В праздничные новогодние выходные 2024 года, мы побывали в краеведческом музее Иркутска, а точнее — в отделе истории. Однажды, на экскурсии в Сочи, один из наших гидов сказал, что когда он путешествует, то в первую очередь посещает краеведческие музеи, т.к. только там можно найти то, чего нет в других регионах и только там есть вся информация, касаемая данного места. Эту фразу я очень хорошо усвоила, оно и понятно, что для того, чтобы что то узнать о том месте где ты путешествуешь, то лучше, чем в краеведческом музее, ты вряд ли найдешь более ценную информацию. Поэтому мы стараемся обязательно посещать краеведческий музей везде, куда бы мы ни поехали. Когда мы приехали в Иркутск, мы тоже себе запланировали посещение краеведческого музея, но не думали, что он настолько большой. В настоящее время структура музея включает 7 отделов: отдел истории, отдел природы, выставочный отдел «Музейная студия», экспозиционный отдел «Окно в Азию», экспозиционный отдел «Музей В. Г. Распутина», ледокол «Ангара», Культурно-просветительский центр имени святителя Иннокентия (Вениаминова). Посмотреть всё сразу нам не хватит времени, поэтому для начала мы поехали в «Отдел истории». Посмотреть экспонаты в музее это одно, но когда есть увлеченный, грамотный экскурсовод — это совершенно другое. Нам очень повезло, потому что мы попали как раз на начало экскурсии и присоединились к ней, чтобы послушать интереснейший рассказ об истории не только Иркутска, но и Сибири в целом.
Теперь немного истории о самом музее. Иркутский областной краеведческий музей — один из старейших музеев России. Создание музея в Иркутске, в глубине Азиатского материка, на большом расстоянии от культурных центров Европы, связано с именем неординарной личности — иркутского губернатора Франца Николаевича Клички. На должность губернатора он был назначен императрицей Екатериной II по указу от 24 октября 1778 года. Новый губернатор следовал моде и духу просветительства императрицы Екатерины II, которая в 1764 году основала Эрмитаж — собрание картин императорской семьи. По прибытии 1 февраля 1779 года на место новой службы, Франц Кличка, узнав, что в Иркутске не было подходящего помещения для библиотеки, пригласил жителей и объявил им о необходимости выстроить для этой цели особенное здание. Среди откликнувшихся жителей значится около ста с лишним фамилий, пожертвовавших на создание библиотеки и музея свои средства, а также книги и коллекции. В частности, член-корреспондент Российской академии наук Александр Карамышев, местные купцы — Мельниковы, Дударовские, Медведниковы, Трапезниковы, Баснины, Сибиряковы, Бутины и Шелихов. Значительную сумму внес и сам губернатор Франц Кличка.
С 1780 года приступили к постройке, а к 1782 году было построено огромное, по тем временам, двухэтажное здание возле Тихвинской церкви. Расцвет Иркутского музея, превращение его в центр по изучению Сибири и сопредельных территорий, в научное хранилище и просветительное учреждение связаны с открытием в Иркутске в 1851 г. Сибирского отдела Русского географического общества, в ведение которого в 1854 г. был передан музей.
В 1879 г. в Иркутске случился пожар, уничтоживший большую часть города, в т. ч. здание музея на Тихвинской площади и более 22 тысяч уникальных экспонатов, погибла богатейшая библиотека, насчитывавшая более 10 тысяч книг. Иркутяне начали сбор на строительство нового каменного здания музея, и 6 октября 1883 г. состоялось его торжественное открытие.
В 1920 г. музей был национализирован и передан государству. В этот период в музее работали ученые-исследователи М. Герасимов,
А. Окладников, Ф. Кудрявцев, заложившие основы фундаментального изучения новых направлений в истории. В 1936 году из запасников музея была выделена художественная коллекция, ставшая основой Иркутского областного художественного музея, в который мы тоже обязательно сходим.
10 декабря 2021 года музею было присвоено имя Н.Н. Муравьева-Амурского. В его фондах собрана бесценная коллекция предметов историко-культурного наследия, основу которой составляют материалы экспедиций выдающихся исследователей Сибири и стран Восточной Азии. Сотрудники музея продолжают традиции своих предшественников — ведётся комплектование фондов, бережное хранение коллекций, строятся новые выставки и экспозиции, которые посещают ежегодно до 300 тысяч человек. На сегодняшний день музейное собрание насчитывает более 500 тысяч музейных предметов, из них 40 тысяч ежегодно демонстрируются в семи выставочных отделах.
«Отдел истории» расположен в здании бывшего музея Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества, построенном в 1883 году по проекту инженера-архитектора Г.В. Розена. Само здание стало памятником знаменитым исследователям Азии, чьи имена высечены на его фризе – Беринг, Врангель, Георги, Гмелин, Гумбольдт, Крашенинников, Ледебур, Мессершмидт, Миддендорф, Миллер, Паллас, Стеллер, Маак, Максимович, Норденшельд, Пржевальский, Турчанинов и Черский. Здание отдела является своеобразной визитной карточкой города, знакомой местным жителям и туристам.
Постоянные выставки: «Этнография народов Восточной Сибири. Буряты, эвенки, тофалары»; «Археологические коллекции»; «Присоединение и хозяйственное освоение Приангарья русскими»; «Страницы истории XX века».
Итак, мы вошли в музей, внутри он оказался немного мрачноватым. Небольшая раздевалка у лестницы, зеркало в фойе, кассир, небольшая сувенирная лавка и всё. Хотела приобрести книгу про этот музей, но оказалось её нет. Выставки в музее расположены на двух этажах. Экскурсия начинается с первого этажа. Мы присоединились к экскурсии, когда экскурсовод рассказывал об археологическом открытии. Эпоха неолита на территории Байкальской Сибири датируется (6000 — 5000 до н.э.) и характеризуется распространением керамики, шлифованных орудий, рыболовного инвентаря и особых погребальных комплексов. Одна из самых ранних культур региона — китойская (5500 — 5000 до н.э) получила своё название в связи с раскопками проводимыми Н.И. Витковским в пойме реки Китой в 1880 — 1882 годах. Главной целью экспедиции было доказать существование каменного периода в Сибири.
На территории г.Иркутска были обнаружены свидетельства одной из самых поздних неолитических культур — глазковской (2500 — 1500 до н.э.). Артефакты этой культуры были обнаружены Н.И. Витковским в 1886 году на месте строительства детского приюта в предместье Глазково. Однако планомерные исследования начались только в 1890 годах, когда строительство сооружений Транссибирской магистрали привело к вскрытию массовых захоронений на береговой террасе вдоль р.Ангары. О том, что это древнее захоронение свидетельствует наличие охры, которой посыпали трупы. Все захоронения были головой вниз вдоль течения реки Ангары, ногами на Восток. Причём все лежали одинаково ориентированы. Обратили внимание на костяные и каменные орудия труда, они лежали в ногах или ложили непосредственно на живот человека. Захоронения были лёжа на спине, на боку и в позе эмбриона с согнутыми коленями. Благодаря Витковскому были проведены археологические обследования и оказалось, что левая сторона реки Ангары, где впадает река Иркут — это один огромный ансамбль, где находилось большое количество таких захоронений. Здесь длительное время была стоянка человека. Она как раз и вошла под названием глазковская культура. Позднее, уже в советское время, были проведены изыскания и здесь были обнаружены места больших некрополей. Здесь найдены захоронения и стоянки людей, живших более 7-8 тысяч лет назад и даже более 30-35 тысяч лет, то есть в поздний период древнего каменного века. Здесь обнаружены погребения двух культур — ранненеолитической китойской и глазковской культуры бронзового века.
Самое необычное и ценное, что находится в музее — это как раз первый экспонат, с которого и началась экскурсия. Почему? До сих пор никто не может определить технологию по которой были изготовлены эти нефритовые кольца, найденные в могильниках. Это нефрит — полудрагоценный камень, обладает достаточно высокой прочностью и самое главное он ещё обладает вязкостью, он не ломается, его очень трудно обрабатывать. Возникает вопрос как теми каменными и костяными орудиями, которые присутствуют в данном захоронении обрабатывался этот камень и как получался он практически идеальной формы. Группа археологов из Санкт Петербурга, побывавшие в иркутском музее сказали, что такие же кольца были обнаружены в Китае, в Центральной Африке и в Южной Америке. На нефритовых кольцах, которые были найдены в Африке, при спектральном анализе, обнаружены частицы титана. Т.е. кольца обрабатывались титаном, а титан это сплав, который используется у нас только с середины 70х годов, а этим колечкам 4000 — 5000 лет. У ученых нет единого мнения по какой технологии они были изготовлены.
В иркутской области есть музей под открытым небом — шишкинские писаницы. Комплекс расположен вдоль берега реки Лена, вблизи посёлка Качуг Иркутской области. Он насчитывает более трёх тысяч рисунков, а его протяжённость составляет около 3,5 километра. На скалах изображены различные животные, мифические существа, картины о путешествиях, военных походах и праздниках. Фигуры нарисованы охрой либо выбиты на скале. Рисунки которые были там изображены, они изображены схематично и здесь на этой стене. Это большой открытый пласт скалы, на которой нанесены такие петроглифы.
Человек, благодаря которому этот музей оказался здесь, это Николай Иванович Витковский (1844–1892) — археолог, занимавшийся исследованиями в Восточной Сибири. Витковский изменил мнение мировой общественности о древнем прошлом Сибири, доказав, что этот край в глубокой древности был обитаем и хранит в себе культуру древних людей. Человек, который получил в иркутской губернии первый открытый лист для проведения археологических исследований.
Один из благодетелей, человек про которого мало кто знает, про него не пишут, не изучают в истории иркутской губернии, хотя он это заслуживает — это Дмитрий Гаврилович Анучин. Восточно-Сибирский генерал-губернатор конца XIX века. Он имеет непосредственное отношение к зданию, в котором находится данный музей. В 1879 году случился иркутский пожар, в котором сгорело 60% деревянных домов и 200 домов каменных. Пожар бушевал с 22 по 24 июня, была ветреная погода и сгорел практически весь деревянный центр города, а также сгорел музей, в котором находились 600 коллекции. Удалось спасти только золотую коллекцию и несколько мелких экспонатов. В этот момент Д.Г. Анучин был в Иркутске генерал-губернатором и на него легла вся забота по тушению пожара, по ликвидации последствий, оказании помощи людям. Поэтому сгоревший музей стал его головной болью. Через 3 года после пожара начинается строительство этого здания. Он обратился в думу г.Иркутска с просьбой выделить ему конкретно это место под строительство. Он решил вопрос с проектом, его заказали архитектору Розену, который построил этот музей. Он также помог собрать деньги на строительство музея, т.к. был его попечителем. Здесь нет ни одного рубля казенных денег. В основном собирали купцы, чиновники, путешественники г.Иркутска. Почти все коллекции тех людей которые сюда жертвовали, сгорели во время того первого иркутского пожара. Особняк построен в стиле мавританском, его называют мавританский замок. Таких похожих зданий ещё два, которые находятся в Санкт-Петербурге.
Одним из экспонатов, которые удалось спасти из того первого музея, который сгорел, представлен в экспозиции стола делопроизводителя, это — история гунов и тюрков на старонемецком языке, отпечатана готическим шрифтом. Здесь более 2000 страниц. У него обложка, кожаный переплёт обгоревший, его выбросили со второго этажа здания горящего музея. Он один из немногих экспонатов, которые удалось спасти вместе с золотой коллекцией. Золотая коллекция не пережила периода революции, в фондах музея её нет. Не известна судьба того человека который успел выбросить данную книгу, остался ли жив он, информация о нём отсутствует.
Теперь перенесемся в зал этнографии и поговорим о коренных народах, которые населяют нашу территорию, в том числе малые народы — это эвенки. Итак, начало XVII века, русские приходят по рекам в наш регион и первый народ который встречается русским казакам это эвенки, но русские их называли тунгусами. Сейчас на карте мы видим три реки, которые впадают в Енисей это Верхняя, Нижняя и Подкаменная тунгуски. Это место ореола обитания именно тунгусов. Тунгусы вели кочевой образ жизни, кочевали они в лесной и лесотундровой зоне. Занимались они кочевым оленеводством, постоянно мигрировали для того, чтобы олени могли находить себе пастбища с ягелем. Лучшими друзьями тунгусов были олени, которые были для них и кормильцем, и транспортом, и собаки, которые помогали как в охоте, так и в защите от диких животных. Жилища эвенков — конический чум, покрытый обработанной оленьей шкурой или корой деревьев, который очень быстро собирается, гораздо быстрее чем монгольская или бурятская юрта. Традиционное верование тунгусов -шаманизм.
Народ очень неприхотливый. На сегодняшний момент проживает этот народ на обширных территориях очагово, вперемежку с другими малыми народами от правого берега Енисея и до Чукотки. Здесь представлен быт эвенков конца XIX начала XX века. Первые предметы, привезённые от эвенков, они сгорели в том самом иркутском великом пожаре. До конца XIX века эвенки отказывались пользоваться огнестрельным оружием. Они говорили: — «Тайга шума не любит». Предпочитали охотиться луком со стрелами и использовали многие другие хитрости, в частности капканы. Здесь представлены стрелы для лука — это начало XX века. Предназначение стрелы без наконечника — для охоты за пушниной, чтобы не портить шкурку. Очки эвенки изготавливали сами себе, для охоты в зимнее время, чтобы не слепил снег глаза. Так как здесь снег может лежать до конца апреля — мая, он медленно тает весной, поэтому они здесь необходимы.
Один из экспонатов — нагрудник на груди у мужчин эвенков, он вышит бисером. Бисер получали эвенки через торговлю с Китаем, т.е. они активно взаимодействовали как с русскими, так и с народами близкими к Тихому океану. На сегодняшний день считается что в России проживает до 35 тысяч эвенков, большая часть из них ведёт уже оседлый образ жизни.
В иркутской области проживает порядка 1400 эвенков, они живут в трёх населенных пунктах. Они уже не кочуют, в основном занимаются охотой и собирательством, это их основная деятельность. Кочевым оленеводством они уже не занимаются. Есть один сотрудник музея, который с огромным удовольствием ездит к ним в деревню. Это труднодоступная местность, к большому сожалению или к их счастью. Быт их видите очень скромный, непритязательный и без особого комфорта. Эвенки большую часть предметов изготавливают самостоятельно, в частности шьют одежду, изготавливают посуду. Поэтому они были совершенно не зависимы и самодостаточны. Три предмета которые очень понравились, это трубочка курительная, не понятно как они делают отверстия в трубке. Маслобойки два варианта. Зимними долгими вечерами взбивается молоко оленье в масло. Одна применяется, как вращательное движение в чашке. Другая, которая с отверстиями побольше размером, под номером 11, её использовали уже в большом чане, типа ведра, по той же технологии вращения.
Следующий экспонат — это кафтан, который похож на тот, что носили русские в конце XV-XVII веков, он украшен серебряными пуговицами с изображением морской тематики. Это как раз вариант обмена, то что было выменяно у русских и использовано уже в своём национальном костюме. Этот народ активно торговал и взаимодействовал. Надо сказать, что г.Иркутск располагается и на левой, и на правой сторонах реки. Исторически же он был заложен на правой стороне и эта правая сторона считается тунгуской, эвенкийской землёй. Когда сюда пришли русские, тунгусы ушли сначала чуть севернее, потом еще севернее, потом до района Ольхона, потом за Ольхон, т.е. они уходили туда, где были больше промыслы, где было меньше людей. Можно сказать, что их вытеснили с их исконной территории. Сейчас они тоже живут довольно обособленно, между собой общаются, пытаются сохранять свои традиции, но они уже не ведут кочевой образ жизни. Также занимаются охотой, собирательством, рыбной ловлей. Пытаются организовать въездной туризм, туризм гостеприимства, чтобы к ним могли приезжать. Но наш «цивилизованный» народ, он оказался в большей своей части невоспитанным и начинаются большие проблемы. Поэтому такой туризм не набрал популярность.
Следующий коренной малый народ нашей территории это — тофалары или тофы. Это самая малочисленная народность Восточной Сибири. Старое название — карагасы. Русские, когда пришли и впервые их увидели назвали их сарагасами. На старых картах отмечены территории расселения именно сарагасов. Предметы быта немногим отличаются от эвенков, но они гораздо более убогие, по своему внешнему виду. Если эвенки живут в более северных районах, где большее время лежит снежный покров, то тофы живут южнее. Они живут обособленно, очагово и только в одной западной части Иркутской области, в Нижнеудинском районе, на склонах Восточного Саяна. Имеется тоже только три малых населенных пункта. Занимались тоже кочевым оленеводством. Точно такой же вид жилища, которое можно перевозить на оленях, т.е. возить с собой. Жерди оставлялись на месте, а перевозили с собой только покрывала, т.к. кочевали по кругу. На стенде часть этой накидки, которой укрывался чум. На витрине практически нет металлических предметов. На фотографии можно видеть два котла, фото сделано в конце XX века, а те вещи которые здесь лежат, это конец XIX века. Металлом практически они не пользовались. Единственная металлическая пуговица — это на этом плаще. Почти всё, в том числе и посуду делали из дерева самостоятельно. Даже сегодня к ним попасть очень сложно, т.к. к ним нет ни одной дороги. На лодке моторной туда приплыть нельзя потому, что река Уда она очень порожистая и мелкая. Добираются туда либо вертолетом, в любое время года, либо зимой по зимнику, когда Уда замерзает и по льду можно спокойно уехать на снегоходе. Сегодня они живут тем же что и раньше — разведением оленей, охотой и рыбной ловлей. Сейчас они также пытаются организовать культуру гостеприимства — туризм. Во время Великой Отечественной войны тофов не брали в армию потому, чтобы сохранить эту народность, эту самобытную популяцию, несмотря на то, что они очень неприхотливы и прирожденные охотники, следопыты, они выживают в невыносимых условиях. Во время ВОВ их было около 800 человек, а вот демократию они не пережили. Сейчас цифры разные, точную не может назвать никто, приблизительно от 170 до 400 человек. Сейчас они пришли к тому, чтобы вступать в смешанные браки, для того чтобы не произошло вырождение нации. До этого, они от этого отказывались и не допускали кровосмешения. У тофаларов очень богатый устный фольклор: пословицы, поговорки, сказки, предания, легенды.
Не буду вас слишком утомлять и продолжу в следующей статье…