Загадочная и полная таинственности земля Республики Алтай издавна овеяна легендами и мифами. Горный Алтай с давних времен привлекает внимание путешественников, исследователей, историков, этнографов и просто любителей природы красотами, которыми так щедро наделена. Алтайская природа поражает своей первозданностью и не потревоженной человеком чистотой. Сюда в поисках легендарной страны Беловодья отправлялись старообрядцы. Республика Алтай – это загадочный и до конца не изведенный край.
Визитной карточкой всего Чемальского района является первая ГЭС на Алтае, находящаяся неподалеку от устья реки Чемал. Туда можно добраться двумя путями: берегом реки или в обход. Мы предлагаем первый. Узкая тропинка от устья Чемала до того места в селе Чемал, где находится остров Патмос (Макария), называют в народе Козьей тропой. Когда идешь по ней, то понимаешь, почему она так называется. Тропа такая узкая, что даже лошадь по ней не пройдет, только коза сможет, да еще человек. А ведь по этой тропе, даже в зимнюю стужу, ходили под конвоем заключенные из Чемала на строительство ГЭС. Вид, открывающийся с тропы, завораживает: внизу бурлит только что встретившаяся с Чемалом Катунь, а прямо из-под ног вонзаются в небо огромные отвесные скалы, покрытые цветущим маральником.
Остров Патмос – это живописный скалистый остров на середине Катуни. Красоту острову придают цветущие с ранней весны и до поздней осени деревья, кусты и цветы. К острову ведет подвесной мост. На самом острове никто не живет, там только проходят службы и моленья. Кельи монашек находятся с левой стороны, на подходе к мосту. Местное население не пользуется названием «Патмос», предпочитая именовать остров в память о Макарии (Глухареве), который был первооткрывателем Чемальского миссионерского стана, и Макарии (Невском), который прожил 15 лет в Чемальском миссионерском стане. Оба Макария, много сделавшие для Чемала, Русской православной церковью были причислены к лику святых.
Семинский перевал (1717 м) Несмотря на довольно значительную высоту, подъем и спуск Семинского перевала не слишком впечатляющи. Подъем начинается вскоре после деревни Топучая, о чем сообщает установленный вдоль дороги указатель, и представляет собой 9 км дороги с отличным покрытием, не представляющей трудности для автотуристов. Не так было раньше. Само название «Семинский» восходит к монгольскому «себи» — «крепость», отражая неприступность перевала. И для пеших, и для конных штурм Семинского перевала вплоть до начала XX века представлял незаурядное событие в любое время года. Зимой — из-за непроходимых сугробов, надуваемых ветрами в седловину, летом и в межсезонье дожди и тающие снега размывали тропу, превращая ее в вязкую грязь, в которой застревали даже верховые. На протяжении столетий перевал являлся стратегическим пунктом, через него двигались войска скифов, татаро-монгольские орды. Высшая точка перевала находится на границе леса — выше идут субальпийские луга, перемежающиеся с карликовой тундровой растительностью. На перевале всегда ветрено, поскольку он пересекает путь движения атмосферных фронтов, а погода переменчива, зимой часты метели и снежные заносы. Визитной карточкой Семинского перевала может служить стела, установленная здесь в 1956 году в честь 200-летия добровольного присоединения Алтая к России. За Семинским перевалом строения и люди приобретают все более алтайский вид, начинаются районы, менее освоенные туристическим бизнесом. Сюда стремятся люди, желающие отдохнуть от шума и толпы и пообщаться с первозданной природой.
Места силы — это особые места, в которых происходит необычное энергетическое воздействие на человека и всё живое. Пребывание в этих местах может способствовать гармонизации организма и позитивному настрою, а также могут происходить случаи спонтанных всплесков эмоций, проявление экстрасенсорных способностей, изменения восприятия и погружения в изменённые состояния сознания. В местах силы часто происходят различные аномальные явления, связанные с выходом энергии из Земли. Места силы подразделяются на природно-пространственные, в которых энергетическое воздействие обуславливается рельефом местности и необычными природными факторами, и на сакральные, связанные с культовыми практиками и ритуальными поклонениями.
Горный Алтай является сосредоточием как природно-пространственных, так и сакральных мест силы, причём их географическое месторасположение нередко совпадает, так как для священных ритуалов посвящённые в тайны мироздания всегда выбирали места с повышенной природной энергетикой.
В 1926 году в Уймонской долине побывала Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха . Великий художник и философ придавал Алтаю и Сибири в целом особое значение, и считал, что гора Белуха является не только географическим центром Евразии, но ещё и местом где встречаются три великих религии — Православие, Буддизм и Ислам. Уймонская долина, которую Рерих считал сердцем Азии, по его мысли должна была стать местом, где будет построен город будущего, с которого начнётся новая эра цивилизации. Многие эзотерики и медиумы утверждают, что здесь расположены сильнейшие энергетические поля, а знаменитый философ и художник Н.К. Рерих серьезно считал, что где-то здесь, на одном из склонов Белухи, находится вход в Северную Шамбалу – страну вечного счастья. И до сих пор последователи великого художника и философа устремляются к подножью высочайшего пика Сибири. У древних Ариев, исповедовавших буддизм, великая гора Сумеру считалась центром Вселенной, вокруг которого вращались все звезды и планеты. К ней прилетали все Божества низкого и среднего ранга, чтобы почтить Владыку Мироздания и попросить помощи или совета на те или иные инициативы.
Самое интересное, что ощущение восторга, необычного душевного подъема не ослабевает и при последующих встречах с Чике-Таманом. Чике-Таман переводится как «Плоская (прямая) подошва», относится к особо охраняемым природным объектам, является памятником природы республиканского значения. Протяженность перевала 11 км, причем подъем более длинный, чем спуск. На вершине перевала оборудована смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама громад Теректинского хребта (высотой 2500–2600 над уровнем моря). Высота перевала 1295 м над уровнем моря (для сравнения, высота Семинского перевала— 1718 м), но Чике-Таман воспринимается туристами как более высокий — из-за своей крутизны и опасных склонов. Дорога буквально вырублена в гранитном массиве, образует серпантин с многочисленными извивами и поворотами. Путь проходит через узкий северо-восточный отрог Теректинского хребта, между огромными, уходящими вертикально ввысь скалами, с одной стороны, и глубокими обрывами с другой. Водитель до самой смотровой площадки находится в напряжении, так как повороты очень часты; пассажиры не отрывают глаз от захватывающих видов, открывающихся с каждым зигзагом, испытывая сложную смесь восторга и первобытного страха (в разной пропорции в зависимости от искушенности путешественника). Опытные путешественники — ценители природы Горного Алтая — считают, что только после Семинского перевала начинаются «настоящие» горы. Но еще более продвинутые туристы, скажут вам, что горы существуют только за Чике-Таманом, и в чем-то они будут правы.
Традиционная религия алтайцев – шаманизм. Видимый мир делится на три сферы: небесную, земную и подземную. Наиболее близкими и почитаемыми, кроме родовых духов, алтайцы считают духов местностей – эе (ээзи). Боги восприимчивы к людскому «вниманию». Например, духа горного перевала следует поблагодарить за удачный переход, а хранителя источника – за чистую воду. В качестве благодарности алтайцы читают короткую молитву и завязывают белую ленточку на ветке дерева. Если не соблюдать обряд уважения духов, можно их огорчить и привлечь неприятности и несчастья.
Шаманы, или камы, обладают черной энергией, которая позволяет им лечить людей от болезней. Многие алтайцы считают, что лекарь-шаман вылечивает одного человека за счет другого, как бы передавая одному ауру другого. Чтобы спасти молодого человека, шаман может пожертвовать стариком. В 1650-х гг. патриарх Никон провел церковную реформу. Значительное число русских людей не приняли эти реформы и отделились от Никона как от еретика. Тех, кто не принял церковных нововведений, стали называть старообрядцами. Староверы искали убежище в отдаленных районах. В горы Алтая старообрядцы уходили искать Беловодье – легендарную страну свободы и древнего благочестия. Беловодью придавался характер убежища от воцарившегося в мире антихриста. Согласно преданьям, сия дивная страна расположена где-то далеко на востоке за неприступными горами. Одним из наиболее вероятных реальных ее прообразов считается Горный Алтай, а также предгорья Восточного Саяна. Исследователи полагают, что большинство жителей Уймонской долины – потомки выходцев с Русского Севера. В 1792г Екатерина II издала приказ о прощении старообрядцев. Сложившаяся на Алтае в 18 веке община старообрядцев жила по своим правилам и порядкам, по своим неписанным, но строго соблюдавшимся законам. За их нарушение виновных строго наказывали. Например, староверам запрещалось употреблять алкоголь, курить табак, а воровство и ложь считались самыми страшными грехами. Самым страшным наказанием было изгнание из общины. Высшей меры наказания не применяли никогда, считая, что жить с грехом на душе вдали от Беловодья и есть самая ужасная казнь. Староверы (кержаки) очень чистоплотны. В семьях все было предусмотрено для того, чтобы не заболеть инфекционными болезнями, ведь кроме нескольких бабушек, заговаривающих болячки, лекарей в селах не было. В каждом доме посуда делилась на «мирскую», которую давали приходящим, и на «добрую», из которой ели сами члены семьи. «Мирская» посуда после ухода тщательно мылась и чистилась. Мыли и пол, стол в доме, охраняя себя таким образом от болезней. Староверы практически никогда не болели.
Одной из рун, несущей образ полноты, является руна АЛ — . Образ: вмещающая в себя множество; всё, что есть. Т.е. она передавала плотность объёма и всю информацию об образе впитывала в себя. Материальным олицетворением этой полноты, плотности мы можем назвать обыкновенный камень. Он очень плотный, он всё в себе собр-АЛ. Камень — АЛ (вспомните — алмаз).
АЛИ — но, однако.
Последний месяц лета у староверов до сих пор называется Тайлет. Руна ТАЙ — — вершина, завершение, предел, окончание. Соединяем два рунических образа и получаем новый образ — АЛ+Тай (Алтай), т.е. каменный предел и, одновременно, высокая вершина; всё завершающее.
Английское all (ол) и немецкое ale — переводятся как все. All rait — всё правильно. Alt — старый, т.е. вобравший в себя мудрость лет. Ал Тай — место, которое в себя впитала все. что это значит? Тут речь идет о неком пространстве в котором сконцентрировано все. Все — прошлое + настоящее, это знания предков, знания Земли, информация Земли.
Одной из рукотворных достопримечательностей Горного Алтая в районе от озера Ая до Чемала стал кресельный подъемник в Манжероке. Сейчас экскурсионный подъем на гору Синюха — популярное развлечение отдыхающих на Алтае туристов. Неторопливо двигаясь над склоном горы в течение получаса, они любуются окружающей природой. Склоны горы покрыты смешанным лесом. Весной скалы украшает цветущий маральник, шиповник, поляны оранжевых огоньков. При спуске с горы открывается вид на озеро Манжерок. Длина всего подъемника — 2389 м. Высота, на которой находится смотровая площадка — 1012 м., но это еще не вершина горы Малая Синюха. Вершина Малой Синюхи находится на 1196 м. над уровнем моря, до нее можно дойти от верхней смотровой площадки, там деревья повязаны ленточками. Со смотровой площадки открывается прекрасный вид на горную страну Алтай. До самого горизонта — волны гор.
Гора всегда имеет голубоватый цвет – это прослойка ионизированного воздуха, которая образуется вокруг хвойных деревьев. Малая Синюха с древних времен являлась мощным источником энергии, люди приезжали в село Манжерок специально получить заряд бодрости. В комплексе под открытым небом «Легенды Алтая», на стендах предлагаются для прочтения алтайские легенды: «О белой волчице», «О белом марале». Здесь же находится юрта шамана, шаман в полном одеянии присутствует). Одной из достопримечательностей на горе является имитация Золотой Бабы, идола древних народов Сибири. Рядом на стенде инструкция — к чему надо прикоснуться, чтобы было тебе счастье)). Напоследок можно купить сувенир в лавке. Манжерокское озеро (или Манжерок) само по себе небольшое, глубина достигает не более 3 метров, за счет этого вода в нем неплохо прогревается летом. Только вот купаться в нем нельзя, поскольку озеро является памятником природы. Впрочем, небольшие катамараны по озеру ходят. А всё потому, что на территории озера гнездится большое количество птиц, занесенных в Красную книгу. Помимо этого, в озере богатая водная растительность (более 20 видов), например, белые лилии и занесенный в Красную книгу водяной орех — Чилим.
Хочется заметить, что на Алтае огромное количество сувенирных лавок. Они расположены на небольшом расстоянии друг от друга. Существует несколько категорий продукции, которую можно привезти из Алтая для своих родных и близких. Это сборы лечебных трав, мед, медовуха, продукция из шерсти, бересты, кедра. Мыло ручной работы из лечебных трав Алтая и многое другое.