В августе 2021 года мы отдыхали в Геленджике. Каждая наша поездка, это прежде всего не только отдых, а главное и необходимое условие — найти и увидеть для себя что-то новое, необычное и интересное. Простое купание и лежание на пляже, чтобы похвастаться загаром — это не для нас. Мы ищем для себя новое разнообразие жизни вокруг и необычность тех людей, которые нам встречаются. Люди — это то ценное, в каждом нашем путешествии, что всегда удивляет и заставляет задуматься об окружающем нас пространстве. Каждый человек видит свой мир, и погрузиться в «его мир» бывает очень интересно.
Прилетев в Геленджик, мы первым делом начали изучать, что мы можем посмотреть интересного в этом нашем путешествии. Первое, что попало в поле зрения, это галерея современного искусства «Белая лошадь». Сейчас обретают большую популярность места необычные, оригинальные, неизведанные, не нашумевшие ещё своей рекламой. «Белая лошадь» как раз относится к таким объектам. Отправляясь туда на экскурсию, мы и сами узнали о ней впервые на просторах интернета. Тем не менее, не раздумывая приняли решение и на следующий день направились на выставку — уж больно захотелось посетить новые места, получить новые впечатления.
Я не большой любитель современного арт искусства, т.к. не всегда разделяю позицию художника к искусству, но здесь меня заинтересовало то, что как я и писала выше — это люди. История непростой судьбы художницы Нины Никифоровой, которая и является основателем и собственницей галереи «Белая Лошадь». Поменял её судьбу и подарил миру нового талантливого художника несчастный случай – автомобильная авария. Если бы не профессиональные знания, которые позволили женщине самостоятельно руководить своим спасением: подсказывать близким, что можно, а чего нельзя делать, — она могла бы навсегда потерять возможность двигаться. После полугодового курса восстановления, как будто свыше, пришло желание творчества. К традиционной медицине Нина Никифорова уже не вернулась. Её призванием стала борьба за здоровье планеты, а её творчество стало своеобразной арт-терапией для поклонников.
Про себя она рассказывает в своей книге «Крутой поворот, или прививка от старости», которую мы приобрели, а пожелания от автора мы получили в подарок. Эту книгу она посвящает своим мужчинам: мужу и сыновьям, которые поддержали и помогли обрести смысл в жизни, наполнили ее жизнь счастьем и радостью. Познакомились мы с её мужем Владимиром при входе на выставку, где он любезно принимает в гости посетителей и рассказывает об истории создания и о сложном пути появления на свет галереи «Белая лошадь».
Также Владимир показал нам сердце галереи — это мастерская художника, где создаются работы и воплощаются идеи в жизнь. В мастерской можно увидеть множество наград, признаний художника в различных номинациях, конкурсах, фестивалях, а также Олимпийский огонь, который во время Зимней Олимпиады 2014 года несла Нина по городу Краснодару.
В своей статье я буду использовать материалы книги Нины Никифоровой «Крутой поворот, или прививка от старости», а также подаренными нам, по моей просьбе, эксклюзивными записями ауди экскурсии, которая сопровождает всех посетителей на протяжении всего просмотра галереи. Поэтому будет часто встречаться обращение от первого лица, т.к. никто не передаст лучше смысл своих идей, мечты и переживания, чем сам автор.
«До пятидесяти лет была успешным врачом, жила вполне понятной, благополучной и предсказуемой жизнью. Но автомобильная авария 2003 года перевернула всю мою жизнь с ног на голову. Сначала перевернулась буквально, «затормозила» головой об асфальт, повредила позвоночник в шейном отделе. Моя предшествующая многолетняя врачебная практика помогла не погибнуть и не превратиться в овощ, что нередко случается с людьми при таких травмах. Затем последовала реабилитация длиной в полгода. Тело медленно восстанавливалось, но ментально всё только началось. Я опускаю подробности сложной посттравматической трансформации и скажу лишь об её последствиях. Врачом после выписки я проработала всего лишь один день. Непреодолимое желание творить что-либо руками, которое появилось во время моей реабилитации, привело к тому, что я создала целую коллекцию работ, с которыми успешно дебютировала в роли художника в галерее «АРТ- Вертикаль» в Новороссийске, а спустя три недели открыла собственную галерею и назвала её «Белая Лошадь»«.
Большая поддержка семьи: мужа Владимира, сыновей Артема и Антона помогли идеи о создании галереи стать реальностью. Теперь галерея — это семейное дело, которое объединяет и дает стимул для развития. Цель деятельности галереи — привлечение внимания людей к экологической проблеме, связанной с защитой окружающей среды от негативного воздействия цивилизации.
Почему «Белая Лошадь» — это символ мудрости, благородства, высокого интеллекта — такой внутренний диалог я веду, рассказывая о главном в своей жизни. Рано или поздно каждый человек задумывается о том, для чего он живет. Это бывает, когда удовлетворены основные жизненные потребности: жилье, еда, продолжение рода. А для чего? Что дальше? С той поры, когда произошла авария, я ощутила себя не просто телом. Я поняла, что в моем теле живет душа. Она- то и является связующим звеном между привычным материальным миром, в котором мы живем и тем неведомым тонким миром, который нам еще предстоит постичь. Жить осознанно стало интереснее, потому что знаю, чего хочу, и знаю, что все мои мечты исполняются. И мечтать тоже надо уметь.
Решив раз и навсегда уйти из медицины, не осознавая еще чем буду заниматься. Пришло желание что-то делать руками. Они еще не совсем слушались после травмы, а мне надо делать и руками делать! Я не знала до этого, не умела, не представляла себе, как это, а руки сами творили. Откуда-то возникали все новые и новые идеи, технологии. Это были мои первые шаги в новой, совсем незнакомой жизни, по которой меня вел, да и сейчас ведет очень талантливый Учитель. Мои первые шаги в искусстве в виде декоративных бутылочек и подсвечников — это ли не чудо?
Учитель всегда был рядом! Он направлял мои руки, тренировал фантазию, развивал вкус! Мои руки были инструментом Учителя. Через них Он говорил со мной, передавал свой опыт, вселял уверенность и укреплял веру в то, что многое смогу, преодолею, когда Он рядом. Постепенно пришло осознание того, что совсем не случайно я выжила и не простое это везение. Ни одна мысль в окружающем пространстве не исчезает бесследно, каждая из них материальна. Ты уже не думаешь о том, что не одолеешь, не справишься, денег не хватит. Вера в то, что откроются другие двери в нужное время и в нужном месте, делает тебя сильнее. Однажды я подошла к совершенно пустому куску фанеры и проговорила слова, как будто не мне принадлежащие, будто и не я их произнесла: «Господи, ну ты же знаешь, что я не могу без тебя. Пожалуйста, помоги мне. А я буду просто руками твоими, буду слушать тебя и воплощать твою идею». И тут началось удивительное. Куда-то подевалась усталость, прояснился взгляд и мои руки стали творить чудеса. Прошло несколько часов напряженной работы. Безликий фанерный лист превратился в «Старый город». Это название будто бы само возникло непонятно откуда.
Эта картина стала символической дверью, за которой осталось навсегда то прошлое, что тянуло меня назад, забирая энергию и не давая взлететь. Как же мне нравится это время, когда я остаюсь наедине с собой и начинаю творить! Да, именно творить! Одновременно в мыслях рисую образы, придумываю невероятные романтические истории, обязательно светлые и счастливые. А когда на холсте появляется мой замысел, то в ней появляется душа, которая наполняется энергией и начинает жить собственной жизнью. Вероятно, это и есть то, что волнует зрителя, заставляет его быть не равнодушным.
«Берегиня не рождённых Душ»
Существует версия о том, что Душа вселяется в человека в момент его зачатия. Но далеко не все Души обретают тело, потому, что не всем младенцам суждено родиться. Но Душа, которая не обрела тело, не умирает. Она просто уходит в какое-то пространство, чтобы ожидать своего следующего воплощения.
На картине я изобразила множество зародышей. Это и есть Души, которые ожидают следующего воплощения. Но приглядитесь, и вы увидите, женский образ, у которого нет своего тела. Так я изобразила ту мифическую или энергетическую няню, которая оберегает Души, чтобы они не разлетелись по всей Вселенной.
Эта работа из коллекции моих произведений, в которых я использовала не сами вторичные материалы, а их гипсовые копии. Зародыши – это копии деформированных пластиковых баночек от сметаны. Голова Берегини – это гипсовые копии деформированных пластиковых поддонов от яиц и коробок для тортов.
Наверное, у каждого человека свой путь к храму. В моем понимании храм — это нечто абстрактное и нематериальное. Я выстраиваю его в своей душе, ведя долгий и неспешный диалог с кем-то, кого не вижу, но чьё присутствие ощущаю постоянно. К тем прекрасным рукотворным храмам, в которых мне доводилось бывать, я отношусь, скорее, как к архитектурным произведениям. А вот как место для общения с Богом я их не воспринимаю, всегда чувствую неискренность происходящего, ощущение театральности декораций красивого представления. Но у меня есть свой храм — это море! Там я в любви и благодарности общаюсь с моей Вселенной. Чувствую, как лечится и наполняется новой силой и счастьем моя душа.
«Око Вселенной».
То ли глаз – то ли рыба? Я специально изобразила глаз так, чтобы его восприятие было не однозначным. Мы ведь не чувствуем, что за нами наблюдают?
Мало, кто из нас совсем не задумывался над тем, кто мы? И каков наш дальнейший путь? Вот и я не раз думала на эту тему. И, как результат – работа «Око Вселенной». Это мои размышления о том, что современные люди – далеко не конечный этап развития. Несомненно, есть другие миры и цивилизации, неведомые для нас. Есть и более высокоорганизованные, которые наблюдают за тем, что происходит на Земле?
А у нас тут много всего. Не самые лучшие времена на Земле: полно мусора, мы не бережём нашу Землю, относимся к ней потребительски, воюем, разрушаем, уничтожаем….
А может и не только потихоньку наблюдают за нами вышестоящие? Может, хотят помочь подправить путь развития нашей цивилизации? Или думают смахнуть нас с лица Земли, чтобы обнулить неудачный эксперимент и положить начало новой жизни, как было уже не раз на Земле? Об этом моя работа.
У каждого она своя, эта дорога жизни. Долгая, трудная, полная ошибок — или прямая, легкая и радостная. Очень важно не сбиться с пути, не свернуть, не испугаться трудностей, не завидовать тому, у кого все гладко и сладко в жизни. Каждый из нас пришёл на эту Землю, чтобы пройти свой путь. Мне трудно понять тех, кто до сих пор не верит в то, что существуют законы не только физического мира, но и вечные законы мироздания. Законы Вселенной намного более важны для нас, людей, независимо от того, знаем мы о них, верим или нет. Что у нас в мыслях — такая же действительность вокруг нас! Мы создаем её сами, своими мыслями и поступками. «Как мыслю, так и живу» — эта «напоминалка» стоит внутри меня давно и очень помогает, когда что-то не ладится в жизни.
Бесконечная, непостижимая Великая Тайна мироздания, окутанная туманом неизвестности. Она лишь изредка приоткрывает свои тайны тем, кто знает о своём Божественном происхождении. Помните о том, что мы — дети Вселенной. Не сомневайтесь, что Божественный мир заботится о нас! Будьте чуткими и внимательными. Не пропустите чудеса, которые посылает Вселенная.
«Рождающий галактику».
Этот дракон появился в моей коллекции весьма необычным образом. Однажды мне предложили выполнить заказ для первой леди Азербайджана, Мехрибан Алиевой ко дню её рождения. Драконов я никогда не делала, поэтому мой первый опыт оказался не таким, какой родился в моём воображении. Зато второй дракон гораздо больше соответствовал моим представлениям. Но и первый вариант дракона у меня получился! Этот мужественный сказочный персонаж управляет галактикой! Посмотрите на него: он несёт множество планет на своём хребте, на крыльях, в лапах и на хвосте. Он растит планеты, пока они не станут совсем взрослыми. Одну из них дракон вот-вот выпустит из-под своего влияния. Совсем скоро голубая планета отправится в самостоятельную жизнь.
Работа выполнена из отходов производства обуви, множества полиэтиленовых пакетов и картонных упаковок для яиц.
Мир вокруг нас непостижимый, загадочный, и нет сомнения в том, что он многомерен. В нем есть добро и зло, черное и белое, видимое и невидимое. Свой личный мир мы создаем своими мыслями, поступками, действиями. Он может быть черным, жестоким, а может быть радостным, ярким и добрым. А у нас всегда есть выбор, в каком мире нам жить. Мыслите радостно, позитивно, старайтесь видеть вокруг себя как можно больше хорошего, красивого, доброго, тогда и ваш мир будет наполнен красотой и счастьем.
«Изобилие».
Это произведение я впервые показала зрителю 31 октября 2020 года, в день защиты Чёрного моря. Оно изображено на моей работе. Панно необычно тем, что вся её цветовая гамма сформирована не красками, а разноцветными полиэтиленовыми пакетами. А внизу вы видите большую корзину с уловом рыбы. Их я изобразила из пластиковых бутылок из-под питьевой воды.
Без преувеличения скажу: «Море – это наше всё» Множество людей, городов и даже стран живут вокруг Чёрного моря. Активная жизнь для всех живущих здесь связана с морем. Мы все пользуемся морем. Ловим рыбу, развиваем туризм, различные виды бизнеса.
Но всем нам просто необходимо не только пользоваться нашей жемчужиной, но и заботиться о её экологии и воспроизводстве морских ресурсов. Забота о Чёрном море – это святая обязанность каждого из нас.
Вот так, узнав судьбу этой необыкновенной женщины, хочется восхищаться и быть похожей на неё. Её желание жить и творить вдохновляют. Её работы, пронизанные заботой о здоровье планеты, неповторимы и многогранны. От мусора – к экологическому сознанию через искусство.
«Мусор – в золото».
Нина выполнила эту работу к пятнадцатилетнему юбилею галереи. Она входит в коллекцию, которая так и называется «Мусор — в золото». Одна из работ этой серии находится в г. Баку, в Национальном музее — заповеднике Азербайджана.
Свою коллекцию она назвала так, чтобы говорить со зрителем на тему, которая её очень волнует: о бережном отношении к природе и ресурсам Земли.
Узнаваемый мусор, расположенный по периметру данного панно, чёрными ручейками стекается в синее озеро нашего человеческого разума, где превращается в нечто полезное и ценное. Пластиковая канистра из-под молока, расположенная в центре картины в виде символа круговорота энергии в природе или в восточном понимании «инь-янь», покрыта настоящим сусальным золотом. Золото и мусор вполне гармонично сочетаются. В какие-то моменты бытия золото является наиболее ценным символом, а иногда жизнь, или сам человек, может создать такие условия, что нечто, ранее презираемое, станет ценнее золота.
Я верю, что наступит время, когда разрозненное экологическое сознание людей сегодня сольётся в мощное коллективное осознанное экологическое движение. Тогда для всех будут естественными, понятными принципы разумного потребления, сортировки и переработки материалов, которые сегодня, в большинстве своём, пополняют свалки. Конечно, такое время наступит и у нас, в России. Я верю!
Создаёт и продолжает творить свои работы из материалов, которые люди традиционно считают мусором и миллионами тонн в сутки обрушивают на Землю. «Я не могу позволить себе писать картины маслом или творить из природного материала, хотя считаю, что это очень круто». Образы и сюжеты, созданные из пластика, упаковок, старых вещей, оживают и становятся для меня родными. Я общаюсь с ними, вкладывая любовь, и неизменно получаю обратную связь. Именно это и привлекает зрителя. Я не могу расслабиться, сбавить темп, я пропадаю в мастерской по десять часов в день, хотя меня никто не заставляет и не контролирует. Я создаю свои работы на одном дыхании, ничего не переделывая, с полным ощущением, того, что со мной вместе творит кто-то, воплощая моими руками свой замысел, давая новую жизнь уже никому не нужным вторичным материалам. Свои работы я создаю по каким-то странным технологиям. Они приходят ко мне легко, без напряга, как-будто их мне кто-то диктует. И, несмотря на отсутствие художественного образования, с самой первой выставки вижу, что мои работы удивляют зрителя. «Я такого никогда не видел(а)», «не ожидал(а)», «поражён(а)», — это самые частые высказывания, которые я слышу от посетителей.
«Освобождение».
Вы видите два чёрных шара, очень похожих друг на друга. Но тот, что внизу, значительно меньше, он находится в клетке. Верхний шар значительно больше. А над шаром парит ангел. Чтобы это могло означать? Как вы думаете?
Тот шар, что находится внизу, ограничен своими страхами, комплексами, что характерно для большинства современных людей. Многие из них работают там, где платят деньги, а совсем не там, к чему зовёт душа. Таких людей, к сожалению, большинство. В душе художник, например, а работает в торговле. А причина у всех одна. Страх! «Боюсь не заработать достаточно денег, не реализуюсь, не хватит таланта».
А тем, кому удалось освободиться от страха, Вселенная всегда помогает! Они реализуют свои таланты, раскрывают скрытые возможности. Лично Ниной проверено многократно!
Однажды Паоло Коэльо сказал: «Только одно делает исполнение мечты невозможным – это страх неудачи».
Мы многого не знаем о мире, в котором живём, но знаем точно, что он дуален. Со стороны жизни, не проявленной в физическом мире, вероятно, гораздо понятнее то, о чем современные люди либо совсем не задумываются, либо думают вскользь и поверхностно. Например, о том, как варварски люди обращаются с Землёй, как превратили своё короткое пребывание на Земле в гонки и соревнования за то, у кого больше, круче, дороже… неважно что: одежда, дома, яхты, машины самолёты, телефоны. Эти гонки привели к огромному потреблению ресурсов Земли, которые она накапливала миллионами лет. Качаем из недр газ, нефть, уничтожаем лес. И всё это направлено, в основном, на безумное потребление товаров и услуг. А Землю в ответ мы покрываем бесчисленными свалками, занимая всё больше природных территорий.
«Чёрный квадрат, разговор с Казимиром Малевичем».
Посмотрите на работу, она выполнена из отходов производства обуви. В центре работы вы видите идеально ровный черный квадрат. Он находится в обрамлении утилизированных тысячных и пятитысячных купюр, изрезанных на мелкую стружку.
Крупными элементами в нижней части этой работы я изобразила официальную версию «Чёрного квадрата», которую нам доносят искусствоведы. А в верхней части расположила тонкие завитки, которыми обозначила мнения обычных зрителей. Шёпотом между собой они обсуждают это знаменитое произведение Малевича и по-своему его трактуют.
Я не случайно расположила чёрный квадрат в окружении денег, потому что полагаю, что интерес к этой работе и споры вокруг неё поддерживаются искусственно. Как известно, Малевич написал восемь квадратов. В настоящее время цена на его квадраты колеблется в пределах от восьми до двенадцати млн. долларов. Скорее всего, такая цена – и есть цель этих споров и скандальных высказываний, которые не утихают почти сто лет.
Мой многолетний опыт выставочной и экскурсионной практики наглядно подтверждает, что именно через эмоции можно и нужно менять отношение людей к экологии, природе, желанию участвовать в решении экологической проблемы и необходимости разумного потребления. Мои картины, скульптуры, архитектурные формы влияют на людей эмоционально. Культурный шок проживают практически все посетители галереи. Испытано, проверено и подтверждено многократно.
Все странности, которые произошли со мной после аварии, я могу объяснить только тем, что через меня невидимый, но абсолютно реальный мир пытается донести до нас, живущих в проявленном мире и бездумно разрушающих Землю, мысль о том, что так жить нельзя, недопустимо. Именно поэтому была авария в моей жизни, и поэтому кто-то наделил меня способностью, которую часто называют талантом, создавать произведения из вторичных материалов (слово «мусор» в этом контексте вызывает во мне отторжение).
Мои работы волнуют людей и пробуждают у них ответственное экологическое сознание. У меня такое ощущение, что кто-то мне постоянно помогает, и даже принимает решения за меня. А я, оказавшись в этой ситуации, удивляюсь тому, как такое вообще могло произойти со мной. Пока всё складывается удачно и правильно.
«Там, где рождаются ангелы».
К ангелам у меня отношение особое. Я верю в то, что они есть у каждого из нас, я чувствую их присутствие и поддержку. Они со мной повсюду и всегда. В этой работе я представила, как они появляются на свет в виде маленьких шариков, как они взрослеют, обретают крылышки и уходят в мир, чтобы помогать нам, людям.
С любовью и благодарностью к моим невидимым помощникам я создала эту работу. Основные материалы в ней – гипс и бумага.
Слово «мусор» в сознании обычных людей ассоциируется с безобразными свалками, дурным запахом, крысами, бомжами, нищетой и преступностью. Поэтому мысль о том, что идти на мусор смотреть, да ещё за деньги, останавливает многих.
Простая, мудрая поговорка о том, что чисто не там, где убирают, а где не мусорят – это прекрасная подсказка нам всем. Начинать надо с воспитания культуры отношения к земным ресурсам и отходам жизнедеятельности человека. Это основа, тот первый кирпичик, на котором базируется процесс первичной сортировки, сбора и дальнейшей переработки вторичных материалов. От уровня культуры граждан зависит состояние и жизнеспособность всей технологической цепочки обращения с отходами цивилизации. Ведь есть же опыт экологически благополучных стран, где с трехлетнего возраста детям прививают культуру бережного отношения к природе, к чистоте и сортировке отходов! Я не склонна окрашивать всё в чёрный цвет. У нас в стране появились подвижки в сторону экологического воспитания. Но пока не появится выверенная система, заметных сдвигов ждать не стоит. Конечно, экологическую проблему необходимо решать разными методами, в которых я не специалист, но уверена в том, что приоритетным направлением решения экологической проблемы должно быть просветительское и воспитательное. Должна быть цельная программа экологического воспитания для детей и подростков. Дети – это наше продолжение. Важно, чтобы они понимали то, что жизнь на красивой цветущей планете зависит и от них тоже.
«Сидящая на двух стульях».
Эта инсталляция выполнена из отходов производства обуви. Длинноногая странная инопланетянка, сестра той Маргариты, которую вы видели на крыше летнего выставочного павильона, и впрямь сидит на двух стульях: посмотрите, раскладной стул, а на нём перевёрнутая табуретка.
Неожиданно для нас, наша загадочная девушка стала знаменитостью, потому, что её трижды снимали в различных детективных сериалах. Например, её можно увидеть в одной из серий шестого сезона сериала «Ищейка». Так, что если увидите её в кино, знайте, что вы уже близко с ней знакомы.
В уютном выставочном пространстве галереи, в сопровождении специально написанной к проекту музыки и неспешного рассказа экскурсовода, ненавязчиво подводят посетителей к мыслям, ранее не возникавшим. Например, большинство из них не замечали и не задумывались о том, сколько мусора ежедневно отправляют в контейнеры. Неизменный восторг зрителей вызывает вид роскошных работ, которые выполнены из тех отходов, которые большинство отправляют на свалки.
Наш главный инструмент достижения поставленной цели — изобразительное искусство. Руководствуясь принципом «Бесполезное – в прекрасное», мы создаём эстетически привлекательные художественные произведения из вторичных материалов, обычно называемых отходами. В волшебном мире удивительных картин ведём диалог со зрителем о бережном отношении к Земле и её ресурсам.
Работы Нины Никифоровой соответствуют символу-названию галереи, они подкупают своей непосредственностью и народностью. В то же время за простотой может скрываться вселенская глубина, как например, в композиции «Ангел, купающий землю», — поразительное видение планеты в образе младенца, омываемого в тазу от мыльной пены.
«Ангел, купающий Землю».
Пожалуй, это наш главный арт-объект в этом зале. Он был создан для участия в большом банном фестивале в Сочи, который проходил на Красной поляне в 2016 году. Нина долго не могла понять, в чем состоит её участие в таком фестивале? Ведь туда собрались люди со всей России, чтобы соревноваться и показывать достижения в банном мастерстве.
Но буквально за неделю до начала фестиваля ей пришла идея: совсем не лишне напомнить людям о том, что не только себя, своё тело, надо содержать в чистоте, но и за Землёй ухаживать просто необходимо. Так появился в нашей коллекции Ангел, купающий Землю. Он выполнен из огромного количества полиэтиленовых и полипропиленовых мешков, а также списанного ветхого постельного белья одного из санаториев.
Ангел стоит на коленях перед тазом с мыльной пеной и тщательно отмывает нашу Планету от накопившейся грязи. В том же году он побывал на выставке в Москве. Выставка проходила на теплоходе, и Ангел, купающий Землю, плыл по Москве-реке мимо Кремля, мимо храма Христа-Спасителя. А тремя годами позже, на международном фестивале «Звёздные крылья» эта скульптура получила первое место, как лучший арт-объект среди работ, представленных скульпторами, художниками России и ближнего зарубежья.
Постоянно действующая экспозиция коллажей, ассамбляжей, ландшафтных форм, и предметов интерьера организована в Геленджике на площади в шестьсот квадратных метров на трёх пространствах: под открытым небом, в летнем павильоне и в выставочном зале, сообщающемся с художественной мастерской.
Все экспозиции выставленные под открытым небом испытывают на себе палящее солнце, ветер, пыль и дожди, которые делают своё дело. Коллекция работ «Окна. Ландшафты сознания» находится под открытым небом с 2008 года! Это мои первые работы. Видите? — они вставлены в оконные деревянные рамы, которым больше шестидесяти лет!
Эти работы круглый год подвергаются воздействиям окружающей среды. Поэтому очень наглядно, именно здесь, можно видеть, насколько медленно разрушается пластик, из которого они созданы. Они ежедневно, второй десяток лет, принимают на себя в избытке и перепады температуры, и палящее южное солнце, влагу и пыль.
У каждого представленного коллажа имеется небольшое описание, такая мини-история, комментарий. Где-то рассказывается, какие предметы использовались при создании, в некоторых — что послужило идеей произведения. Я не могла предположить, что мои «Окна» окажутся такими долговечными.
Не верится, что галерея «Белая Лошадь» начинала свою экскурсионную жизнь только этими «Окнами…». Теперь у нас три выставочных пространства и мастерская художника, открытая для посетителей. Признаюсь, хозяйство наше совсем не оставляет поводов для скуки и для размеренной пенсионной жизни. Но это, скорее, наше счастье, чем наоборот. Даже не представляю себе жизнь без нашей «Белой Лошади».
Центральную часть выставочной площадки венчает пирамидальное сооружение, выполненное из обрезков зеркал, рамок, фотографий, декоративных профилей (уголков) и прочих схожих предметов.
Замыслы художницы реализуются в самых разнообразных жанрах. При этом есть объединяющее начало. Во-первых, основой для создаваемых работ стал самый обычный бытовой мусор: полиэтиленовые упаковки, пластиковые канистры, неисправные гаджеты, пустые бутылки, алюминиевые банки, остатки текстиля и картона. Искусство, где для создания произведений используется мусор, достаточно широко распространено во всем мире и получило название трэш-арта. Во-вторых, отчасти, благодаря используемому материалу, все работы неповторимы.
«Пластиковая полу грация».
После шторма мне особенно интересно бродить по берегу, потому, что там можно найти интересные обломки нашей безумной пластиковой цивилизации. И вот как-то раз, после очередного шторма мне попался обломок манекена. Его разбило волной. Но так удачно, с художественной точки зрения, что у меня сразу возник загадочный женский образ. Я принесла пластиковый обломок в мастерскую. А дальше – дело техники. Обломанную часть манекена я заполнила цветами и листьями, которые сделала из обычных полиэтиленовых и пластиковых упаковок. Женственный образ я дополнила роскошной шляпой, которую соорудила из мусорного пакета.
И ведь образ удался, не правда ли?
Каждое произведение автора – это маленькая история с непременно добрым посылом и счастливым концом. Каждую работу автор сопроводила коротким, но ёмким текстом. Разнообразие техник дополняется и расширяется разнообразием сюжетов, от библейских сказаний и народных приданий, до фантасмагорических изображений современного техногенного мира, от иллюстраций сказок и романов, до величественных пейзажей и сцен романтических свиданий.
«Встреча в пустыне».
Этих чудиков я такими и задумала, какие они получились: уставшими, измождёнными. Из последних сил они прильнули друг к другу. Их тела соединились и стали одним целым.
Моя пустыня не там, где песок. А пустыня в большом городе. Там мы живём скученно, но очень обособленно. Порой, не знаем, кто живёт за стенкой, на одной лестничной площадке. Всегда было нелегко встретить своего единственного, а теперь и подавно! А мои двое всё же нашли друг друга! Они наделали много ошибок, они потрёпаны жизнью, они очень устали. Но они встретились, чтобы стать единым целым и никогда больше не расставаться!
Вчера я закончила работать над своими «чудиками», которые, следуя моей неуёмной фантазии, долго шли навстречу друг другу и, наконец, встретились. Уставшие среди бесконечных горячих песков, они не утратили веру в то, что найдут друг друга, чтобы стать одним целым. Пустыня – это аллегория. Многим, наверное, знакомо чувство одиночества и потерянности, даже в больших городах, среди огромного скопления людей. У них нередко возникает ощущение невозможности отыскать свою родную половинку. Усталость и потеря веры приводят к тому, что живут чужие люди под одной крышей, и жизнь их катит совсем не по тому сценарию, о котором мечталось. А мои чудики встретились! Три недели напряженного труда привели к хорошему, на мой взгляд, результату. Но на выходе получилось именно то, что задумала: тоненькие, немного несуразные фигурки молодых людей, с трепетом и нежностью прильнувшие друг к другу.
Продолжая размышления о новоиспечённой работе, я подумала о том, что неплохо бы символы мужского и женского начала воплотить в реальные образы. И мне сразу представились молодые люди, которые встретились, чтобы дальше идти по жизни вместе, вопреки трудностям и препятствиям, которые неизбежны в пустыне. Воображение тут же выдало мне тоненькие, забавные фигурки молодых людей, уставших от поисков своей половинки. Работу над образами начала сразу, поскольку хорошо знаю, что идея останется мертворождённой, если я затяну с её воплощением. Никакие пометки и зарисовки ситуацию не спасают. Раньше я не могла себе объяснить, почему так происходит, а теперь понимаю, что идеи, возникающие из загадочного «откуда-то», приходят вместе с энергией. Я чувствую это интуитивно. Если отсрочить воплощение пришедшей идеи хотя бы на несколько дней, эта энергия куда-то уходит. Поэтому работу над вновь пришедшей идеей я начала практически сразу.
Этот лёгкий летний павильон мы построили вместе с сыновьями специально под первую выставку детских работ, созданных участниками нашего творческого детского конкурса «Жеребёнок», который сразу, с первого года стал международным. Материалом для творческих работ служил мусор, собранный детьми на берегу моря во время экологических акций. Теперь же в этом павильоне находятся работы Нины разных лет. Обратите внимание на Снеговика. Можно сказать, что это наша реликвия.
«Снеговик Алеша» появился на свет в 2013 году, чтобы украсить главную городскую ёлку. А в 2014 его пригласили на Олимпиаду в Сочи. Там, в Олимпийском парке, Алёша стал заметной фигурой. Его видели гости Олимпиады со всего мира. Они оставили на снеговике множество пожеланий на разных языках. Вернулся наш Алёша в галерею весь исписанный. Он стал хранителем пожеланий гостей Олимпиады. С каждым годом пожеланий становится всё больше. Теперь их оставляют посетители нашей галереи.
Прямо за снеговиком, в торце павильона, находится наша сувенирная лавка. Этот маленький магазинчик называется «Семь кроватей». Такое шуточное и странное название магазину дали наши сыновья. Это они за несколько часов соорудили его фасад буквально из старых семи кроватей, сделанных из обрезков досок, оставшихся от строительства нашего дома и служивших первое время нашей мебелью. Все сувениры в магазине авторские, ручного исполнения и в единичном экземпляре. Здесь можно купить открытки с фотографиями работ Нины, декоративные бутылки, подсвечники и увезти на память нашу уникальную газету, а также приобрести книгу Нины «Крутой поворот».
Теперь могу сказать, что моя жизнь в роли художника вполне сложилась. Своя галерея с выставочным пространством площадью порядка 600 квадратных метров, хорошо оборудованная мастерская. Посетители приходят в галерею, чтобы посмотреть на мои работы и платят за это деньги. Приходят, несмотря на то, что она находится в удалённом от туристических потоков месте маленького курортного города Геленджик; что цена входного билета в галерею не ниже, а порой и выше, чем в известных современных престижных выставочных пространствах; что практически отсутствует обычная реклама, за исключением «сарафанного радио» и интернета, по сути, то же радио в цифровом формате, тем не менее, «Белая Лошадь» живёт и даже развивается!
Всех желающих, кому понравилась выставка, просят распространять и рассказывать о их галереи всем, чтобы узнавали о них как можно больше людей. Я это делаю с превеликим удовольствием. В этой статье я рассказала только о небольшой части тех работ, которые располагаются в выставочных залах и уличных павильонах. Но надо сказать, что выставка живая, она постоянно меняется: какие-то работы покупают, какие-то уходят на выставки в другие города, а какие-то изготавливают специально под заказ. В мастерской работа постоянно кипит, здесь создаются новые шедевры, поэтому каждый раз приходя сюда, вы всегда будете видеть новые работы среди постоянных экспонатов.
Моя галерея, как впрочем, и любая другая – это живой организм, в котором есть и душа и тело, успешное функционирование которого зависит от многих составляющих. Люди приходят и уходят, а эмоции остаются в виде сгустков доброй энергии. Они-то и формируют энергетику пространства, которую я называю душой галереи. Да и работы мои наполняют выставочное пространство добром, любовью и позитивом, словом, теми эмоциями, которые неизменно присутствуют во мне, пока их творю.
«Сказочный город».
Представьте себе: Нина создавала эту работу восемь с половиной месяцев! Я был свидетелем её кропотливого труда, видел, как из самого обычного хлама, который образуется у нас в быту (упаковки от яиц, сладостей, шампуня, моющих средств, коробки от пищевых и промышленных товаров) рождается сказочный город. Внутри замурованы пластиковая бочка, разбитая штормом, две пластиковые сломанные табуретки, двенадцать вёдер из-под клея. Мелкие детали вылеплены из грубого картона. Сущий хлам – а город получился сказочный!
Ведь таких городов не бывает! В жизни бывает наоборот! Наши города на самом деле окружают свалки, наполненные тем хламом, из которого Нина построила город. А наш сказочный город красивый, чистый. Он вышел из природы и по хрупкой лесенке тихо уходит в природу. И никакого урона для природы и Земли! Сказка – да и только!
Пожелаем художнице вдохновения, дальнейших творческих успехов, достойных партнеров, гармонии и жизнелюбия.
Уходишь с этой галереи с измененным состоянием сознания. Меняется отношение к земле, к планете, как части Вселенной, к природе, к друг к другу. Хочется бережного отношения не только к окружающему нас пространству, но и между людьми. Считаю это место обязательным для посещения. Необычно, оригинально, увлекательно, посещение не утомительно. Мы совершенно не заметили, как пролетело время и уходить не хотелось. Это место рекомендуем для тех, кто хочет познакомиться с необычными и интересными людьми, а через их судьбу проникнуться и понять то, что хотели донести они до каждого посетителя этой выставки.