Мы вновь посетили музей — заповедник «Томскую писаницу». Как и в предыдущих своих статьях, я расскажу о том, что мне показалось интересным и запоминающемся в этом музее под открытым небом. Погода была великолепная, по-весеннему тепло и солнечно. Мы собирались провести здесь весь день, так и получилось — уехали мы только когда музей стал закрываться и нас попросили поторопиться, а так не хотелось отсюда уезжать. Вокруг красивый лес, пахнет свежестью, птички поют, природа пробуждается от долгой зимы. У главного входа нас встретил хранитель данной местности со своей ритуальной чашей. Люблю этот музей за то, что здесь соединено воедино мифы, легенды, быль и сказки. Присутствие духов природы, это обязательно, т.к. без их благословения вы многое не увидите. Будете проходить мимо и не заметите — убедитесь сами в следующей раз. Надо задобрить духов своим хорошим настроением, своей открытой душой и чистыми помыслами, чтобы он показал вам то, что вы найдёте для себя важным увидеть и нужное не упустить.
В этот раз начался наш обзор по территории музея с выставки, которая проходила в информационном-выставочном центре, который находится у главных ворот «Томской писаницы». Эта выставка «Приданое из сундучка», посвящена тому, как девушка готовила себе приданое, своими руками. Представленные предметы датируются концом XIX — началом XX века, все они ранее находились в фондах музея-заповедника.
Ох, этот бабушкин сундук — место, где живет история семьи, любви и жизни. В сундуке, под замком, хранится нечто более ценное, чем золото: начиная от старинных документов и денег, заканчивая нарядом, с которого началась страница семейной жизни.
Издавна в быту люди использовали сундуки как главное хранилище вещей, домашней утвари и драгоценностей. Ларец, шкатулка, сундучок, скрыня, кофр, ковчежец, кивот, рундук, короб — различаются не только по названию, но и по размеру, форме, отделке и оформлению, способу их использования и, конечно, содержанию.
На выставке посетителей ждёт знакомство с предметами, которые можно было обнаружить в сундуке каждой невесты.
Что хранит в себе сундучок с приданым? В дореволюционной России к составу и размеру приданного относились очень серьезно. Родители жениха и невесты сговаривались, обычно устно, о размере приданого заранее. Дело в том, что девушка выходя замуж уходила к мужу в другую семью. Глава семьи (отец или брат) должен был защитить интересы девушки и обеспечить ее имуществом (приданым). Приданое обычно становилось собственностью будущей жены. Без её согласия муж не мог им распоряжаться. Однако он мог им пользоваться для облегчения расходов на содержание семьи, «тягостей брачной жизни».
Приданое могло включать в себя иконы, украшения, утварь, текстиль, перины, скот, земельные участки и прочие предметы быта. Считалось, что чем больше размер приданого, тем выгодней можно заключить брак.
В крестьянской среде обеспечивал приданым девочку, будущую невесту, её отец, а в случае его смерти – братья. Приданое готовили практически с самого рождения девочки. Подрастая, в это действо включалась и сама девочка. Уже с пятилетнего возраста, а то и раньше, у неё появлялась маленькая прялочка, веретено, пяла (пяльца). Осваивая ручной труд с помощью матери, девочка помогала готовить себе приданое.
Девочку учили шить и вышивать. Вышивкой украшали одежду, даже нательное женское бельё. Дамы высших сословий носили бельё из батиста, которое заказывали белошвейкам. Однако большинство женщин носили простые хлопковые сорочки. В сундуке для приданного невеста хранила 5-6, а богатая и дюжину рубашек. Самую лучшую из них она надевала в день свадьбы. Затем носила эту рубашку по большим праздникам, а затем могла передать её дочери.
Девушки не имеющие приданного назывались бесприданницы и выйти замуж удачно у них было мало шансов.
Здесь расположилась и фотозона, где можно сфотографироваться с веретеном и с прялкой. Русская прялка состоит из подставки — «донца», на котором сидит пряха и «стояка», где закрепляется «кудель» — подготовленная шерсть, скатанная в валик, Дорогие и особо ценные прялки передавались по наследству.
Постриженную шерсть сушат, чистят, разбирают вручную. Для получения ровной нитки шерсть нужно распушить для этого используется специальная щётка «карда» (чесало). Главный инструмент для прядения — веретено. Делали их из берёзы. Оно выглядит как небольшая круглая палочка, заострённая с двух концов и утолщённая книзу.
Готовясь к замужеству, девушки не только пряли, но и ткали, шили и вышивали себе приданное. Узоры на свадебных рушниках — пары птиц (жаворонков, голубков, ласточек) символизируют семейное счастье, верность в любви. Ещё на свадебных рушниках вышивали цветочные орнаменты — это и оберег от злых сил, и пожелание молодым «процветания», здоровья, богатства, рождения детей. Узоры и приёмы мастерства передавались из поколения в поколение, от матери к дочери. В некоторых семьях до сих пор хранят полотенца и скатерти, вышитые прапрабабушкой в позапрошлом и прошлом веках. Это семейная реликвия, хранящая тепло и оберегающая дом.
Теперь нам предстояло выбрать маршрут, по которому мы будем двигаться дальше, чтобы не повторяться с теми местами где мы уже были. Мы выбрали путь следования до Сибирского Острога, а там что будет попадаться, то и будем смотреть. Путь туда предстоит не близкий, т.к. он находится на окраине музейного заповедника, но зато интересно будет. Изучив карту местности, мы отправились в путь.
Первое что нам попалось на пути следования, была территория прокачивания силушки богатырской с подробной инструкцией по пользованию снарядами.
Следующий пункт на пути следования — «Русская Аляска», так называется место стоянки корабля «Святой Пётр». Здесь же располагается стенд с краткой историей, напоминающей туристам о заселении Аляски людьми Восточной Сибири.
Полуостров Аляска стал владением Российской империи в первой половине XVIII столетия. В 1732 году здесь высадились первые русские поселенцы. В дальнейшем владения России в регионе увеличивались.
1732-1743гг — Вторая Камчатская экспедиция. Команда кораблей «Святой Петр» и «Святой Павел» собрали образцы неизвестной флоры и фауны у северо-западных берегов Америки.
1784г — Основано первое постоянное поселение на острове Кадьяк под началом иркутского купца Григория Шелихова.
1786г — Первая русская школа и библиотека при ней.
1799г — Указом императора Павла I была основана Российско-американская компания, которая фактически начала управлять землями России на континенте. Российско-Американская компания занималась развитием пушного промысла в Америке.
1812г — Иван Кусков, советник Российско-Американской компании коммерции, с 25 русскими колонистами и 90 алеутами основал укреплённое поселение, названное 30 августа фортом Росс.
1868г — Выпускается газета «Вестник Аляски» на двух языках — английском и русском.
1970г — Староверами Аляски основана школа, где обучение проводилось на русском языке. В 7 школах до сих пор русский язык входит в учебную программу. Его также преподают в двух университетах.
2001г — Создан «Русский хор на Аляске», исполняющий народные и религиозные песни. Ежегодно на Аляске проводится фестиваль русской культуры «White nights» (Белые ночи). Символ штата Аляска — собаки породы аляскинский маламут, которые появились на берегах Аляски и наряду с хаски активно использовались для освоения территории в качестве ездовых и рабочих собак.
Во всех музеях есть недосказанность, рассчитанная на то, чтобы заинтересовать посетителей, а там кто хочет сам найдёт то, что нет в предоставленной информации. Я отношусь именно к таким туристам, которые хотят докопаться до истины. Мне стала интересна информация про Аляску и я пошла дальше и узнала следующее:
Первым вопрос о необходимости отказа от Аляски в 1853 году поднял генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьёв-Амурский. Свою позицию он объяснял тем, что рано или поздно США расширят свои владения на всю Северную Америку, поэтому лучше России первой уступить свои владения на континенте. Он рассчитывал, что таким шагом Россия сблизится с США и тем самым создаст союз против Британской империи. Он оказался прав, потому что спустя год инициатива о продаже Аляски была озвучена уже с американской стороны.
30 марта 1867 года два государства подписали договор о продаже Аляски за 7,2 млн долларов США. 18 октября 1867 года Российская империя передала Аляску США. По сей день ведутся споры о статусе полуострова из-за неоднозначных трактовок договора. Была продана Аляска или сдана в аренду США. Одной из причин сомнений служит текст договора, в котором не используется слово «продать», а говорится «уступить». Соответственно, под уступкой в данном случае может пониматься именно передача физического контроля над полуостровом при юридическом сохранении права за Россией. Также сторонники мнения об аренде Аляски утверждают, что договор между Россией и США заключался сроком на 90 лет и истекал в 1957 году. Именно этим объясняется тот факт, что официально Аляска была провозглашена штатом только в 1959 году. Соответственно, до этого в Вашингтоне понимали, что Советский Союз может потребовать возврата полуострова. Но, как мы знаем, руководство СССР такого вопроса не поднимало.
С момента ухода Российской империи с Аляски прошло более 150 лет, но следы её влияния заметны и в именах местных жителей, и в церковных обрядах, и в географических названиях.
Следующим пунктом на пути наше следования встретился аттракцион «Лабиринт трёх принцесс». Легенды о том, что несколько тысяч лет назад в Южной Сибири жили «принцессы», бережно хранят народы, считающие себя их потомками. Конечно, легенды нельзя назвать полностью достоверными историческими свидетельствами, но в большинстве своём они основаны на реальных событиях.
Случайно ли, намеренно ли, но последние десятилетия Сибирь начала открывать свои тайны: было найдено несколько усыпальниц древних «принцесс». Шаманы считают, что тревожить дух спящих правительниц опасно, ведь они «отвечают» за равновесие в мире, являясь Великими хранительницами божественных знаний и природных стихий. Говорят, что «разбудив» принцессу, можно вызвать «тридцать три несчастья»: землетрясения, наводнения и ураганы. Но принцессы любят свои земли, поэтому гнев их недолог. От нас, потомков, требуется одно — относиться к ним с почтением. Чтобы уберечь каждую из «спящих» принцесс, строили лабиринты. Выход из лабиринта могли найти только «посвящённые».
Как три эти женщины, похороненные в древности с почестями и потому нареченные молвой «принцессами», связаны, какова их роль? Теперь мы знаем, как выглядели и Алтайская принцесса, и Тисульская принцесса, но лицо Кабырзинской принцессы, недоступное для реконструкции, раздробленное колесами трактора, остается тайной.
Кабырзинская принцесса. Недалеко от слияния рек Мрас-Су, Кабырза и Пызас расположена усыпальница древней Жрицы Воды, которую в июле 2009 года обнаружили учёные. Они дали её имя Кабырзинской принцессы. Рядом находится тайное святилище, где шаманы совершали свои обряды.
Две с половиной тысячи лет, опустив ноги в реку «спала» принцесса. Богатства древней сибирячки — глиняный горшок, бронзовые бусинки, два ножа, зеркало, кость и позвонок древнего помощника- животного — оказались важными ритуальными предметами. Все эти предметы свидетельствует о том, что женщина из знатного и богатого рода. Зеркало было закрыто камнем, чтобы в нём не отразилось и не вышло бы к людям прошлое. Когда дух Кабырзинской принцессы был потревожен, из усыпальницы вырвался вихрь энергии и вода взбунтовалась: зимой выпали невиданные снега, а потом пришла весна с наводнениями. Это случилось не потому что принцесса злая. Так всегда бывает, когда потревожат силы природы. Настоящее имя жрицы водной стихии, много веков назад жившей в самом сердце Сибири, в Горной Шории, на заснеженном берегу горной быстрой речки Мрас-Су, недалеко от таёжного поселения Усть-Кабырза, в памяти людей не сохранилось. Её просто звали Великой. После проведения экспертизы останков и найденных предметов, находки были переданы в Таштагольский музей.
Проведённые исследования «отодвинули» Кабырзинскую принцессу лет на 200 дальше в прошлое от остальных принцесс, как ее предпочитают называть в Горной Шории, получается она жила не в V веке до н.э., а примерно в VII веке до н.э. Найденная могила, задолго до появления здесь археологов, была раздавлена работавшим на лесоповале трактором, поэтому сильно пострадавший череп принцессы не поддаётся восстановлению. Судя по атрибутике, деталям одежды, украшениям, женщина занимала высокое общественное положение. Установлено, что ей было больше пятидесяти лет. В то время средняя продолжительность жизни не превышала 30–35 лет. Некоторые найденные предметы говорят о том, что женщина была посвящена в тайные знания. Скорее всего, вместе с караваном она двигалась по северной ветке Великого шёлкового пути из долины Абакана на Алтай и погибла в дороге.
Алтайская принцесса. Жители Алтая связывали принцессу Укока, которую ещё называют «белой госпожой» со стихией земли. Хранительница покоя стоит на страже ворот в подземный мир, не допуская проникновения зла из низших миров. Как гласит легенда, Кадын или Очи-Бала являлась одной из жриц, которые для защиты Земли добровольно расстались с жизнью. Никто не смел тревожить её священный сон, пока в 1993 году гробница не была открыта археологами. Древнегреческий историк Геродот, современник загадочной принцессы, писал о населяющих горный Алтай племенах скифов, которые отличались высоким ростом и «неземной» внешностью. Они могли обращаться в грифов, «стерегущих золото». Геродот пишет, что у скифов были свои «цари», во главе которых стояла «владычица скифов».
В 1993 г. случилась настоящая сенсация: в могильнике Ак-Алаха-3 на плато Укок было найдено первое нетронутое грабителями «замерзшее» погребение с мумией молодой женщины и набором предметов, сопровождавшим ее в загробную жизнь, удивительной сохранности. Из всех пазырыкских находок именно женщина, захороненная на Укоке, привлекла наибольшее внимание общества. Найденная мумии молодой женщины возрастом примерно 28-30 лет. Разумеется, в первую очередь производит впечатление сам факт нетронутости захоронения. На пути древних грабителей «встал» мужчина, сопровождавший женщину в иной мир: осквернители могил, проникшие в погребение через небольшой шурф в центре кургана, удовольствовались разорением мужского захоронения и не заметили под ним большого лиственничного склепа .
У каждом уважающей себя принцессы обязательно должен быть Дракон или Грифон, чтобы защищать хозяйку от всякого зла. На левом плече Укокской принцессы — татуировка в виде оленя-грифона. Это символ Духа природы. Знак означает «То, что на Земле и на Небе помогает мне». Возможно, принцесса с татуировкой грифона и была той самой Великой жрицей скифов. Вместе с ней была захоронена шестёрка коней рыжей масти, такие «небесные» кони были способны вознести принцессу к заоблачным высотам и ассоциировались с образом Богини-матери, породившей весь род людской.
Тисульская принцесса. Сообщение о необычных находках, сделанных в самых разных уголках земного шара, часто совпадают с сюжетами мифов, легенд и сказок. Пожалуй, самой романтической и загадочной находкой стала «спящая» красавица, обнаруженная кузбасскими горняками в глубине угольного разреза в начале сентября 1969 года в селе Ржавчик Тисульского района Кемеровской области. На глубине 70 метров, в сердцевине угольного пласта, горнорабочий Карнаухов обнаружил двухметровый мраморный саркофаг. Рабочие решили, что внутри него находятся сокровища и вскрыли находку самостоятельно. Ларец оказался до краёв наполнен розово-голубой кристальной чистоты жидкостью. В нём покоилась высокая (около 180 см) стройная необычной красоты женщина 25-30 лет с тонкими европейскими чертами лица и большими, широко раскрытыми голубыми глазами и рыжеватыми локонами. Одета принцесса была в белое кружевное платье с вышивкой. У изголовья лежала чёрная прямоугольная закруглённая с одного края металлическая коробочка. Существует легенда, что гиперборейцы замуровали в саркофаге посланницу с важной для потомков информацией. Тисульская принцесса была хранительницей тайных знаний, но время делиться жизненной информацией ещё не пришло. Человечество пока не готово, поскольку полученные знания могут быть использованы людьми не для развития, а для разрушения.
Саркофаг отправили в Новосибирск. Через неделю оттуда приехал профессор и сообщил, что Тисульская принцесса была захоронена 800 миллионов лет назад. И это притом, что возраст каменного угля 400 миллионов лет. Кроме того, профессор сообщил, что платье принцессы изготовлено из ткани неизвестного происхождения. Состав бальзамирующей жидкости тоже не удалось установить. По странному стечению обстоятельств все участники события в скором времени погибли. Теперь Тисульская принцесса преподносится как вымышленная находка, о которой рассказывают в псевдонаучных статьях и на телевидении.
Опять же увлекаясь этой интересной темой, я нашла про них чуть больше, чем дано было в музее. Про это можно написать отдельную статью, но не буду утруждать читателей своими познаниями — краткое содержание даёт полную картину происходившего в то далёкое время на территории Сибири и Алтайского края. Результаты исследований говорят об идеально сопоставимых взятых на анализ тканей ДНК с ДНК русского этноса, или славян, если сказать проще. И это остаётся самой страшной и засекреченной тайной о русском народе до сих пор, к которой у нас нет доступа и от которой не осталось никаких следов. Сибирь в те далёкие времена не была диким краем, а наоборот через неё проходили все торговые пути, цивилизации здесь имели свой расцвет.
Ну а мы отправляемся дальше по нашему пути к Сибирскому Острогу. На нашей дорожке стоит камень сказочный с былинными надписями:
Прямо пойдёшь — в Острог попадёшь.
Налево пойдёшь — к Бабе Яге попадёшь.
Направо пойдёшь — сытым уйдёшь.
Мы решили побывать во всех направлениях, ничего не выбирая. Сначала пошли направо.
Затем мы направились налево посмотреть на Бабу Ягу. Дома её не застали, но метлу примерили. Взлетать она категорически отказывалась — думали на ней по-быстренькому до Острога и обратно, пока Яги нет дома, но метла оказалась верной спутницей своей хозяйки. Да ну и ладно пойдём пешком, прогуляемся, может ещё что-нибудь интересное увидим.
Теперь мы повернули на дорогу, чтобы идти прямо на Острог. На пути нам встречается национальный культурный центр «Татарское подворье». Представлена экспозиция тремя постройками: жилой дом «Татар йорты», домовая мечеть и кафе татарской кухни «Чак-чак», каждая постройка относится к определенному пласту культуры татар.
Мечеть, которая является действующим объектом религиозного культа. Выполнена из дерева, что соответствует распространённой татарской традиции. Оформлена в соответствии с предписанными канонами ислама. Работает в формате «домовой мечети», где любой посетитель музея-заповедника сможет исполнить обязательную молитву.
Национальный «Татарский дом» («Татар-йорты»). Строили жилища, как правило из сосны (карагай), реже из ели и берёзы. Сруб собирали из круглых венцов (эрге) с остатком углов, скрепляя их полукруглой выемкой (чашка), известной в домостроительстве многих народов. К выбору места для дома татары подходили основательно. Границу будущего жилища намечали так, чтобы выход ориентировался на север, или, на водоем, если вблизи такое есть, а окна прорубали с солнечной стороны. Мы внутрь не заходили, но говорят, что интерьер там оформлен стилизованными элементами татарского жилища. Этот дом является национальным культурным центром, здесь проходят мастер-классы, чтения, традиционные праздники, выставки. Здесь каждые выходные проводят мастер-класс по изготовлению традиционных татарских кукол «Эпи» – женские куклы. Их одевают в национальные платья из тряпичного лоскута, причем в зависимости от возраста куклы меняют цвета её гардероба: от ярко-зелёных и красных тонов у молодых девушек, до светлых – у взрослых женщин и пожилых дам.
Кафе татарской кухни «Чак-чак». Помещение кафе оформлено стилизованными элементами татарского жилища. Стены декорированы рушниками и занавесками. Татарская печь и раздача оформлены изразцами. С принятием ислама татарская кухня стала придерживаться особого понятия — Халяль. Халяль – это все, что разрешено и допустимо в Исламе. Это относятся ко всем сферам жизни, но часто употребляется для обозначения правильно приготовленной и дозволенной пищи. Помещение функционирует как халяльное татарское кафе, здесь проводятся мастер-классы татарской кухни.
Экспозиция «Татарское подворье» отражает быт и духовную культуру Татарского этноса. Татары – это вторая по численности этническая группа в России, и в Кузбассе (более 40 тысяч). Они компактно проживают в Поволжье, Приуралье, Западной Сибири и рассредоточены малыми группами почти во всех регионах России. Сибирских татар можно подразделить на три группы: местные татары (коренное население), ранние мигранты и поздние переселенцы. В Кузбассе татары проживают практически на всей территории. Особую группу местных татар составляют татары-калмаки. Предки Калмаков – Телеуты (кочевой тюркоязычный народ), которым, за хорошую пограничную службу, царь Алексей Михайлович пожаловал землю «под пашни и под скотский выпуск…». Калмаки тесно контактировали с томскими и приезжими татарами бухарцами (купцами) которые познакомили калмаков с Исламом, что привело к сложению современных татар калмаков – предки которых телеуты, а традиции татарские.
Эти постройки, вошедшие в экспозицию «Татарского подворья» были подарены губернатору Кузбасса Сергею Евгеньевичу Цивилёву в 2021 году, в честь 300 летия Кузбасса Правительством республики Татарстан – духовным и культурным центром всего татарского народа. После чего было принято решение, что музей-заповедник Томская Писаница – лучшее место, для размещения подворья. Создать татарский национальный культурный центр, именно здесь в музее, это отличная идея, который раскрывает историю и традиции народов, проживающих в Кузбассе. Теперь здесь проводятся традиционно фестивали татарской культуры.
Мы идём дальше по направлению — прямо на Острог. На пути нам встречается «Территория сказок». Экспозиция открыта в 2003 году. На «Сказке» находится Резиденция Кузбасского Деда Мороза, а также проходят все новогодние и рождественские праздники. Дом у Деда Мороза небольшой, но сотрудники музея нашли возможность разместить там стенд с детскими рисунками и письмами Деду Морозу. Там же хранятся и подарки Дедушке сделанные детскими руками. А подарки дарят Деду Морозу на День рождения, который он отмечает в первое воскресенье декабря. В этот же день и открывается его Резиденция, чтобы до самой весны радовать всех ребятишек приехавших к Дедушке в гости. В декабре 2005 года в Кузбасс из Великого Устюга приезжал с визитом Российский Дед Мороз. Он вручил верительную грамоту о том, что музей-заповедник «Томская Писаница» наделён правом Резиденции Российского Деда Мороза в Кемеровской области.
Ранее, в своих статьях, я делала сравнение музея-заповедника с тем, что было 10 лет назад, каким он был в 2013 году. Так вот Резиденция Деда Мороза выглядела тогда так.
Из новогодних объектов ещё можно выделить отличные горки. Самая длинная и безопасная горка в Кузбассе стала ещё круче, добавили целых 50 метров к большой горке, теперь её длина более 200 метров! От локации «Территория сказок» до экспозиции «Шорский улус Кезек» – один длинный и захватывающий спуск! В декабре месяце здесь заливают лёд и можно кататься. Обратите внимание, что катание на своих ватрушках запрещено по требованиям безопасности.
Теперь мы уже никуда не заворачивая движемся в направлении «Сибирского Острога». Вдоль всей дороги расположены деревянные русские ратники (воины). Ориентируясь на них, можно придти к основной экспозиции. Указатели вдоль дороги правильно указывают направление движения, так что сбиться с пути практически не возможно. Путь был не близкий, через лес по тропинке, устали в пути. Наконец-то мы добрались до пограничного поста, шлагбаум был открыт и мы по направлению указателя двинулись к видневшемуся на горизонте Острогу.
Продолжение следует…