В предыдущей статье я описывала наш путь к дольменам в горах Сочи. По живописной тропе мы поднялись к средневековому захоронению и рассмотрели следы минувших эпох — каменные гробницы — древние черкесские захоронения — курганы. Мы поднимались на скальный гребень, полюбовались раскинувшимся под ногами Черным морем и панорамой Кавказских гор. Рассмотрели старинную астрофизическую обсерваторию, спрятавшуюся среди скал, и руины сторожевой башни. Мы услышали рассказ о древних цивилизациях и проводимых раскопках, о кладоискателях и колхидском загадочном лесе. Спускаясь с горного хребта в долину, мы встретили группу погребальных и культовых сооружений – плиточных дольменов, сильно пострадавших от деятельности современного человека, и услышали историю этого места. Здесь встретились множество необычных и таинственных дольменов, в том числе корытообразных. Сначала мы исследовали очень красивый и сохранившийся ещё целым дольмен. Это был полумонолитный дольмен. Основание сделано из единого куска камня, а крышка прикрывала верх этого сооружения, причём крышка была сдвинута с основания. Толщина данного камня довольно большая. На фото видно, что лежачий фонарик занимает только 1/3 всего основания, а это примерно 30-40 см. Отверстие идеально круглого диаметра, размер данного отверстия довольно мал, примерно такого же размера что и толщина камня 30-40 см. Дольмен сохранился в хорошем состоянии.
Дальнейшее наше исследование данного дольмена показало, что внутри он имеет сферический купол. Это корытообразный дольмен. Он выдолблен из целого куска камня и сверху закрыт крышкой. Если внимательно присмотреться, то видно следы рубил, которыми рубили скальную породу. Следы таких рубил можно наблюдать в каменоломнях современных, следы один в один для сравнения. Внутри виден темный низ стенок дольмена, как бордюр, хотя это может быть след от воды. Когда идут сильные дожди дольмен наполняется водой. В Сочи дольмены имеют своеобразную форму, непохожую на дольмены которые мы видели в Геленджике, это зависит от качества строительного материала из которого строили эти сооружения. У этих дольменов тоже ранее были свои пробки, которые сохранялись очень редко. В Сочинском краеведческом музее, куда мы к сожалению не попали из-за малого количества времени, отведенную на эту поездку, есть такой камень-закрывашка. Интересно было бы посмотреть. Там есть, говорят, дольмен который привезли с гор и рядом с ним лежат дольменные втулки. Таких дольменов в горах Сочи сотни, но они разбросаны далеко друг от друга. Это первые архитектурные сооружения той эпохи, дошедшие до нас. Дольмен смотрится большим и монументальным сооружением. Человек на фоне его кажется маленьким и хрупким.
Сочинская земля наполнена легендами, загадками и местами силы, одно из которых — древние дольмены, культовые и погребальные плиточные сооружения. Приготовьтесь взглянуть на природу Кавказских гор сквозь тысячелетия, почувствовать энергетику каменных мегалитов и лучше понять мировосприятие древнего человека.
Форма дольменов, когда их осмотришь этак с десяток-другой, заставляет серьезно задуматься. В любом захоронении, даже самом современном, все наполнено традициями. Здесь ничего нельзя делать наспех и кое-как. Это умиротворяет, успокаивает оставшихся жить. Если теперь, честно говоря, боятся чем-нибудь обидеть тень умершего, то что же было в древности, когда боги, духи, злые и добрые силы наполняли всё и вся, сопутствуя живым и мертвым. Тогда похороны являлись сложным ритуальным действом. Конечно, очень трудно поставить себя на место древнего человека, детально понять те, едва уловимые отголоски, что предоставлены в наше время археологическими материалами. Египетский фараон (вождь) считался средоточием производительных сил природы. Он отвечал за хороший урожай, обильный приплод скота, рождаемость людей. И если фараон умирал, то тень, его продолжала обеспечивать благоденствие живущим. Будучи женатым, большей частью на собственной сестре, он в полном смысле единодержавно управлял всеми видимыми и невидимыми силами. Потревожить пирамиду с хранящимися в них мумиями — это значит уничтожить чудодейственность, в первую очередь беспредельное влияние на все живое. Если перенести сказанное на захоронения в дольменах, может быть, слегка уменьшив потенциальные, столь всеобъемлющие возможности воздействия мертвых, то мы сможем увидеть в западно-кавказских дольменах воплощение той же идеи — магическим путем благоприятствовать живущему населению. Отсюда и некоторые детали, встречающиеся на дольменах — зигзагообразный узор, символизировавший воду. Может быть поэтому одной из версий использования дольменов и является то, что в ней находятся знания первоистоков, о котором упоминалось ранее, в 1 части статьи. Своеобразного поля знаний, таких как Хроника Акаши, о которой все знают и принимают это уже как само собой разумеющиеся знания. Хроники Акаши представляют собой систему организованной энергии, которую можно сравнить с космическим интернетом. Хроники Акаши – это сборник всех человеческих знаний, к которым можно получить доступ на астральном плане. Так почему бы не взять за основу именно эту энергетическую силу, которая есть в местах строения дольменов и которая присутствует в самих дольменах. Не все конечно, но многие люди прикоснувшись к дольменам это чувствуют. Но тогда рушатся все научные доводы о древних мирах и диких племенах людей, живших до нас. Хотя сейчас это уже сомнению не подлежит, что древние цивилизации были более развиты, чем мы. Разве можно нас назвать вообще развитыми, если посмотреть что мы творим с Землёй на которой живём, но это уже другой вопрос.
Возвращаясь к дольменам, рассматривая каждую деталь дольменов, всё больше и больше приходишь к выводу, что, возводя их, строители создавали вместилища для своих предков, которые магически должны были влиять на будущий достаток и плодородие. В них заключена была таинственная сила всеобъемлющего и обильного воспроизводства. Реконструировать все эти детали, а они связаны с миропониманием древних людей, очень трудно. Так считают, что скорченные захоронения, когда покойного укладывали на бок, поджимая ему ноги, может быть позой эмбриона, находящегося снова в изначальном своем положении в «мать-сырой земле». А почему не считать, что таким положением мертвецу придавали позу спящего человека? Разве на боку не спят? А скелеты, сидящие по углам дольменов? Нельзя ли осмысливать их расположение, как уверенность в том, что они готовы приподняться и действовать в любую минуту — на благо своим живым сородичам. И именно с этой целью умерших, а может быть и сами медитировавшие здесь люди выбирали такое положение тела, прислонили к стенкам гробниц, словно они присели отдохнуть. Это все предположения. Их можно высказывать, тасуя, как карты, но никогда, вероятно, не будет полной уверенности, что одно из них абсолютно верно.
В дольменах среди древнего заполнения почти всегда встречаются угольки. Нет, в них не жгли большие костры, а скорее всего окуривали камеру горящими ветками какого-то растения. Это могли делать во время похорон или медитации. Ведь и сейчас во всех буддийских дацанах всегда поджигают благовония. Во время медитаций без них не обходится ни один ритуал. Неправда ли, какое совпадение? Может быть этому была придана особая роль — отогреть душу умершего вдалеке, магическим путем вернуть в родные места и призвать её в гробницу. Очевидно, с этой же целью и был придвинут к дольмену кусок скалы с солярными петроглифами солнца, выбитые на камне. Здесь все усилено: и количество угля от воскурений, и светозарность солнца, а на скале даже выбита чаша для каких-то совсем неясных возлияний.
Область верований и связанных с ними ритуальных действий, с которыми самым тесным образом слиты дольменные постройки, настолько еще плохо изучена, что современные археологи, с интересом описывая все культовые детали, касаются всё же их попутно, большей частью припасая для исследований не очень близкого будущего. Дольмены дают богатый материал для суждения о художественном вкусе древних людей, их строительном мастерстве, об умении использовать металл, кость, глину и камень в своем быту, и всё же без исследования поселений наши сведения об их повседневной жизни кружились бы вокруг всё тех же предполагаемых ритуалов и мистических воззрений. Раскопки поселений, пусть даже фрагментарные, очень беглые, являются широко распахнутой дверью в самую суть давно отошедшей жизни с ее заботами, радостями и повседневной обыденностью.
В целом вырисовывается образ дольменостроителя не в виде лохматого дикаря, закутанного в звериные шкуры, а человека полного интеллекта, сильного в своих духовных порывах и умелого в работе. Он хорошо знал камень и его свойства, ценил его красоту и прочность, умел отливать тонкие, почти ювелирной работы вещи и смело шагал вдоль и поперек гористых ущелий.
Мы же идём дальше от этих дольменов к главному дольмену данной местности. Идти нужно в сторону федеральной трассы, а затем к Сортучастку, так называется дачный посёлок, который давно уже стал местом жительства многих жителей Сочи в любое время года. Теперь мы начинаем спуск. Подниматься сложно, а спускаться опасно, учитывая что мы все промокли, под ногами скользко и сыро, а наши дождевики все разорваны. Продвигаясь дальше на нашем пути попадается небольшая запущенная чайная плантация. Сейчас идёт как раз цветение чайных кустов. Можно посмотреть как цветет чай, понюхать и посмотреть семена чая.
Когда пройдёте через чайные поля и уютные дачные участки с яблонями и лавром, спуститесь к федеральной трассе, к поселку Верхняя Волконка, где и находится главный дольмен Сочи — Волконский дольмен. Дольмены строились в определенных местах, где своя энергетика, поэтому находясь в таких местах начинаешь сам ощущать эту силу выхода энергии. Здесь есть разлом в скале, где как магнитные волны притягивают или отталкивают энергию. Сейчас можно измерить силу энергии данного места. Они по разному действуют на организм человека. Это единственный в мире монолитный дольмен, таких больше нет нигде, все остальные составные различных строений, а этот единый из цельного куска камня.
Дольмены в окрестностях Сочи представлены плиточными составными, корытообразными, колодцеобразными строениями, этот же дольмен представляет собой монолитное сооружение рук человеческих, ровесник Египетских пирамид. Этот объект находится в Сочинском национальном парке и называется «Волконское ущелье». Объект представляет собой два сооружения на русле реки Годлик, это дольмен и урочище «Два брата». До объектов надо пройти тропой, которая оборудована ступенями и мостиками. Вид окружающей нас природы напоминает, что мы находимся в Сочи. Идти по деревянному настилу легко, особенно когда ты вышел из леса. Грязные и мокрые мы проходим через проходную парка и попадаем в место силы. Пройдя внутрь парка мы замечаем, что мы являемся единственными посетителями столь загадочного места. Толи сыграло то, что погода была дождливою практически весь день, толи желающих приобщиться к древности нет совсем. Удивились, но решили, что для нас это ещё и лучше, чем толпы туристов вокруг.
Название дольмену дало название близлежащего посёлка — Волконка. А сам посёлок получил такое название в честь семьи князя Волконского, владевшего имением на этих землях. Волконский дольмен — место силы на дне речной долины и главная точка нашего маршрута. Дольмен нами был осмотрен со всех сторон. Надо сказать, что он огромен. Данные об этом дольмене можно взять с Википедии: «Выбит в бесформенном скальном массиве серого песчаника, размерами 17*7,4*6 метров за счёт выборки более мягкой внутренней составляющей монолита. Фасад оформлен в виде портала плиточного дольмена. На высоте 4 метра была вырублена ровная площадка. Входное отверстие практически неповрежденное. Внутренняя камера имеет куполообразную (полусферическую) форму высотой около 1,5 метров с плоским полом. Стены камеры не шлифованы, возможно, камера не была завершена. Пробка дольмена отсутствует. С тыльной части дольмен имеет одну полусферическую лунку, таким образом, одновременно, являясь и ритуальным чашечным камнем.» Это вид с обратной стороны дольмена, где видны выбитые лунки в камне.
Внутри большое помещение в котором могут поместиться даже несколько человек, а отверстие настолько велико, что может легко залезть в него взрослый человек. Считается, что здесь в давние времена старейшины усмиряли гордыню и гнев воинов. На крыше – выемка около 60 см диаметром. Возможно, здесь разжигали ритуальный огонь или совершали жертвоприношения. Считается, что дольмен построен в энергетически аномальной зоне и здесь можно «услышать» ответ на любой важный для человека вопрос, если обратиться к дольмену мысленно. Неизвестно, так ли это, но то, что атмосфера прохладного первобытного леса, журчание горной речки наполняют спокойствием и силой, отмечают многие туристы.
Ставя в неразрывную линию все дольмены мира, считается, что подобные постройки появляются «с развитием торгового и военного мореплавания у приморских народов в неолите и эпоху бронзы», когда кавказцы могли видеть дольмены в других странах и начать их строить у себя.
Вероятно, ученых ещё долгие годы будут интересовать дольмены, порождая всё новые мнения о культуре оставившего их населения, их быте и верованиях. Может быть, придёт и такое время, когда ученые с чертежами в руках смогут воочию сравнить все мегалиты мира между собой, не считаясь с трудностями далеких путешествий и языковыми барьерами. Мечта… Любая мечта иногда становится явью.
Дольмены исчезают по разным причинам — из-за собственной древности (исчерпан естественный лимит времени, отведенный на их стойкость), невежества и корысти людей (ломают их на камень), из-за необходимости освободить занимаемые ими площади. Такой пример нам рассказал наш гид Сергей, что как раз на территории Сортучастка, по которой мы и проходили к дольменам, одному из жителей выделили участок на котором находилось 5 дольменов. Он расчищая экскаватором, выравнивая свой участок, просто снёс их в одну кучу, а плиты хотел использовать под фундамент. Снести то он всё снёс, но в последствии, просто забросил этот участок и до стройки дело так и не дошло, а дольмены были разрушены. Вот так халатно люди поступают с древнейшей ценностью, оставленной нам древней цивилизацией. Это происходит из-за нашего непонимания в использовании этих объектов и сути вообще их построения. Мы, как неразумные дети, которые ломают дорогие игрушки.
Сразу за дольменом находится один из выходов серо-водородной воды на побережье. Переводится как огненная вода. Считается лечебной, но пить её надо очень осторожно, в умеренных дозах, по назначению врача, иначе можно навредить себе, а не вылечить. Считается не случайным, что пробился этот источник около расположенного здесь дольмена. Значит место на самом деле необычное, с особой энергетикой и свойствами.
Недалеко от артефакта и целебного источника пролегает наш путь по долине ручья Годлик. Пройдя этот небольшой путь, оборудованный пешеходными мостиками, вы впитаете потрясающую энергетику этого места и под склонами двух огромных валунов-братьев, насладитесь красотой этого уголка.
Эта тропа ведёт нас к скале под названием «Два брата». Две огромные скалы, словно склонились навстречу друг другу, между ними протекает ручей. С этим местом связано множество легенд и сказаний. Есть несколько вариантов этой легенды, но все они повествуют об одном, что два брата окаменели и стали такими огромными камнями, а девушка, которую любил один из них, превратилась в ручей. Легенда, которая написана у этого объекта звучит так.
В стародавние времена, парень из богатой семьи по имени Аслан полюбил бедную девушку сироту, по имени Годлик. По традиции, он пришёл к старшему в своём роду, чтобы просить благословения на женитьбу. Этим человеком был его брат Хаджимук. Он отказал юноше — не пристало джигиту из древнего, знатного рода позорить семью женитьбой на безродной нищенки. Как ни умолял его влюблённый Аслан изменить решение, старший брат был непреклонен. И тогда, в отчаянии, Аслан воскликнул, что уж лучше ему превратиться в камень, чем жить без любимой. Услышали боги стенания юноши и тут же превратили его в каменную глыбу. Слёзы раскаяния потекли по потрясённому лицу Хаджимука — ведь он очень любил брата и по-своему желал ему добра. Прижавшись щекой к холодному камню, он искренне стал просить у него прощения за своё бездушие, но камень хранил молчание. Возопил тогда Хаджимук в отчаянии, что лучше ему самому превратиться в камень, чем до конца дней носить эту тяжесть на сердце. И его просьба была также услышана богами. В тот момент, когда собиравшая неподалёку цветы и привлечённая криками братьев, Годлик поспешила узнать что случилось, Хаджимук на её глазах превратился в камень. Поняла несчастная Годлик что здесь произошло. Мир словно опустел без возлюбленного. В родном ауле её никто не ждал — родственников у девушки не было. Родители, проданные в рабство, сгинули на чужбине, когда она была ещё ребёнком. Годлик решает навсегда остаться рядом с любимым, а брата его поняла и простила всем сердцем. Так превратилась девушка в маленькую речушку между двумя каменными братьями — утёсами, которую с тех пор называют Годлик. Вот такая история или красивая легенда.
Если зайти внутрь грота и поднять голову вверх, то можно увидеть как нависают над нами каменные своды, а если встать на одно место буквально пятачок на 1Х1 метр, то включив своё воображение, можно увидеть изваянного самой природой, голову горского воина в шапке. Наверное это неспроста, тогда и начинаешь уже верить легендам.
Также говорят, что надо загадать желание и обойти большого брата. Желание должно сбыться, если желание скромное, чтобы потом не пожалеть. С собой надо взять палку, после чего поставить её здесь и желание обязательно сбудется. Видите сколько здесь желающих исполнения и загадывания желаний. Это не дети, это взрослые, которые верят в силу легенд и исполнения желаний, как малыши в чудо. Взрослые порой смешнее детей, которые думают, чем толще палка, тем круче желание. Кто то притащил целое бревно.
Сергей показал нам на этих камнях карту звёздного неба. Планеты нашей солнечной системы, прорисованные на скале, видны невооружённым глазом. Толи это природные образования, толи дело рук человеческих осталось для нас последней загадкой в этом удивительном путешествии к дольменам, которое подходило к концу.
Подводя некий итог от посещения дольменов, можно сделать вывод, что наши предки обладали удивительными знаниями, которые были утрачены современной цивилизацией. Они относились к окружающей среде, как к миру, наполненному стихиями и энергиями. Этот подход вполне оправдан, ведь всё вокруг — это энергия. Она делится на 5 стихий: земля, огонь, вода, воздух и эфир. Познание стихийных сил — это познание своей настоящей природы. Это познание природы мира, в котором живёт человек, природы истинной, изначальной. Познание ведёт к пониманию, а понимание даёт контроль. Люди прошлого умели чувствовать мир гораздо лучше нас. Поэтому место для строительства капищ и ритуальных комплексов выбиралось исходя из энергетики этих мест.
Немного о дольменах из книги Владимира Ивановича Марковина.
«…Кавказ всегда интересовал иностранцев. Здесь можно было встретить невиданные экзотические картины, пережить острые ощущения. И не следует удивляться, что в начале XIX века первооткрывателями дольменов стали именно они. Вот записи некоторых из них, которые описывают Пшадские дольмены:
«…Между жилищем Индар-Ку и берегом речки имеется несколько строений, которые я осмотрел; их всего шесть, и они показались весьма старинными; каждое из них выстроено из пяти каменных плит, четыре из которых составлены в форме параллелограмма, а пятая сверху, в виде перекрытия, выступающего над вертикальными гранями. Эти оригинальные сооружения имеют двенадцать футов в длину и девять в ширину; поскольку они вросли в землю, их подлинную высоту определить было невозможно. Камни имеют в толщину четырнадцать дюймов; плита, представляющая собой фасад, отступает на аршин в глубину, образуя нечто вроде открытого вестибюля. В том же камне, в его нижней части, имеется круглое отверстие, диаметром самое большее три фута. Черкесы рассказывают, что эти своеобразные монументы были построены «гигантами» с целью укрывать от непогоды малорослое племя людей, у которых не хватало сил для того, чтобы построить себе жилище; для верховой езды эти люди использовали зайцев. Таково сказочное предание, но я думаю, что эти монументы, до сих пор хорошо сохранившиеся служили могилами какому-то народу, населявшему Кавказ в давно минувшие времена…»
Следующее предположение, что они построены древними ахеянами, прибывшими вместе с Язоном за золотым руном в далекую страну Эю — Колхиду. Собственно, трудно сказать, кто же впервые назвал «дольменами» кавказские постройки! Ведь, как правило, западноевропейские дольмены, которые можно видеть во Франции, Англии, немецких землях и в других странах, сложены из необработанных каменных глыб, а кавказские сооружения, наоборот, собраны из тщательно подшлифованных камней. Само название «дольмен» происходит от кельтских слов tol — стол, men — камень: каменный стол. Там, в североевропейских странах, имея огромные перекрытия, они напоминают массивные столы. Уже к середине XIX века в ученых трудах слово «дольмен» закрепилось за древними постройками Западного Кавказа, в то время как местное население до сих пор продолжает называть их по-разному. У адыгейцев и абхазов это «испун» и «спыун» (дома карликов, пещеры), «кеунеж» и «адамра» (древние могильные дома), у мегрелов — «мдиш-куде», «одзвале», «садзвале» (дома великанов, вместилище костей), русское (казацкое) население называет их «богатырскими хатами». Итак, западно-кавказские дольмены заинтересовали ученых, они стали их искать, описывать сопоставлять с древностями других стран, ища ответы на вопросы: когда же они появились здесь, кто и зачем их построил?
Однако самые важные выводы были сделаны крупнейшим археологом-кавказоведом А. А. Иессеном. Досконально изучив все известные материалы, он наметил три этапа в развитии эпохи бронзы Кавказа, отнеся дольменные памятники ко второму этапу (или, как тогда говорили, — ко второй стадии), датируя их возникновение II тысячелетием до нашей эры (точнее, от 2300 года до нашей эры и позднее). Вопросы, связанные со временем, когда жили племена, строившие дольмены, порождали массу попутных — о быте древних людей, духовной культуре. Попытки разрешить их вызвали к жизни много интересных мнений. Дольменные постройки, узкой полосой протянувшиеся вдоль восточного (Кавказского) побережья Черного моря, словно перекрывали подступы к древнему миру средиземноморских цивилизаций.
Привыкший к влажной духоте местных лесов, к неожиданным разливам многочисленных кубанских притоков, даже к комарам, но до сих пор не могу не удивляться гению древних строителей дольменов, умевших так плотно скреплять отдельные плиты, что порой не просунешь между ними лист бумаги. Может быть, поэтому ни в какой мере не считаю, что о дольменах мне всё ясно, что знаю и смело могу писать о жизни людей, оставивших их. Это было бы чрезмерным обольщением. Но, кажется, наступило то время, когда можно поделиться и бесспорными знаниями о них, и более всего — сомнениями.
К 1976 году, мной было учтено 2308 дольменов. Но конечно же, некогда их было намного больше. Сколько дольменов могло быть разрушено и поэтому не учтено учеными еще в XIX веке, и сейчас еще пропустили глаза археологов! Если учесть, что климат за последние четыре-пять тысячелетий изменился относительно мало, то вся основная территория, занятая дольменами представляет собой горные леса — настолько непроходимые чащобы, что на каждом шагу здесь нужен топор или тесак и на быструю ходьбу не приходится рассчитывать. Дольменные постройки стоят не бессистемно, обычно их можно встретить по бассейнам рек, близ перевалов и тех давно опробованных дорог и троп, по которым и сейчас ещё проходят скотопрогонные пути. Здесь пастушеские маршруты полностью совпали с пунктами, имеющими дольмены. Когда карта распространения дольменов была совмещена с картой простирания основных горных пород, то подтвердилась мысль, высказанная еще Ф. С. Байерном, что дольмены располагались почты всегда там, где имелся удобный для этого материал.
Подойдем поближе к любой хорошо сохранившейся дольменной постройке и внимательно осмотрим ее. Плиты массивны, отесаны и по толщине не уступают современным искусственным панелям. Надо не забывать, что никаких кранов и тягачей в эпоху возведения древних сооружений не было. Дольмены в полном смысле этого слова творения рук человеческих. Историки единодушно рассматривают их как древнейшие памятники архитектуры. Все многообразие древних сооружений, применяя его данные, можно свести к четырем основным типам:
1. Обычный, самый распространенный тип дольменов — стены, перекрытия, а иногда и пол которых представляют собой отдельные плиты. Этот тип дольменов я в дальнейшем называю плиточным.
2. Составные дольмены — с одной или несколькими стенами, сложенными из более мелких плит и камней.
3. Корытообразные сооружения, то есть выбитые целиком в скальной глыбе, но перекрытые отдельной плитой.
4. Дольмены-монолиты. Они полностью, вместе с крышей высечены в скале.
Что же интересного в их конструкциях? Прежде всего, следует сказать, что почти все дольмены, независимо от их типологической характеристики, схожи. Они обладают тщательно проработанным фасадом (порталом) и, как правило, снабжены отверстием. Изучение большого числа построек позволило прийти к выводу, что древнейшим типом дольменов надо считать именно первый, собранный из каменных плит наподобие карточного домика. Все другие, даже имеющие круглую камеру, внешне сработаны так, что напоминают плиточные сооружения.
Плиточные дольмены составляют 92 процента от всех учтенных сооружений. Вероятно, их было очень много. Но так как они легко могут быть разобраны, то от времени и людей пострадали более всего. Наиболее простые дольмены этого типа не имеют отверстий. Сделаны они так: крупными боковыми плитами прижаты более короткие поперечные, а сверху водружено перекрытие.
При сборке плиточных дольменов вполне естественно, что торцы боковых плит, зажимавших поперечные, выступают по краям сооружения. Если с задней стороны эти края почти не обрабатывались, то в передней части древние каменотесы стремились придать им внушительность и архитектурную завершенность. Особенно выразительны дольмены, у которых выступы боковых плит возвышаются над всей массой постройки и на них лежит особое небольшое перекрытие. Эти портальные выступы придают дольмену величественность, подчеркивая внушительность сооружения. Задняя стена по форме аналогична передней, боковые стены, чтобы гарантировать их прочность, снаружи подперты бесформенными камнями. Они служат контрфорсами — упорами. Все детали дольмена, где только возможно, входят в пазы. Они вышлифованы в боковых плитах, перекрытии (вот оно и держится прочно), в пяточных камнях, то есть камнях, подложенных под дольмены. Соединены они точно, а об их прочности можно судить по непреложному факту — дольмены стоят с эпохи бронзы.
Если сравнивать эти массовые постройки с ранними сооружениями, то можно заметить, как исподволь меняется их конфигурация — от прямоугольного плана к трапециевидному. Большинство дольменов имеют трапециевидные очертания — широкую переднюю часть и узкую заднюю. Приподнят фасад, и высота постройки падает к задней стене. Несколько наклонены внутрь боковые стены, а для этого передняя и задняя плиты кверху скошены — они соответствуют правильной форме трапеции. Иначе говоря, строители стремились всеми способами сделать свои постройки прочными. Форма дольмена — косо срезанная (усеченная) пирамида — не случайность. Она чрезмерно устойчива, так как конструктивно близка природным конусовидным формам. Такое строение имеют горы (у них широкое основание), по этому принципу растут деревья. Устойчивость конуса и пирамиды объясняется тем, что сила тяжести таких фигур занимает центрально-осевое положение. Древние архитекторы и строители прекрасно знали эту закономерность.
Кому удалось видеть не один и не два дольмена, а с десяток, да еще в разных местах, тот мог заметить, что все они в основной массе похожи друг на друга. Но удалось установить, что постройки разных вариантов — прямоугольного и трапециевидного плана — имеют разные, но строго повторяющиеся, довольно точные отношения длины камеры к ширине и к высоте ее. Четкие соотношения имеются и в отдельных частях дольменов.
Корытообразные дольмены.
Две стены его (с полом) высечены в скале, остальные части дополнены плитами. Эти довольно примитивные постройки показывают пути перехода к особым корытообразным дольменам, когда корпус сооружения целиком высекали из скалы в виде корыта, и лишь перекрытие было из отдельной плиты. Мне кажется, что по времени они возникли вслед за плиточными сооружениями. И вот почему. Корытообразные дольмены без лаза, однако, с портальными выступами и с прямоугольной камерой, напоминавшие соответствующие плиточные. Среди всего разнообразия корытообразных сооружений они кажутся лилипутами — отесана глыба камня ровно таких размеров, чтобы она походила со всех сторон на плиточную постройку. Но вот имеется третий вариант дольменов — «корыта». Они высечены в скальных глыбах или массивных обломках породы. Тщательно обработан лишь фасад — это все та же имитация плиточных выступов и ниши у входа, а остальные стороны — естественная поверхность камня. Здесь инструменты мастера не работали. А вот внутри дольмена, с камерой происходят еще более существенные эволюции: если и сохраняется трапецевидность ее плана и сечений, то все углы закруглены, а чаще всего она напоминает кувшин с широким туловом и с узким, лишь слегка расширенным горлом. У него значительная высота — до 2 м. И сверху этот «кувшин» плотно закрыт плитой перекрытия. Сбоку, как всегда, имеется отверстие.
Дольмены-монолиты.
В археологической литературе упоминается лишь пять пунктов, возле которых стояли настоящие дольмены-монолиты, целиком сделанные в скале в виде пещерки с небольшим лазом, ведущим в неё. Это станица Холмская, Геленджик, селение Береговое, Архипо-Осиповка и Волконка. К нашему времени сохранился только один. Он выбит в огромной скале у селения Волконка, на берегу реки Годлик, возле минерального источника. Скала серого песчаника, в которой выбит этот монолит, простирается на 15— 17 м, ширина ее почти 7,5 м, а высота 6 м. Несмотря на такие внушительные размеры «исходного материала», камера дольмена, сработанная в нем, невелика (160*190*94 см) и имеет округлую форму. Это обстоятельство и пугает — разрушить сооружение не столь уж трудно. В него ведёт круглое суживающееся отверстие диаметром 45—50 см. Фасад этого памятника оформлен в виде ниши высотой 190 см при размахе 510 см. У входа в него устроено нечто вроде площадки.
Итак, кажется, очень сжато мне удалось всё же описать все типы и варианты дольменов. Как видим, большая их часть имеет с фасада отверстия — лазы. Через них можно было проникнуть внутрь постройки. Формы отверстий со временем не оставались неизменными — от прямоугольных они проделали путь до овальных и аркообразных. Величина отверстия довольно стандартна — от 43 см в размахе до 32 см (по длине) у аркообразных. Отверстия могли служить для ритуального кормления покойника, о чем говорят находки глиняных сосудов у входа некоторых дольменов. В Западной Европе их называют «отверстия для выхода души», что находит подкрепление в этнографических параллелях. Возникает естественный вывод, что дольменное отверстие могло служить не для одной цели, что его функции были многообразными. Видимо, отверстие закрывали втулками («пробками»).
Когда медленно подходишь к дольмену, и он постепенно словно вырастает на твоих глазах, изумляя своими размерами, то невольно задаешься вопросом: как же их строили? Вероятно, на строительство выходили огромные людские массы, они применяли бревенчатые рычаги-ваги, подсыпки, внутренние леса, чтобы плиты не завалились (затем их убирали). Часто дольмены прислонены к склонам, это помогало в самой сложной операции — наводке перекрытия. Очевидно, и форма большинства дольменов — трапециевидная и падающая к задней стене — обусловлена необходимостью медленно, волоком перемещать покровную плиту снизу вверх — к фасаду. Увы, перекрыть дольмен удавалось не всегда….»
По словам автора книги, строительство дольменов было довольно трудным делом, а мне кажется наоборот, просто раньше людям не надо было техники для передвижения тяжелых предметов, как сейчас. Всё было проще — они обладали способностью преодолевать гравитацию и не важно какой массой обладал данный объект. У учёных есть масса вопросов, которые никак не укладываются в научные рамки, а взглянуть по-другому они не могут, нет доказательной базы. На этом их и заклинило, а т.к. принято учитывать только строго научную точку зрения, то остальное считается ересью и лженаукой. Здесь каждый останется при своём мнении, не обязательно совпадающей с мнением автора, т.е. с моим.
Возвращались мы тоже на Ласточке. В ожидании электропоезда полюбовались на море. Оно нас сопровождало и в обратный путь. Море меняло цвет от голубого, бирюзового до черного, это было просто завораживающе.
Наше путешествие заняло всего каких-то 7 часов, а прошли мы около 15 километров по вершине хребта из Катковой щели до Волконки, узнали много нового и получили массу положительных эмоций. Отличная экскурсия! Если вы любите следы древних цивилизаций — то однозначно стоит пройти этим маршрутом. Если пока не уверены в своей любви к древностям — это шанс пройти совершенно необычный маршрут. Это был один из замечательных дней нашей поездки, которую будем вспоминать ещё долго!