Бурятия — экскурсия по городу Улан-Удэ. (продолжение)

В предыдущей части моего рассказа, я говорила о достопримечательностях города, его исторических зданиях, бурятском Арбате и памятниках. Сейчас мы отправляемся в дацан, который находится в Верхней Березовке — Диважин Дуган. Он является филиалом Иволгинского дацана. Этот дацан можно отнести к малоизвестными дацанами в Бурятии. Ехать сюда всего около десяти минут на машине от центра города. Сюда приезжают местные буряты, а вот туристов совсем не видно. Диважин Дуган в Улан-Удэ был открыт относительно недавно, в 2007 году. Как говорится на официальном сайте дацана, «Около 30 тысяч человек разных вероисповеданий, возраста и национальностей приняли участие в возведении Диважин Дугана, поэтому он стал особым священным местом».

Мы же отправились в этот дацан с одной целью — посмотреть как строится мандала. Её создавали монахи в течении недели, сменяя друг друга.  На одной из экскурсий нам сказали, что сейчас здесь монахи строят мандалу и через день ее должны будут разрушить и мы, изменив маршрут экскурсии, попросили гида нас завести сюда, чтобы посмотреть это великолепное зрелище.

Однако, когда мы приехали, то увидели, что строительство уже было закончено и она была выставлена на всеобщее обозрение всех присутствующих. После чего ламы в присутствии прихожан проведут ритуал разбора — осмысленного разрушения сакрального изваяния.

А на улице, перед дацаном, готовили площадку для разрушения этой мандалы,  ритуал разбора мандалы, который должен был состояться на следующий день. По завершении которого, прихожане смогут приобрести открытку с изображением этой мандалы для домашнего алтаря и к ней получить частичку освящённого песка. Песок можно хранить на алтаре, носить при себе как оберег, разделить на части и преподнести в качестве благопожелания своим близким.Вот бы побывать на этом мероприятии, но увы, на завтра нас ждала другая экскурсия. Хорошо, что мы вообще сюда попали просто посмотреть на эту невероятную красоту.

Что же такое мандала? Буддийская мандала из песка является рукотворным творением лам, при этом символизирует чистые земли Будд, сферу их обитания. Она может олицетворять обитель для определённого божества, а также представлять собой модель (систему) строения Вселенной, либо какого-то определённого мира в миниатюре.

Создание мандалы это очень длинный и трудоемкий процесс. Свои молитвы, благие заслуги при создании мандалы из разноцветного песка ламы посвящают всем живым существам, тем самым желая для них наилучшего перерождения и пробуждения. Все сопутствующие ритуалы, которые проводят ламы Дацана в этот период, начиная от создания чистого пространства для будущей мандалы, заканчивая закономерным её разрушением, являются специальными — не осуществляются в обычной религиозной практике.

Каждый наблюдающий за этим сакральным процессом, даже не будучи буддистом, способен в полной мере оценить всю неземную красоту мандалы из яркого песка, сложность её графики, наполненность символами, безупречную художественность в линиях и в многообразии оттенков цветов. А ещё это результат проявления особых знаний буддийских священнослужителей, которым они специально обучались, их большого усердия и трудолюбия, искренней самоотдачи и терпения, продолжительной молитвенной практики.

Верующие-буддисты, созерцая, как песчинка за песчинкой рождается сакральный рисунок, не просто являются зрителями этого процесса, а тем самым накапливают очень большие заслуги! А тот, кто присутствует на символическом ритуале её разбора в соответствии с буддийским законом о непостоянстве, сможет оставить особый благой отпечаток об Учении в своём сознании.

Сама традиция выполнения схематичных рисунков, арифметических фигур существовала на территории Индии более 2500 лет назад — ещё до появления самого буддизма. Мандала в те времена олицетворяла дворец для какого-либо представителя пантеона божеств (в индуизме), преподносилась как подношение божествам и выполняла функцию самого божества, в честь которого возводилась, тем самым являясь его реализацией в определённом месте или монастыре. С появлением буддизма эта традиция получила ещё большее распространение и укоренилась в нём тоже.

Буддизм является древней религией, основанной Сиддхартой Гаутамой, который учит таким понятиям, как Четыре Благородные Истины, карма и цикл возрождения.

Одно из фундаментальных понятий Буддизма – это учение, называемое Четыре Благородных Истины: истина о страдании, истина о причине страдания, правда об окончании страдания и истина пути, который ведет к концу страданий.

Буддисты верят в многократное перерождение каждого существа. После смерти человека он перерождается в новом обличии, и этот цикл жизни и смерти прерывается только тогда, когда сущность достигает нирваны.

Триратна (3 драгоценности буддийской доктрины) является своеобразным «символом веры» буддиста. Восприятие Будды как учителя и проводника, его дхармы как закона, а сангхи как сообщества единомышленников, является непременным атрибутом буддийского мировоззрения

Следовать «срединному пути» — значит держать золотую середину между аскетизмом и наслаждениями, не впадая в крайности.

Как мы знаем, Учение Будды представлено Тремя поворотами Колеса Учения (Первый поворот — о Четырёх благородных истинах, Второй — о Праджняпарамите, то есть Учении о пустотности, Третий — прекрасно разъясняющий сложные моменты первых двух). Их условно можно разделить на сутру (писания, священные тексты) и тантру (практика методов и способов, направленных на успокоение и контроль собственного сознания). Как говорил сам Шакьямуни в своих сутрах: основная цель Учения — это изменение собственного сознания, работа над собой, самосовершенствование. Сутры Будда преподавал в форме диалогов, такое учение было открытым и общедоступным. В отличие от тантр (высших знаний), которым он обучал лишь избранных учеников с высоким уровнем духовного восприятия. Предполагалось, что, реализуя тантрическую практику посредством созерцания Высших индивидов (Будд, божеств и других) через их мандалы-дворцы, можно достичь Пробуждения. Таким образом, изначально каждая мандала графически — через символику — раскрывала то или иное тантрическое учение, и эта священная архитектура в рисунке была понятна последователям Будды во времена его жизни. Песочные мандалы можно изучать и прочитывать как тексты, детально запоминать, чтобы потом по памяти воспроизвести снова, визуализировать их в своих медитациях. Во всех буддийских храмах или других местах, благословлённых для построения мандалического рисунка, относятся к мандале с огромным почтением как к драгоценной реликвии, объекту поклонения верующих, священному атрибуту для практики.

Большую помощь в этом оказывают не только спонсоры, но и обычные посетители, и местные жители. Здесь практикуется такая помощь: вы покупаете кирпич, и пишете на нём своё имя. При строительстве этот кирпич закладывают в стены дацана. Строительство еще не закончено и многое ещё предстоит сделать, но уже сейчас видно, что это место будет очень посещаемо из-за удобного расположения (недалеко от города Улан Удэ), а также там будут проводится различные мероприятия и молебны. Там строится и «ретритный центр», и библиотека.

Как и все прочие дацаны, территорию Диважин Дугана отличает от всего вокруг спокойствие и исключительное умиротворение. Как только вы заходите на его территорию, вам сразу становится спокойно и хорошо. Здесь совершенно нет суеты, никто не бегает и не торопится. И абсолютно все встречающиеся на нашем пути сотрудники дацана улыбались и дружелюбно нам кивали.

После посещения дугана и посмотрев на мандалу, мы отправились дальше. Наш путь был в Дацан Ринпоче Багша в Улан-Удэ. Только этот комплекс, также как и Диважин Дуган, мало известен гостям города, он больше «для своих», для местных. Хотя находится прямо в городе. Итак, сегодня мы с вами посетим дацан «Ринпоче Багша», который находится прямо в городе Улан-Удэ!

Этот дацан представляет собой комплекс, состоящий из нескольких храмов, субурганов, служебных зданий и подсобных помещений. Один из трёх крупных храмов дацана посвящен буддийскому божеству Калачакра, символизирующему колесо времени. «Калачакра» означает с санскрита «колесо времени», с бурятского «сагай хурдэ» — тайное сокровенное учение о взаимосвязи макрокосмоса и микрокосмоса человека, переданное самим Буддой Шакьямуни. Буддисты говорят, что Калачакра вбирает в себя сочетание неизменного бытия и пустоты всего сущего — это одно из самых сложных, закрытых и глубоких учений. Они верят, что соприкосновение с этим учением дает неисчерпаемые блага всем живым существам, гармонизирует внешний и внутренний мир человека и убыстряет достижение высшей цели Буддизма – Нирваны.

Дацан находится на горе, поэтому дорога к дацану ведет вверх, символизируя подъём, возвышение духа над телом. Попадая сюда, ощущаешь, как с гипнотическим пением монахов, с каждой произнесенной мантрой с Лысой горы вниз к просторным улицам города разливаются волны благой, очищающей силы и энергии.

Ринпоче – тибетец, настоятель храма, которому в этом году исполнилось 79 лет. Его учителями были известнейшие ламы, в том числе Далай-лама XIV. Еше прославился добротой и мудростью, своей способностью ясно объяснять все жизненные явления с точки зрения буддизма. Благодаря этому Ринпоче добился всеобщей любви и уважения. Ученики так сильно хотели с ним общаться, что уговорили открыть центр, где стало бы возможным проводить занятия на постоянной основе. И в 1999 году Еше Лодой получил согласие на постройку дацана. Возведение храма шло быстрыми темпами, так как в процессе принимали участие бурятские власти, верующие, а также главы администраций других российских регионов. Ринпоче также вложил в проект немалую долю своих личных средств. Храм интересен и как религиозное сооружение, и как целый комплекс достопримечательностей.

Из истории: «В 1993 году по просьбе бурятского духовенства и по поручению Его Святейшества Далай Ламы досточтимый Еше Лодой Ринпоче прибыл в Бурятию в Иволгинский дацан для преподавания в буддийском институте Даши Чойнхорлин. В 1996 году по просьбам верующих досточтимый Еше Лодой Ринпоче начал давать наставления по буддийской философии и передавать посвящения на выполнение специальных практик. Верующие отмечали умение Еше Лодоя Ринпоче объяснить смысл и значение явлений с буддийской точки зрения и его способность разрешать любые вопросы с точностью и ясностью большого ученого. Так, постепенно, верующие буддисты убедились, что в Бурятию прибыл не простой монах, а очень высокий Учитель. Постепенно сложился круг учеников, людей разных профессий и национальностей, которые осознали необходимость постоянного и планомерного обучения. И потому обратились с просьбой к Ело Ринпоче открыть свой центр, чтобы иметь возможность постепенно постигать Учение».

Дацан «Ринпоче Багша» относительно новый, он был построен только в 2000 году, а торжественно и официально открыт —  на благо всех живых существ 27 июня 2004 года. Находится дацан в местности под названием «Лысая гора» (отсюда, кстати, открывается потрясающий вид на город). Территория комплекса очень большая, также много пространства и вне комплекса — перед лестницей, ведущей к нему установлены толи статуи драконов, толи других мифических существ.

Именно здесь можно увидеть буддийские ступы, и посмотреть на город с высоты. Ну а я бы добавила еще, что с этого места открывается великолепный вид на долину, реку и собственно столицу Бурятии. Здесь свежий воздух, уже от ландшафтного дизайна и обустройства территории, содержания ее в идеальном порядке получаешь эстетическое удовольствие. От панорамы лежащего внизу Улан-Удэ и окружающих территорию дацана высоких сосен на горе веет спокойствием и умиротворением. Не зря это одно из любимых мест прогулок как местных жителей, так и приезжих: каждый находит здесь что-то для своей души!

Перед посещением храма его нужно обойти по часовой стрелке. Для этого здесь выложена кирпичная дорожка, вдоль которой расположены молитвенные барабаны.

Совершив своеобразную «гороо» по часовой стрелке вокруг всей территории и понаблюдав со стороны за аркой, увешанной множеством флажков — коней ветра «хий-морин» мы любуемся красотой этих мест. Ветер колышет флажки, уносит молитвы ввысь, а путник ощущает непреодолимую тягу войти в эту арку и прошагать вниз, не останавливаясь, как бы сливаясь с ветром и ощущая себя частью всего этого простора!

По пути стоит заглянуть хотя бы в одну из 12 беседок, число которых соответствует количеству лет цикла в буддийском календаре. Каждая скульптура знака года выполнена в яркой стилизованной манере. Фигуры стоят у входов в беседки, встречая родившихся под покровительством их знака людей.

На территории дацана каждая скульптура, каждый памятник и даже элемент декора наполнены глубоким смыслом. Лучше посещение дацана выделить побольше времени, чтобы иметь возможность погулять, посидеть на скамейке и обдумать «жизненные» философские наставления буддистов на табличках, постоянно встречающихся на пути.

Ко всему прочему, с места, где находится буддийский дацан, открывается захватывающий вид на город и долину Селенги. Лысая гора, в районе которой находится храм, является частью горного хребта Хамар-Дабан и высшей точкой северо-восточной части бурятской столицы. Очевидно, что лучшего места для смотровой площадки в ближайших окрестностях найти не удастся.

В феврале 2004 года из Китая была привезена статуя Золотого Будды и установлена в дацане. Эта бронзовая статуя, покрытая сусальным золотом, является самой большой в России и, вероятно, в Европе: его высота целых шесть метров. Изготовлена она в Пекине именитым мастером Гу Шиюанем, работы которого хорошо знают в Китае, Гонконге, Таиланде, Японии, Южной Корее. Говорится, что, поклоняясь статуе Владыки Учения Будде Шакьямуни, человек получает такое же благословение, как если бы он поклонялся живому Будде.

Из реликвий, хранящихся в дацане — желтая монашеская одежда и головной убор Далай-лама XIV. В ноябре 2009 года Его Святейшество Далай-лама XIV по просьбе досточтимых Ело Ринпоче и Тэло Тулку Ринпоче даровал специальное Учение для русскоязычных учеников. В ходе этих Учений было дано посвящение Одиночного Ямантаки. По завершении Учений Его Святейшество передал в дар дацану «Ринпоче Багша» желтую монашескую одежду и головной убор, в которых он проводил подготовку к посвящению. Это является величайшей ценностью для тех, кто практикует Учение, и многим поможет в их духовном искании. Реликвия хранится в нашем дацане и во время больших буддийских праздников совершается благословение верующих этими одеждами.

К реликвиям также относится статуя великого Чже Цонкапы, которому можно поклониться и статуям двух его ближайших учеников – Кхедруба Чже и Гьялцаба Чже.

За очень короткое время он добился реализации практики и увидел Манджушри напрямую, мог задавать ему вопросы, подобно тому, как ученик спрашивает Учителя, и получал ответы. Большую часть времени в этот период жизни Цонкапа проводил, созерцая Манджушри, который давал ему наставления. Чже Цонкапа осуществил множество проповедей Учения во всем краю Снежных вершин, что было высочайшим благом для слушающих, и даровал большое количество посвящений и обетов. Слава о нем распространилась во всех направлениях и равных ему не было. Лама Цонкапа считал, что для достижения состояния Будды недостаточно соблюдать только обеты пратимокши, но также необходимо развивать устремление к Пробуждению ради блага существ и практиковать мудрость, постигающую реальность. Поэтому он написал трактат, излагающий Учение о ступенях пути трех типов личностей – «Большое руководство к этапам пути Пробуждения» – «Ламрим Ченмо». Кроме этого Великий Цонкапа уделял большое внимание системе Тайной мантры и это нашло отражение в его труде «Нагрим Ченмо» – «Большое руководство к этапам пути Мантры».

У Чже Ринпоче было много учеников, и среди них наиболее выдающимися были Гьялцаб Дхарма Ринчен (1364-1432); Кхедруб Гелег Пелзанг (1385-1438). После ухода Богдо Цонкапы они продолжили основанную Ламой Цонкапой традицию. Эти два Наставника считаются духовными сыновьями Чже Цонкапы, на танках их часто изображают сидящими слева и справа от Учителя. Это очень краткие сведения о жизни великого Цонкапы.

Следующая священная реликвия, хранящаяся в дацане — Рингсел — это священные частицы мощей, возникающие в пепле после кремации пробуждённых существ.

В декабре 2012 года,  благодаря неустанным трудам досточтимого Ело Ринпоче, в дацан «Ринпоче Багша» были доставлены священные реликвии Будды Шакьямуни.

Рингселы хранятся в специальном алтаре в восточной Золотой ступе Примирения. С благословления досточтимого Ело Ринпоче по субботам и воскресеньям с 11 до 17 часов каждый желающий может посетить ступу и получить благословение священных реликвий Будды.

После кремации великих духовных мастеров в пепле часто находят реликвии. Большая часть реликвий похожа на бусины из хрусталя или жемчуга. Рингселы свидетельствуют о высшей духовной чистоте и совершенстве практикующего, о глубочайших качествах сострадания и мудрости. Встреча с реликвиями даёт возможность установить духовную связь с Учением Будды Шакьямуни, а также очищает неблагую карму. Правильный умственный настрой ещё в большей степени способствует этому.

Как известно, после ухода Истинно Совершенного Бхагавана Будды, священные реликвии, оставшиеся после кремации, разделили на восемь частей. Одна из этих частей была передана царю Магадхи Аджаташатре. Далее часть этих реликвий была подарена императору Тогон-Тэмуру. Император поднёс в дар часть реликвий тибетскому монастырю Наланда. Часть из этого собрания реликвий была помещена в ступу третьего Далай Ламы. В дар досточтимому Ело Ринпоче с чистыми намерениями и благопожеланиями процветания буддизма в России часть этих реликвий передал тибетский монах. Таким образом, священные реликвии Будды Шакьямуни из Индии, через Тибет, сквозь время и историю прибыли в Россию, в дацан «Ринпоче Багша». Это крайне значимое для всех событие.

В дацан можно ходить как в музей, очень много статуэток Будд, выполненных в различной технике, просто, как произведение искусства, однако неся с собой очень мощный заряд положительной энергии. Все фигурки имеют небольшую высоту. По форме они одинаковы — Будда сидит в позе лотоса, различаются они только положением рук. На них приходится пять видов жестов. И каждый из них имеет свой сакральный смысл. Например, в жесте созерцания большие пальцы рук образуют треугольник, символизирующий три драгоценности буддизма: самого Будду, его учение и общину. Жест прикосновения к земле совершается правой рукой и ассоциируется с победой Будды над царем демонов. При жесте проповеди указательный и большой пальцы образуют кольцо. Наиболее популярным является жест бесстрашия, при котором поднимается ладонь вперед. Пятый жест — это жест угрозы, отгоняющий злых духов.

Татхагата Майтрея – Будда грядущего, прихода которого ожидают на Земле после Будды Шакьямуни. Он сидит на троне, убран в различные дра- 81 гоценные украшения. На его голове корона, увенчанная небольшой ступой. Тело золотисто-желтого цвета, одет в монашескую одежду, руки сложены в дхармачакра-мудре (жест изложения буддийского Учения). В настоящее время Будда Майтрея находится в чистой земле Тушита (тиб. «Ганден»). В мире Тушита перевоплощаются существа, соблюдающие пять заповедей (не убивать; не брать то, что тебе не принадлежит; не заниматься неправильными сексуальными действиями; не лгать; не употреблять изменяющие сознание вещества); использующие свои заслуги в помощь другим; развивающие Четыре Безмерных благих состояния сознания (любовь, сострадание, сорадование, равностность). В этом божественном мире перерождаются бодхисаттвы. Согласно сутрам Махаяны Будда Шакьямуни, перед тем как переродиться на Земле, находился в мире Тушита.

Статуя Тысячерукого Ченрези. Есть легенда о Тысячеруком Ченрези. Когда-то в давние времена Бодхисаттва Авалокитешвара дал клятву Будде Амитабхе, что «ни на одно мгновение не оставит ни одно живое существо, пока оно не будет спасено из самсары, даже если придется пожертвовать собственным благополучием, покоем и радостью». Также он добавил, что если этого не случится, то пусть его тело распадется на части. С таким чистым намерением исполненный решимости Авалокитешвара провел в глубокой медитации долгое время. Когда же он вышел из созерцания, то к своему огорчению обнаружил, что смог освободить от страданий лишь несколько человек. Скорбь его была так велика, что голова раскололась на десять частей, а тело на тысячу. Амитабха, узрев это, сказал своему духовному сыну: «Все возникает взаимозависимо. Начальный момент – это намерение. Твое особое решение было проявлением желания всех Будд». Он возродил тело Бодхисаттвы, превратив тысячу частей в тысячу рук с глазом мудрости на каждой. Ликов стало одиннадцать: у десяти – мирное выражение, один – гневный. Авалокитешвара видит во всех направлениях и доносит свою безмерную любовь и сострадание до каждого существа.

Статуя Зеленой Тары в окружении двадцати одного аспекта Тары установлена в дацане в 2010 году. Тара является женским проявлением Бодхисаттвы Авалокитешвары и Будды Амогхасиддхи. Тара в окружении других своих двадцати проявлений восседает на лотосовом троне, её правая нога спускается с сиденья, тем самым символизируя готовность мгновенно прийти на помощь. Левая нога согнута и находится в состоянии покоя. Атрибуты Зеленой Тары – голубые цветы лотоса и голубой нимб. Цвет её тела символизирует активность. Человек, начитывающий мантру Арья Тары, побеждает всех демонов, уничтожает препятствия и достигает исполнения желаний. Говорится, что когда человек моргает, за то время, пока его глаза закрыты, Зеленая Тара тысячу раз облетает вокруг Земли, поэтому она успевает помогать каждому, кто её об этом попросит.

Здесь мы впервые увидели статую Будды, вырезанную из цельного куска хрусталя. с голубой подсветкой. Выглядит просто сказочно красиво. Такое впечатление, что находишься в ювелирном магазине. Современно, но не традиционно. В канун нового, 2009 года в дар дацану была преподнесена статуя Четырехрукого Махакалы. Статуя изготовлена из цельного куска бразильского горного черного хрусталя. Махакала изображен с накидкой из змей и костей, в накидке из тигровой шкуры, его живот выдается вперед, в руках – дигуг, чётки, дамару, капала, меч и ритуальный жезл. Махакала является гневным проявлением Бодхисаттвы Авалокитешвары. Ради спасения всех живых существ шести миров он проявил из своего сердца черно-синий слог ХУМ, который преобразовался в черно-синего Четырехрукого Махакалу (тиб. «Гонпо», бур. «Гомбо»). Махакала подавляет все препятствия, возникающие на пути человека, стремящегося к Освобождению. Он является одним из главных Хранителей Учения буддизма Махаяны. При вознесении искренней молитвы Махакале он помогает немедленно.

В 2005 году на территории комплекса было установлено восемь буддийских ступ. Ступы храмового комплекса  «дацан «Ринпоче Багша»:

Восемь ступ, связанных с земной жизнью Будды
Восемь ступ, посвященных отдельным проявлениям ума Татхагаты
Золотые ступы Примирения

Буддийские ступы – это символы, в совершенной форме выражающие чистую природу ума, Пробуждение. Духовное влияние ступ столь велико, что люди, почитающие их, принимающие участие в строительстве, а также живущие поблизости от ступ, воспринимают их позитивное воздействие как источник мира, счастья и благополучия. Ступы как сакральные буддийские сооружения существовали ещё при жизни Будды Шакьямуни. Бхагаван Будда благословил строительство ступ и объяснил, что тот, кто строит, почитает и обходит ступы, будет свободен от восьми неблагоприятных условий, переродится в благородной семье и будет владеть большим богатством. Будет свободен от таких мешающих чувств, как гнев, жадность, зависть, будет радостно упражняться в щедрости. Будет хорошо выглядеть, будет привлекательным, и другие будут счастливы его видеть. Будет иметь власть над миром и будет царем Дхармы. Будет счастливо перерождаться и чувствовать вдохновение от Учения Будды, обретя плод практики будет демонстрировать великие чудеса, проявит 32 великих знака и 80 признаков совершенства тела.

B Улaн-Удэ y дaцaнa нa Лыcoй гope ycтaнoвили caмyю бoльшyю мpaмopнyю бyyзy в миpe Eё вec — бoлee тoнны. И, кaк и пoлaгaeтcя бyyзe, нa cкyльптype ЗЗ зaщипa. Oднaкo peчь идёт нe тoлькo o бyyзe. Taк, нa тeppитopии xpaмoвoгo кoмплeкca ceгoдня мoжнo yвидeть цeлyю cкyльптypнyю кoмпoзицию из тибeтcкoгo мoмo и бyyзы. Bыпoлнeны oни из мoнoлитнoгo бeлoгo мpaмopa. Bec кaждoй cкyльптypы бoлee тoнны.

Moмo и бyyзa cимвoлизиpyют дocтaтoк и пpoцвeтaниe, бeлый цвeт cимвoлизиpyeт чиcтый, пpaвильный пyть дocтижeния блaгoпoлyчия. ЗЗ «зaщипa» пepeкликaютcя c миpoм Tpидцaти тpёx бoгoв и нeбoм Tyшитa. Heбo Tyшитa в кaчecтвe дyxoвнoгo cимвoлa oтpaжeнo в ЗЗ-x мeтpoвoй выcoтe изoбpaжeния Бyдды Шaкьямyни нa гope Бaян-xoнгop, coздaннoгo пpи пoддepжкe и c блaгocлoвeния дocтoчтимoгo Eлo Pинпoчe в 2016 гoдy, — тaк oбъяcнили в дaцaнe пoявлeниe бyyзы и мoмo нa тeppитopии «Pинпoчe Бaгшa».

Большой колокол Четырех печатей — реликвия храмового комплекса  «дацан «Ринпоче Багша». По замыслу досточтимого Ело Ринпоче и с его благословения весной 2009 года на заводе под Екатеринбургом был отлит Большой буддийский колокол. В начале июля колокол был доставлен в Улан-Удэ и установлен на территории Дацана. Колокол изготовлен мастерами высокого класса из специальной колокольной бронзы. Его вес составляет 700 килограммов, диаметр основания 1030 миллиметров, ударный тон – соль мажор. Это первый в России буддийский колокол таких размеров. Бронзовый исполин украшен восемью Благими символами, а его звучание, согласно верованиям, способствует распространению Учения и очищению окружающего пространства. Посетителю разрешается негромко ударить в колокол один раз, чтобы внести свой вклад в благое дело. Каждый приходящий в Дацан может прикоснуться к Колоколу, совершить ритуальный обход. Звук колокола очищает пространство, устраняет все препятствия на пути распространения Дхармы.

Позади статуи Золотого Будды расположены изображения восьми Архатов – иерархов Учения. Эта чистая линия передачи Учения Будды, не прерываясь, сохраняется и продолжается в настоящее время. ИСТОРИЯ УЧЕНИЯ ТАКОВА:
Закончив проповедь Учения, Благословенный вечером пятнадцатого лунного дня последнего весеннего месяца в городе Кушинагар показал уход в нирвану, перед этим вверив Учение Архату Махакашьяпе, тот вверил Учение Ананде, Ананда – Шанавасину, тот – Упагупте, Упагупта – Кришне, Кришна – Махасударшане. Восьмой иерарх – Мадхьянтика, установивший Учение в Кашмире.

АРХАТ МАХАКАШЬЯПА
(Его изображение располагается вверху слева)
После вхождения Будды в нирвану летом того же года Махакашьяпа созвал Архатов для того, чтобы собрать все проповеди Истинносовершенного Будды. Это собрание состоялось в пещере Деченма (тиб. Наделенная Блаженством) близ Раджагрихи. Пятьсот Архатов сняли свои верхние одеяния для устройства трона. Благородный Ананда первым взошел на него и, поклонившись в сторону Шравасти со слезами на глазах, начал проповедь со слов: «Так я слышал однажды». Так была составлена Сутра-питака. Значение этого события велико по той причине, что Арья Ананда слово в слово передал 15 все проповеди Будды, ничего не прибавив и ничего не упустив. Закончив, он занял свое место среди пятисот собравшихся Архатов. Затем Благородный Упали таким же образом изложил Виная-питаку, а Махакашьяпа составил Абхидхарма-питаку. Таким образом, на соборе слово в слово было изложено и составлено Три корзины Учения Благословенного – Трипитака. Далее Махакашьяпа вознамерившись уйти в нирвану, вверил Учение благородному Ананде со словами: «В свой черед ты вверишь Учение Шанавасину». Войдя в долину между тремя горами, явив многочисленные волшебные превращения, в монашеском, сшитом из лоскутков одеянии, которое даровал ему Будда, он сел на подстилку из травы куша, и, благословив свое тело, чтобы оно не разлагалось после смерти и даже не изменило цвет лица, пока Победитель Майтрея не придет в этот мир, дабы учить Дхарме, ушел в нирвану.

АРХАТ АНАНДА (Изображение Арья Ананды находится вверху справа). Арья Ананда вверил Учение Арья Шанавасину со словами: «В свою очередь, ты вверишь Учение Упагупте – мальчику, который продает благовония в Мадхури. Татхагата предрек, что он станет Буддой без тридцати двух признаков и исполнит деяния Будды». После этого Арья Ананда вследствие череды различных событий решил уйти в нирвану, для чего вместе со всеми своими учениками отправился на берег Ганга. В это же время со свитой из пятисот человек прибыл некий риши с просьбой к Арье Ананде о посвящении их всех в монахи. Ананда чудесным образом создал остров посередине Ганга и в полдень они стали монахами и сразу же обрели состояние архатов. Их стали называть «Полуденными Архатами». Татхагата предсказал, что в Кашмире – месте, благоприятном для медитации, Архат Мадхьянтика установит Учение Будды, а посему тебе надлежит отправиться туда и установить Учение». Впоследствии так и произошло. Арья Ананда ушел в нирвану. Его мощи разделили на две части и разместили в двух специально построенных ступах в Раджагрихе и Вайшали. Итак, Ананда вверил Учение Шанавасину.

АРХАТ ШАНАВАСИН (Его изображение располагается слева ниже Махакашьяпы). Арья Шанавасин много трудился на благо Учения и существ, он принял в Сангху Упагупту, передал ему монашеские обеты, а затем вверил Учение Арье Упагупте.

АРХАТ УПАГУПТА (Его изображение находится справа ниже Ананды) . Арья Шанавасин много трудился на благо Учения и существ, он принял в Сангху Упагупту, передал ему монашеские обеты, а затем вверил Учение Арье Упагупте.

АРХАТ ДХИТИКА (Он изображен слева от Золотого Будды ниже Арья Шанавасина)

АРХАТ КРИШНА (Он изображен справа от Золотого Будды ниже Упагупты)

АРХАТ МАХАСУДАРШАНА (Он изображен в самом низу слева)

АРХАТ МАДХЬЯНТИКА (Он изображен в самом низу справа)

Большие монастырские чётки — РЕЛИКВИИ ДАЦАНА «РИНПОЧЕ БАГША».

Большие чётки преподнесены в дар дацану «Ринпоче Багша» 1 сентября 2008 года японским монахом Хаяши Хироши. Четки сделаны из ценного африканского дерева бубинга, возраст которого составляет две тысячи лет. Общий вес чёток 350 килограмм. За свою жизнь дерево бубинга видело возникновение, процветание и падение многих государств и империй. После завершения срока жизни дерево привезли в Японию, в порт города Нагоя, где его выкупил господин Хироши. С искренним пожеланием мира и благоденствия всем людям на Земле он вручную изготовил несколько наборов чёток и преподнес их в дар буддийским монастырям Японии, Южной Кореи, Монголии, Канады и России. В день, когда чётки были привезены в дацан, досточтимый Ело Ринпоче провел ритуал их освящения.

Гулять по территории также можно абсолютно свободно, никаких жёстких ограничений нет. При желании вы можете остановиться для отдыха и расслабления в любой беседке на территории, посидеть, поразмышлять о жизни… Очень много информационных табличек, подписей, описаний. Атмосфера очень дружественная. Сосны, потрясающий пейзаж вокруг, горы вдали — от всего здесь веет спокойствием и умиротворением… Дацан доступен для посещения всеми людьми, независимо от их вероисповедания и национальности. Во многих беседках установлены таблички, дескать, это место для релаксации и созерцания.

«Ринпоче» с тибетского означает «драгоценный», а «Багша» с бурятского – «учитель». Предназначение буддийского центра «Ринпоче Багша» – это сохранение и развитие буддизма, а также содействие диалогу между культурами. Основной задачей является создание благоприятной возможности для исследования буддийского Учения для всех, кто чувствует свою историческую, национальную, духовную близость с буддизмом, чтобы их понимание и постижение Дхармы становилось более глубоким. Уверена, что этот дацан красив в любое время года. Летом здесь, определённо, всё утопает в зелени и цветах…

Пусть повсюду будет мир и согласие. Пусть процветают народы и будут счастливы все существа! Все вместе это задумано и сделано для того, чтобы Россия скорее вышла из кризиса, стала еще более сильной, могущественной и процветающей державой, чтобы каждый из нас был счастлив, уверен в завтрашнем дне и благоденствовал.

На этом наша экскурсия закончилась и мы сразу же остались в городе, т.к. нас уже ждал театр. На этот раз мы посетили представление Театра Байкал — юбилейный концерт артистки театра Юлии Замоевой назывался вечер «Феерия танца».

Вечер был в театре оперы и балета,  про который я уже рассказывала в первой части своего рассказа о городе Улан Удэ. Немного напомню. Театр находится в самом центре города. Перед театром стоит памятник «Красавица Ангара», посвященный танцорам балета. Лариса Сахьянова и Пётр Абашеев в образах красавицы Ангары и могучего Енисея запечатлены в грациозных, горделивых позах во время танца.

Театр оперы Улан-Удэ — единственный оперный театр в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Постройка принадлежит к стилю сталинского ампира и отличается богатым декором, барельефом, величественным порталом, над которым возвышается скульптура в виде всадников с развёрнутым знаменем. Сооружение примечательно тем, что его возводили японские военнопленные, а за основу построения использовали юрту. Территорию перед фасадом местного храма Мельпомены украшает светомузыкальный фонтан.

Архитектурно-пространственная структура здания скомпонована вокруг его центрального ядра – зрительного зала. Площади вспомогательных помещений в некоторых случаях скромны, их функции экономно совмещены. Небольшой вестибюль одновременно вмещает кассы. Фойе первого этажа фактически является и вестибюлем, в нем располагается гардероб.

Чтобы достичь полной художественной зрелости, учреждению понадобилось 40 лет. Программа предстоящих мероприятий составляется на 2 месяца вперёд. В месяц ставится около 18 представлений. Объем зрительного зала представляет почти полный круг диаметром 23,30 м. Зал рассчитан на 718 зрительских мест.

Не менее привлекательным покажется и интерьер здания с великолепной росписью потолка в зрительном зале. Известно, что для её создания использовали 55 тысяч яиц. В интерьере зрительного зала в технике темперы выполнена живописная композиция плафона «Торжество социалистического строя». Центр плафона занимала большая литая орнаментальная розетка с подвешенной к ней многоярусной люстрой. Над порталом сцены скульптурная композиция: герб в окружении знамен и музыкальных инструментов. Над центральным порталом установлена скульптурная группа «Всадники» с развернутым знаменем.

Относительно небольшой партер переходит в амфитеатр до уровня фойе второго этажа, где завершается кольцом лож. На третьем этаже зал раскрыт круговым балконом и не имеет ограждающей стены, ряды кресел отделены от кулуара лишь занавесом. Над балконами написаны легендарные слова «Искусство принадлежит народу!».

Праздничность интерьера усиливается торжественной колоннадой, располагающейся по периметру стен, разнообразными архитектурно-декоративными элементами, росписью на плафоне, шитым занавесом.

Бурятский национальный театр песни и танца «Байкал» — визитная карточка Республики Бурятия, хранитель многогранной культуры бурят-монгольского народа, который начал свой творческий путь в 1942 году. Сегодня, коллектив является одной из ведущих творческих команд России. Выступления «Байкала» неизменно входят в число ярких событий культурной жизни не только республики, но и страны.…

Когда живёшь в ожидании концерта, знаешь, что будет зрелище! И этот театр, что то необыкновенное! Юлия -настоящая волшебница танца, спасибо огромное за красоту, грацию, артистизм! Такого удовольствия от театра я никогда не получала, а здесь, я вся была погружена танцами. Было очень зрелищно и феерично — это точно. Теперь немного о самом театре.

Творчество театра «Байкал» представлено музыкой, песнями и танцами бурят-монголов, других народов, проживающих в Бурятии, а также танцы народов Азии. «Байкал» демонстрирует красоту и самобытность старинных песен и танцев, костюмов и орнаментов, сохраняя фольклор в первозданном виде и, в то же время, создавая новые формы и средства художественного выражения. Театр демонстрирует развитие традиций фольклорного и современного искусства. Костюмы, выполненные профессиональными мастерами в традиционной манере различных народов, представляют собой уникальную палитру из шелков, бархата, парчи, мехов, кожи, сложных орнаментов и узоров. Благодаря этим потрясающим костюмам у зрителей остаётся неповторимое ощущение присутствия на народном празднике, пронизанным духом древних кочевников.

Бурят-монгольские племена в прошлом времени были кочевниками Центральной Азии. Культура бурят-монгол является многогранной, она развивалась под сильным влиянием шаманизма и буддизма, насквозь пронизана символикой и сакральностью, ведь кочевники как никто другой умеют слушать и слышать мир вокруг себя. В настоящее время, театр «Байкал» является хранителем народной традиционной культуры бурят-монголов и стал одним из ведущих творческих коллективов России.

Основа репертуара театра «Байкал» — это богатейший фольклор бурят-монгольского народа. У бурят-монголов огромное значение имеют ритмы жизни, ритмы природы: смена дня и ночи, смена времени года. Выход на «облавную охоту» на зверя сопровождался торжественными актами, камланием шамана, танцем охотника, напоминающими своими действиями участниками охоты как следует держаться, что нужно предпринять при встрече с животными. Отсюда рождаются темпераментные танцы охотников, птиц и зверей. Все танцы идут в сопровождении живой аутентичной песни, богатой всевозможными мелизмами, не поддающейся традиционной нотной расшифровке. В национальную танцевальную традицию современные балетмейстеры вносят новую сценическую хореографию, обогащают современной тематикой, интерпретируют, умея сохранить национальный колорит.

Врожденная чуткость, умение погружаться в состояние вслушивания неотделимы от способности испытывать особое восторженное состояние, вызываемое ощущением слитности с природой, растворённости в ней. В подобном состоянии человек, стремящийся излить свою душу в звуках, прибегает, как правило, к нестандартным, необыденным способам высказывания, тем более, если он по опыту знает реакцию среды и предвкушает результат. Отсюда в музыке кочевников преобладание вокального начала. Звук, голос, напев, зов вызывает у слушателя богатые ассоциации: бездонное звездное небо, свист ветра в необъятных просторах степи, протяжные песни степных волков, ржание и топот тысячи копыт…

Было представление очень красочное, яркое, воодушевляющее зрелище, вызывающее восторг и радость. Это был невероятно эмоциональный, огненный концерт. Море положительной энергии.  Театр «Байкал» умеет создавать своеобразную атмосферу с полным погружением, ребята молодцы, видна полная отдача команды-танцоры, певцы, худ.руководитель, оркестр-все работают очень слаженно. Такая гордость сопровождала меня во время концерта за то, что мне посчастливилось посетить такое великолепное шоу. Такого театра, как театр Байкал, нет нигде больше! Впервые услышала о нём и посмотрела его выступление и сразу влюбилась. Любовь с первого взгляда. Нравится всё, что они делают, особенно нравится их безграничность, их возможность поразить и старинными песнями и современными танцами.

Словами не описать сумасшедшую энергетику, исходящую со сцены, красоту и великолепие костюмов, мастерство исполнения акробатических элементов артистами, замечательную хореографию. Зрелищное шоу, которое нужно увидеть в живую, чтобы окунуться в атмосферу танцев, музыки и эмоций… Вышла с концерта воодушевленная, с отличным настроением, получила огромное удовольствие. Советую всем, кто приедет в Бурятию, обязательно сходить на их концерт, не пожалеете!

Город Улан Удэ, его культурное наследие поистине потрясает воображение: музеи, памятники, театры, архитектурные шедевры и многое другое ждет здесь туристов со всего мира. Улан Удэ своеобразный город. Очень хорошо, что на ряду с современностью он сохраняет самобытность, национальную традицию и гордится этим. Как хорошо, что в Улан Удэ так много национального бурятского наследия, которое берегут его жители с великой любовью к родному краю. Дабы раскрыть  перед каждым гостем столицы это богатое историко-культурное наследие. На этой экскурсии мы посетили только небольшую часть того, что можно посмотреть и услышать об этом удивительном городе. А на этом наша экскурсия заканчивается, а на следующий день нас ждёт другое путешествие. Продолжение следует…

Поделиться:

Post Author: admin

Добавить комментарий