В предыдущий день мы отдыхали на берегу озера, на территории Байкальского заповедника. У нас остался один день путешествия по Бурятии и мы его проведем в галереи Льва Бардамова. Эта самая крупная частная коллекция в России среди частных музеев и галерей. Вечером запланировано посещение Драмтеатра на музыкальный спектакль «Звезды любви», чтобы поставить жирную точку нашего пребывания в этом замечательном городе.
Проезжая по Улан-Удэ можно заметить, что в городе очень много памятников и различных скульптур. Улан-Удэ – город, облик которого наглядно демонстрирует смешение культур разных народов. Наиболее интересными мне показались те, что подчеркивают свою самобытность.
Пожалуй самая известная, т.к. она находится на пути из аэропорта к центру города «Бурятская статуя Свободы» у Селенгинского моста встречает гостей Улан-Удэ. «Мать Бурятия», или, как ее называют, «Гостеприимная Бурятия», — самый высокий памятник республиканской столицы. Скульптура женщины в национальном костюме с традиционным бурятским хадаком в руках, ритуальный шарф, – символом добра и гостеприимства. Статуя достигает 16 метров в высоту, а длина ее распахнутых рук — 6 метров. Кончик шапочки на голове статуи покрыт сусальным золотом — и ее можно увидеть в Улан-Удэ практически отовсюду. Свое нынешнее место монумент занимает с 2008 года, а раньше он возвышался над улицей Ленина и входил в архитектурный комплекс Театра оперы и балета. Центр города был переполнен скульптурными композициями, и памятник перенесли в более подходящее для него место, где, как замечают жители Улан-Удэ, он стал символом столицы Бурятии.
На пересечение улиц Борсоева и Смолина стоит очень интересная скульптура «Юность Бурятии», она представляет собой скульптуру коня и всадника, красивого юноши. Юноша держит в одной руке лук, а в другой расправившего крылья сокола. Памятник был открыт в 2011 году, в год празднования 350-летия вхождения Бурятии в состав Российской империи. Скульптура олицетворяет отвагу, силу, дыхание молодости, жажду деятельности и нежелание стоять на одном месте.
Еще нам очень понравилась скульптурная композиция «Два всадника» возле Бурятского Делового Центра. Эта скульптурная группа появилась в 2012 г. – всадников-хэшигтэнов. Т.к. буряты принадлежат к монгольской группе народов, причём их племена — самые северные, среди родственных этносов. «Хишигтен» с монгольского можно перевести как «гвардеец». Тумэн — воинское подразделение у монголов в десять тысяч человек. Хэшигтэны вылиты из бронзы и представляют собой оригинальные прообразы императорских гвардейцев Чингисхана (XIII в). Считалось, что хэшигтэны выполняли функции как непосредственного управления ордой – ставкой хана, так и управления государством. Статуи были привезены из Монголии, а изготовлены в Китае с учетом сибирских природно-климатических условий. Каждая деталь костюма воинов, их доспехи воспроизведены по образцам археологических раскопок и исторически достоверны. Решили поставить их в Улан-Удэ, чтобы они стояли на страже города и охраняли покой жителей.
Вот мы подошли к зданию галереи. Ранее, в одной из экскурсий по городу, мы уже видели это очень красивое здание. Тогда среди показа и рассказа нам о постройках старого города, разглядывая деревянные домики, мы вдруг увидели какие-то скульптуры на крыше одного из домов. Оказалось, что это Галерея Льва Бардамова — местного бизнесмена, коллекционера и мецената. Т.к. у нас уже было запланировано посещение этого музея, то тогда мы не стали останавливаться и заходить в этот музей, но всё-же узнали, что за скульптуры находятся на крыше здания. Выяснилось, что на крыше — позолоченные статуи четырех «китов» искусства и науки Бурятии: Доржи Банзарова – первого бурятского ученого, Цыренжапа Сампилова – основателя Союза художников республики, Ларисы Сахьяновой – первой балерины, Валерия Инкижинова – первого бурятского актера и режиссера. А у входа стоят на страже скульптуры позолоченных львов. Это здание сразу выделяется среди остальных своей помпезностью, красотой и роскошью.
Есть везде вывески о режиме работы «без перерыва и выходных», но сразу скажу, что музей работает не постоянно. Причина – не слишком большой поток посетителей, соответственно, нет резона нанимать постоянный персонал. Лев Львович Бардамов сам в одном лице директор, экскурсовод и всё остальное. Но он человек занятой, и в своей галерее бывает не так уж часто. Поэтому на посещении надо договариваться заранее, по телефону 8 (9025) 64-67-27. Музей Бардамова работает, так сказать, «по требованию». Содержать огромный особняк и персонал — удовольствие не из дешевых, учитывая, что никаких субсидий и грантов он не получает. Так, по звонку, двери галереи открываются для посетителей. Некоторым желающим посетить музей, владелец назначает время, обычно, когда к нему собирается очередная туристическая группа, или когда он сам на месте. Однако, при желании, можно заранее запланировать, договориться и посетить этот замечательный музей, а посмотреть там есть на что.
Договорившись о времени, мы подъехали к музею, там уже шла экскурсия и двери в музей были закрыты. Переговорив по телефону, он сообщил нам, что уже заканчивает экскурсию и скоро займется нами. Через несколько минут мы были уже в музее. Экскурсия была индивидуальной, т.к. он опять закрыл за нами дверь и начал проводить экскурсию. Была очень удивлена, увидев перед собой очень скромно одетого, в трико, олимпийки и кроссовках, небольшого человека, который тихим голосом стал с нами разговаривать. Он явно не походил на того человека — мецената, который мог собрать такую богатейшую коллекцию, с которой может сравниться ни каждый государственный музей. Это было доказательством того, что внешность бывает очень обманчива. Поэтому хочу рассказать сначала об этом удивительном человеке.
Спорт, как современное выражение ИДЕИ БАГАТУРА — БОГАТЫРЯ, занимает в ментальном пространстве республики Бурятия одну из главенствующих мест. Огонь ярости, полыхавший в сердцах неукротимых воинов степей и не ведающих страха казаков, со временем превратился в ровное тепло сердец жителей Земли Байкала. Вольная и национальная борьба, по праву считаются основополагающими видами спорта. Это один из стержней и столпов ДУХА БУРЯТИИ.
Лев Бардамов — уроженец села Ирхидей Осинского района Иркутской области. Землякам знаком, скорее, больше по спорту — борец, заслуженный тренер России, сам когда-то боролся на местных Сур-Харбанах, а после стал наставником будущих чемпионов. По роду профессии, он далёк от высокого искусства. Однако, в своих поездках по Бурятии и всему миру он собирал эти экспонаты, касающиеся его родной истории, и которые сейчас находятся в его галереи.
— Приезжая на сборы или соревнования в какой-либо город, все свободное время проводил в музеях, тогда как ровесники бегали по магазинам и столовым. Не знаю, откуда это, говорит Лев Львович, но с детства меня привлекало все старинное: от картин до мебели, ведь всё это наполнено историей, несёт какой-то смысл. Но статья не о спорте.
Как свидетельствуют исторические хроники и говорит сам Лев Бардамов, его прадед, Тит Егоров удостоился звания купца второй гильдии, пройдя нелёгкий путь от крестьянина до одного из богатейших людей Забайкалья и Прибайкалья. Приезжая в гости к своему деду в Улан Удэ, он вспоминает, как они обедали там в зале, сидели на венских стульях и в квартире было очень много картин. Они оставили у него очень глубокое впечатление, которое потом перешло в коллекционирование. Вообще, детство – это самое интересное время, когда весь мир перед тобой открыт и мечты становятся явью.
Так вышло, что у Льва Бардамова хорошие гены передались по наследству, ведь прадед его был энергичным, трудолюбивым человеком передовых взглядов. Внёс свой положительный вклад в экономическое развитие Верхнеудинска. И у его потомка, Льва Бардамова, тоже много заслуг перед Улан-Удэ. Его усилиями, за счёт собственных средств, времени, сил и нервов, восстановлены многие потерявшие былой вид старинные усадьбы в центре Улан-Удэ.
По мнению Льва Бардамова, коллекционеры — это охотники: «Они наметили цель, и идут к ней, они этим живут. Потом, когда они получают то, за чем охотились, начинают её реставрировать. А после того, как придал вещи нужный вид, наступает третий этап – хвастовство. Ты начинаешь показывать её, и рассказывать, где ты эту вещь нашёл, и при каких обстоятельствах. Это очень трудный, но очень интересный путь, и интересен он тем, что ты знакомишься с уникальными людьми».
История создания галереи начиналась так…
Вообще, сначала я всё приносил домой, и скоро дома картины уже некуда было ставить. Также старинные иконы и самовары Лев хранил дома: так среди модных гаджетов ютились средневековые статуэтки, а рядом с ортопедическими креслами соседствовали пошарпанные стулья прошлого столетия. Отдельное место всегда занимала библиотека. Со временем тысячам уникальных экспонатов стало тесно в пенатах бизнесмена (не малых по масштабам). В 2005 году он обратил внимание на дом №13 по улице Калинина. Познакомился с жителями этого дома, выкупил у них квартиры, и началась реконструкция. Это был тяжелейший труд — «я сколько раз говорил себе, что ввязался не в ту драку, но в итоге получилось одно из красивейших заведений, куда я вложил частичку своего сердца». И вся коллекция из его дома плавно переехала туда, но потом места хватать опять перестало, и возникла задумка создать музей. Вообще, собирание коллекции заключается именно в знакомствах с людьми, и у каждого своя история. Лев рассказал, как начиналась его галерея. В 2007 году на Набережной, 14 была база с магазином, где продавали фрукты и овощи, а во дворе — большой ангар. Я приехал в комитет управления имуществом и землепользования — там сказали, что базу можно купить, но сначала я взял это всё в аренду. Потом я смог выкупил этот земельный участок, и через несколько лет началось строительство музея. Первоначально была идея создать именно музей, но для этого нужно собрать очень много документов, это большая волокита – галерею открыть намного проще. Галерею открыть проще, но эта форма не предусматривает какой-либо поддержки со стороны государства.
Сначала он хотел назвать галерею «Музеем старины» или «Лавкой старины», а потом ему посоветовали – надо называть «Лев Бардамов». Так и появилась галерея Льва Бардамова. Он реконструировал старое одноэтажное здание и надстроил мансарду, для картинной галереи, где собрал 4000 картин бурятских художников, начиная с 1931 года. В галерее было 17 залов, сейчас открылся 18-й зал – старо-монгольское письмо. Есть экспозиции, посвящённые казакам, семейским, бурятам, эвенкам, евреям. В Верхнеудинске в начале XX века евреи были вторым, по численности, народом – здесь проживало около 1600 человек,
С годами росла не только книжная коллекция, множились и площади Льва Бардамова, а точнее, его земли, преимущественно в центре города. Так Центральный рынок стал в свое время «центром» для осинской молодежи. Именно там и появились первые «зачатки» музея, а точнее, ресторан в духе дореволюционного времени с подходящим названием «Верхнеудинск». А после на его месте Лев соорудил свой кабинет — мини версию современной галереи.
— В кабинет даже пятая часть не входила, тогда я решил осуществить свою давнюю мечту — построить музей, чтобы все накопленное стало приносить пользу, чтобы молодежь знала и не забывала свои истоки. К тому же хранить многие экспонаты, особенно иконы, нужно правильно, при определенной температуре, влажности и прочее, а иначе они быстро придут в негодность — рассказывает Лев. МЕЧТА СБЫЛАСЬ. Каждый зал — веха истории, каждый экспонат — частичка души. От старого Верхнеудинска, до буддийской и до купеческой Бурятии. Поговаривают, меценатством Лев занялся не случайно, его прадед Тит Егоров был купцом первой гильдии и сделал много полезного для Верхнеудинска. И сегодня краеведы говорят, мол, сказываются гены. К слову, портрет его прадеда можно увидеть в зале живописи, весь второй этаж музея — художественная галерея. Здесь собраны полотна знаменитых бурятских художников.
В яркий весенний день, 31 марта 2017 года открылся первый частный музей-галерея Льва Бардамова, на улице Набережной, в самом сердце исторического центра Улан-Удэ. Тогда назвали основателя галереи «бурятским Третьяковым». Тысячи экспонатов Лев собирал, можно сказать, по крупицам. Одни отыскивал в закромах, другие вёз из-за тридевять земель, за третьи отдавал круглые суммы, много уникального привезено … со свалок.
Мы входим в музей. Одели бахилы, послушали правила поведения. Цена за экскурсию составляла на апрель 2022 года — 250 рублей за вход с человека и 1000 рублей за проведение экскурсии. Поэтому выгоднее ходить при большем количестве народа. Экскурсию нам проводил сам Лев Бардамов. Нас пообещал провести всего по 4 залам из 17 имеющихся. Сразу скажу, что нам этих залов хватило сполна, т.к. экспонатов оооочень много, даже не все успели рассмотреть. Поэтому музей надо посещать в несколько этапов, чтобы всё посмотреть и уложить у себя в голове. Итак, начнём…
Первый зал, сразу у входа, называется «Букинистический зал», в переводе с французского — «собиратель старинных книг». В его коллекции, только в этом зале представлено 12422 книги, которые он собрал за 23 года. Лекционная аудитория, обставленная в старинном стиле, у стен – шкафы со старыми книгами, антикварные предметы быта, картины. Уникальна коллекция редчайших книг, которые принадлежали дворянам, купцам, мещанам и простым жителям Верхнеудинска.
Здесь же расположена выставка картин и изделий из стекла, которую он собрал в заброшенных мастерских союза художников, в которых не было ни отопления, ни света. В начале двух тысячных годов искусство никому не было нужно, всё разваливалось, даже огромная, казалось бы нерушимая страна и многие художники бросали занятия творчеством, чтобы просто выжить. Постигла эта участь и заслуженного многожанрового художника Бурятии — Станислава Цоктоева, который не только занимался живописью, но выдувал стекло и делал потрясающие вещи, такие как сохранившаяся в единственном экземпляре — витраж, скопированный с музея Нотр-Дам де Пари-«Собор Парижской Богоматери». Его портрет находится на переднем плане при входе в зал.
Еще из его работ это — «Чингисхан-гений» — потрясающая ваза, его дипломная работа «Улитка среди ландышей», или «Колыбельная для улитки» (1993), «Автопортрет» (1991), оригинальные чаши, вазы и различные интересные работы, такие как декоративные композиции «Отрыжки», сделанные из различного стекла, разными способами выдувания.
Второй зал называется «Верхнеудинское православие». До 1934 года город Улан-Удэ назывался Верхнеудиск. С первых шагов становится понятной концепция музея — показать во всём многообразии историю и культуру родного края. В этом зале представлены материальные свидетельства старого Верхнеудинска, его первых основателей и тех, кто внёс свой большой вклад в развитие города.
Самый первый экспонат, это самая ранняя датируемая фотография 1859г. Паув Николай Августович — отставной коллежский регистратор, первый архитектор города Верхнеудинска. По его проектам в Верхнеудинске было построено несколько зданий, в том числе: дома Голдобина, Капельмана, триумфальная арка «Царские ворота» и много других зданий, сохранившихся и используемых до наших дней. Рядом фотографии его семьи. Внизу под фотографией находится также справка о смерти 26 августа 1913г в возрасте 67 лет.
Следующий экспонат — портрет Кобылкина Александра Козьмича (1854-1917) — потомственный почётный гражданин Верхнеудинска, купец 1-ой гильдии, владелец пивоваренного, стеклоделательного заводов и завода искусственных минеральных вод на Батарейной площади. Открывает первую типографию, строит больницы и приглашает на работу самого известного врача города. Открывает гостиницы, строит благоустроенные дома для своих рабочих. Если средняя зар.плата была в то время 20 рублей, то Кобылкин платит своим рабочим по 40 рублей. Все его дела во благо горожан доказывают, что купец Кобылкин – прогрессивный человек, думающий и создающий условия для жизни, работы, отдыха рабочих заводов и фабрик, членов их семей. Его общественные обязанности: член Верхнеудинского городского сиротского суда, попечитель первого церковноприходского училища, член попечительского совета Верхнеудинской прогимназии. Его жизнь является примером того, как надо строить промышленный район и отвечать за здоровье, условия жизни всех его жителей, заботясь о процветании своих предприятий, развитии города и края. Много в зале находится предметов роскоши того времени, статуэтки, мебель, картины, но Лев Львович старается рассказать о тех людях, которые были известны, влиятельны и которые внесли свой большой вклад в развитие и заботу жителей города.
Лев Бардамов рассказал историю появления в его галерее дореволюционной пивной бутылки из Верхнеудинска: «Я ехал в Кяхту, когда мне позвонила художник Люба Воронцова. Она говорит – Лёва, сколько может стоить стеклянная бутылка Кобылкина? Я говорю – это кот в мешке, а на бутылке что-нибудь написано? Она говорит – написано «А. К. Кобылкин». Я сразу говорю — не может такого быть, через два часа буду, больше никому не звони! Приехал к ней, и первый раз в жизни подержал в руках эту уникальную вещь. До этого я только читал об Александре Кузьмиче Кобылкине, но сведений о нём очень мало. Он почил в 1918 или 1920 году, и нереально много сделал для города Верхнеудинска, но сейчас просто напросто забыт – ни улицы, ни вывески – ничего. И такая же история с Трунёвым, Титовым, Голдобиным, но, у тех хотя бы дома сохранились.»
Следующий рассказ о Михаиле Владимировиче Танском. Родился он в семье акцизного чиновника. По женской линии Танский был прямым потомком русского писателя Н.В. Гоголя. В 1787г. поступил в Иркутскую губернскую гимназию. Позднее получил образование на медицинском факультете Московского университета. После окончания университета работал врачом в Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ). В 1920г. – главный врач Верхнеудинской городской больницы. Помимо врачебной деятельности занимался коллекционированием предметов искусства и картин. Он почетный депутат Верхнеудинской городской думы всех созывов. В музее находятся коллекционные вещи дома Танских — это и фарфоровые куклы, столовый сервис, столовые принадлежности с буквой «Т», дорожный сундук и многое другое.
Следующая значимая личность Верхнеудинска — Пётр Тивуртиевич Трунёв (1861 — 1931) — потомственный купец, городничий Верхнеудинска, исследователь жизни декабристов в Сибири.
Роль купечества в жизни города огромна, они строили заводы и фабрики, открывали учебные заведения, занимались благотворительностью, но, к сожалению, как выглядели большинство из них неизвестно. Среди именитых купцов особое место занимает Трунев Петр, из известной Верхнеудинской купеческой семьи, чья фамилия впервые упоминается в челобитной от 22 июля 1700г. на имя ПетраI. Петр Тивуртиевич — купец 2-ой гильдии, кроме торговли железными изделиями, занимался общественной деятельностью. С 1889г. был членом Верхнеудинской городской управы, в 1892г. – гласным Городской Думы, с 1899г. по 1901г. – Городской Голова Верхнеудинска. Кроме того был членом, затем председателем сиротского суда, состоял попечителем в совете женской прогимназии, директором попечительного совета тюремного комитета, почетным блюстителем приходского училища, а также избирался мировым судьей Читинского окружного суда, управлял городской библиотекой, был агентом Русско-Китайского Банка. Будучи городничим, в 1899г. на улицах Верхнеудинска было установлено керосиновое освещение. Он пожертвовал для освящения города 60 фонарей и фонарных столбов. От должности городского головы отказался по собственному желанию. Петр Трунев был большим коллекционером, в его коллекции были вещи Николая Бестужева. В 1891 году начал печатать материалы о нахождении декабристов в Сибири в сборнике «Русская Старина» и «Историческом Вестнике». Как и все купцы того времени, они также попали под «жернова» советской власти и умерли в тюрьме.
Одна из сокровищ данного музея — картина «Мария Магдалина», написанная флорентийским живописцем в 1741г. Она висела в покоях прусского короля, короля Польши, но своё последнее прибежище она приняла в стенах Дрезденской картинной галереи. Эта картина Помпео Джироламо Батони «Кающаяся Мария Магдалина», она хранилась в фонде Дрезденской галереи, но во время войны в 1945 году была уничтожена.
Любопытна её история, о которой рассказал сам Лев Бардамов. Эту картину, вернее, её останки, порванные со всех краев, с облезшей краской, поврежденными фрагментами, принёс Льву чеканщик, мастер резьбы по дереву Максим Гомбоев, родственник Ларисы Петровны Сахьяновой. Она была в очень плачевном состоянии, её практически невозможно было отреставрировать. Оказалось, что в 1961г. в Тегеране прошли гастроли Бурятского театра оперы и балета. Покоренный талантом и красотой Ларисы Сахьяновой, гибкостью, изяществом, исполнившей главную партию в балете «Бахчисарайский фонтан», шахиншах Ирана Мохамед Реза Пехлеви, это был самый богатейший человек того времени, подарил прима — балерине персидский перстень, ковер и картину – великолепную копию «Кающейся Марии Магдалины». Лариса Сахьянова привезла полотно в столицу Бурятии. Так как у Л.П. Сахьяновой не было детей, всю свою судьбу и свою жизнь они положили на алтарь искусства. Не было прямых наследников и вот тогда, после их смерти, картина подверглась такому изуверству. Она более 13 лет пролежала под дождем и снегом. При наследовании имущества родственниками балерины, делили дома и дачи, но не знали, что эта картина стоит дороже всех квартир и домов вместе взятых и они оставили ее на произвол судьбы.
Лев Львович встретил известного бурятского реставратора Олега Шулепова, мастер с редким умением. Этот мастер восстанавливает старинные православные иконы и буддийские религиозные символы. Начались долгие переговоры. Олега сподвигла жизнь Марии Магдалины и он соглашается взяться за работу. Теперь, после длительного этапа реставрации, преображенная библейская героиня вновь дарит свое обаяние всем гостям галереи.
С 1900г. по 1917г. издавалось 15 газет, с переменным успехом, но самой популярной была газета «Верхнеудинский листок». Это был «рупор» того времени. Большой популярностью эта газета пользовалась у купеческого сословия. Именно здесь, в этих газетах, публиковались цены на хлеб, новости, здесь же были рекламы.
Здесь же можно посмотреть как выглядели денежные и казначейские знаки и купюры, а также монеты того времени.
В 1899г. пребывает первый паровоз, его приход ознаменовал окончание строительства этого участка Транссиба. Это было второе знаменательное событие после приезда цесаревича Николая Романова. Здесь был проложен участок железной дороги. Встреча первого поезда, прибывшего из Мысовой в Верхнеудинск, была многолюдной и торжественной. Поезд отправлялся из Мысовой трижды в неделю – по понедельникам, средам и субботам, а из Верхнеудинска в Мысовую уходил по вторникам, четвергам и воскресеньям. Поездка от Мысовой до Верхнеудинска занимала в 1899г. чуть более 14 часов. Забайкальской железной дороге дали тогда название — «Золотая узда», т.к. это был самый энергозатратный участок. Дорога проходила по лесотундре, здесь были многовековые деревья, их приходилось спиливать, выкорчёвывать пни, через реки надо было строить мосты, самым же тяжёлым участком была отсыпка дамбы. Были привлечены 20 тыс.человек, в то время не было тяжёлой спец. техники, все делалось вручную, с помощью кирок, лопат, кувалд. Встречались болотистые места, их надо было осушать. Чугунные рельсы таскали на лошадях, на пути встречались скалы, надо было пробивать тоннели. Был построен вокзал, вагоно-ремонтное депо, телеграф. В стеклянных витринах можно рассмотреть фото жд станции Верхнеудинск, перед прибытием первого поезда, бутылочки забайкальской железной дороги, знак путевой сторож забайкальской жд, бляха забайкальской жд. и др. экспонаты и фотографии руководителей этой станции. В 1913г. была сделана общая фотография на фоне жд вокзала служащих Верхнеудинского жд вокзала, в день рождения начальника железнодорожного вокзала.
Следующими экспонатами этого зала являются книги и иконы Верхнеудинской Спасской церкви. История церкви началась с письма жителей древнего города Удинска Сибирскому и Тобольскому Епископу Игнатию. Они говорили: «Служим де мы великим Государям по Удинску городу многие годы и живём в Удинску с жёнами и детьми с давних лет, а церкви Божии в Удинску нет». Благословенной грамотой Епископ дал позволение на открытие церкви, строительство которой совершилось в 1696 году. Это было самое первое строение Спасской церкви, выполненное в дереве, затем перестроено в камне. Имя для церкви – «Спасская» было избрано самими жителями Удинска – в честь иконы «Спаса Нерукотворённого», т.е. Христа. Спас – покровитель Руси, её благодатный щит, «оборонь Божья», знак воинской защиты.
В XVIII-XIX веках Спасская церковь служила не только местом отправления религиозного культа (венчали, крестили, отпевали), но и по праву являлась градообразующим центром, где делались важнейшие правительственные сообщения (указы, приказы), именно отсюда уходили казачьи полки на фронт. Одно время, в конце XVIII-нач. XIX века каменные постройки церкви служили местом безопасного хранения денег местного Казначейства. В начале XX века при Спасской церкви был создан Попечительский Совет, председателем которого дал согласие быть городской голова Трунёв Пётр Тивуртиевич, купец 2-ой гильдии. В советские годы он был подвергнут репрессии и расстрелян. В Спасской церкви сложились целые династии священно-церковнослужителей: Шергиных, Поповых, Трапезниковых, Мироновых, Корнаковых, Поздышиных, Рещиковых, Рубцовых и др. Дело священства передавалось от отца к сыну. Сохранилось много церковных и старообрядческих книг, здесь находится самая старинная книга на территории этнической Бурятии, ей уже 500 лет, фрагменты печати Спасской церкви.
В 1934г. была изъята вся церковная утварь, иконы сжигали, вели антирелигиозную пропаганду. Здесь можно увидеть уникальную, неповторимую резьбу, покрытую сусальным золотом — это зодчество XVIII века. Все иконы, которые находятся в музее, ранее служили в храмах, монастырях. Примечательно, что некоторые из старинных экспонатов, Лев в буквальном смысле, раскопал на мусорных отвалах, в старых домах, гаражах в Бурятии, Иркутской области. Есть особо ценные раритеты, купленные в антикварных салонах, на аукционах или приобретенные за границей.
Я очень жалею, что побывав в музее, пообщавшись с самим Львом Львовичем Бардамовым, не сделала ни одной с ним фотографии. Поэтому на одном из фото, он чисто случайно, попал в кадр. Можно его рассмотреть за старинной иконой, это небольшой человек, в синей курточке. Экскурсию вёл очень тихим голосом, иногда приходилось просто прислушиваться к тому, что он говорит. Телефон его постоянно звонил, что отвлекало и мешало проведению экскурсии, однако он ни разу не сбился и очень интересно рассказывал с упоминанием дат, фамилий и событий.
Здесь есть и предметы быта того времени — это и хозяйственный инструмент, и прялки, и предметы бытового пользования старообрядцев — семейских.
Далее мы перешли в следующий зал, который посвящен Буддизму Бурятии, но об этом я расскажу в следующий раз, т.к. слишком большой объем информации не укладывается в одной статье.