Дворцово-парковый ансамбль Царского села признан одним из лучших памятников мирового садово-паркового искусства XVIII – XX века. На его территории находится около 100 различных скульптур и павильонов, памятников и мостов. Екатерининский парк является жемчужиной ансамбля и прогулка по нему, как и экскурсия в Екатерининский дворец, можно сказать, входит в обязательную программу посещения Царскосельского комплекса. В прежние времена Царское село было любимой загородной резиденцией императорской семьи, где высокопоставленные особы отдыхали и развлекались. В настоящее время – это один из самых знаменитых и посещаемых пригородов Санкт-Петербурга.
Екатерининский дворец — композиционный центр царскосельского дворцово-паркового ансамбля — дал название парку, появившемуся здесь в начале XVIIIв.
Парк состоит из двух частей: регулярного Старого сада, распланированного голландскими мастерами Я. Роозеном и И.Фохтом в 1720-х гг., и пейзажного английского парка, разбитого к югу от дворца в 1770-х гг. под руководством В.Неелова и садового мастера И.Буша. На территории площадью 100 гектаров расположены Екатерининский дворец и множество павильонов, памятников и мостов, возведенных в разнообразных архитектурных стилях.
Екатерининский дворец занимает центральное место в дворцово-парковом ансамбле Царского села. Ежедневно его великолепные залы посещают тысячи туристов, а наибольшей популярностью в Екатерининском дворце пользуется знаменитая Янтарная комната, восстановленная к 300-летию Санкт-Петербурга.
Екатерининский дворец можно назвать памятником терпения русского народа, сумевшего восстановить историческое здание, разрушенное в годы оккупации немецкими войсками города Пушкина. Прошло более 70 лет со дня окончания войны, но до сих пор выполняется реставрация некоторых залов.
Своей красотой Екатерининский дворец обязан трем российским императрицам – Екатерине I, Елизавете Петровне и Екатерине II, уделявшим большое внимание загородной резиденции в Царском селе.
В настоящее время трудно себе представить, что триста лет назад на месте этого величественного сооружения находился скромный двухэтажный дворец, состоявший из 16 комнат и получивший название Каменных палат. В 1710 году ПетрI подарил своей супруге Екатерине Алексеевне финское поместье — Саарскую мызу, где вскоре началось строительство загороднего дворца. В середине 1750-х гг. архитектор Ф.Б.Растрелли перестроил его для императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра и Екатерины.
Старый сад был разбит в регулярном стиле, в нем была выполнена правильная симметричная планировка. Деревья и кустарники были красиво подстрижены, из них создавались галереи и залы, также в саду построили павильоны и установили скульптуры.
Регулярный парк перед Екатерининским дворцом — самый ранний памятник царскосельского ансамбля. Перед фасадом Екатерининского дворца устроены два симметричных партера, в центре которых установили скульптуры «Мир» и «Великолепие». Узорный партер, выполненный из угольной крошки и битого кирпича, песка и толченого стекла, напоминал своим орнаментом паркеты дворцовых залов.
Камеронова галерея расположена на границе Старого сада и пейзажного парка. Построенная при императрице Екатерине II в 1787 году галерея предназначалась для прогулок и философских бесед, также здесь можно было укрыться от непогоды.
Со второго этажа этого здания открывается великолепный вид на Екатерининский сад и Большой пруд. Почти сто лет галерея никак не называлась и только в 1885 году историк архитектуры Петр Николаевич Петров назвал ее Камероновой в честь автора проекта Чарльза Камерона.
44 колонны второго этажа придают зданию изысканность и утонченность. На открытых террасах, между колоннами, расставлены бронзовые бюсты древних ученых, философов, римских императоров и полководцев, которые были кумирами императрицы.
Пройти на галерею можно по мощной лестнице, украшенной бронзовыми статуями Геракла и Флоры.
Также имеется пандус с южной стороны, по которому Екатерине II, имеющей пышное тело, было удобно подниматься на второй этаж.
Рядом с Камероновой галереей находится благоухающий цветами уютный уголок — прекрасный Фрейленский сад. В нижнем этаже галереи находились комнаты фрейлин Екатерины II, которые жили здесь, по выражению императрицы, «как нимфы в цветах».
Главной осью Старого сада является Эрмитажная аллея, соединяющая Екатерининский дворец с Эрмитажем. Вдоль нее установлены скульптуры Персея, Андромеды и Галатеи, Геракла и других героев античной мифологии. Все эти статуи по распоряжению Петра Первого были выполнены по специальному заказу в Венеции.
Для справки: Император придавал большое значение мраморным скульптурам, изображавшим мифологических персонажей, выражающих аллегорические идеи могущества и славы Российского государства.
Одна из скульптур на правой стороне Эрмитажной аллеи — амазонка, опирающаяся на щит, на котором изображены сражающиеся орел и лев, представляющие образы России и Швеции.
С левой стороны аллеи возвышается статуя Геркулеса, символизирующая императора Петра I, победившего многочисленных врагов России.
В конце главной аллеи Старого сада построен роскошный малый дворец – Эрмитаж, уникальный памятник русского зодчества XVIII века, предназначенный для небольших приемов и развлечений узкого круга особо приближенных к императрице особ. Красота интерьеров Эрмитажа соседствовала с хитроумными устройствами: подъемными столами, замаскированными дверями и потайными ходами.
Павильон Эрмитаж был построен при императрице Елизавете Петровне и предназначался для отдыха в кругу особо приближенных к ней людей. Здание построено по проекту придворного архитектора Михаила Земцова, а фасады были переделаны Франческо Растрелли в 1748-1756гг.. План здания с прямоугольным центральным залом и расходящимися от него по диагонали кабинетами определил и сложную форму фасадов. Павильон Эрмитаж украшают 64 белоснежных колонн с золоченными статуями и лепниной, между которыми установлены 16 скульптур, эффектно выступают на голубом фоне стен. Также 8 статуй установлены в основании купола и четыре скульптуры меньших размеров находятся над боковыми кабинетами. На постаментах колонн, на многочисленных барельефах, рехвятся амуры, прославляя радости жизни и любовь вовсех ее проявлениях. Эрмитаж — и по окраске, и по архитектуре, и по декоративной отделке — был подобен Большому Екатерининскому дворецу в миниатюре. Интерьеры украшены резьбой, зеркалами в золоченных рамах и живописью на мифологические сюжеты. В центральном зале размещаются пять подъемных столов.
Павильон Эрмитаж был излюбленным местом отдыха Елизаветы Петровны и Екатерины II, здесь они принимали избранных русских и иностранных гостей, устраивали праздники, включающие пиршества и танцы.
Накрытый стол поднимался из-под пола, каждый гость мог заказать себе блюдо с помощью записи на грифельной доске. После застолья столы опускались вниз и богато украшенный зал превращался в танцплощадку. Эрмитаж представляет собой интересный и уникальный памятник архитектуры русского барокко середины XVIII века.
Регулярная часть парка заканчивалась у Камероновой галереи и у Грота. Дальше все пространство вокруг Большого пруда было создано по распоряжению Екатерины II в «новом вкусе». С 1770-х годов перестали подстригать деревья в старой, регулярной части парка. Главной чертой пейзажного парка является его сходство с естественным ландшафтом.
При обустройстве пейзажного парка были посажены тысячи различных деревьев и кустарников, выкопаны каналы и пруды, созданы насыпные холмы. Также были установлены памятники победам России в войнах с Турцией и построены различные экзотические павильоны.
Большую часть пейзажного парка занимает Большой пруд, в центре которого на острове расположен павильон «Зал на острову». Особенностью Екатерининского парка является то, что в нем отсутствуют естественные водные ресурсы – реки и озера. Большой пруд был вырыт, а затем заполнен водой из протекавшего здесь ручья Вангази, который был перегорожен запрудой.
Холодная баня с Агатовыми комнатами расположена между Зубовским флигелем Екатерининского дворца и Камероновой галереей. Это строение занимает центральное место в ансамбле терм Камерона, в который также входят Камеронова галерея, Висячий и Цветной сады, а также Пандус.
Холодная баня – это небольшое двухэтажное здание, на первом этаже которого находились комнаты для прием водных процедур — купальный зал, теплая ванная и русская парная, а на втором — комнаты для отдыха, по настоянию императрицы были отделаны цветным камнем, преимущественно разноцветными яшмами уральских пород. Так как в то время многочисленные виды яшмы назывались агатами, соответствующее название получил и сам павильон — знаменитые Агатовы комнаты — шесть богато украшенных помещений для отдыха и развлечений.
Светлые стены Агатовых комнат украшают кирпично-красные медальоны, орнаменты из позолоченной бронзы, а также бронзовые бюсты и статуи, установленные в нишах. В качестве отделки Камерон использовал самоцветы, яшму и мрамор, бронзу и другие драгоценные материалы. Своды комнат щедро украшены лепниной и орнаментом, а для покрытия пола использовались редкие породы деревьев.
Павильон Грот был сооружен при Елизавете Петровне в 1755 — 1760 годах по проекту обер-архитектора Бартоломео Растрелли. Строительство и оформление интерьеров выполнил надворный советник Иван Росси. Грот стал первым павильоном, построенным на берегу Большого пруда.
Во времена Елизаветы стало модно украшать залы раковинами и туфом и такая комната была в Большом дворце, но из-за сырости ее пришлось уничтожить. И тогда был построен павильон Грот, окруженный с трех сторон водой, внутри похожий на пещеру, покрытую раковинами и морскими камушками.
Существует предание, что на убранство Грота ушло 210 тысяч крупных раковин и почти 300 кг мелких ракушек. Был ли павильон украшен раковинами, вопрос спорный. Если идея Растрелли и была исполнена, то просуществовала она недолго, поскольку известно, что вскоре внутреннее помещение павильона было оформлено лепкой в классическом барочном стиле.
Фасады были также выполнены в стиле барокко, в их оформлении использовали сложно сгруппированные колонны, разорванные фронтоны и рельефные стены. Настоящим украшением стал восьмигранный купол, над которым во времена Растрелли возносился деревянный резной фонтан, из которого «струилась вода», также вырезанная из дерева.
Все оформление Грота было посвящено прославлению водной стихии: круглые окна обрамляли пышные композиции с изображением голов Нептуна, раковин и дельфинов, амуров с сосудами, из которых лилась вода.
В 1780-х годах при Екатерине II, когда в искусстве стали преобладать иные идеалы и вкусы, павильон был перестроен архитектором Антонио Ринальди. Не стало убранства из раковин, убрали балюстрады со статуями и пристань с будкой, изменилось и назначение Грота.
Павильон стали называть Утренним залом, поскольку Екатерина II превратила Грот в свой кабинет, куда она приходила по утрам разбирать дипломатическую почту и пить кофе. К 10 часам утра сюда по особому сигналу собирались приближенные императрицы для общего завтрака. Теплыми вечерами она также любила проводить время в Гроте, слушая военные марши, доносившиеся из Зала на острову. В павильоне были установлены ажурные кованые решетки на дверях и окнах, напоминавшие тончайшее кружево. Вид от Грота на пруд поражал своей живописной красотой.
В павильоне разместили коллекцию античного искусства: скульптуры, вазы и слепки, среди которых была и знаменитая статуя Вольтера, выполненная скульптором Жаном Гудоном, изображающая великого мыслителя сидящим в кресле. Французский философ Вольтер был другом Екатерины II и его скульптура простояла в павильоне до 1791 года. Но после того, как в Париже начались революционные волнения, участники которых считали Вольтера своим идейным вдохновителем, Екатерина II была сильно разгневана и скульптура философа была вывезена из Царского села. В 1831 году А.С. Пушкин, работавший с архивами над историей Петра I, обнаружил ее зажатой среди книжных полок в одной из комнат Петербургского Старого Эрмитажа.
Во время Великой Отечественной войны здание пострадало не сильно. Вместе с тем, при освобождении города Пушкина саперы обнаружили внутри Грота часовой механизм подрыва, соединенный с двумя 250-килограммовыми бомбами. Провода также вели к заминированному Зубовскому флигелю, Камероновой галерее и Екатерининскому дворцу. Саперам удалось вовремя перерезать провода и уничтожить подрывников.
Павильон Грот – это одно из самых оригинальных сооружений Екатерининского парка, в настоящее время в нем организуются временные выставки.
Павильон Скрипучая беседка.
Екатерина II увлекалась культурой Китая, что отразилась в архитектуре нескольких построек, одна из которых – павильон Скрипучая беседка. На крыше строения установлены три флюгера в виде китайских знамен, издающие скрип при вращении на ветру. Этим и объясняется название павильона – Китайская или Скрипучая беседка.
В Китае такие беседки служили Чайными домиками, павильонами для наблюдения за восходом и закатом солнца, а также для рыбалки. Видимо, китайский домик для рыбной ловли и послужил образом для строительства павильона между двумя живописными прудами.
Беседка построена в 1778-1786 годах по проекту архитектора Юрия Фельтена, работы выполнялись под руководством придворного архитектора Ильи Васильевича Неелова. Замысел автора был сложным: На нижнем этаже расположился центральный овальный купольный зал и примыкающие к нему два меньших по размеру помещения. От главного входа к пруду ведет каменная расширяющаяся к низу лестница из двенадцати ступеней, два других входа находятся с противоположных сторон здания и оформлены открытыми полуциркульными арками. Над центром и по бокам павильона на разной высоте устроены три легкие беседки-террасы, увенчанные жестяными флюгерами в виде китайских знамен. Фасады здания расписаны под искусственный мрамор. Кровля по краям загнута вверх и украшена выполненными из дерева и ярко раскрашенными фигурами извивающихся драконов. Внутренние интерьеры облицованы искусственным мрамором. Туфовый цоколь, фигурные оконные и дверные проёмы, а также причудливые капители (верхние части колонн) придавали павильону замысловатый экзотический облик.
К концу XIX — началу XX века роспись на стенах и многие декоративные детали были утрачены. Пострадало строение и в годы Великой Отечественной войны. К 1956 году павильон был полностью восстановлен.
Последняя реставрация выполнена к празднованию 300-летия Царского села, отмечавшееся в 2010 году. В настоящее время, как и более 200 лет назад, Скрипучая беседка удивляет и радует гостей своим ярким нарядным видом.
Вдоволь нагулявшись и изрядно уставши, идем на экскурсию по дворцу. Посетителей собирают в холле дворца небольшими группами по 15-20 человек, согласно времени, указанному в билете. Группа следует по залам дворца с экскурсоводом. На мой взгляд, осмотр происходит слишком бегло — экскурсия занимает около 20 минут. Поэтому Вы вряд ли успеете одновременно рассмотреть интерьеры, слушать экскурсовода и фотографировать. Буквально пару минут группа задерживается в Янтарной комнате. Однако обычно никто не запрещает Вам оторваться от своей группы и спокойно прогуляться по залам Екатерининского дворца.
В летний период, проходя по живописным местам парка можно встретить уличных музыкантов, играющих не столько за деньги, сколько для души, развлекая туристов.
Екатерининский парк — режим работы:
май — июль с 7:00 до 23:00
август с 7:00 до 22:00
сентябрь — апрель с 7:00 до 21:00.
Кассы работают с 9:00 до 19:00 в летний период (с 25 апреля по 20 октября). Стоимость билетов:
В зимний период вход в парк бесплатный.
Стоимость билетов в летний период (с 25 апреля по 20 октября):
взрослые — 120 руб.
учащиеся (с 16 лет) и студенты — 60 руб.
пенсионеры РФ и Беларусии — 30 руб.
посетители до 16 лет — бесплатно.