Экскурсия в Сочи — Дендрарий. Часть 1. Верхний парк.

Сегодня  8 ноября 2023 год. На улице стоит сухая, теплая, по-летнему жаркая погода. Быстро пролетели праздничные выходные дни. Мы собрали все вещи в обратную дорогу домой. После обеда мы уже улетаем и у нас есть ещё немного времени, чтобы посмотреть ещё что-нибудь. Долго думали куда сходить, ведь столько всего интересного хочется ещё посмотреть, но ехать на большую экскурсию у нас уже нет времени. Наш выбор пал на сочинский дендрарий. Парк «Дендрарий» является структурным подразделением Сочинского национального парка. Быть в Сочи и не попасть в парк «Дендрарий» — такого просто не может быть. Парк — это визитная карточка Сочи. Сюда идут все, потому что он входит в обязательную отпускную программу. Скептики сначала говорят: такие развлечения только для ботаников! Но, попав в этот парк, и они очаровываются его красотой: кипарисовыми аллеями, белыми каскадными лестницами и небольшими прудами с его величественными лебедями.

Дендрарий разделён Курортным проспектом на две части. Верхний парк — это прежде всего экзотические растения и скульптурные композиции. Верхний парк это склон горы, поэтому здесь каскадом размещены все парковые насаждения. Нижний парк более равнинный. Здесь удобно гулять с детьми, в том числе с маленькими в колясках. На искусственных каскадных прудах живут пеликаны и лебеди, утки и нутрии. В розарии можно увидеть необычные редкие сорта. Подходя к парку вы увидите необычную бамбуковую рощу, расположенную вдоль ограды парка.

Затем вам надо спуститься в подземный переход, чтобы попасть в парк. Через него же и будет переход из верхнего парка в нижний.

Теперь надо пройти к кассам. Проходя через туннель, можно полюбоваться фоторепродукциями  природных достопримечательностей сочинской земли. Также можно сделать фото плана расположения парка, чтобы легко ориентироваться на местности.

Поднимаясь по лестнице вверх с подземного перехода, сразу попадаешь в невероятно красивый парк. Перед вами открывают свои объятия пальмы, клумбы цветов и шикарная полукруглая колоннада. Она стала визитной карточкой сочинского дендрария. Центральная ротонда в парке «Дендрарий» в Сочи построена в 1935 году по проекту сочинского архитектора А. И. Внукова. Белоснежная полукруглая балюстрада с балконом, строгими колоннами и античными вазами, каменными арками по бокам — так выглядит вход в верхнюю часть парка со стороны Курортного проспекта. Да и весь сад смотрится как единый ансамбль, с архитектурными композициями и скульптурами в тенистых аллеях и на открытых лужайках. Ротонда видна с Курортного проспекта и является популярным местом для фотосессий. Необычную атмосферу сооружению придают множество скульптур, амфор и вазонов, которые удачно вписываются в ландшафт.

Проходим внутрь ротонды, здесь находятся касса и турникет для входа в парк.

Проходим через турникет и сразу перед вами у входа в парк стоит бюст основателю парка Сергею Николаевичу Худекову (1837 — 1928). Трудно себе представить, что на рубеже XIX и XX веков территорию парка украшал замечательный колхидский лес. У подножия рос ольшаник, а на южном склоне — дубы, буки и грабы. Освоение территории «Дендрария» началось в 1889 году, когда С.Н. Худеков, купил в Сочи, на южном склоне Лысой горы участок в 50 десятин. После раскорчевки аборигенного леса приступили к посадкам фруктового сада и декоративного парка. За 3,5 года он превратил эту территорию в образцово-показательное хозяйство с плодовым садом, виноградниками и парком, под который отводилось 11 гектаров земли. За основу планировки был взят франко-итальянский террасный парковый стиль. Худеков приобретал в питомниках юга Франции редкие субтропические растения, разбивал обширные террасы, засевал газоны дорогими травами, строил по периметру античные беседки по своим собственным эскизам, из Петербурга привозил скульптуры, фонтаны, вазы для цветов. В 1892 году этот роскошный парк получил название — Худековский. Основные посадки в парке были закончены в 1892 году. Эту дату принято считать основанием сочинского «Дендрария».

К его основателю мы ещё вернёмся, а теперь мы идём вверх по парковым дорожкам и любуемся этой красотой. Сама территория парка уникальна, поскольку нигде в России так близко не соседствуют субтропики и высокогорье. Именно поэтому горному Черноморью свойственен самый сложный на территории нашей страны спектр высотных зон – от горных широколиственных лесов  к субальпийским ландшафтам и высокогорьям с обнаженными скалами и снегами. Территория Сочинского национального парка отнесена к Колхидской лесорастительной провинции с очень богатым и разнообразным растительным миром. До Октябрьской революции около 1896 года Сочи был центром крупного округа Черноморской губернии, границы которого во многом совпадали с границами современного Б. Сочи. По общей площади он был даже более крупным административным образованием, чем современный город (более 4000 квадратных верст). В него входила часть территории современной Абхазии, районы Пиленково, Христофорово, до Гагр, которые были выведены из состава Сочинского района в конце 20-х начале 30-х годов.

«Дендрарий» располагает одной из крупнейших в Европе коллекций древесных и кустарниковых пород в открытом грунте. В период всей работы особое внимание было уделено сбору мирового фонда субтропических растений. Расположенный у северной границы зоны влажных субтропиков, «Дендрарий» имеет большое значение в качестве испытательного пункта культуры многих ценных субтропических растений. Сочинский «Дендрарий» является старейшим очагом акклиматизации субтропических растений на Черноморском побережье России. За 130 летний период работ, семенной материал привлекался из разнообразных географически отдаленных стран, причём заимствовался нередко не с места первоначальной родины растений, а из промежуточных станций, ступеней акклиматизации. Около наиболее значимых растений парка есть таблички с QR-кодом, по которому можно узнать информацию об объекте.

В 1922 году парк национализировали. В 1944 году дендрарий передали Сочинской научно-исследовательской лесной опытной станции. На основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ №27 от 09.02.2012 г., в целях оптимизации структуры, состава и размещения федеральных бюджетных подразделений, Сочинский Дендрарий вошёл в состав Сочинского национального парка в качестве структурного подразделения.

Растения для парка закупались в сочинских питомниках, ботанических садах Крыма, Санкт-Петербурга и средиземноморских стран. Было собрано около 200 видов растений. В имении Худекова в 1900 г. было высажены десятки взрослых субтропических растений, привезенных с юга Франции и достигших крупных размеров. В последствии, в связи с вымерзанием растений зимой 1907-1908 г.г. и 1910-1911 г.г. проводились подсадки с одновременным расширением ассортимента. На площади в 46,4 га собраны деревья и кустарники, привезенные из самых разных уголков планеты. На сегодняшний день в живой коллекции парка более 1800 видов и форм, в том числе 66 из них — дубы, 74 — сосны, 54 — пальмы и огромное количество редких экзотов.

«Дендрарий» является экспериментальной базой научного учреждения, определяет его беспрерывное развитие, пополнение коллекции и обновление экспозиций. Деловые контакты института со 150 ботаническими и лесохозяйственными центрами России из 50 зарубежных стран, позволили обогатить парк новыми для нашей страны ценными древесными видами. Каждый год из Дендрария отправляется более 1000 образцов семян редких растений различным учреждениям мира. В парке сть особые экземпляры растений представляющие субтропические леса Восточной Азии, Северной и Южной Америки, Австралии, Новой Зеландии, Китая, Японии ну и, конечно же, представлена кавказская флора.

Обойти весь дендрарий за день очень сложно, так как общая протяжённость всех дорожек превышает 40 километров. Лучше заранее выбрать маршрут с интересными достопримечательностями. Мы идем по красивым дорожкам парка и подходим к небольшому бассейну «Купальщица», который похож на небольшой природный прудик. Место расположения бассейна «Купальщица» окружено кипарисами. Здесь в тени, рядом с водной гладью, приятно отдохнуть от южного зноя. Скульптура Наяды установлена на высоком постаменте, в центре которого — голова льва с пышной гривой. Из его пасти в бассейн льётся тонкая струйка воды. Купальщица словно приготовилась нырнуть в воду. Сергей Николаевич Худеков был страстным балетоманом, и неслучайно в архитектуре своего парка он обращается к творчеству французского танцовщика и балетмейстера Ж. Перро. Балету «Наяда и Рыбак» — посвящены бассейны «Раковина» и «Купальщица».

Рядом с бассейнами находится бюст ещё одного важного человека, который внёс свой клад в развитие данного парка- это Владимир Владимирович Штейп (1886—1974) — советский ботаник, исследователь флоры всего Большого Сочи, первый заведующий Сочинским дендрарием с 1924 по 1930 год. Бюст выдающегося учёного установили на Кипарисовой аллее, которая была высажена в годы его работы в парке.

Интересна и трагична судьба первого заведующего Сочинским Дендрарием Владимира Владимировича Штейпа. Сын обрусевшего немца, он родился в Москве 14 октября 1886 года. Начальное образование получил в школе святого Михаила в Москве. Дальнейшая жизнь В.В. Штейпа связана с Сочи. В 1930 году, по доносу работника парка, был репрессирован и проходил по так называемому Сочинскому делу 1930 года, по которому на длительные сроки были осуждены многие представители интеллигенции на Кавказе. Труды его были запрещены, а сам он был выслан на строительство Беломорского канала. Его жена — Инна Карловна Старк — родная сестра адмирала Георгия Карловича Старка, последовала за ним и разделяла все тяготы ссылки до конца. Первые годы, после ссылки, ему не разрешали жить в городах и работать никуда не принимали, запретили заниматься наукой. Реабилитирован В.В.Штейп был на основании собственноручного заявления о пересмотре дела в октябре 1960 года решением Краснодарского Краевого суда. После этого ему удалось переехать в Москву, позднее им дали квартиру, пенсию, но уже было поздно, так как здоровье было подорвано двадцатилетней ссылкой. Умер В.В. Штейп 5 января 1973 года. Правда не понятно почему на бюсте выбита дата смерти 1974 год?

В дендрарии можно увидеть амфоры и вазоны, фонтаны и статуи, которым более ста лет. Создатель парка был знатоком балета и любителем изящных форм. Отлитые из металла скульптуры можно увидеть на парапетах лестниц, в аллеях, на колоннах и беседках. Самая грациозная и знаменитая — Танцовщица, похожая на Эсмеральду. В те годы этот балет Мариинского театра был очень популярен. «Танцовщица» — одна из бронзовых скульптур, украшающих парк со времени его основания. На постаменте установлена скульптура танцующей балерины, выполненной из бронзы. Скульптура посвящена главному делу всей жизни Сергея Николаевича Худекова — танцам. Будучи страстным поклонником русского балета, он написал роман «Балетный мирок». Прототипом скульптуры «Танцовщица» фирмы А. Дюране могла служить работа французского мастера Эдуард-Шарль-Мари Хоссена «Эсмеральда». Скульптура «Танцовщица» изготовлена по эскизу самого С.Н. Худекова на петербургском чугунолитейном заводе Ф.К. Сан-Гали и преподнесена ему в качестве дара за большой заказ, сделанный в период обустройства имения в 1899 году. За скульптурой «Танцовщица» находится скамья, на которую можно присесть и полюбоваться изяществом созданной фигуры. Скамья получила название «литературной» из-за находившихся на её колоннах-пилонах четырёх мраморных бюста русских поэтов и писателей: А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Взгляды, и творчество этих классиков русской литературы, по всей видимости, находило наибольшее понимание и отклик в душе основателя парка – Сергея Худекова. Утрата изваяний произошла в советский период, по всей вероятности, в довоенные годы. Вся архитектурная композиция символизирует любовь создателя парка к литературе и балету.

В центре парка находится красивое здание с изящными колоннами и ажурными балконами — это дом, построенный основателем «Дендрария», Сергеем Николаевичем Худековым. Да не просто дом, а самая настоящая вилла — вилла «Надежда» — так назвал ее сам Худеков в честь своей супруги, которую он любил без памяти ещё со студенческих лет. В 1866 году они обвенчались. Всю жизнь Надежда была верным спутником и помощницей во всех делах Худекова. Она также страстно увлекалась литературой и это их объединяло. Через десять лет после приобретения земли на Лысой горе Худеков построил здесь виллу. Вилла «Надежда» была построена в 1899 году. Она стала сердцем молодого парка экзотических растений, который заложил несколькими годами ранее известный публицист, издатель и искусствовед, Сергей Худеков. Хозяин дома неспроста назвал его именем любимой супруги — Худеков в каждое дело вкладывал максимум усилий, времени и конечно же, любви.

Надежда вышла замуж по любви, наперекор воле родителей. За ослушание её лишили наследства. Всё, чем владели супруги Худековы, они заработали сами, поначалу отказывая себе во многом. Надежда всегда была рядом с мужем, трудилась не только на литературном поприще, но и участвовала в сельхоз экспериментах. За работу по разведению редких домашних птиц она даже получила золотую медаль на международной выставке.

Хозяева всегда принимали много гостей. Вечерний приём проходил в глубине дома. Только утром гость поднимался на переднюю террасу виллы, и тогда перед ним открывался чудесный вид на парк и море. Здание с северного фасада выглядит как трёхпалубный корабль, плывущий на восток навстречу восходящему солнцу. Композиция из трех террас со скульптурной группой «Утро» связана с главной лестницей. В неё вошли три литые чугунные скульптуры, символизирующие начало дня: петух — извещает о наступлении рассвета, пастушок — играет на дудочке и рыбак — сетью ловит рыбу.

Белоснежное строение изящно смотрелось на фоне густой зелени дубов и буков, а с его широких террас открывался изумительный вид на море. Но история не пощадила этот чудный уголок: в годы гражданской войны сильно пострадал парк, а после революции досталось и вилле. От былой изысканности не осталось следа, в разное время тут располагались склады, контора, госпиталь. Долго здание пустовало, а в 2009 году началась его глобальная реконструкция. Искусствоведы и мастера- реставраторы по старым фотографиям постепенно воссоздавали первоначальный облик, под заказ изготавливали мебель и текстиль, стараясь максимально приблизить обстановку к будням прошлой эпохи. И им это удалось! Объект культурного наследия возродился. Обновленная «Вилла «Надежда» открылась после реконструкции в июне 2014 года, к сочинской олимпиаде и предстала перед многочисленными гостями во всей красе. Все здесь стало, как и прежде, будто не было целой сотни лет. Изменился только цвет фасада — стал не белым, а песочным…

Имя Сергея Николаевича тесно связано с балетом, этим волшебным искусством. Будучи весьма разносторонней личностью и очень творческим человеком, основатель парка «Дендрарий» стал автором не только нескольких романов, пьес, но и сценариев для балетных спектаклей. А также его перу принадлежит «История танцев» — уникальный труд, изданный в четырех томах.

Сегодня Вилла «Надежда» живет насыщенной жизнью. Здесь постоянно проводятся концерты, выставки, творческие встречи. В вилле «Надежда», отреставрированной в 2014 году, развёрнута постоянная экспозиция, посвящённая жизни и творчеству Сергея Худекова, а также истории русского балета. Экспозиция включает костюмы позапрошлого века, пуанты, письма и портреты известных танцовщиц прошлых эпох. Мебель и интерьер столовой, музыкальной гостиной и рабочего кабинета воссоздана по старинным эскизам и фотографиям. Сохранилась даже частная библиотека С. Н. Худекова. По вилле «Надежда» проводят экскурсии продолжительностью 30 минут. Они проходят 4 раза в день: 11:10, 12:50, 14:20 и 16:10. Если будет время — обязательно сходите.

Ну, и раз уж я в начале статьи упомянула о том, что Дендрарию более 130 лет, стоит вкратце рассказать его историю.

В 1889 году петербургский драматург, журналист и издатель «Литературной газеты» Сергей Николаевич Худеков купил 50 десятин земли в Сочи на южной стороне Лысой горы. Его целью было построить здесь дачу для себя и своей жены Надежды, которой по состоянию здоровья был противопоказан промозглый питерский климат. А вот местный, наоборот, очень подходил.

К 1892 году землю под будущий парк расчистили от дикорастущих кустарников и распланировали. На ней были высажены деревья, кустарники и цветы, привезенные из ботанических садов Крыма, Европы и средиземноморских стран. Худеков не жалел на этот парк сил и средств. И довольно скоро этот парк стал уютным зелёным уголком. В 1899 г. наконец был построен особняк в стиле «модерн», названый в честь супруги Худекова виллой «Надежда»: была построена маршевая лестница, Мавританская беседка и фонтан «Амуры». Появляются скульптурные композиции и вазы, которые были отлиты на знаменитом заводе Сант-Галли в Питере. Что примечательно: вложив целое состояние в озеленение парка, Худеков не жадничал — 12 дней в году (по церковным праздникам) парк был открыт для бесплатного посещения всеми желающими.

В 1917 году Худеков продал и дачу, и парк, в котором произрастало уже более 550 видов растений. Сам он мог бы уехать за границу, но не уехал. В 1922 году парк был национализирован, а затем передан в ведение лесной опытной станции в 1944, впоследствии преобразованной в НИИ горного лесоводства и экологии леса. К счастью, у новой власти хватило ума сохранить уникальную коллекцию и даже приумножить её. Так в советское время площадь лесопарковой зоны увеличилась втрое. В первые годы Советской власти парк назывался Парк имени коммунистического интернационала молодёжи. В Дендрарий он был переименован только в 1931 г. С 1960 г. Дендрарий был взят под охрану как памятник культуры общенационального значения.

Родился Сергей Николаевич Худеков 28 ноября (10 декабря) 1837 года в Москве. Умер 20 февраля 1928 года в Ленинграде. Он ярко прожил 91 год, многое сделал, а посаженные им тысячи деревьев и кустарников уже больше века радуют миллионы россиян.

Высокий, худой, с гусарским усами и строгой офицерской дисциплиной. Радушный, понимающий и чувствующий красоту, ценитель и знаток живописи и балета. Крепкий хозяйственник, сельхозпроизводитель. Общественный и государственный деятель. Успешный предприниматель, как сказали бы сейчас.

Каждый элемент сада удачно вписан в ландшафт, фонтаны и аллеи дополняют эту картину. Перепад высот помогает увидеть и сфотографировать скульптуры с интересных ракурсов. Продолжается наш обзор дендрария по живописной лестнице, обрамлённой вечнозелёными деревьями — пальмами и кипарисами. Главная лестница является композиционной осью сооружений центральной части парка и связывает видовую площадку виллы «Надежда» с фонтаном «Амуры». Её формирование завершено в 1899 г. вместе со всем комплексом садово-парковой скульптуры. Лестница представляет собой прямую восьми маршевую конструкцию со ступенями и площадками из базальтовых плит, ограждённую парапетами с двухступенчатыми тумбами. Её начало определяют две скульптуры героев античной мифологии, а завершается она композицией из шести уникальных литых чугунных ваз с мифическими и орнаментальными сюжетами.

Миф об Аталанте и Гиппомене описан древнегреческим поэтом Овидием. Девочку, оставленную в лесу отцом, подобрала и взрастила медведица. Со временем она превратилась в прекрасную бегунью и охотницу. Но оракул предсказал ей гибель от замужества и чтобы избежать его, Аталанта предлагала поклонникам состязание в беге, а побеждённых убивала кинжалом. Юноша Гиппомен, решившись на такой шаг, попросил Афродиту о помощи. Богиня дала ему золотые яблоки, чтобы бросать под ноги Аталанты во время бега. Поднимая их, она отставала, что позволило Гиппомену выйти вперёд. Но дальнейшая судьба героев была трагичной. Уже перед финишем, увидев под ногами третье яблоко, девушка предпочла остановиться и поднять золотой фрукт: ей тоже приглянулся юноша. Так Гиппомен выиграл состязание. Однако счастливец забыл поблагодарить Афродиту за яблоки, и она превратила влюблённых в львов. Именно эти львы охраняют сегодня Мавританскую беседку, а с колонны на них строго смотрит Афродита.

Вазы с декоративными элементами в виде химер, сирен, сфинксов сатиров и других мифических существ до сих пор порождают различные толкования и предположения об их мистическом назначении. Наличие же на них таких масонских символов, как наугольник и меч, порождают суждения о принадлежности владельца парка к тайному обществу. Правда, до настоящего времени никаких подтверждений этому нет. В конце XIX и начале XX вв. и в Европе и в России существовала мода на всё оккультное, поэтому владельцы подобных изделий, зачастую, не могли предполагать об их смысле и содержании.

Мы спускаемся по главной лестнице до фонтана. Пожалуй, одним из красивейших фонтанов парка «Дендрарий» по праву считается фонтан «Амуры» или же «Купидоны». Все малые архитектурные формы для своего парка в Сочи хозяин подбирал согласно своим вкусам. Сергей Николаевич очень хорошо разбирался в античной мифологии. Символическое-аллегорическое изображение Амуров и Эротов украшает не только главный (центральный) фонтан имения Худекова, одного из них можно увидеть на колоне с богиней Афродитой, а в отдельной скульптуре – играющим на трубе на Греческой беседке. Амуры и Эроты также изображены на многочисленных вазах с цветами.

По мнению Сергея Николаевича Худекова, семья — главное в жизни человека. Он женился по любви, что было тогда скорее исключением, чем нормой, и у супругов было трое сыновей. Именно любви и семье посвящен фонтан «Амуры», расположенный на центральной лестнице, в окружении кипарисов и пальм. Эскиз был выполнен создателем парка, а изготовила фонтан «Амуры» известная франко-итальянская фирма Антуана Дюрэна из Сомвуара.

Формулу счастливой семьи и раскрывает композиция фонтана: Дельфины у основания скульптуры символизируют Мудрость; Два купидона, которые тянутся к символической амфоре любви — Терпение и Любовь; Чаша, которую они поддерживают — это символ Благополучия и Достатка. Фонтан «Амуры» установлен в парке в 90-х годах XIX века. В наше время в надежде на семейную счастливую жизнь сюда приходят влюбленные молодые пары.

Один из главных символов парка — Греческая, или Мавританская беседка. Спроектировал постройку, как и многие другие объекты парка, сам Сергей Худеков, посвятив её своей жене. Есть предположение, что беседку назвали Мавританской, поскольку её купол напоминает купол мечети, а колонна, увенчанная Афродитой, похожа на минарет. Восемь круглых колонн поддерживают купол Греческой беседки. От неё идут три площадки, окруженные колоннами и украшенные цветочными вазонами.

Композиция оформлена скульптурами Афродиты (Венеры), Амура (Эроса) на дельфине, чашей, поддерживаемой четырьмя львами, и фигурами лежащих львов. Первоначально лев у подножия Греческой беседки был один. В 60-х годах XX века была установлена копия первой скульптуры.  Лежащие на постаментах львы выполняют функции своеобразных охранителей ансамбля.

Неподалеку была сооружена Пуэрариевая беседка, названная по имени лианы с резными листьями и фиолетово-пурпурными цветками. Обе беседки обрамляли большую пейзажную поляну, с которой открывался великолепный вид на море.

Идем дальше по парку и видим, что перед нами находится подвесной мост с перилами из бамбука. Мост раскачивается, и многие посетители парка держатся за перила, чтобы не потерять равновесие. Сам мост выглядит очень воздушно, но при входе нужно будет пройти сквозь мощные каменные ворота.

Говорят, что если встать точно посередине моста и загадать желание, то оно непременно сбудется.

Переходя по мосту попадаешь на территорию построенного здесь в 2012 году макета дольмена. Идеальный по своей форме дольмен находится в дендрарии Сочи. Правда, он имеет один недостаток, — он не настоящий, а копия дольмена, обнаруженного в окрестностях Геленджика, в урочище Дагуап. Он был установлен в Дендрарии, чтобы туристы могли получить представление об этих загадочных постройках без утомительной поездки в горы. Идея о создании здесь уголка истории принадлежит руководству парка. А чтобы он наиболее естественно смотрелся в данном месте, планируется вокруг него посадить папоротники.

Рядом находится грот с иконой Божьей Матери. Отсюда вытекает ручей, который вливается в небольшую речушку. В 2015 году дендрарий Сочи украсила композиция «Мать и дитя». Здесь в тенистом уголке рядом с окруженным бамбуком прудом, был создан грот с мозаикой.

Автор эскиза этой работы — коренной сочинец, заслуженный художник России В.В. Лубенко. 15 мастеров Санкт-Петербурга в течение года сотворили из смальты и плотных сплавов цветного стекла мозаичное полотно, которое выложили в парке «Дендрарий». Замысел автора состоял в том, чтобы показать значимость Сочи, как города мира, источника исцеления и вдохновения. Для достижения эффекта присутствия и объемности впечатления автор использует сочетание разных по размеру и форме элементов. В центре композиции расположен образ материнской любви — символ жизни и символ плодородия. Образ младенца — символ рождения новой жизни. Это образ возрожденного парка и города Сочи. Образ голубя — это символизирует мир, чистоту и любовь. Образ дельфина — это символ мудрости и верности, символ морской стихии. Грот с мозаикой «Мать и дитя» удачно вписался в тихий уютный уголок дендрария Сочи рядом с настоящим ручьем с каскадом бассейнов.

Проходя по дорожкам парка мы увидели «Китайский дворик» , который представляет собой деревянный павильон, беседку с крышей в китайском стиле и небольшой водоём-бассейн, выложенный плиткой. На территории есть скамейки с видом на водоём и беседку. Здесь можно увидеть цветущую сакуру над водой, мостик через водопады с китайской аркой и даже китайскую кошку. Так как у нас оставалось уже совсем мало времени, а посмотреть хотелось ещё много, то мы туда не стали заходить.

Чтобы не утомлять вас своим длинным рассказом, продолжу в следующей статье. Продолжение следует...

Поделиться:

Post Author: admin

Добавить комментарий