 тонн взрывчатки, т.е. на каждый пройденный километр пути пришлось более тонны динамита! На каждые 400 метров Кругобайкалки приходится как минимум, одно искусственное сооружение, будь то мост, тоннель или противообвальная галерея, каждое из которых в отдельности неповторимое, с индивидуальным проектом творение инженеров, строивших эту дорогу. 13 сентября 1904 года Михаил Хилков исполнил свою главную мечту — собственноручно на станции Маритуй забил в шпалу золотой костыль, тем самым соединив Центральную Россию и Дальний Восток. Из-за сложного рельефа местности строительство Кругобайкалки обошлось для русской казны в астрономические по тем временам начала ХХ века 65 млн. рублей.

После постройки в 50-х Иркутской ГЭС, участок дороги от Иркутска до порта Байкал исчез полностью под водой — был затоплен. А уложенный второй путь за ненадобностью разобрали на всём протяжении оставшейся части дороги. С этого момента Кругобайкалка осталась так сказать «не у дел». 84 км сложнейшего пути между станциями Байкал и Култук закрыли. Последний поезд по нему прошёл в 1956 году. Сегодня этот однопутный участок открыт только для посещения туристами на ретро-поезде и единственного курсирующего там пригодного поезда, ласково именуемого местными жителями «матаня». Он возит оставшихся там жить нескольких тысяч людей, которые и обслуживали когда-то эту линию. Самый сложный участок КБЖД использовался всего 52 года. Сегодня это настоящий музей под открытым небом, открытый для свободного посещения. До революции Кругобайкальскую железную дорогу, согласно легенде, сам император Николай II назвал «золотой пряжкой стального пояса России». Она стянула собой «стальной пояс России» — Транссибирскую магистраль, соединив тем самым Центральную часть нашей огромной страны с Дальним Востоком. А золотой потому, что она оказалась самым дорогим из всех железнодорожных проектов в истории царской России. Сегодня 84 километра пути от маленькой станции Порт Байкал и до Слюдянки, это самая красивая и уникальная железная дорога в мире, привлекающая как магнитом к себе тысячи туристов со всех уголков света. Общепризнанно, что эта дорога — настоящий памятник русской инженерной и архитектурной мысли. Памятник русскому духу, его стойкости, самоотверженности и непоколебимости. Утратив своё стратегическое значение, Кругобайкалка ничуть не утратила своего важного культурного и духовного наследия.

Теперь мы плавно подошли к другому исторически значимому человеку, который был связан с Иркутском несколькими событиями. Александр Васильевич Колчак – грандиозная и неоднозначная фигура в российской истории. Он известен как исследователь Арктики, как герой Русско-Японской и Первой Мировой войны и как руководитель белого движения в Сибири во время Гражданской войны. Его  фамилия упоминается на фризе Иркутского областного краеведческого музея, в котором мы находимся. Здесь фамилия Колчака находится в ряду географов, чьи открытия и исследование имели большое значения для изучения Сибири. Первые 12 фамилий появились на здании ещё во время его строительства в 1883 году. Через 18 лет к ним присоединились еще 6 учёных. Последнее обновление произошло в 2007 году, когда на фризе была вырезана девятнадцатая фамилия – Александра Колчака. Так было отмечено его значение, как исследователя северного побережья Сибири и организатора арктических экспедиций, которые положили начало освоению Севморпути.

Отсюда он отправился в свою первую самостоятельную северную экспедицию, здесь вступил в брак с Софьей Омировой, в Иркутске к Колчаку пришло призвание в качестве учёного. Колчак не менее 4 раз выступал в Иркутске, в качестве лектора, в этом здании музея: первый раз, когда отправлялся в экспедицию на поиски отряда Толля, затем 2 марта 1904 года в Иркутске Колчак в своем выступлении подвел итоги арктической экспедиции Эдуарда Толля на яхте «Заря».  Рассказал о поисках отряда Толля, пропавшего в конце 1902 года в районе острова Беннета. Сам Колчак принимал участие в экспедиции в качестве учёного-гидрографа и возглавил поиски отряда Толля, предпринятые в 1903 году. Ему удалось найти место стоянки отряда и путевой дневник Эдуарда Толля. Благодаря чему он в подробностях восстановил обстоятельства гибели отряда. Отдельное внимание Колчак уделил теме поисков Земли Санникова – сказочного тёплого острова среди Северного Ледовитого океана, о котором рассказывали легенды сибирские мореплаватели-промысловики. Эдуард Толль верил в существование этой земли, мечтал найти её и присоединить к Российской короне. При выступлении Колчака присутствовал знаменитый русский ученый-геолог и географ Владимир Обручев. Впоследствии в своей научной работе он не раз обращался мыслями к этой истории. А в 1926 году вышел в свет знаменитый научно-фантастический роман Обручева, который так и назывался – «Земля Санникова».

В феврале-марте 1904 года в Иркутске Колчак оказался проездом из Якутска во Владивосток, куда спешил, чтобы принять участие в Русско-Японской войне. В Иркутск он вызвал из Петербурга свою невесту Софью Омирову, с которой был обручен с 1901 года. 5 марта 1904 года они обвенчались в Иркутской Харлампиевской Михайло-Архангельской церкви. В народе этот храм называли «морским», поскольку здесь традиционно благословляли моряков перед дальним плаванием. Поэтому Колчак и выбрал его, чтобы сочетаться узами брака со своей невестой. К сожалению, счастье новобрачных было недолгим. Уже 8 марта 1904 года молодой муж отправился из Порта Байкал в Порт-Артур на русско-японскую войну. При пешем переходе через Байкал, он также останавливался в постоялом дворе «Половина».

Всего Колчак бывал в столице Восточной Сибири 5 раз: 1902 год Колчак прибыл в Иркутск из экспедиции в Арктику. Отсюда в феврале 1903 года отправился на поиски барона Э.В.Толля, а в марте 1904 года на русско-японскую войну. Проездом был в 1911 году и в октябре 1918 года.

С 18 ноября 1918 года до 4 января 1920 года адмирал Колчак занимал должность верховного правителя России, признанный всеми лидерами Белого движения. Колчак вернулся в Иркутск уже в статусе свергнутого Верховного правителя России, бегущего от наступающей Красной армии. Здесь его задержали в поезде на станции Нижнеудинск и привезли в Иркутск уже как арестанта, а впоследствии заключили в тюрьму до самой казни.

7 февраля 1920 года Колчака расстреляли за тюремной оградой (сейчас здесь улица Освобождения). После тела Колчака и Пепеляева погрузили в сани, довезли до Ангары и спустили в прорубь, недалеко от Знаменского монастыря. Расстреляли на берегу реки Ушаковка, без суда, по постановлению Иркутского военно-революционного комитета большевиков. Тем более что 17 января 1920 года советское правительство отменило смертную казнь. Судьбу Колчака определил не суд, а записка Ленина, направленная заместителю председателя Реввоенсовета Эфраиму Склянскому для передачи шифром председателю Сибревкома Ивану Смирнову: «Шифром. Склянскому: Пошлите Смирнову шифровку: Не распространяйте никаких вестей о Колчаке, не печатайте ровно ничего, а после занятия нами Иркутска пришлите строго официальную телеграмму с разъяснением, что местные власти до нашего прихода поступали так и так под влиянием угрозы Каппеля и опасности белогвардейских заговоров в Иркутске. Ленин.» Получивший шифровку из Москвы Смирнов дал указание председателю Иркутского военно-революционного комитета (ВРК) Александру Ширямову расстрелять Колчака и Пепеляева. Но существует и другой документ «постановление Иркутского ВРК», написанное и подписанное якобы до расстрела. В этом документе необходимость расстрела объясняется как раз опасностью белогвардейского заговора. Заканчивается постановление предложением: «Лучше казнить двух преступников, давно достойных смерти, чем сотни невинных жертв».

Адмирал Колчак принял смерть мужественно и спокойно. Перед уходом из тюремной камеры на смерть он сказал: «Передайте жене в Париж, что я благословляю сына». Сейчас, на берегу реки Ушаковка, рядом с местом, где тела Колчака и Пепеляева были спущены под воду, установлен поклонный крест.

4 ноября 2004 года в Иркутске установили памятник Александру Васильевичу Колчаку — великому русскому учёному-полярнику, легендарному флотоводцу и Верховному правителю. Монумент находится у стен старинного Знаменского монастыря, недалеко от того места, где его расстреляли ранним утром 7 февраля 1920 года. Бронзовый адмирал возвышается над прохожими и смотрит скорбным взглядом на землю, за которую отдал свою жизнь. Он мог не возвращаться в Россию и со своим огромным багажом знаний устроиться в любой стране Запада, но считал себя не вправе бежать с последнего сражения. Верность своему служению привела его в начале февраля на лед реки Ушаковки, где он и был расстрелян вместе с премьер-министром правительства России Виктором Николаевичем Пепеляевым. Благодаря стараниям выдающегося скульптора, был создан прекрасный памятник, но многие местные коммунисты были против его установки. В пылу словесной борьбы разыгралась настоящая драма, трое наиболее ожесточённых противников установки заявили, что памятник появится «только через их труп». Тогда они даже представить себе не могли, что их слова окажутся пророческими, все трое быстро умрут своей смертью, а в этом будет усмотрен настоящий знак небесной воли. С тех пор споры не утихают, не раз на памятник совершались нападения, как обычными вандалами, так и в форме судебных исков с требованием сноса. К счастью, все нападки были отражены и бронзовая фигура адмирала по-прежнему взирает с бетонного «капитанского мостика». Прошло уже более 100 лет с расстрела Колчака, но память о нём жива и с каждым годом всё больше людей симпатизирует его подвижнической верности России, которая была смыслом жизни для Александра Васильевича.

Колчак, наверное, хорошо известен людям старшего поколения как белогвардейский адмирал, который пытался спасти от большевиков золотой запас царской империи. По легенде, всей этой истории предшествовал делёж золотого запаса Российской империи! Дело в том, что перед известными событиями 1917 года, царское правительство ещё в 1915 году заблаговременно перевезло часть золотого запаса в тыл, переправив его на восток страны, сначала в Казань, затем в Самару и Омск.

В 1918г. Александр Колчак возглавил Верховное Правительство России и отступая, увёз за собой «золотой эшелон». Добравшись до Нижнеудинска по Транссибу, он с эшелоном оказался среди мятежного корпуса белочехов (чехословацкий корпус), которые выражали недовольство в отношении адмирала и новоявленного Верховного Правителя! Колчак с золотом, был отрезан от своей армии, с ним был лишь небольшой отряд численностью в 500 человек. Но, в последний момент и они предали его, сбежав почти в полном составе. 15 января 1920г. Колчак был арестован. Белочехи заставили адмирала отречься от престола и отдали его в распоряжение эсеров-меньшевиков, а те в свою очередь большевикам. Сдача белочехами царского адмирала с «золотым эшелоном» Политцентру состоялась на условии того, что большевики дадут мятежному чехословацкому корпусу возможность беспрепятственного продвижения на восток России, к побережью Тихого океана! Большевики, завладев золотом, пришли в ужас, обнаружив во многих ящиках вместо золотых слитков и золотых монет — кирпичи, а также банальный чёрный металл! Было ясно, что коварные белочехи их обманули, прихватив большую часть драгоценного металла с собой! Тогда, вождём мирового пролетариата Лениным было принято беспрецедентное решение! Он срочно телеграфировал своим соратникам в Иркутск, чтобы те взрывали тоннели и мосты на пути продвижения эшелона чехословацкого корпуса с ворованным золотом. 11 февраля 1920 года большевикам, с третьей попытки, удалось взорвать тоннель и железнодорожные пути на 121 километре Кругобайкальской дороги, пустив под откос, прямо в Байкал, злополучный эшелон с золотом! По одной из версий, в результате подрыва тоннелей красноармейцами, с обрыва, высотой порядка 100 метров, в воду улетели несколько вагонов, в которых адмирал Колчак вёз золотой запас Российской империи.

И до сих пор, тайна «золота адмирала Колчака» не разгадана, её надёжно скрывает седой Байкал! Байкал в районе «Кругобайкалки» – это отвесные скалы, которые сразу уходят на глубину на сотни метров, это один из самых глубоководных участков озера. К тому же здесь почти нет крупных заливов, а погружение в открытом Байкале требует особого опыта и осторожности. Так что не имея достаточной квалификации, сюда с аквалангом лучше не приезжать. Даже за золотом.

  «То, что в обиходе принято называть золотом Колчака, на самом деле – золотой запас Российской Империи, который попал в распоряжение адмирала Колчака, как верховного правителя России на тот момент. Объём этого золотого запаса известен достаточно точно – это порядка 600 тонн золота. Надо понимать, что Сибирь на тот момент – регион, где проживало порядка 9 миллионов человек, и где отсутствовало какое-либо серьёзное промышленное или военное производство. А в распоряжении Колчака находилась полумиллионная армия, которую необходимо содержать. Около трети от золотого запаса правительство Колчака потратило на закупку вооружения, снаряжения, паровозов и вагонов за границей. Часть присвоил себе и потратил на содержание своих войск атаман Семёнов. Остальное было возвращено чехословацкими войсками большевистскому правительству. Вот и вся математика». Так что основная масса золота вернулась в казну молодой Советской республики. На что его потратило новое правительство? Тут историки до сих пор спорят. Одна часть считает, что на приобретение технологий и оборудования для индустриализации. Другая уверена, что золото пошло на поддержку революционного движения за границей.

Что касается официальной точки зрения, то по архивным данным следует, подтверждённая документами информация.

Переписка Иркутского ревкома с чешским командованием о допуске к «золотому эшелону: «Золотой эшелон» стоял на станции Иркутск-Пассажирский. Колчак был уже убит, а золотой эшелон стоял под непробиваемой охраной: станцию сторожил батальон чешского легиона плюс два бронепоезда. Даже теоретически ни у кого не было возможности что-то из него украсть. Чехи сначала письма игнорировали, но потом допустили Ревком к эшелону. Большевики привлекли банковских специалистов. Была создана совместная чешско-советская комиссия. Эта комиссия села считать золото, платину и серебро.

— Всего было 317 тонн золота в слитках, дисках и монетах, а еще были вагоны с платиной и серебром. Комиссия считала содержимое эшелона долго — примерно месяц. Объём работы был большой, а люди в комиссии были скрупулёзные, все делали очень старательно: сосчитали, перегрузили, что отражено в документах. На самом деле золото перегрузили «из больных вагонов» — так написано в советско-чешском акте — в исправные вагоны, купленные еще омским правительством Колчака, и 20 мая 1920 года они были в Москве. Золото пополнило баланс ленинского Совета народных комиссаров. Вот и вся история.

— Часть пропало, но относительно малая. Ещё до выдачи Колчака, когда эшелон стоял на станции Тыреть, кто-то вскрыл один вагон и украл 13 ящиков. Следствие не смогло обнаружить виновных. С точки зрения общего объёма эти 13 ящиков — так, мелкая кража. Это меньше 100 кг. Остальное золото прибыло в Иркутск, было благополучно пересчитано и проследовало в Москву.

Частично пропало и золото, предназначавшееся для оплаты военных поставок для колчаковского правительства. Часть одного транша захватил атаман Семёнов. Также Япония и другие союзники фактически присвоили часть предоплаты за военные поставки, когда у Колчака ситуация стала совсем плохой. Ничего не прислали, а деньги оставили себе.

Тем не менее большая часть золота досталась большевикам. Морис Жанен, главнокомандующий войсками союзников в Сибири и на Дальнем Востоке, предлагал Колчаку взять золото под охрану и перевезти во Владивосток. Но Колчак, что свидетельствует о его мощном аналитическом уме, уже тогда знал цену так называемым союзникам. Он  справедливо решил, что из двух зол — союзников и большевиков — нужно выбирать меньшее. Пусть лучше золото получат большевики, потому что так оно останется в России.

Продолжение следует…

Поделиться:

Post Author: admin

Добавить комментарий