В предыдущей статье мы рассмотрели коллекцию собраний искусства Европейских стран. Теперь двигаемся в направлении искусства Востока. Следующий зал содержит коллекции Китая, Индии и Японии. Начинаем с Китайского искусства. На протяжении почти трех столетий Иркутск играл выдающуюся роль во взаимоотношениях России и Китая. Через Иркутск шла оживленная торговля с Китаем, осуществлялись дипломатические и культурные связи. Иркутск служил базой для научно-исследовательских экспедиций в Китай таких ученых, как Потанин Г.Н., Пржевальский А.В., которые привозили оттуда для Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества (ВСОРГО) предметы быта и искусства. Неслучайно именно Иркутск стал обладателем ценной коллекции китайского искусства. Собрание Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачёва насчитывает более 1,5 тысяч произведений китайского искусства: живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Великие цивилизации подобны гениальным людям: в их достижениях есть что-то безошибочно самобытное, неопровержимое — то, что когда-то называли судьбой. И, что бы ни привлекало в их наследии современного человека, он будет интересоваться загадкой их судьбы, размышлять над ней, учиться у неё. Была своя судьба и у традиционной цивилизации Китая, имеющей своё неповторимое лицо и нескончаемо плодотворные корни.
Китай — страна древней и органически цельной культуры, родина замечательных технических достижений и многоцветие изящных искусств. Применение лаков, полученных из соков лакового дерева — ещё одно великое открытие древних китайцев, наряду с бумагой, порохом и фарфором. Искусство лака Китая насчитывает длительную историю. За несколько тысячелетий использования природного лака и развития техник его применения он оставил глубокий след в истории культуры Китая и стал неповторимым примером традиционной культуры. Основные категории лаковых изделий: резные, гладкие с нанесённым рисунком, инкрустированные. Формы изделий разнообразны, помимо столовой утвари, лак использовали для украшения ритуальных предметов, ширм, зданий и т.д. Их производство чрезвычайно трудоёмко, и они всегда были предметом роскоши.
Одежда, скрывая тело человека, раскрывает его душу, выражает его вкусы, настроения и подчас идеи, и то же время, как одно из функциональных искусств, сливаясь с другими его видами, создаёт стиль эпохи. Главным видом наплечной одежды китайцев был длиннополый халат, причём в древности мужской и женский халаты не слишком отличались друг от друга. Простые люди обычно носили укороченные халаты чёрного цвета, знатные и учёные мужи предпочитали более изысканные цвета: красный, пурпурный, синий, даже лиловый, которые непременно украшались вышивкой. Вышивка в Китае — один из важнейших элементов народного творчества, в этой стране она является не просто частью бытовой жизни человека, но и настоящим искусством. Длинный халат благополучно дожил до XXI века в качестве главного атрибута китайского традиционного костюма. В экспозиции также представлен буфан — знак различия высших и старших военных и гражданских чинов, который представлял собой квадратную нашивку на груди форменного халата. На нашивке изображалось то или иное реальное или фантастическое животное, отражавшее ранг носителя. Часто правящая династии, имела свои отличительные цвета, свои символы. По цвету изделий, одежды, предметов обихода можно было определить к какой династии принадлежит то или иное изделие.
После долгих лет реставрации экспозицию украсили живописные полотна, не имеющие аналогов в России. Это четыре свитка под общим названием «Групповой портрет «Предки», написанные в период с XVI по XIX век, подаренные музею ВСОРГО хамбо-ламой Гомбоевым в 1889 году. Если первый долг китайца состоял в выражении признательности Небу, то второй долг – в признательности Предкам. Именно эту роль играли свитки. Они вывешивались в богатых домах вельмож, выполняя роль семейных портретов. Портреты предков, конечно же, были частью культа предков, единственного ритуала, который на протяжении тысячи лет утолял религиозные потребности населения. Закономерно их называть ритуальными портретами и оценивать не столько как произведение искусства, а как один из видов религиозного творчества.
Групповой портрет «Предки». Вторая половина ХVIII века. Шёлк на бумаге, клеевые краски, гуашь, золото. Такой вариант родового портрета — групповой — своего рода генеалогическое древо. Портрет писался после смерти портретируемых, каждой персоне придавалась как можно точная индивидуальная характеристика. Портрет «Предки» представляет собой многофигурную пятиярусную композицию с чётко выстроенной иерархией персонажей. Представлены чиновники высокого ранга и их жены. О знатности вельмож свидетельствуют вышитые на одеждах изображения журавля и павлина. Стремление к торжественно-монументальной трактовке подчёркнуто строго фронтальными застывшими позами, замкнутостью объёмов, мажорностью колорита, построенного на ярких цветовых сочетаниях.
Особая гордость музейной коллекции — собрание фарфора, родиной которого является Китай. Уже в X веке китайский фарфор приобрел всемирную известность. Знаменитые печи Люнцюаня славились изделиями, покрытыми голубой и светло-зеленоватой глазурью типа «селадон», который по цвету напоминал нефрит. В зависимости от цветовых сочетаний в росписи выделяют «зеленое семейство», «розовое семейство», в которых доминируют соответствующие названиям краски. Жемчужиной коллекции является ваза «мэйпинь» производства мастерских Лунцюаня. Этот прекрасный образец фарфора периода династии Мин (1368–1644) радует глаз строгой и изысканной красотой формы, простотой и элегантностью декора. Форма вазы ассоциируется с плодом сливы (мэй – слива, пин – ваза). Светло-зеленая глазурь, по цвету напоминающая столь высоко ценимый в Китае нефрит, искусственно покрыта цеком (кракле). Тонкая сетка трещин создает своеобразную игру света на поверхности вазы.
Художественные эмали выполнялись в различной технике. Национальным искусством в Китае считают яркие и красочные перегородчатые эмали, получившие большое развитие в эпоху Мин. Богатство оттенков, чистота исполнения и яркая образность снискали китайским изделиям в технике перегородчатой эмали заслуженную славу. В коллекции имеется блюдо подглазурной и надглазурной росписи. В орнаментации таких предметов сочетались геометрические и растительные орнаменты.
Богатая фантазия, тонкое понимание и знание природы, виртуозная техника исполнения китайских мастеров особенно ярко проявились в резьбе по дереву. Сюжетами для скульптур обычно служили сцены из мифов и легенд, популярными персонажами выступали такие даосские божества, как Божество долголетия Шоу-Син изображается всегда с персиком в руке, Божество счастья — Фу Син, Больших чинов — Лу Син, Ли Тегуай, Лю Хар, буддийское божество милосердия Гуань-Инь — покровительница женщин, способствует в деторождении, охране семьи и детей.
Художественное бронзовое литье долгое время оставалось самым примечательным явлением в искусстве Древнего Китая. Представленные в экспозиции музея произведения датируются XVII–XIX веками, но удивительная стойкость китайской цивилизации и непрерывная историческая преемственность культурных традиций позволяет проследить черты, уходящие своими корнями в глубокое прошлое. Так, например, ритуальный сосуд типа «дин», вазочка «гу» находят аналоги еще в Древнем Китае, где они использовались для приготовления ритуальной пищи и вина. К периоду династии Мин (1368-1644) относятся представленные скульптуры даосских бессмертных (ба сянь). Они были популярными героями в даосской мифологии. К XIX веку относятся буддийское божество «Гуань-Инь на слоне» и 4 курильницы. Бронзовый сплав считался драгоценным металлом, изготовленные из него вещи составляли предметы роскоши, церемониальную и литургическую утварь.
На протяжении многих веков искусство художественного литья в Китае являлось образцом высокого уровня мастерства и совершенства технологий. Бронзовая курильница выполнена неизвестным мастером в виде фигурки слона. Некоторая неточность и утрированность образа объясняется, очевидно, неточным представлением мастера об изображаемом персонаже. Однако техника владения материалом безупречна. Точно выполненная отливка с тонкой профилировкой деталей дополнена инкрустацией серебром на крышке, бивне и глазах слона, что придает дополнительную декоративность этому произведению. Крышка курильницы сделана в виде иероглифа «шоу» (долголетие), таким образом, курильница одновременно является и благопожелательным символом.
Изделия китайских резчиков по камню и слоновой кости пользуются заслуженной славой во всём мире. Китайские мастера одинаково виртуозно владеют разными материалами, и каждое их творение является прекрасной иллюстрацией «великого стиля» всей китайской цивилизации. Виртуозная резьба по камню, кости, очень тонкая, характерная именно для китайской культуры — шары, лодка с сетью. Формироваться и развиваться в Поднебесной резьба из этого материала начала еще III – X веке. Своей вершины популярности это ремесло достигло в эпоху династии Мин. Именно в это время из слоновой кости начали вырезать различные безделушки и предметы быта: шкатулки, подносы, рамки для картин, курительные трубки, нюхательные бутылочки, клетки для птиц и сверчков и тому подобное.
Фразеологизм «очевидное — невероятное», как нельзя лучше подходит к шедеврам в виде многослойных шаров, выполненных из слоновой кости китайскими мастерами-резчиками. Это ажурные шары, состоящие из множества сфер, каждая из которых вращается свободно одна в другой. При всей сложности конструкции все шары украшены изящной ажурной резьбой и гравировкой. Поэтому резьба «шар в шаре» считается невероятно тонкой и кропотливой работой. Если резчик в Средние века брался за работу над таким шаром — это означало, что мастер будет работать над ним всю свою жизнь. И чем богаче он украшал внешний шар, и чем больше в нем было внутренних шаров — тем дороже ценилось его изделие. Разумеется, такие резчики-мастера в Китае очень ценились. Однако была в этом и обратная сторона медали: люди не верили, что вырезать такие сложные вещи человек способен сам. Поэтому в Китае упорно ходили слухи, что без потусторонней помощи здесь не обошлось. А европейцы, впервые увидев это чудо, и вовсе прозвали их «дьявольскими шарами». Стоит также отметить, что в древнем Китае существовала страшная легенда, согласно которой каждого мастера, познавшего тайны изготовления шаров-загадок, убивали, чтобы о секретах производства подобных изделий никто не узнал.
Мастерство можно оценить при близком рассмотрении изделий, тонкая, кропотливая, ювелирная работа. Шары вырезались из одного цельного куска. Шары находятся один в другом, до семи шаров в нём бывает. Шары внутри все вращаются. Такие шары называют «дьявольскими». Китайский дьявольский шар — это артефакт, состоящий из серии концентрических сфер, вырезанных из цельного куска слоновой кости. Несколько полых, украшенных тончайшей резьбой шаров размещают один в другом, подобно матрёшкам, при этом каждый из шаров может свободно вращаться внутри независимо от других. «Дьявольскими» такие шары стали называть европейцы, но также есть сведения, что этим эпитетом их наделяли и в самом Китае. Люди не могли поверить, что такие сложные вещи можно изготовить без помощи потусторонних сил. Это просто невероятно!
Вплоть до династии Мин (XIV-XVII вв.) найдено очень мало образцов резной кости, хотя о ней существует много упоминаний в документах той эпохи. В этот период Китай вступил в эпоху своего величайшего экономического подъема с быстрым ростом торговли, сильным правительством. В это время в два раза увеличилось население Китая, искусство достигло небывалого расцвета. Слоновая кость эпохи Мин. по большей части. представляла собой небольшие изделия: изящно вырезанные статуэтки, печати, подставки для кистей, подносы, коробки, заколки для волос, подвески, горшки для кистей. Качество резьбы было тонкое, простое, склоняющееся более к утонченной элегантности. Во времена династии Цин (XVII-XX вв.) развитие резьбы по кости было обусловлено сильным внешним влиянием европейской культуры, установились прочные культурные и торговые связи с Западом. Китайские мастера перенимали стилистические направления произведений европейских мастеров, обучаясь у них новым технологиям и изобразительным средствам. К концу XVIII века техника резьбы по кости достигла в Китае наивысшего расцвета. Зачастую резьба украшалась настолько ажурным орнаментом, вырезанным вручную с такой тонкостью, что он казался невесомым.
Покупатели на Западе были поражены высочайшим качеством работ и скупали их оптом: от швейных наборов до визитниц, пуговиц, шахматных наборов, искусно инкрустированных шкатулок и мебели, футляров для визитных карточек, вееров, головоломок, кукольных головок, а также заготовок из слоновой кости для рисования миниатюр или небольших портретов. Ко второй половине XIX века резчики значительно расширили ассортимент и стилистику изделий, зачастую изготовленных для европейского рынка как в традиционном китайском стиле, так и адаптированных к вкусам европейцев. В настоящее время резьба по кости в Китае признана национальным достоянием. Это искусство по-прежнему популярно несмотря на запрет торговли слоновой костью в стране с 2017 года. С 2016 года были закрыты 50% магазинов и предприятий по обработке кости. Безусловно, это подрывает внутренний рынок кости в стране. Наряду с США, Китай являлся крупнейшим экспортером этого материала.
В целом, коллекция китайского искусства в Иркутском художественном музее — одна из самых значительных в России. Великолепные образцы дают яркое представление о многовековом развитии глубоко оригинальных национальных традиций искусства китайского народа.
Подходим к витражам народного искусства Индии. В 1955 году в Москве проходила большая выставка современного искусства Индии, которая была закуплена Министерством культуры СССР. Часть экспонатов была передана Иркутскому областному художественному музею. Обращаясь к современному народному искусству Индии, прежде всего стоит отметить его исключительно глубокую приверженность к древнейшей национальной культурной традиции.
Культура Индии — одна из древнейших культур человечества, непрерывно развивающаяся в течение нескольких тысячелетий. На протяжении этого времени многочисленные народы, населяющие территорию Индии, создали высокохудожественные произведения литературы и искусства. Многие из этих произведений относятся к древнему периоду истории Индии, охватывающему промежуток времени с III в. до н.э. по V в. н.э. Искусство Древней Индии в своем развитии было связано с другими художественными культурами Древнего мира: от Шумера и до Китая. Большим мастерством исполнения отличаются предметы бронзового литья, ювелирного и прикладного искусства.
Художественное ремесло Индии — одно из древнейших в мире. Во всех уголках земли знают чудесные ткани из хлопка, шёлка, набойку, металлические изделия разнообразной обработки, лаки, резьбу по кости и дереву, тонкие ювелирные украшения. Ручная набойка — один из самых любимых видов народного творчества. Суть набойки — получение узора, монохромных и цветных рисунков на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным узором. Для набойки используют резные деревянные формы (манеры) или наборные (медные пластины с гвоздиками), в которых узор набирается из медных пластин или проволоки.
Большое развитие получает шелководство. Примером такого ремесла может служить сари, выполненное из шёлка. Шёлковое сари, яркое и сочное по цвету, покрыто изображениями женщин на кайме и ветками с листьями.
Замечательны по мастерству исполнения ювелирные украшения. Индийские женщины любят одеваться ярко, используя большое количество произведений ювелирного искусства. Мастера сплетают для них из серебра тончайшие ожерелья, браслеты, серьги, для которых применяются натуральные поделочные камни. Они придают изящество и выразительность даже такому материалу, как пластмасса. Чаши, вазы, колокольчики из различных металлов покрываются тончайшей гравировкой, часто в сочетании с эмалями.
Резьба из слоновой кости насчитывает многовековую традицию. Ассортимент изделий самый разнообразный — от предметов культового назначения до украшений и чисто утилитарных вещей. Индия богата ценными сортами дерева. И не удивительно, что резьба по дереву столь пышно расцветает на протяжении многих веков.
Бидри — традиционное ремесло изготовления металлических изделий. В наше время бидри — это не только традиция, но и одно из ремесел, олицетворяющее эту загадочную страну. Все дело в том, что такие изделия производят только в одном месте Индии, в Бидаре. Искусство Бидри зародилось VII веков назад, когда султан Ahmad Shah Wali (1422-1436) привлек в свой новый город искусных чеканщиков из Ирана во главе с замечательным художником того времени, мастером-ремесленником, Abdullah-bin-Kais. Персидские мастера привезли в Южную Индию нехарактерные для неё узоры и технологии. И вот, впитав в себя соль земли индийской, появился новый способ обработки металла и инкрустации изделий серебром — замечательное персидско-индийское искусство «бидри». Говорят: «впитав в себя соль земли индийской» — именно индийская земля, а точнее — земля Бидара и является изюминкой и тайной этой древней технологии. Секрет создания изделий уже не имеет своей былой тайны, всё традиционно из века в век передаваемый поколениям. Казалось бы ничего удивительного, но потом начинается главное чудо — изделие полируют и натирают пастой из бидарской земли. Именно бидарской, и это главный секрет! Дело в том, что основное действующее вещество этой смеси богатая селитрой земля Бидара, а так же хлорид аммония и вода.
Индийская вышивка является неотъемлемым наследием национальной культуры, представляет собой важный памятник искусства. Узоры, разработанные мастерами прошлого, стали столь узнаваемыми, что они могут быть сравнимы с флагом страны по своей значимости. Постоянно раскрываются тайны новых техник, находятся захватывающие сюжеты и черпается вдохновение в экзотическом искусстве индийской вышивки. История индийской вышивки богата и не оставляет никого равнодушным, невозможно охватить ее в полном объеме. Наиболее интересные школы вышивки: «шиша», «чиканкари», «кантха» и «зардози».
Индийские мастера в полной мере восприняли те традиционные ремёсла, которые прославили Индию с древнейших времён. Мирное сосуществование и органическая преемственность разных культурных традиций — от древнейших времен до наших дней — является характерной чертой индийской культуры.
Следующая витрина посвящена искусству Японии. Япония — страна множества загадок. Европейцы, открывшие для себя культуру и искусство Японии, были очарованы красотой цветной ксилографии, фарфора, пластикой нэцкэ, великолепием изделий из лака. Являясь продуктом наследия Востока, японская культура выделяется своей уникальностью, которая состоит в предпочтении внутреннего изящества внешнему великолепию. Чувство красоты, в первую очередь, характерно для японцев и выражено в таких концепциях, как мияби (утончённое изящество), моно-но аварэ (пафос природы), ваби (спокойный вкус) и саби (элегантная простота).
Фарфор — значительная страница традиционной культуры Японии. К первой половине XVII в. относится начало производства в Японии фарфора. Искусство японского фарфора развивалось под сильным влиянием Китая и Кореи. Однако, стремительно преодолев этап становления и вобрав опыт предшественников, оно сумело стать заметным явлением в мировой художественной практике. В Японии существует больше десятка известных школ и стилей по изготовлению фарфора. Один из таких стилей — Кутани. В стиле Кутани преобладают такие темы рисунков, как цветы, деревья, птицы, а также люди — в основном в традиционной японской национальной одежде.
Другой, представленный в экспозиции стиль, — Сацума. Изделия этого стиля очень специфичны благодаря нестандартным приёмам декора: вся роспись сделана эмалевыми красками с применением позолоты, в так называемой технике Мориаж. Темы рисунков для росписи у Сацума также весьма специфичные, но традиционные для Японии: изображение «бессмертных» (богов) с золотыми нимбами вокруг голов, драконов, жанровых сценок на фоне любимой японцами горы-вулкана Фудзияма. Также распространена тема времён года и цветов.
В работе с керамикой японские гончары применяли асимметрию и лёгкую неточность форм, свободные затеки и живописные пятна глазури. Такие изделия отвечали идеалам простоты, близости к природе.
В XVIII и XIX вв. именно в Японии прекрасные образцы миниатюрной скульптуры, вырезанной из кости и дерева, были доведены до совершенства в искусстве создания нэцкэ. Нэцкэ была непременной деталью традиционного японского костюма, являясь своеобразным противовесом в сложной системе, по которой личные вещи могли подвешиваться к поясу. Уже к концу XVII в. резьба нэцкэ стала признанным направлением в искусстве Японии, своего рода «визитной карточкой» декоративно-прикладного искусства.
Художественные лаки — один из самых знаменитых видов японского искусства. Хотя покрытие изделий из бумаги, дерева и других материалов лаком — изобретение Китая, японцы усовершенствовали это искусство. Изделия из лака, инкрустированное костью и перламутром, представлены в экспозиции альбомом с живописью.
Коллекция искусства Японии в собрании Иркутского художественного музея достаточно интересна и разнообразна. Она насчитывает около 700 произведений искусства. В собрании представлены практически все виды японского традиционного изобразительного искусства: фарфор, кость, гравюра. Это произведения, исполненные на рубеже двух эпох — позднего средневековья (эпоха Токугава, 1603-1868) и эпохи Мэйдзи (1868-1911). Преемственность искусства Японии позволяет увидеть в образцах конца XVIII-XIX вв. традиции ранних исторических периодов. Культура Японии выделяется своей уникальностью, которая состоит в предпочтении внутреннего изящества внешнему великолепию.
Большую роль в формировании коллекции японского искусства сыграл Восточно-Сибирский отдел Императорского Русского географического общества (ВСОИРГО). Среди экспонатов музея при ВСОИРГО немаловажное значение имели предметы, привезённые экспедициями из Китая, Монголии, а также некоторыми частными лицами из Японии. В этом музее была, например, собрана основная часть коллекции японской ксилографии, которая позднее поступила в Иркутский художественный музей.
На этом наша экскурсия по Иркутскому художественному музею подошла к концу. На следующий день мы уже возвращались в Новосибирск. Наша недолгая поездка в Иркутск была очень насыщена и интересна. А мы с вами не прощаемся, т.к в Новосибирске мы с вами встретимся вновь, но это уже будет совсем другая история. Продолжение следует…