Бурятия. Этнографический музей народов Забайкалья. (часть 1)

В апреле 2022 года мы совершили путешествие в Бурятию, а именно в её столицу — Улан-Удэ.  Это яркая, солнечная столица Байкала, оставила запоминающееся впечатления от гостеприимства и радушного приёма тех людей, с кем нам довелось встретиться. Интереснейшие экскурсии, масса впечатлений. Много открытий об этом удивительном крае и народе, проживающем в этой местности, а также величественного Байкала. Обо всём этом я и хотела рассказать и поделится своими эмоциями. Но всё по-порядку. Я буду описывать в своих статьях каждый день проведенный в Бурятии. Но в некоторые дни было столько много посещений различных мест и столько новой для себя информации, что думаю, что для удобства прочтения, я буду делить их на части.

Расскажу немного о самом городе. Улан-удэ — столица Бурятии. Расположен в Восточной Сибири, в горной долине рек Селенги и Уды в 75 км от озера Байкал. Он по праву считается солнечным, т.к. большая продолжительность солнечного сияния — 1900 — 2200 часов, этот показатель превосходит даже южные регионы России. Наша поездка, как всегда, была спланирована не спонтанно, а имела конкретную цель — это увидеть Байкал и посетить Иволгинский дацан, в котором находится нетленное тело Пандито Хамбо ламы Итигэлова. Но мы и не предполагали, что это только небольшая часть того, что нам довелось увидеть и где побывать.

В Бурятии находится три буддийские святыни России: статуя Зандан Жуу, Атлас тибетской медицины, нетленное тело Хамбо Ламы Итигэлова». Именно в Бурятии находится центр Буддизма, т.к. считается по поверьям, что на выбранной священной реликвией Зандан-Жуу земле предвещается расцвет Буддизма, а именно сейчас она находится в Бурятии. Паломники со всего мира приезжают в Эгитуйский дацан поклониться и почувствовать непередаваемую энергетику Святыни Зандан-Жуу, освященного самим Буддой Шакьямуни – единственной прижизненной статуи Будды.

В первый же день нашего приезда, начали мы свое знакомство с Бурятией с этнографического музея народов Забайкалья. Это крупнейший музейный комплекс России под открытым небом в пригороде Улан-Удэ, живописной местности Верхняя Березовка. Здесь, на огромной территории, представлены все этноисторические объекты народов Забайкалья. Здесь можно узнать о том, как жили раньше эвенки, буряты, старообрядцы-семейские. Здесь можно провести весь день семьёй, гуляя по парку: увидеть чумы эвенков, юрты бурят, старинные избы староверов и различные предметы быта. Здесь можно ощутить себя в самом центре Евразии, на перекрестке цивилизаций, верований и культур. Там даже есть живой уголок — мини зоопарк. В нём можно увидеть практически всех представителей сибирской фауны и даже амурских тигров, оленей, верблюдов.

У входа в музей находится касса, а также план музея, т.к. на огромной территории надо ориентироваться в различных направлениях движения по объектам и их названиям.

Каждый комплекс по-своему уникален и интересен. Единый ансамбль под открытым небом, вкупе с природным ландшафтом, создают подлинную и многообразную картину жизни и быта эвенков, сойотов, бурят и русских XIX – начала XX вв. Экспонаты показаны в подлинной среде их бытования и типичном окружении, хотя и перевезены сюда из разных мест. Здесь можно совершить путешествие в прошлое и посмотреть, как жили наши предки. На его территории, которая составляет 37 гектаров, разместились более 40 памятников архитектуры, а также представлена удивительная композиция, насчитывающая 18 тысяч предметов. На этой огромной территории представлены все исторические объекты в виде различных поселений, которые были характерны для той или иной этнической группы. Здесь представлена вся история заселения края, происходивших в этом регионе с древнейших времен до ХХ века. Экспонаты музея дают правильное этнографическое представление о Сибири, забайкальский музей служит этнографическим эталоном, от которого будут отталкиваться при изучении народов Сибири.

Открытие музея было приурочено к 50-летию образования Бурятской АССР. Музей был открыт для посетителей 6 июля 1973 года.

На сегодняшний день в музее функционируют 8 экспозиционных комплексов, где представлена традиционная культура и быт народов, издавна населяющих Забайкалье (эвенков, сойотов, забайкальских и предбайкальских бурят, русских старожилов, казаков, старообрядцев), а также археологический комплекс, где экспонируются уникальные археологические памятники  (жилище хунну, шатровые и плиточные могилы, курганные захоронения – херексуры и др.), и городской комплекс  «Старый Верхнеудинск», в котором сосредоточены недвижимые памятники г. Улан-Удэ XIX – начала XX вв. с восстановленным внутри типичным интерьером.

Сама прогулка, по живописному красивому месту в парке, одно удовольствие. Чувствуется особое внимание к мелочам. Оформлены дорожки вдоль всех экспозиций. Над головами, в ветвях деревьев, можно увидеть настоящие произведения искусства, но уже современных авторов.

Красиво оформленные фигуры животных, которые установлены для фотозоны, привлекают к себе вниманием и никто не проходит мимо, не сфотографировавшись с такими милашками. Всё располагает к приятному времяпрепровождению и радует глаз своей аккуратностью и созерцанию прекрасного.

Музейные комплексы    Маршрут обзорной экскурсии включает в себя музейные комплексы, расположенные в хронологическом порядке от входа: 1) археологический, 2) сойотский, 3) эвенкийский, 4) предбайкальский бурятский, 5) забайкальский бурятский, 6) русский старожильческий, 7) русский старообрядческий (семейский), 8) городской комплекс.

Экспозиция каждого комплекса представлена в виде характерного для поселений прошлых веков усадеб и хозяйственных построек с орудиями труда, домашней утварью, мебелью, отражающими уклад жизни, хозяйственный быт, существовавший в разные исторические эпохи у народов Бурятии.

Начинается экскурсия с археологического комплекса, где можно увидеть воссозданные и подлинные памятники глубокой древности, сохранившиеся со времен этнической Бурятии. Группа экспонируемых памятников археологического комплекса дает представление о бронзовом и раннем железном веке (I-II тыс. до н.э.). В экспозицию включены плиточные могилы в виде каменных ящиков, скрытых в земле и обставленных большими плитами в форме четырехугольника. В таких устраивали погребальные обряды древние кочевники-скотоводы.

А чуть дальше видны большой и малый сторожевые камни. Они служили кочевникам как ритуальные «сэргэ» — коновязами у могилы покойного. Изначально сэргэ ставились у жилья и использовали по их прямому назначению – для привязывания коня. Это означало, что у земли есть хозяин.  Эти захоронения сопровождают высокие каменные столбы «оленные» камни с выбитыми на них тамгами или изображениями птицеобразных оленей, лошадей, солнечных символов. Если внимательно присмотреться, то увидите рисунок трех оленей. Рисунок выполнен на сланце точечной выбивкой. Очень тонкая и трудоемкая работа для художника Бронзового века. Считается, что эти камни представляют собой фигуры воинов, охраняющих покой умерших вождей.

В стороне от плиточных могил находится часть небольшой скалы, вывезенной из окрестностей г. Улан-Удэ, с петроглифами, сделанными красной охрой около двух с 2,5 – 3 тысяч лет назад скотоводами позднего бронзового и раннего железного веков Забайкалья.

Дальше, мы попали на импровизированную поляну-стоянку древних сойтов — Сойотский комплекс. В состав экспозиции входят жилища, крытые лиственничной корой и шкурами животных, культовые сооружения, хозяйственные навесы, а также отдельные бытовые предметы.

Сойоты — коренные жители горной Оки, сегодня это Окинский район Республики Бурятия. Они обитали в этих местах задолго до переселения туда бурят. Сами себя они называют сойонгами или соянами, и именно отсюда получили свое название Саянские горы. Сойоты первыми в регионе приручили дикого северного оленя, положив начало культуре оленеводства. Шкуры оленей использовали для шитья одежды и обуви, утепления жилища, выделки кож. Мясо употребляли в пищу, из рога молодых оленей готовили лекарственные снадобья.

Еще одно древнейшее занятие сойтов — охота. Пушнину продавали, обменивали на предметы первой необходимости. С охотой связано множество запретов и правил, основанных на древних шаманских верованиях. Считалось, что кабан и медведь понимают человеческий язык, поэтому во время охоты на них молчали. Запрещалось убивать птиц, в особенности лебедей и ласточек. Первые жили парами, поэтому при потере партнера проклинали убийц, вторые — общались с небесными ханами. Неосознанно сойоты применяли свод важных для экологии правил: не убивали зверей целыми выводками, охотились только в сезон и делали перерывы в освоении охотничьих угодий. Древняя религия сойтов основана на одушевлении окружающей живой и неживой природы, шаманизме.

Кочевой образ жизни отразился на традиционном жилье, представленном в виде шалаша (уруса). Летом собирали из тонких жердей остроконечный шалаш, зимой его покрывали оленьими шкурами.В верхней части жилища размещали свето-дымовое окно, под ним обустраивали очаг. Справа была женская половина, где хранилась домашняя утварь, личные вещи и продовольственные запасы. Слева располагалась мужская, где размещалось оружие, орудия для погона оленей, шкуры. Место с противоположной от входа стороны предназначалось для гостей, здесь же размещались домашние идолы, фетиши

Эвенкийский комплекс — это реконструированное характерное стойбище охотников, рыболовов и оленеводов XIX – начала XX века с учетом начавшегося социального расслоения, воссозданное по собранным сотрудниками музея материалам. В комплексе представлены традиционные жилища эвенков – чумы, крытые берестой, лиственничной корой, шкурами оленя, хозяйственные навесы, а также традиционные предметы быта, охотничье снаряжение, орудия рыболовства и лесного собирательства эвенков Бурятии XIX – начала XX вв. В эвенкийском секторе демонстрируется  различная утварь, чумы и деревянные лабазы коренного народа Бурятии, живущего на севере.

Эвенки— обитатели тайги. Вся культура эвенков была приспособлена к кочевой жизни. До революции эвенки занимались охотничьим промыслом, оленеводством, собирательством, рыболовством.

Конический чум из бересты – летнее жилище, остов которого делался из тонких жердей. Бересту для чума заготавливали в начале весны, парили, затем сшивали в полотнище сухожилиями. Чум из лиственничной коры бедного эвенка устраивался на постоянном стойбище, рядом конура для собаки, свайный лабаз, где хранятся лыжи, нарта-волокуша и долблённая лодка из тополя. Лабаз — деревянный сруб с двускатной крышей. Бревно с зарубками, приставленное к отверстию в полу, служило лестницей. В эти сооружения эвенки хранили вещи и продукты, таким образом пряча их от лесных зверей.

Если заглянуть в чум, то можно увидеть традиционный интерьер. В центре чума помещается очаг, над которым висит крюк «олдон» для котлов и чайников, деревянная решётка, где вялили мясо, рыбу, сушили орехи. На передвижных столиках находится берестяная посуда. Справа от входа место хозяйки, детская люлька. На деревянных перекладинах висела одежда. Внутри чума по кругу лежат оленьи шкуры – постель, на шкурах разбросаны коврики.

В стойбище обязательно был загон с теневым навесом для оленей. Размеры загона зависели от количества оленей. На помосте в загоне хранились предметы: вьючные сумки, правилки, седла, капканы, кожемялки, охотничья обувь. В центре стойбища был еще летний очаг, где вялили мясо, рыбу, готовили пищу.

Кожаный чум – зимнее жилище «тугэдэк» богатого оленевода. На летний период покрышка кожаного чума снималась и складывалась в свайный лабаз.

Особое место в экспозиции отведено шаманскому комплексу, включающему в себя чум шамана с галереей идолов – помощников шамана. Дополняет стойбище шаманский чум, который, как правило, строился по обычному типу. Остов чума покрыт оленьими шкурами. Входное отверстие чума обращено на восток. Посреди чума очаг. Через дымовое отверстие к очагу опущена молодая лиственница, символизирующая мировое дерево (туру). В чуме можно видеть предметы культа. Подле чума ставились два «хомокэна», которые охраняли с земли вход в мир мёртвых.

Место, где жил шаман, состоит из трех частей. «Дарпэ» — верхний мир, мир добрых духов — деревянные изображения птиц, которые мыслились как духи-сторожа. Средний мир символизировал сам чум. «Онан» — нижний мир, мир злых духов. Зловредные духи изображались в виде горностаев, колонков, волков, росомах.

Завершается осмотр комплекса добрым духом «чичипкан». Это один из идолов, охраняющий от дурного глаза и враждебных духов. Он изготавливался из бревна лиственницы или сосны длиной 3 м. На одном конце вырезали человеческое лицо, а с противоположной стороны его раскалывали надвое и расщеплённые концы разводили. Получался лаз, через который проходили при обрядах на защиту или удачу. Мы тоже прошли через этот идол, чтобы, как написано на табличке, уберечь себя и свою семью от злых духов и обрести удачу. А почему бы и нет! Мы все протиснулись сквозь эту расщелину в бревне и никто не застрял, значит уже удача.

У бурят – монголов шаманизм никогда не прерывался и существовал благодаря дедушкам и бабушкам — они в своих домах делали подношения во время праздников, свадеб, при рождении детей. Они сохраняли традиции, и сейчас, во-многом благодаря им, шаманизм переживает своего рода возрождение. Вхождение в транс, общение с духами – все это привлекает и ученых и простых людей.

В настоящее время Этнографический музей является единственным местом в республике, где представлена традиционная материальная культура и быт этого народа. Здесь проходят эвенкийские праздники и встречи эвенков, проживающих не только в Бурятии, но и в других регионах страны.

Следующее место нашего продвижения по Этномузею стала бурятская юрта-музей «Выставочный комплекс — «Юрта».

 

 

В ней собраны часть экспозиции, что составляет музейную кладовую Этномузея, это — предметы буддийского культа, декоративно-прикладного искусства, народные промыслы, традиционная одежда бурят, а также редкие книги. Расскажу о некоторых из предметов, которые мне понравились больше всего, т.к. там довольно большая экспозиция,  поэтому не буду долго задерживаться на этом.

Из предметов быта  — гобелен из конского волоса «Песня табунщика». Практически ювелирная работа.

Поражает искусно сделанная мебель, с резьбой по дереву с национальной символикой. Орнамент – одно из проявлений народного творчества. По орнаменту можно сразу определить к какой национальной культуре относится произведение искусства. Помимо зрительного, эмоционального воздействия, орнамент имеет глубокое символическое значение.

«Улзы» («плетенка») — древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Этот знак изображается на любом предмете из металла, дерева, мягкого материала в том случае, если изготовитель хочет показать свои добрые намерения и пожелания. Улзы принято считать буддийским по происхождению, означающие бесконечный цикл перерождений в мире людей. «Круг» -символизирует вечность, цикличность бесконечность. Все время от рождения до смерти — это движение по кругу, «колесу жизни». Круг – это Солнце. Солнце почитали все народы мира. Покланялись Солнцу и буряты. Круглое украшение, круглая юрта, круглая посуда, главный танец бурят – Ёхор — тоже круг. Круги орнаментов – поклонение Великому Светилу.

Бытовая утварь, сделанная из дерева и бересты — чаерезка деревянная, корытце для мяса, сито из прутьев (цедилка), чаши деревянные (тарелки и кружки), совок и сито, туес берестяной и многое другое. Удивляет то, что со временем, эта посуда не поменяла своего предназначения, а также внешний вид, только поменялся состав изготовления, все стало пластиковым, а не натуральным.

Традиционная одежда бурят также представлена в данной экспозиции

Редкие книги с буддистскими текстами, а также другие предметы буддизма.

Интересно было узнать, что резиденция Бурятского Деда Мороза или Сагаан Убгэн, тоже находится в Этнографическом музее — «юрте». На бурятском языке означает «Белый старец». Белый старец считается символом зимы, дарующим людям благополучие и процветание. Ежегодно в «гости» к Белому старцу приезжают Деды Морозы из разных регионов России и зарубежных стран. Рядом с юртой установлена, так называемая «Сказочная верста». Это путевой указатель, на котором указаны направление и расстояние до мест пребывания других сказочных героев, исполняющих роль Дедов Морозов, имена которых указаны в табличках с названием тех мест где они проживают. Кстати, интересный факт, что Сагаан Убгэн старше российского Деда Мороза примерно на 800 лет. Первое упоминание о нем относится к 600 году до Рождества Христова, а Дед Мороз — это прообраз Святого Николая, жившего гораздо позже. Считается, что мифические представления о Сагаане Угбене уходят своими корнями в добуддийский период. Уже более 2х тысяч лет тому назад культ Белого Старца был широко распространен. Те, кто с глубоким почтением относится к Старцу, знают, что он дарит покой и равновесие во всех делах.

Двигаясь дальше по маршруту, мы попадаем в отдел живой природы «Этно ZОО сад», в котором представлены основные виды фауны и флоры Забайкалья. Живые экспонаты дают посетителям наглядное представление о многообразии форм живой природы края.

Уголок живой природы был образован в 1976 году и задумывался как небольшая экспозиция домашних животных, традиционно разводимых на территории Бурятии. Со временем Уголок стал расширяться, приобретая попутно и функции центра содержания и реабилитации диких животных: травмированных, пострадавших от браконьеров или оставшихся без родителей. Часть животных после реабилитации выпускается обратно в природу, а те, кто в силу полученных травм или юного возраста не сможет выжить в дикой природе, остаются в Уголке живой природы, постепенно расширяя экспозицию.

Бурятия славится неравнодушными людьми, которые оказывают различную благотворительную помощь. Живут животные, в основном, на средства своих опекунов. Так, в 2018 году глава Бурятии Алексей Цыденов стал опекуном степного орла, после него многие организации и даже частные лица захотели стать опекунами для животных. У восемнадцати особей появились опекуны. Большая часть этих средств расходуется на приобретение кормов для животных, что позволило расширить и разнообразить рацион, приобретать витаминно-минеральные подкормки, хищникам – живой корм, который является необходимым компонентом их рациона. Всего в месяц уходит только на корм более 150 тысяч рублей.

Но конечно главные благотворители – это его посетители, ведь проданные билеты – это и есть та прибыль, на которую музей живет, развивается, строится и ремонтируется. Каждую осень горожане везут излишки овощей и фруктов со своих садовых участков.

На сегодня в Уголке живой природы содержатся 90 особей, относящихся к 40 видам животных, из них шесть видов относятся к краснокнижным видам: красные волки, степные орлы, орлан-белохвост, полярная сова, филины, черный аист. Но основная концепция отдела остается неизменной – основная часть животных и птиц – это представители фауны местного региона.

Территория музея — парка очень большая, поэтому я разделю свой рассказ и продолжу в следующей своей части по интереснейшему маршруту, который опять нас приведёт к экспозициям жилищ различного рода музейного комплекса по истории края.

Продолжение следует…

Поделиться ссылкой:

Post Author: admin

Добавить комментарий