Экскурсия к дольменам в Сочи. Часть1.

Сегодня  6 ноября 2023 год. Следующим нашим путешествием в Сочи будет необычная поездка — мы посетим дольмены. Ранее мы уже были на различных дольменах, расположенных в районе Геленджика по реке Жаневидели дольмен в Сафари-парке, а также в  хуторе Широкая щель. Сейчас нам предстояла встреча с дольменами Сочи. Эта экскурсия индивидуальная. Мы договаривались о ней заранее, ещё будучи дома. Нашим гидом и проводником будет Сергей, он прекрасно ориентируется и на местности, и в истории, и в разновидностях флоры и фауны своего края. Прекрасный собеседник и очень тактичный человек. Любит свой край, рассказывает с душой, ведёт в спокойном темпе, не торопит. Экскурсия начинается в посёлке Каткова щель. Сюда надо добраться самостоятельно. Мы приехали на вокзал, побывали в самом здании ж/д вокзала, пока ждали электричку. Интересно было посмотреть вокзал изнутри, т.к. с внешней стороны мы его видели много раз, а вот внутри ещё не были. Можно было добраться до места проведения экскурсии на автобусе, но нам хотелось прокатиться на электричке. Вообще это самое популярное среди населения вид транспорта, быстро и дешево.

Экскурсия у нас началась с поездки на знаменитой Ласточке до станции «Чемитоквадже». Мы были очень рады, что выбрали электричку для поездки, т.к. на всём протяжении пути мы просто наслаждались картинами открытого моря за окном. В электричке комфортно, чисто и очень удобно. Нам очень понравилась поездка на Ласточке. На станции нас ждал уже Сергей. На своей старенькой машине он нас довозит до места начала нашего путешествия  — тропы, которая приведёт нас к дольменам.

Ещё в машине Сергей нас ввёл в курс дела, т.е. сообщил нам, что таких сооружений, как дольмены, существует очень много по всей планете. Эти сооружения находятся практически в каждом месте мирового пространства, поэтому выделять их во что-то особенное в эзотерическом плане не стоит. Как археологический объект, он да, несёт в себе много интересного. Эти сооружения повествуют о далекой культуре, по сути потерянной. Письменных источников тех далёких времён нет, в принципе, поэтому главным ориентиром являются только археологические находки и то, что видим и ощущаем сами, своими глазами, своей энергетикой. Всё остальное просто догадки, не подтверждённые ничем.

Как считает Сергей, увлечение дольменами началось с 90х годов, когда писатель Владимир Мегре написал серию книг «Звенящие кедры России», где главная героиня Анастасия подробно рассказывает о предназначениях дольменов и какую силу они несут. Вот тогда то и пошло массовое увлечение дольменами. До этого момента никто сильно и не интересовался и не знал о дольменах, хоть они существовали тысячи лет. Вот как один человек может повлиять на ход истории и на пробуждение каждого человека в отдельности. Вот один из отрывков книги где, по мнению Анастасии, дольмены — священные хранилища сгустков информации. Эта книга в себе содержит глубокий смысл, где меж строк заложены образы невидимой информации, прикасаясь к которой, раскрываются в тебе в полном объёме… Ты это либо принимаешь, либо нет. Я помню себя, когда я прочитала эти книги, они перевернули мое восприятие на 180 градусов!

«… Неизмеримо значимее пирамид по эффективности, в контакте с Разумом Вселенной, меньшие по размеру каменные сооружения, предшествующие пирамидам.

— Почему, Анастасия? Из-за своей конструкции, формы?
— Потому, Владимир, что в них уходили умирать живые люди. И необычную их смерть была. Они уходили в вечную медитацию.
— Как это «живые люди»? Зачем?
— Для того, чтобы создать для потомков возможность вернуть силу ПЕРВОИСТОКОВ.

Пожилой человек, как правило, один из наиболее умудрённых вождей или родоначальник, почувствовав скорую кончину, просил своих родственников, близких, поместить его в эту каменную камеру. Если его считали достойным, то помещали.
Отодвигалась тяжёлая, массивная плита-крышка. Он входил в каменную камеру, крышку закрывали. Человек оказывался полностью изолированным от внешнего, материального мира. Его глаза ничего не видели, его уши ничего не слышали. Такая полная изоляция, невозможность допустить даже мысли вернуться, но и не перейдя ещё в иной мир. Отключение обычных органов чувств, зрения и слуха, открывали возможность полного общения с Разумом Космоса, осмысливать многие явления и поступки земных людей. И, самое главное, передать впоследствии, осмысленное, оставшимся в живых и их последующим поколениям. Сейчас, примерно такое состояние вы называете медитацией. Но она лишь детская шалость по сравнению с медитацией в вечность.

Впоследствии люди приходили к этой каменной камере, вытаскивали пробку, закрывающую отверстие, и думали, советовались с витающими в камере мыслями. Дух Мудрости всегда был там.
— Анастасия, но как, с помощью чего ты можешь доказать сегодняшним людям существование таких сооружений и то, что в них уходили люди в вечную медитацию?
— Могу! Потому и рассказываю.
— Как?
— Очень просто. Ведь эти камеры каменные… ещё существуют сегодня. Вы их сегодня называете дольменами. Их можно увидеть, дотронуться до них. И всё, что говорю, проверить.
— Что??? Где? Ты можешь место указать?
— Да. Например, в России, в горах Кавказа, недалеко от городов, которые теперь называются Геленджик, Туапсе, Новороссийск, Сочи.»   Из книги 2 В.Мегре «Звенящие кедры России»

Об этом же пишет Александр Саврасов — автор книги «Знания, хранимые дольменами» из серии «Знания Первоистоков». По сюжету, в дольмены уходили люди — далёкие предки, чтобы сохранить на Земле знания первоистоков, то есть первоначальные, никем не изменённые, не искажённые знания от Бога. Эти знания, по мнению автора, позволят будущим поколениям восстановить гармонию на Земле, вернуть радостную и счастливую жизнь людям.

Таких людей, разделяющую эту точку зрения на существование дольменов очень много. Как говорит наш проводник Сергей, историческая же действительность ничуть не уступает по интересу, чем эзотерическая составляющая. Он как раз придерживается исторической, архитектурной и археологической составляющей, а значит материальной, а не эзотерической, т.е. духовной. По настоящему, научные знания о дольменах несут массу интересных фактов. Проблема есть с доказательной базой, так как письменных и иных  источников нет. Сергей предпочитает говорить о дольменах с исторической и научной точки зрения, на эзотериков смотрит с подозрением и недоверием. Мы это ему простим, так как у всех есть своя точка зрения и она может не совпадать с нашей и тоже имеет право на существование — это нормально.

За разговорами, мы вышли на красивую тропу, по которой будем подниматься наверх в горы. Красота осеннего леса просто великолепна. Тишина, щебет птиц, запах осенней зелени прелых трав, запах хвои и свежего воздуха после дождя, настраивает нас на очень приятную прогулку по лесным горным тропам. Обратите внимание почти все деревья покрыты мхом, что делает лес необыкновенным, загадочным и сказочным, а ещё говорит о экологической чистоте этих мест.

В начале нашей экскурсии, пока мы поднимались в гору, Сергей рассказал немного исторических данных про земли Кавказа. Самый известный поэт, который очень хорошо описал войну на Кавказе, которая была с 1817 по 1864 гг, был Лермонтов. Среди его кавказских романтических стихов многие посвящены битвам, воинам и оружию.

Кинжал.
«Люблю тебя, булатный мой кинжал,
Товарищ светлый и холодный.
Задумчивый грузин на месть тебя ковал,
На грозный бой точил черкес свободный…»

Война была очень кровавая и долгая. По окончании войны, черкесы были выселены из ущелий западного Кавказа, потому что царское правительство опасалось, что будут идти партизанские войны. Каждое ущелье — своеобразная оборонная крепость. В каждом ущелье жил свой род, имеющий свой язык, своих старейшин, свои традиции и поэтому они никому не подчинялись и считали себя свободными людьми. Сейчас живут на территории республики Адыгея и называются общим именем адыги. Ранее их называли черкесы, что в переводе с турецкого языка значит «разбойник». После переселения различные роды решили называться одним именем — адыги, что означала в переводе «добрый человек». Переселение всегда больно для народа, но в данном случае в исторической перспективе, это было некое благо, т.к. разрозненные роды стали одним объединённым народом, со своей письменностью, языком. Сейчас они живут на самых плодородных равнинах. На освободившиеся земли приехали русские крестьянские семьи. В конце 19 века им давали бесплатные земли и подъёмные деньги. Но они не смогли здесь жить, т.к. пшеница здесь не растет, а они не знали как приспособить эти земли под хлеб и начали массово сбегать отсюда. Тогда царское правительство решило заселить эти земли людьми, которые более приспособлены к жизни в горах.

Мы поднимаемся по горной тропе, кажется что здесь не ступала нога человека. Мы пробираемся сквозь валежник, бурелом  и при всём этом начинается сильный дождь. Хорошо, что мы одеты в дождевики, которые нас немного спасают от намокания. К концу пути и это нас уже не спасало, т.к. дождевики у нас разорвались в клочья от того, что постоянно цеплялись за сучки, колючки, сухостой и прочие непроходимые чащи. Нам попадаются по пути грибы, цветы и всюду лесная красота — благодать. Даже дождь не вызывает у нас сожаления, а только маленькое неудобство, потому что настроение и наша энергетика на подъёме от впечатлений и волнения от встречи с дольменами.

Наш путь продолжается. Теперь мы переходим на рассказ о древних цивилизациях. После каждой цивилизации, а было их множество, остаются погребения, могилы, курганы. Поднявшись на возвышенность, Сергей говорит, что в данный момент мы находимся на средневековом некрополе. Вся эта долина с разных сторон покрыта курганами. Черкесы, которые здесь жили, считают себя наследниками той культуры, которая жила здесь 4500 лет и строила эти дольмены. Но исторически это не подтверждается, т.к. черкесы пришли сюда из прибрежных зон, а кто раньше населял эти земли никто не знает. Говорят, что с современной наукой и техникой можно всё узнать, восстановить, но оказывается, что нет, не всё можно. Надо найти поселения тех, кто жил, взять пробы ДНК, тогда начать исследование, но пока этого ничего нет.

Мы видим, что всюду располагаются каменные курганы. Изучение и раскопки этих курганов проводились группой саратовских ученых накануне олимпиады. При изучении данных курганов были сделаны выводы, что это, несомненно, адыгские захоронения. Строения курганов и их содержимого, говорит о том, что  вероятнее всего, относятся они к периоду убыхской культуры. Это конец 18 начало 19 века.

Раскопки производились в полном соответствии с правилами. На каждый курган есть масса чертежей и фотографий. Все тщательно зафиксировано. Составлены подробнейшие отчеты. Обнаруженные в захоронениях артефакты — элементы украшений, керамики и оружия, предметы домашней утвари — после тщательного изучения были переданы в Лазаревский этнографический музей. Останки человеческих тел — они из-за особенностей здешней почвы, к сожалению, очень плохо сохранились —  вновь предавались земле.

Особенность почвы состоит в том, что она имеет такие свойства, что кости не сохраняются в ней более 25 лет, они полностью растворяются. Здесь особенность климата такая — кислая почва, влажность и тепло. Сергей рассказал, что в молодости он участвовал в археологических экспедициях, на раскопках. Когда идёт подзахоронение к родственникам, говорит он, открываешь могилу, захороненную 20 лет назад и видишь, что одежда есть, кожаная обувь сохранилась, а человека нет, т.е. он полностью растворился в этой кислой почве. Речь идёт о костях, как о биологическом материале человека. Вот такая особенность этих мест, меня лично, очень удивила.

В ходе проведения работ была обнаружена одна интересная деталь. Техника кладки в тех или иных захоронениях разная. У них непохожий рисунок расположения камней. Это говорит, скорее всего, о том, что могилы появлялись здесь в разное время. Исследование данной особенности курганов позволит узнать, какие обряды погребения использовали носители убыхской культуры в те или иные исторические периоды.

По мнению ученых, эти погребения, а их здесь насчитали не менее тридцати (большинство, к сожалению, оказались разграблены «черными» копателями), не что иное, как убыхское воинское кладбище, возникшее, предположительно, весной 1864 года. Об этом свидетельствует содержимое могильников: в них покоились погибшие. Как считают некоторые историки, убитых на поле боя адыги хоронили в боевой одежде — черкесках и в полном вооружении. В иной мир воин, отдавший жизнь за свободу Родины, уходил с тем, что имел при жизни на этой земле…

Мы отправились дальше по турецкому кладбищу, это ещё одно название данное этим курганам. Местные крестьяне — армяне, не изучавшие историю, посчитали, что это турецкое кладбище и так и назвали его. Таких могильников на территории Сочи много, в основном они располагаются недалеко от аулов и иногда встречаются у расположенных дольменов. Для захоронения делали насыпи из камней, но сначала клали на деревья в качестве доски, затем засыпали. Деревья сгнивали и происходило обрушение могил. Кругом здесь видны провалены, но это обрушенные могильники. Сейчас много курганов встречается и разрушенных кладоискателями, но общее представление о той недалёкой ещё эпохи, в сравнении с временами постройки дольменов, они всё же дают.

Колхидский лес — это территория Сочинского национального парка в котором мы сейчас находимся. Колхидский лес — это ценнейшее хранилище реликтовой флоры. Растительность сохранилась здесь почти в неизменном виде с третичного периода в истории Земли. Это 30 миллионов лет назад! По чрезвычайному обилию и разнообразию видов древесных и кустарниковых пород здешнему лесу нет равных среди лесов других природных зон нашей страны. Так же в лесу все находится в дружбе и гармонии.
И это не шутка, ведь в лесу живут растения «симбиотики», которые помогают друг другу. К примеру, мох Неккера курчавая, живёт на Самшитовых стволах. Самшит служит мху опорой, а Неккера курчавая служит самшиту одеялом в холодные зимы и влажным «халатом» в летнюю жару, создавая не только уникальный микроклимат вокруг ствола, но сказочную красоту.  Лес в основном населен грабами и буком, это типичные деревья данной местности, они очень похожи. Отличие в коре деревьев — у граба шершавая, у бука — идеально ровная. На вид выглядят как сухие деревья без листвы, но это живое дерево, причём эти деревья долгожители. Сочинский климат и почва идеальны не для всех видов фруктов и орехов. Если мы проходили по ореховому саду — фундука, то надо сказать, что грецкий орех здесь не растет. В Сочи не растут мандарины, персики, виноград тоже не растет на этих землях, за исключением только сорт изабелла. Кстати, этот сорт запрещен для выращивания во всех винодельческих странах, потому что он переопыляет различные культурные сорта и заражает его различными болезнями. В Сочи культурные сорта винограда не растут, здесь только изабелла.

Раньше люди проживали в горах, а не на прибрежных зонах, как сейчас стараются жить. В те времена была распространена малярия, а она распространяется малярийным комаром, а известно, что комар выше 100 метров не поднимается над уровнем моря, поэтому в горах жить было безопасно. Сейчас мы поднимемся на высшую точку нашего маршрута 325 метров над уровнем моря, к древней солнечной обсерватории, не Стоунхендж конечно, но тоже очень древняя. В данный момент сильно разрушена и понять что это, очень сложно. Здесь люди смотрели и следили за солнцем, знали летнее и зимнее равноденствие, весеннее и осеннее солнцестояние. Если засечь восход солнца во время этих циклов, то по восходу солнца можно вычислить время года. Это своего рода календарь, обозначенный на местности. Практически в каждом поселении была своя обсерватория, поэтому они встречаются часто и сохранились до нас вот в таком вот виде…

Мы практически уже дошли до дольменов. Ущелья образовались в земной коре как трещины, или разломы, раздвиги. Это когда все плиты расходятся, а когда они сходятся образуются надвиги-наползание одной на другую, а есть надвиги, когда одна плита уходит вниз, а другая наползает на неё. Мы идем по верхушке надвига, продвижение происходит крайне медленно и оно тянется до Красной Поляны, где, кстати, тоже находятся дольмены. Этот надвиг идет через всё Сочи и выходит в районе Лазаревское. По нему происходят главные землетрясения и стоят в основном все дольменные постройки. Здесь находятся большие скопления каменных плит, которые являлись основным материалом в  строительстве дольменов. Это место также характеризуется большим выходом энергии из земной коры, поэтому в этих местах особая энергетика.

Маршрут наш проходит по очень живописным местам с отличными обзорными видами. Мы поднялись на самую верхнюю точку нашей горы. Вид отсюда открывается потрясающий и не случайно, ведь мы подходим к месту где была греческая башня или греческая таможня. Еще совсем недавно фундамент её был хорошо виден, но когда строили высоковольтку, её полностью уничтожили. В Лазаревский район группу научных работников, под руководством Сергеевой, живущей в Саратове, привело не только жгучее желание вновь прикоснуться к тайнам прошедших веков. Изыскательские работы произведены были по заказу кампании «Кубаньэнерго», планировавшей накануне Олимпиады замену и перенос линий электропередач на большом участке в горной местности. В соответствии с требованиями действующего законодательства на предполагаемой территории строительства высоковольтных опор необходимо было проведение научных археологических исследований. Только после согласования с учеными возможна была дальнейшая реализация проекта энергетиков. Тендер на раскопки тогда выиграло ООО «Археологическое общество Кубани», которое, в свою очередь, заключило договор с саратовцами. Наверное этот объект не представлял, по мнению учёных исторической ценности, потому как она была полностью разрушена. Эта сторожевая башня охраняла подходы к крепости византийского периода, которая стояла на месте, откуда были видны все подходы к крепости и имела круговой обзор. Опасность исходила в основном с моря, а здесь было видно всё море от горизонта до горизонта. Сразу давали знать своим, кто то приближается. Это были не обязательно враги, могли быть и торговцы, т.к. торговля здесь велась с античных времен. Черкесы которые были воинственным народом всё равно торговали.

Первые авторы, которые указывали на нахождение здесь необычных сооружений, прибыли сюда в 19 веке. Они встретили здесь десятки тысяч дольменов. Сейчас их осталось 2500, в основном большинство их сейчас разрушенных, иногда и до основания. А вообще, дольмены Катковой щели, какие-то необычные, таинственные и не похожие на все остальные. Строители дольменов не оставили нам никаких подсказок строительства, поэтому остаётся только гадать. По настоящему дольмены изучал один  археолог в советское время, это Владимир Иванович Марковин, он написал научно-популярную книгу «Испун — дома карликов: заметки о дольменах Западного Кавказа». В ней он рассказывает историю изучения дольменов, даёт их описание, а также археологических материалов,  быта строителей дольменов, найденных при раскопках. В заключение останавливается на вопросе о происхождении дольменов, приводя различные мнения и гипотезы. Пока что мы должны только ограничиваться гипотезами, так как бесспорных доказательств в пользу той или иной теории о происхождении дольменов на нашей территории нет. Вот перед нами неожиданно появляется один из уцелевших дольменов — красавец. Мы кинулись к нему и всю нашу усталость как рукой сняло. Первым к нему подошёл наш проводник Сергей.

Испун — дом испов (карликов), так адыгейцы называют дольмены. Это легенда местных жителей о том, что эти дома построили горные великаны для жителей горных карликов. Это версия очень слаба, но археологи пытаются дать хоть какое то объяснение. Археологов на самом деле очень мало, это те люди которые имеют «открытый лист», дающий право проводить раскопки, как правило это научные сотрудники, преподаватели в университетах. В Краснодарском крае их всего 5 человек, как сказал нам Сергей. Но любая археологическая экспедиция должна иметь в своём составе хотя бы одного археолога, имеющего право производить раскопки, иначе это незаконные раскопки. С одним из таких археологов Сергею посчастливилось участвовал в раскопках. На самом деле земля Сочинская полна золота, это для черных копателей рай. Так как здесь постоянные велись войны на этой территории, то золото в основном прятали в земле, делали кладовые из золота. Черкесы, жившие здесь ранее в своих аулах, при переселении прятали здесь свои сбережения. Потом через много лет, были случаи, что передавалось по родовым связям места, где был закопан клад и его действительно там находили спустя много десятков лет. Шесть горшков золота нашел по указанным приметам в своё время один из потомков своего древнего черкесского рода. Историю эту рассказал нам Сергей, а дело это было давно, когда ещё они учились в школе. Приехали незнакомые турки, это были черкесы, спросили где раньше жили такие то. Нашли место где жили потомки, камень на котором всегда играли ребятишки, а под ним оказался клад. По преданию там где нашли клад, тару из под него надо оставить на том же месте. Поэтому горшок разбитый нашли утром у этого камня, а клада нет. Он и говорит, что мы всю жизнь там играли и не знали, что под камнем такой клад был. Далеко не все клады находят, которых здесь множество. Земля богата золотом. Легенда о Золотом Руне именно здесь тоже не случайна. Здесь есть открытые золоторудные места, где можно было легко намывать золото. Делали так: ложили в протоку золотоносной воды шкуру овцы, через некоторое время мех набивался песчинками золота. Затем шкуру сжигали, а золото собирали почти что слитками готовыми. Вот так легенды так просто тоже не рождаются на пустом месте, везде есть зерно правды.

Во времена СССР здесь было открыто множество кладов, но самый интересный сочинский клад, но это был не черкесский клад, а клад оставленный древними греками. Это доказывает то, что греки здесь были ещё в античные времена, в самый рассвет греческой культуры. История так называемого «Клада аргонавтов» похожа на детективную. Когда клад, найденный вблизи Сочи, привезли в Эрмитаж — специалисты ахнули. Такой полной коллекции у них не было. Цена каждого предмета около $50 тысяч. Ученые были правы: находки такого класса в лучших российских музеях встречаются в виде единичных экспонатов. А тут — целая коллекция! Специалисты Эрмитажа взялись за тщательную реставрацию всех находок обнаруженного клада. Эта кропотливая работа продолжалась более десяти лет. И только в октябре 2009 года в Сочинском художественном музее вся коллекция была собрана в одном зале. Поскольку город уже полным ходом готовился к Олимпиаде, широкий показ отложили до начала мирового спортивного праздника.

Пятнадцать лет Андрей искал клад своей мечты. Пока не нашел… «Черный» антикварный рынок Сочи лихорадило. На нём всплыли редчайшей красоты античные вещицы из золота и серебра по бросовым ценам. Одну из статуэток предложили местному адвокату. Тот, желая удостовериться в ее подлинности, пришёл к экспертам Сочинского художественного музея. — Ни в коем случае не покупай статуэтку, — посоветовал адвокату директор Сочинского художественного музея. Судя по художественной ценности — это достояние государства.

Уже через неделю сотрудники ФСБ установили, что хозяином сокровищ является житель поселка Казачий Брод Андрей Чамкин. Когда парню пояснили всю ценность находки, он безропотно отдал оставшиеся у него сокровища. Проданные вещи работники Сочинского художественного музея выкупили у владельцев. Так в 1997 году весь клад — серебряные чаши и диски, золотые пластины с чеканкой — украшения одежды, сарматские мечи, всего 26 предметов V — IV веков до н. э. с возможным добавлением вещей более поздних эпох, — оказался в музее.

Кладоискатель правильно выбрал место. В устье реки Мзымта находилось греческое поселение. Вполне возможно, что это легендарный клад аргонавтов. А подобные находки несут в себе таинственную энергетику… «Он и сам не знал, что заставляло его вести поиски в течение стольких лет. Отшучивался — продолжаю семейную традицию. Его дед и отец вели раскопки на месте бывшего греческого поселения долгие годы. Возможно, они надеялись найти вторую Трою. Во время раскопок Андрей жил в шалаше. В том месте, где он копал, глина была твердой, словно здесь бушевал пожар. Андрей вырвал у земли предметы, которые она скрывала в себе тысячелетия. Он принес их домой и разложил на полу».

О древних кладах, которыми переполнена сочинская земля, ходят недобрые слухи. Трогать нельзя — случится несчастье. Так и произошло, это принесло только несчастье в его дом и семью, которой вскоре не стало.

За разговорами, мы отвлеклись от самих дольменов, которые нас окружали повсюду. Многие были разрушены, но некоторые сохранились в прекрасном виде. Согласно научной точки зрения, это культовые погребальные сооружения. В современности это можно сравнить не только с мавзолеем, но и с храмами, так как это тоже культовые сооружения, рядом с ними часто есть погост, а зачастую и в самих храмах есть погребения. Дольмены считают такими же культовыми сооружениями. Здесь поклонялись духам предков. Большое разрушение дольменам принесли переселенцы из христиан, т.к. они считали их языческими. Таковыми они может быть и были, потому что язычники также поклонялись солнцу, духам природы, непонятным для христиан, а чеченские жители охраняли, оберегали, поклонялись дольменам, они приносили им подношения.

Дольмены дали огромный материал для обдумывания. Прежде всего, встал вопрос: зачем нужно было строить такие махины? Ведь соседи строителей дольменов ничего подобного не сооружали, они обходились для похорон своих сородичей более простыми способами. Обычно яма, иногда над ней курган, а если склеп, то из мелких камней, которыми обкладывали заранее вырытый небольшой котлован. А здесь хорошо осмысленная конструкция. Кроме того, дольмены поставлены не как попало, а явно в определенном направлении, то есть их старались поставить так, чтобы они были обращены своими фасадами в солнечные стороны. Но подмечен и еще один интересный факт. Если дольмен стоит в сильно затененной местности, среди высоких гор или в дремучем лесу, то его фасад обращен к ярко освещенному пятну — скалам, далеким деревьям, пусть это будет даже фактически северная сторона.

Итак, ориентация дольменов свидетельствует о поклонении их строителей солнцу. Что и говорить, это светило и в наши дни вызывает не только простое уважение, ведь оно дарует жизнь во всех ее проявлениях. И ученые спорят о солнечных возмущениях, его активности, рассчитывая и взвешивая влияние солнца на жизнь всей нашей планеты. Как же мог древний человек не связывать с великим светилом все свои надежды, планы, мечты и самые затаенные чаяния?

Продолжение следует…

Поделиться:

Post Author: admin

Добавить комментарий