Свою поездку в Сочи мы решили организовать в длинные, праздничные, ноябрьские дни 2023 года. Поездка получилась короткой, но очень насыщенной. Когда мы вылетали из Новокузнецка, погода у нас была -18°С и вид за окном автомобиля был очень красивый.
Сочи нас встретил отличной погодой и своей неповторимой красотой южных колоритов — пышной зеленью и теплыми вечерами. Контраст с погодой Сибири был очень резким. Мы буквально продлили себе лето на несколько дней.
За 4 дня пребывания в Сочи мы посетили 4 экскурсии. Первой из экскурсий мы выбрали посещение трёх курортов. Это уникальная экскурсия по горнолыжным курортам, обновленным и построенным к Олимпиаде 2014 года. Она включала в себя посещение сразу трех объектов: “Красная поляна”, “Роза хутор” и “Газпром Лаура”. Экскурсия обещала быть очень интересной. За 9 часов экскурсии мы получили представление об истории Олимпиады 2014 года и её объектах, узнали о судьбе края и полюбовались горными панорамами. В программе, при посещении курортов, есть возможность покататься по канатной дороге. В завершение мы отправились в сердце олимпийского Сочи — прибрежный кластер. Полюбовались освещением спортивных объектов, узнали об их назначении и посмотрели шоу «Поющих фонтанов» в Олимпийском парке. Все экскурсии нами были подобраны и забронированы заранее, поэтому утром мы сразу отправляемся на место встречи с группой. Экскурсия проходит на комфортабельном автобусе с гидом. Наш гид Яков, интереснейший и профессионально подкованный, очень эрудированный человек. Провел нам незабываемую экскурсию.
Итак, наша экскурсия начинается, называется она «Наследие олимпийских игр». В этот день в городе проходило спортивное мероприятие, главная улица города закрыта, курортный проспект перекрыт, поэтому всех попросили прийти на ж/д вокзал и город будем покидать по объездной дороге — дублер курортного проспекта, так его называют. Эта дорога была построена в преддверии олимпийских игр, чтобы разгрузить проспект от возможных пробок. По ней то мы и покинем Сочи центральный.
Проезжаем здание ж/д вокзала — это один из культовых объектов центрального района, его архитектурный стиль называется неоклассицизм, в народе его называют сталинский ампир. Это название появляется во времена правления Сталина, в него вошли все новые архитектурные наработки за всю историю человечества, это и античная архитектура и архитектура средних веков и нового времени. Такое же здание было построено в 1952 году, в Симферополе, в Крыму, и если сравнить эти здания, то можно сказать, что они идентично похожи и на 99% совпадают. Это не спроста, т.к. у этих вокзалов был один архитектор Алексей Душкин. Он был одним из любимейших сталинских архитекторов, фаворит сталинский, поэтому самые важные объекты того времени были доверены ему.
На башне ж/д вокзала расположены часы, циферблат часов является загадкой, которую нам оставил Душкин. Возле каждой цифры есть определенный знак зодиака, но загадка вот в чём, зодиакальные знаки были разбросаны в произвольном порядке, ни так как в зодиакальном календаре и некоторые были заменены. Стрелец, скорпион и водолей заменены на созвездие гончих псов, лебедя и змеи. Вот в этом то и загадка и вопрос, что этим хотел сказать архитектор до сих пор не известно. Но то, что Душкин увлекался мистикой, магией, потусторонними силами этот факт действительно присутствует. Говорят, что и Сталин этой темой интересовался, поэтому то и Душкин один из любимых его архитекторов.
Город Сочи имеет четыре района: Адлерский район — аэропорт. Лазаревский — самый большой район, туда мы поедем на следующую экскурсию «33 водопада», который расположен в этом районе. Центральный район — там мы побываем в Дендрарии. Хостинский район города — тисосамшитовая роща обязательна для посещения, там же располагается Мацеста. По Курортному проспекту — микрорайон Красный штурм. Своё название микрорайон получил из-за событий времён гражданской войны, здесь отступающие белогвардейские части держали оборону, когда большевистские войска их штурмовали. Здесь находится дача полковника Квитко — самое таинственное и загадочное место в городе. Если вы увлекаетесь магией, мистикой, потусторонними силами то дачу Квитко рекомендуют посетить.
Первое из наследия Олимпийских игр это здание современного терминала Адлерского ж/д вокзала. Это огромное серое здание в форме застывшей морской волны. Глядя на него можно сразу представить масштаб строительства олимпийской стройки, насколько всё было масштабно, серьёзно и грандиозно.
Далее по ходу маршрута мы видим кольца, не трудно догадаться, что это олимпийские кольца, символизирующие континенты Земли. Кольцо голубого цвета — это часть света Европа, зеленого цвета — Австралии, красного цвета — Америка, желтого цвета — Азия, черного цвета — Африка.
В преддверии олимпийских игр в 2013 году была построена дорога под названием «новая Краснополянская». Есть соответственно и «старая Краснополянская» дорога, но она явно не заслуживает такого прозвища, вот бы все дороги в стране были бы такими же «старыми» как эта, то не было бы вообще проблем. Это результат генеральной реконструкции старой царской дороги. Работы проводились с 1998 по 2005 год. С 2005 по 2013 эту дорогу называли «новой», но требование олимпийского комитета, регламент олимпийских игр требовал проведение в горный кластер Красную поляну двух дорог, чтобы снизить нагрузку на транспортную развязку, в период строительства Олимпийских объектов. Одна становится основной, т.е. строят новую, а вторая, получая статус «старой» остаётся резервной. Несмотря на всю сложность логистического передвижения все объекты олимпиады были построены в срок. Это заслуга и олимпийского комитета, и правительства России, и каждого россиянина, не сугубо сочинского, а всероссийского, т.к. благодаря налогоплательщикам удалось организовать этот невероятный, грандиозный, масштабнейший проект 22-х зимних олимпийских игр, которые в феврале 2014 года принимал город Сочи. В марте того же года Сочи по совместительству принимает и 11 зимние параолимпийские игры. Как признают все гости Олимпиады и болельщики, и спортсмены, и официальные лица — всё прошло на высочайшем уровне. И объекты строительства и организация мероприятий прошли великолепно. В этом и есть заслуга всей нашей страны. Можно сказать, что каждый россиянин приложил руку к реализации этого невероятного проекта. Теперь наследием этих игр мы можем с вами наслаждаться и пользоваться.
В преддверии проведения олимпиады даже был проведен опрос жителей по выбору цвета такси в Сочи. Всё должно было соответствовать этому большому событию. По результатам голосования 70% — победил белый цвет. Цвет зимней свежести, чистоты и нейтралитета. Поэтому на сегодня все машины официального такси Сочи имеют белый цвет. Настолько скрупулёзно и основательно был подход к проведению этих игр. Такси в городе это основной вид транспорта, т.к. совершенно недорогой. С момента заказа до прибытия машины проходит всего несколько минут. Поэтому очень удобно. Мы сами практически всегда пользовались услугами такси.
Дорога к курортам пролегает через Ахштырское ущелье, являющееся частью хребта Ах-Цу. Здесь, с высоты птичьего полета, вы полюбуетесь красотой природы этого каньона. Огромные белые, известняковые утесы, покрытые густой зеленью, возвышаются над узкой лентой реки Мзымта. На одной из многочисленных террас, находящихся на вершине каньона, вы сможете оценить красоту окрестностей Сочи.
Наша первая остановка — Ахштырское ущелье в Сочинском национальном парке. Ущелье Ах-Цу — одно из самых глубоких и живописных ущелий Северного Кавказа. Ему присвоен статус государственного памятника природы. Река Мзымта, прорезая хребет Ах-Цу, со временем образовала ущелье глубиной 800 метров и длиной 3 км. В стенах ущелья, нависающих над дорогой, видны карстовые полости. На скалах можно видеть много редких и исчезающих растений. Заросли кустарников жасмина, лавровишни, рододендрона понтийского украшают ущелье и наполняют воздух ароматом. Мзымта берет начало на высоте 1850 метров над уровнем моря. Длина её около 90 км. Часто реке преграждают путь огромные валуны, образуя пороги, водовороты и небольшие красивые водопады. За бурный нрав реку и назвали Мзымта, что означает Бешенная. Мзымта — место нереста черноморского лосося и форели.
Вблизи этого ущелья находится село Казачий брод, любопытно оно двумя интереснейшими объектами — это знаменитый скайт-парк. В нём расположен подвесной мост скайпбридж, который находится на территории села и Адлерское форелевое хозяйство. В начале 60-х годов сочинские земли объявлены заповедными, в таких местах промысел рыбы в реках запрещен, но рыба форель продукт диетический, статусный, деликатесный. Все хотят её видеть на своих кухнях в гостиницах, санаториях, ресторанах, тем более правительственных дачах, которых здесь много и в 1964 году было открыто Адлерское форелевое хозяйство. Потом и другие лососевые культуры здесь тоже начинают разводить, чтобы увеличить прибыльность предприятия. На смотровой площадке хорошо виден подвесной мост скайбридж, расположенный в скай-парке.
Место называется ал джекет скайпарк. Эй Джей Хаккетт — это имя и фамилия новозеландца, который в конце 80-х годов придумал новый вид экстремальных развлечений под названием банджи джампинг. Идею для этого экстрима Эй Джей позаимствовал у своих земляков, аборигенов новозеландских островов, тамошних индейцев. До сих пор сохранился обряд — посвящение мальчиков в мужчины, на котором они строят высокий деревянный постамент примерно 40 метровой высоты, привязывают к нему лиан, обматывают своё тело лианами и совершают прыжок. Лианы натягиваются, амортизируют их падение и если они не разбиваются — становятся мужчинами. Однажды к этому развлечению приобщился и Эй Джей, ему невероятно понравилось. Эй Джей приходит в голову идея всё это удовольствие монетизировать. Американцы и министерство обороны помогают ему разработать специальный трос, канат, который не причиняет дискомфорта при натяжении. Уже с конца 80-х годов по миру распространяется франшиза — скайпарк. На сегодняшний день в мире 9 скайпарков. Большая удача для Адлерского района города Сочи, что один из них расположен здесь. Он был открыт в 2013 году благодаря стараниям сочинского бизнесмена Дмитрия Федина. В целом над Ахштырской десниной подвесной мост протянулся на 489 метров. Высота над рекой Мзымтой 269 метров. На мосту находится капсула белого цвета откуда и совершают тот самый банджа прыжок на высоту 207 метров, целых 7 секунд свободного падения ждёт смельчаков — экстремалов. Есть развлечения там и скромнее, это банджа прыжок на 69 метров, парный аттракцион мегатроль-это захватывающий дух полёт над ущельем на высоте 200 метров со скоростью 120 км/час., аттракцион небесная качеля, натянут параллельно земле Zipline – это самый доступный аттракцион в Скайпарке по порогу преодоления страха. Захватывающий дух полёт на троллее над Ахштырским ущельем со скоростью 60 км/час – это возможность почувствовать себя птицей, парящей в небе. 700 метров – именно такое расстояние вы пролетаете на одном дыхании от одной стороны ущелья до другой на высоте 330 метров над уровнем моря, есть веревочный парк, короче там есть чем заняться. Даже просто пройтись по подвесному мосту довольно таки экстремально и очень живописно.
Геологи утверждают, что горы Кавказа очень молодые, им всего лишь 70 млн.лет. Действительно, если планете Земля почти 6 млрд. лет, то возраст в 70 млн. это практически детство. Двигаются тектонические плиты до сих пор: с севера надвигается восточно-европейская тектоническая платформа, с юга движется аравийская тектоническая плита и здесь они сталкиваясь дают рождение, возвышение горам большого кавказского хребта. Наивысшая точка большого кавказского хребта Эльбрус высотой 5642 метра. Географы делят большой Кавказ на 4 географических района с запада на восток от Таманского полуострова Черного моря до горы Фишт в Лазаревском районе Сочи, от Фишт до Эльбруса — Кавказ западный, от Эльбруса до пика Казбек — это Кавказ центральный, от Казбека до Каспийского моря — территории восточного Кавказа. Какое счастье, что эти земли принадлежат России. Недаром в 19 веке во времена Кавказкой войны десятки тысяч жизней здесь оставляют казаки, солдаты и офицеры российской императорской армии. Кавказская война самый длинный военный конфликт, который за всю свою историю вела Русская государственность с 1817 по 1864 год.
Также на смотровой площадке есть две скульптурные композиции: статуя, посвященная Гераклу (что с ним не так?), вторая скульптура — посвящена легенде про золотое руно.
Геракл был прославлен своей физической силой, поэтому если бы скульптор создавал Венеру Милосскую, то было бы понятно, а так вопрос к скульптору остаётся открытым. Почему без рук? Легенды повествуют, что именно отсюда Геракл принёс в Грецию одну единственную ветвь оливы, из которой потом выросла священная оливковая роща в Олимпии. Также, именно Геракл, убив орла, клевавшего печень Прометея, освободил Титана, принесшего огонь людям. Геракл вообще очень любим греками. Они часто называли свои новые поселения Гераклеями и ставили ему скульптуры по всей территории античных поселений. Скульптура Прометея на Орлиных скалах в Сочи и скульптура Геракла на видовой площадке по дороге на Красную поляну, неразрывно связаны между собой легендой и находятся недалеко друг от друга. Памятник Гераклу выполнил современный сочинский скульптор Петр Хрисанов. Сделана она как античная статуя, найденная в этих горах и дошедшая до нас как обломок античной скульптуры, связав таким образом, Древнюю Грецию и современную Россию.
Легенда об аргонавтах. В Колхидском царстве (побережье Черного моря), на западном Кавказе Ясон и его соратники аргонавты отправляются искать ту самую реликвию — золотое руно. По сюжету легенды, корабль был построен с помощью Афины, которая вставила в его корпус кусочек священного векового дуба, шелестом листьев передающего волю богов. Они должны были возвратить в Грецию золотое руно волшебного барана, увезённое в Колхиду. Пережив множество приключений, аргонавты выполнили поручение и вернули руно в Грецию из Колхиды.
Стоит отметить, что леса Колхидского типа уникальны для всей нашей планеты, это единственные и неповторимые леса такого вида, поэтому они заповедные и охраняемые. Здесь даже ветки, которые валяются закон трогать запрещает, валежник собирать нельзя. Здесь очень важны эти самые листья, ветки деревьев упавшие для экосистемы. Они сгнивают, тем самым удобряют деревья дополнительно. В основном здесь представлены лиственные деревья, в своём большинстве это бук, дуб и граб. В этом и особенность, западно-кавказкие леса колхидского типа не могут похвастать большим количеством вечнозеленых, но здесь имеется до тысячи видов наименования флоры. Удивительно, в этом смысле, богатый край. Это важнейший рекреационный ресурс — это места для отдыха и восстановления сил, поэтому они и охраняемы.
Мы приезжаем в посёлок Красная поляна, ранее до 1917 года он назывался Романовск, в честь царской семьи. У царского правительства дальше, чем строительство дороги дело не пошло. Такое громкое название фигурировало неспроста, т.к. с конца 19 века шли разговоры, чтобы там, на склонах хребта Аибга, нужно и должно построить горнолыжные курорты. Там природные условия не то чтобы уступают альпийским, европейским курортам, но и во многом их даже превосходят и качество снега и время его не таяния намного больше, чем в Европе. До 1998 года в Красную поляну ездили ещё по старой царской дороге, из-за этого бывали трагедии, аварии. Когда царское правительство строило дорогу на тоннелях сэкономили и время и деньги, дорога с огромным количеством участков серпантинного типа над ущельями и это конечно же была большая проблема. Благодаря реконструкции этой дороги к 2005 году было построено множество тоннелей.
Наследие олимпийских игр — дорога автомобильная и дорога железная — новое Краснополянское шоссе, которая в народе называется дорога «золотая». Это прозвище присваивается из-за цены, которая фигурирует в сметах при завершении строительства. В разных источниках указывается цена 140 млн. долларов за 1 км дороги. На слух цифра пугающая, но ещё если знать, что длина дороги 45 км. Если же разобраться, то 140 млн. долларов за 1 км двух дорог и автомобильной и железной, это совмещенный, спаренный проект, поэтому смета общая. Если кто-то из вас, кто знаком со спецификой строительства дорог в горах, то глядя на проекты сказал бы: бесчисленное количество эстакад, мостов, свай, тоннелей — всё это и превращает дорогу в золотую по цене. В конце концов если бы её достраивали в 2022 году, то это стоило бы уже более 200 млн. за км. — инфляцию никто не отменял. Дорога на самом деле получилась шикарная, самое главное безопасная из-за множества тоннелей.
Поселок Красная поляна на улице Гидростроителей — здесь у нас обеденный перерыв. Стоит немного остановится на самом кафе, которое называется «Рубеж юга России», это необыкновенно красивая территория, по которой хочется ходить, рассматривая всё вокруг. Продумано всё до мелочей. Пока ожидали приготовление нашего заказа заглянули в каждый уголок.
Некоторые из особенностей кавказкой кухни мы знакомы: люля-кебаб, шашлыки, хачапури, но мы заказали их фирменное блюдо — царскую рыбу форель. В кафе «Рубеж юга России», где мы и остановились, форель подают трёх видов: есть форель запечённая целиком и два вида фаршированной — овощами и их фирменное блюдо — изюминка — это форель фаршированная креветкой с названием «Жемчужина юга России». Это самое эффектное и вкусное, что там есть. Цена конечно же соответственна, но маленько схитрив, можно сэкономить, заказав её на двоих. Также заказали первое блюдо — солянка по-грузински, насыщенное мясом говядины, а также заказали уху. Обеденный зал тоже оформлен в стиле героев античности, как и территория кафе, ничего общего с Россией нет, но всё равно красиво и необычно.
Кафе славится тем, что у них нет ничего готового, заказ будут выполнять только после того, как мы его озвучим. Приготовление занимает минут 20, для этого там и находится дегустационный зал из местных пасек, здешнего пчеловодства. В дегустационном зале местного пчеловодства нам рассказали о краснополянских сортах мёда, какие бывают виды мёда, как его выбирать и хранить. Мёд берёт свойство своих медоносов, поэтому считается широкого спектра действия: общеукрепляющее, тонизирующего действия. Укрепляет иммунную и эндокринную систему. Альпийское разнотравье — это единственный цветочный сорт, остальные сорта мёда это древовидные, т.е. медоносы — деревья. Как и у всех цветочных сортов у альпийского разнотравья очень хороший вкус. За 2 часа перед сном полстакана теплой воды и 1 ст.ложка меда. Следующий сорт считается редким это клён — татарский клён. Кленовый мёд широко используется при мочекаменных заболеваниях, у него очень хороший очищающий эффект. Кстати, очень интересный вкус. Следующий сорт липа, это главный медонос нашей страны. Конечно липовый мёд, как и липовый цвет, лечит наши простудные заболевания. Не делайте ошибку, не смешивайте мёд с горячим чаем. После 40°С любой сорт мёда теряет все свои полезные свойства. Не путаем наше лечение и наше удовольствие, это абсолютно разные вещи. Для лечебных целей мёд используется в чистом виде и запивается теплой водой, ни холодной, ни горячей, а именно теплой. Деткам до 5 лет чайная ложка каждый день, взрослым допустима столовая ложка — это суточная норма потребления мёда. Вот это наше здоровье, а всё остальное это удовольствие. Мёд это не лакомство, мёд это лекарство, поэтому как и любое лекарство его используют в разумных пределах. Следующий сорт это один из лучших в природе — это акация. У акации есть несколько свойств это самый слабо кристаллизующийся в природе мёд. Вообще южные сорта они медленнее кристаллизуются. Мёд акации может до 3 лет находится в жидком состоянии. Этот мёд считается самым гипоаллергенным, поэтому деткам до 3 лет рекомендуют давать именно акациевый мёд. Это единственный сорт, который можно использовать даже при сахарном диабете. Следующий сорт, который считается редким в природе — это черничный. Черника произрастает в краснодарском крае только в горах Красной Поляны, чем интересна она, так тем что это древовидные кусты достигающие 2х метров. Черника богата витамином С. Конечно же черничный мёд это микс — это черника, ежевика и каштан. Чистых сортов в природе не существует. Если мёд содержит 70% определенного медоноса, то только тогда мёд является этого сорта. Черника с ежевикой растут в одном месте, у них совпадает время цветения, поэтому этот сорт называют черничным, где то ежевичным, но суть от этого особо не меняется. Последний сорт — это визитная карточка краснополянского региона — это каштановый. Этот мёд нравится не всем, он имеет своеобразный пикантный вкус, с горчинкой, но этот сорт — главный медонос. Каштановый мёд богат железом, поэтому он очень хорош для лечения сердечно-сосудистых заболеваний и желудочно-кишечного тракта и т.д.
Также был зал дегустации алкогольной продукции, на которую мы не пошли, а прогулялись по территории кафе, которое очень интересно оформлено. Погода стояла великолепная, даже по-летнему жарко, хоть и был ноябрь месяц. В Сибири у нас был мороз и практически зима, а здесь всё ещё стояло жаркое лето.
В следующей части моего рассказа мы посетим главные цели нашего путешествия — Олимпийские курорты Сочи: «Красная Поляна» в предгорье Главного Кавказского хребта; «Роза Хутор» — целый курортный комплекс, гуляя по которому, вы почувствуете, что оказались в европейском городке; «Газпром» — старейший курорт Красной Поляны, который круглый год принимает не только спортсменов и любителей гор, но и деловые мероприятия.