Горный Алтай — «Живая преемственность».

Наше путешествие вновь на магический и манящий своей красотой и чудесной силой Алтай. Сюда можно возвращаться бесконечно и находить для себя всегда что-то новое. Наш путь лежит от Усть-Семы до Кош-Агач.

Если повернуть от Каракола вверх по долине реки, грунтовая дорога приведет в красивое и необычное село Кулада. По дороге в Куладу встетятся несколько менгиров высотой около 2м.

Оригинально оформлены ворота ведущие в село, деревянные стеллы выполнены местным умельцем. Говорят, что использован в работе был только топор. Здесь, около протекающей речки мы и облюбовали свою первую стоянку для обеда. Места очень красивые.

В Куладе есть музей, на территории которого находятся прекрасно сохранившиеся каменные бабы. Экскурсию по музею и не только, провела очень интересная  представительница местных жителей Марина. Из ее увлекательного рассказа мы узнали о жизни и быте населения Алтая, и в частности, об феноменальных способностях людей проживающих тут. Здесь почти каждый житель пишет стихи или рисует картины. Есть люди, которые имеют связь с космосом и записывают информацию поступающую от простор вселенной, порой не зная смысла и значения написанного. Они передают свои записи ученым или другим эзотерикам, для расшифрования текста написанного. Марина рассказала что она еще сама застала в живых настоящего шамана и это был не «новомодный», а истинный шаман. Шаманизм сложно увидеть чёрно-белым взглядом, ведь много ценных знаний о Природе и взаимодействии человека с ней открывает он современному человеку, который потерял эту тонкую связь, но также несёт много непонятного и отжившего. Ведь сказания и представления о мироздании передавались, в основном, устно, так что каждое поколение имело возможность внести что-то своё. Чаще всего современные алтайцы не имеют понятия, почему соблюдают те или иные традиции, что они означают и откуда взялись. Побывать в  этих местах стремятся видные деятели науки и искусства. Здесь совершенно другая атмосфера, отделяющая тебя от цивилизации и приближающая к тайнам природы. Сразу чувствуется удивительное воздействие этой необыкновенной, пропитанной историей и изотерикой место.

Марина нам также показала место где расположены каменные круги 24 шт., выложенные на равнине в форме полумесяца. В центре каждого круга исходит сильная энергетика. Ученые, изучавшие это место, не дают однозначного ответа ни на источник излучения, ни  на то для чего они служили и как они использовались. Также вблизи этих кругов находится интересная скала — гора, подойдя к ней с другой стороны, открывается удивительное зрелище — скалы испещренной множеством отверстий, как будто корозия покрыла всю часть горы. Также узнали, что не все камни в этой долине имеют местное происхождение, некоторые, такие как огромный кварц лежащий вдоль дороги к парку «Уч Экмен» был привезен из дальних мест, т.к. кварца нет в Горном Алтае, а также состав некоторых менгиров на курганах свидетельствует о «чужих» камнях. Но откуда, как и главное зачем их перемещали на большие расстояния остается также загадкой.

Живая преемственность». «В духовной культуре древних кочевых народов заключено самое важное учение. Оно выражается просто: Уважение и почитание всех живых существ, уважение и почитание всех духовных традиций. Такая широта видения и мудрость были достигнуты ещё в древности на огромной территории большого Алтая.»

Во время поездки на Алтай, нам повезло встретить не только невероятной красоты природу, но и удивительных людей, которые развивают свой Дух и стремятся сохранить первозданную красоту этих гор, рек и водопадов. Они стремятся сохранить мудрые традиции предков, обучают детей, пишут картины и книги…

В 2001 году правительством Республики Алтай создан каракольский природный парк «Уч Энмек» площадью 60551 га, который имеет статус особо охраняемой природной территориию.

Каракольская долина у алтайцев издревле считается священной. Здесь расположены целые группы древних курганов, каменных баб, или кезер таш, представляющих собой одну из загадок Горного Алтая. Население долины отличается своеобразным менталитетом и считает себя находящимся в духовно-родственной связи с природой долины. Считается, что все эти древние памятники вкупе с традиционной культурой коренного населения представляют собой информационный код о законах мироздания.

На смотровой площадке находится очень интересный памятник суслику, спасший от голодной смерти в годы войны детей и взрослое население Алтая. Сейчас это животное можно встретить практически везде на территории Горного Алтая.

Алтайцы считают, что вся природа живая, у объектов природы есть духи-хозяева, для их благосклонности совершаются обряды. Это подвязывание ленточек- jалама из трех цветов (белого — чистые помыслы, голубого — цвет воды и неба и желтого — цвет земли, солнца и луны) в сакральных местах, произношение благопожеланий. На перевалах обычно совершаются обряд с просьбой благополучного пути, на целебных источниках — для помощи в исцелении. При этом обычно напрямую не испрашиваются для себя какие-либо блага, а в первую очередь воздается хвала, благодарность местности. Ответная реакция подразумевается само собой. Обязательным считалось вывешивание ленточек в случае дальней поездки, на перевалах, на границах местности человеку, впервые появившемуся в этой местности. При отсутствии заготовленной ленты, разрешалось привязывать несколько волосинок от гривы лошади. При отсутствии даже коня можно просто посидеть, мысленно выразить благосклонность к местности, к Алтаю.

За Онгудаем Урсульская долина сужается и за селом Улита переходит в ущелье. Здесь удивительные по своей красоте и мощи падающей воды каньоны реки Урсул.  Помимо красивых видов, открывающихся на ущелье можно видеть слияние рек.  Малый Ильгумень впадает в Урсул. От Хабаровки начинается подъем на водораздел рек Малый и Большой Ильгумень, который проходит по перевалу Чике — Таман.

Остановившись на ночлег и раскинув палатки, мы готовились к ужину. Еда приготовленная на костре имеет свой непревзайденный вкус и аромат. Мы увлеклись рассказами и впечатлениями о прошедшем дне и поглощением ОЧЕНЬ вкусного плова с шашлыком и ничего не замечали вокруг. Проснувшись рано утром, обнаруживаем необыкновенную красоту места, которое не заметили в ночное время. Мы оказались в центре низменности, точнее в котловине, а вокруг нас окружали горы.

Далее наш путь проходил по трассе, где пейзажи  за окном машины сменялись с такой скоростью, что не успеваешь запоминать, где же мы проезжаем.

Высокие речные террасы расположены в долине Катуни на протяжении от Большого Ильгуменя до устья Чуи. Считается, что  они образовались в долине Катуни в небывало короткий срок за счет того, что высокогорное озеро прорвало естественную плотину, образованную двумя ледниками, и с огромной силой хлынуло на открытые пространства. Предположительно , «плотина» находилась на месте современного поселка Акташ, а озеро затопило впадину Чуйской степи. Гигантская волна высотой 100 метров пронеслась по долинам рек Чуи и Катуни, образовав необычные формы рельефа. Речные террасы, которые мы видим сегодня существенно выше уреза воды Катуни, находятся там, где раньше проходило русло древнего потока.

Бомы — это огромные отвесные скалы-утесы, нависающие над дорогой и рекой. Череда таких бомов тянется до села Малый Яломан, здесь тракт проходит высоко над обрывом, под которым внизу бурлит Катунь. Пейзаж довольно суровый. Со всех сторон дорогу окружают пустынные скалы.

По дороге нас также встречают горы — курумники, сложенные из больших камней, словно насыпи из огромных булыжников.

На Алтае много гор.  Горы алтайцы ассоциируют с началом жизни и центром мира. Весной они рождают жизнь, выпуская из своих пещер и трещин птиц и животных, а также являясь источником горных рек. Раньше людей хоронили усопших в утробах гор, поскольку входы в гору являлись порогами подземного мира. Особенной горой является Алтын-ту (Золотая гора), которая служит престолом Ульгеня. Даже название Алтая происходит от монгольского «алтан», или «алт», что означает «золото». Особое значение имеет для алтайцев священная и самая высокая гора Алтая Белуха (4506 м), которая играет роль вестника, потому что изменяет свою снежную шапку. Алтайцы с почтением относятся к духам гор, даже опасаются смотреть на их белоснежные вершины. Живущие здесь люди говорят, что здесь очень тонкая, быстрая связь с Небом через эти хрустальные потоки энергии. Говорят, что мысль здесь летит со скоростью света, например, очень легко общаться с духами природы и с высшими силами, и, как некоторые понимают, с Белым Братством.

Гора Белуха и сверкающий Олень, Дух Алтая. Вода символизирует жизнь, а ледники — чистоту. Алтай можно назвать пуповиной Земли, колыбелью народов мира, матерью мира. Чистые воды, горы и ледники Алтая — это территория, дающая жизнь. Отсюда уходили народы во все стороны света. Уходя, они оставляли знаки, оленные камни из тяжёлого гранита с высеченным на них оленем. Люди не забывали оленя, он их защищал даже в других землях. Но сейчас время к нему возвращаться, возвращаться к своим истокам, к природной чистоте. Люди идут к оленю!

Несколько выше устья Чуи находится знаменитый порог Турбинных. Здесь слишком необычно зрелище бурной реки, в одном месте она резко, на 90º, меняет направление течения. Он очень красив и поражает своей мощью. Это могучее препятствие водопадного типа.

Здесь же на берегу этого удивительного зрелища, на небольшой скале расположенной в центре этой  равнины,  на котором мы и расположились на очередную ночную стоянку (на второй день нашего пути  уже в обратную сторону),  мы совершенно случайно обнаружили петроглифы в очень хорошем состоянии.

За селом Иня можно обнаружить каменные стелы. К сожалению, каменных изваяний на Алтае становится все меньше, многие из них были уничтожены еще в прошлом — начале нынешнего века, многие позднее, многие при строительстве Чуйского тракта, наиболее яркие вывезены в музеи, тем самым обеднив культурный ланшафт «Золотых гор».

Наскальные рисунки занимают среди древностей особое место, являясь бесценным источником, рассказывающим о духовной и материальной культуре древних народов. Нередко петроглифы являют собой живописные повествовательные рассказы наших предков о своей жизни, обрядах и зарождающейся мифологии.

На правом берегу реки Чуи, между селами Иня и Иодро, на скалах вдоль дороги практически непрерывно на протяжении 10 км встречаются наскальные рисунки — петроглифы. В целом здесь находится более 3 тыс. разнообразных изображений от эпохи бронзы до Средневековья и 20 рунических древнетюрских надписей. Самые древние из них были нанесены семь тысяч лет назад в неолите. Это  огромные фигуры оленей, контурное изображение которых выполнено глубоким желобком, выбитым на скальной поверхности. Стоит заметить, что изображение копытных животных — достаточно распространенный сюжет в наскальном искусстве Алтая. Место это получило название урочище Калбак — Таш. Цетром этого комплекса является изваяние, выполненное в виде фигуры воина.

Примерно в 2 км от наскальных рисунков, на 725 км тракта, с левой стороны, стоит изваяние каменного воина с четко изображенным лицом и рукой, сжимающей меч. За изваянием находится еще одна писаница. Основное панно с петроглифами расположено не на северной стороне, которая в течение дня максимально освещена солнцем, а на перпендикулярно развернутой плоскости, обращенной на запад. Над изображениями оленей и козлов доминирует огромная зигзагообразная линия, символизирующая змея. Вокруг которой расположено много зооморфных сюжетов. Урочище Адыр -Кан является одним из самых известных археологических комплексов в долине реки Чуи, состоящий из местонахождения петроглифов, погребальных сооружений, оленного камня. «Сыгын таш», так называемый оленный камень, и пертоглифы являются составными частями большого древнего святилища, которое использовалось еще с эпохи бронзы несколькими поколениями. Стела в данном комплексе была не одна, вокруг нее разбросаны обломки от еще нескольких стел, уничтоженных при распашке. С Чуйского оленного камня началось научное изучение древних изваяний Алтая. На стеле изображены: человеческое лицо с серьгой-кольцом в ухе, кинжал, лук в футляре и фигура коня. Здесь же имеются несколько надписей на старомонгольском алфавите.

Водопадов в Горном Алтае множество, но в основном они имеют небольшой фронт падающей воды. На пути вдоль тракта встетились водопад Ширлак и «Аржан — Суу». Водопад Ширлак распологается в Центральном Алтае на Айгулакском хребте, он виден с Чуйского тракта, к нему ведет довольно натоптанная тропа.  Высота его не более 10 м.  После землетрясения 2003 г. река и соответственно водопад исчезали. Сегодня он вновь радует всех проезжающих по Чуйскому тракту.

Источник «Аржан — Суу» имеет несколько названий. С алтайского аржан — «минеральная», су — «вода», «Шоферский ключик», «Золотой ключик».  Вода источник выходит на высоте 340 м, вытекая из трещин пород в нескольких местах. Через 20 — 30 м. ручейки соединяются в единый поток.

До прокладки Чуйского тракта Белый Бом — огромная отвесная скала из белого известника, висящая над Чуей, — был самым опасным местом Чуйского торгового пути.  Встретившись здесь, две вьючные лошади были не в состоянии разминуться. Около поселка Белый Бом, где скальные склоны прижали тракт к свирепой Чуе, в 1957 г на выступе скалы был установлен памятник на месте трагически погибшего отряда красноармейцев под командованием К.Заозерного.  Участок у Белого Бома считается экстремальным за опасные спуски, крутые повороты и подъемы. Есть в Белом Боме и другой памятник, символический. Ветераны водители из Новосибирска установили его легендарному алтайскому шоферу. На могилу положили зеленую фару и согнутый от АМО штурвал. На каменной плите памятника краской вывели первую строчку легендарной песне про Кольку Снегирева: «Есть по Чуйскому тракту дорога, много ездят по ней шоферов». Вот с этой самой кручи, по преданию, и улетел отчаянный шофер.

Центральный Алтай — наиболее высокогорный и труднодоступный район Алтая. Одним из наиболее высоких горных хребтов является Северо — Чуйский хребет, бесспорно, лучший вид на Чуйском тракте и один из красивейших мест на Алтае. Стоит развернуться в противоположную сторону, где перед нами открывается не менее интересный вид на Курайский хребет, лишенный растительности его склоны пестрят оттенками красного, желтого и оранжевого цветов.

За Акташом проходит своеобразный рубеж природных зон. Начинаются высокогорные степи, сначало Курайская, затем — Чуйская. Растительность здесь однообразна. На оставшейся части тракта почти не встречается зелень, привычными станут сухая земля с колючками и грудами камней, плоская равнина степей и высокие горные вершины в дымке. За селом Мены начинается Курайская степь — обширная межгорная котловина, окруженная хребтами. От села Мены видны вершины Северо -Чуйского хребта. Курайская степь отличается суровым климатом: непродолжительные жаркие летние дни сменяются снежными вьюгами и суровыми холодами. Резкую разницу температур в летнее и зимнее время, а также днем и ночью объясняют не столько высоким положением степи , 1500 — 1600 м над уровнем моря, сколько сильным выхолаживаем при безоблачном небе. Это же явление характерно и для Чуйской степи. Курайскую степь сменяет Чуйская, она расположена на высоте 1700 — 2000 м над уровнем моря и окружена горными хребтами, покрытыми вечными снегами. Растительность Чуйской степи еще более бедная. На красноватой от так называемого «загара пустыни» щебнистой почве видны колючие кустарники и кустики полыни и иссохшей, трескающейся от сухости земле. Зимой температура — 50ºС — явление обычное, а в отдельные годы опускается до -62ºС.  Это полюс холода всего Горного Алтая. Кроме того Чуйская степь Чуйская степь _- самое сухое место в России, выпадающее за год количество осадков не превышаеь 150мм. Вечномерзлые грунты в степи достигают 15 — 90 м. Чуйская степь — одно из немногих мест в России, где разводят верблюдов. Путешественника Чуйская степь поражает своей пустынностью и суровостью. На многие километры вокруг дороги лежит пустыня.

Село Кош -Агач расположено посреди Чуйской степи. История его связана с развитием культурных и экономических отношений между Алтаем и Монголией, входившей до 1880-х гг.в состав Китайской империи. Он является последним пунктом скопления товара на пути в Монголию и Китай. За Кош-Агачем начинается пограничная зона, для дальнейшего проезда потребуется специальный пропуск.

Обратный путь домой был быстрее, т.к. мы редко останавливались и двигались по прямому маршруту, но красота природы Алтая никого не оставила равнодушным.

Большое поле цветов — огоньков, словно яркие пламени огня, раскинутых по всему полю — было нам заключительным  подарком от щедрой природы Горного Алтая.

Всегда очень увлекательно открывать для себя новые места, т.к. тяга к путешествию есть в душе каждого человека. Алтай — это музей под открытым небом,где вы погрузитесь в атмосферу различных исторических событий прошлых эпох. Алтай — это «остров» биоразнообразия среди современной цивилизации…

Алтай — прикосновение к тайне. Мария Тучкова

Конечно, в первую очередь Алтай интересен своим географическим расположением, находясь на территории России, в сердце Азии, на стыке Монголии, Китая и Казахстана, являясь, тем самым, частью уникального перекрёстка культур, народов, многие из которых (например, буряты, монголы, калмыки, тувинцы…), в свою очередь, считают именно Алтай своей прародиной, нередко отождествляя его с мифической страной Беловодье.
Люди сюда приезжают искать вход в легендарную Шамбалу, искать первозданную природу, искать себя. Алтай также стал убежищем староверов, селения которых хорошо спрятаны в таёжных лесах до сих пор. Но чтобы увидеть Алтай более целостно, необходимо прикоснуться к его истории.

Современный Алтай переживает, как и, наверное, все народы со старинными верованиями, кризис. Встречаются смутные отголоски шаманизма, бурханизма и староверчества. Православие здесь также полностью не восторжествовало, так как язычество глубоко укоренилось в мироощущении алтайцев, которые всегда были наедине с огромным, необъяснимым природным пространством. Но когда люди так близки природе, у них есть свои знания, своя мудрость и опыт. И, наверное, не так важно, какой религией это назовёшь, если такая вообще существует.

Как и всегда были, так и будут в таких краях люди необыкновенные по своей чистоте и мудрости, приносившие крупицы новых знаний. Например, яснослышащая Антонина Тундинова, которая принимает послания от Елены Рерих, называя их генетической памятью Алтая, продолжая тем самым труд своих алтайских предшественников, опираясь на духовную литературу XIX и ХХ веков. Известным феноменом на Алтае является горловое пение. Один из певцов, Аржан Кезереков, своим пением избавляет от болезней. Он говорит, что волны этого пения сами находят больное место и исцеляют его. Кроме того, он называет наше время временем перемен тупоголовых. О том, что наша планета начинает новый виток эволюционного развития, который сопровождается различными взрывами, уверен исследователь алтайской космогонии Николай Шодоев. «Очень важно, чтобы человек прожил свою жизнь по совести, в гармонии с землёй и небом. Мир, — говорит учёный, — всё Бог, везде, в нас и вокруг нас, духи и иные миры. Природу одухотворяют духи — тонкие энергии, а человека — душа». Тело, по его мнению, состоит из всех стихий, а душа — из положительного отцовского и отрицательного материнского заряда, которые встречаются у ещё нерождённого ребёнка в грудной клетке, тем самым даря душу будущему человеку. И чтобы после смерти подняться на небо, душа человека должна быть чиста, не отягощена грехами.

Случается много чудес на Алтае, такое, как появление исцеляющей, поющей и хохочущей бронзовой статуэтки Белой Тары или необъяснимые большие каменные шары, которые встречаются также в Казахстане, Монголии или в Перу, ну и, конечно, менгиры и святые источники. Конечно, всего не перечислишь, уж слишком богат Алтай тайнами и загадками, за которыми гоняются туристы и исследователи. Кажется, алтайцы всё видят проще. Им не нужны далёкие путешествия в горы, поиски Шамбалы, так как, по высказыванию некоторых из них, Шамбала находится в их сердцах. И до тех пор, пока эти люди будут хранить народные сказания, мифы и гармоничное взаимодействие с природой, веру и свою чистоту, то разве может остановиться биение сердца Алтая?

Миф о сотворении мира всегда является корнем духовного наследия народа и приоткрывает дверь к познанию всего объёмного народного представления о мироздании. Итак, творение создаётся лишь из-за соперничества двух творцов, противодействие которых приводит мир в движение, создавая гармонию и единое целое. Существует у алтайцев такая поговорка: «Ульгень и Эрлик имеют одни двери». Также в алтайской мифологии нет понятия абсолюта, потому что говорится, что существует «дно неба» и «дно земли», как крайние пределы ограниченного мира. Мир представляется трёхслойным, а дальше уже каждый из них предстаёт со своими личными подуровнями. Ульгень владеет дальним слоем небес, а Эрлик был свержен в царство подземное. В среднем же мире, который оживляется лучами Ульгеня, обитает человек. На границе двух миров находится судное место, куда отправляются души умерших.

Алтайцы, живущие в единстве с Матерью-землёй, прислушивающиеся к каждому её дыханию, слитые своим сознанием с миром тонким, миром духов, миром богов, несут в себе удивительное, непонятное для европейца глубокое и утончённое состояние духовного покоя, когда человек перестаёт принадлежать миру людей и живёт в сказочном мире живой Родной Земли, получая от неё вдохновение, любовь, покой, возвышенность, самодостаточность.

Встретившись с алтайцем, живущим в горах наедине с Матерью-природой, вы наверняка ещё долго будете пропитаны его умиротворённой безграничной аурой добродушия, мудрости, созерцательности. За этим чувством, а также за желанием причаститься к этой необыкновенной земле, вы будете стремиться приехать сюда вновь и вновь, чтобы почувствовать себя человеком космическим, в сознании которого нет чёткой границы между его внутренним, духовным, и внешним, земным, миром, потому что эти миры представляют собой единый калейдоскоп вращающихся в бесконечном движении, крепко соединённых между собой духовных сфер, когда каждая травинка, каждое деревце, каждая гора, озеро или река одним своим присутствием способствуют одухотворению человека, приближению его к совершенству. Именно такое наполненное чувство подаренного свыше состояния необычайной духовной гармонии несёт человеку земля Алтая.

Вернувшись с Алтая, я сожалела, что не смогла полностью в своё сердце вобрать всё, чем пропитана эта земля, и чем, безусловно, одаривает каждого восприимчивого и чистого сердцем человека. Не смогла, как подсознательно, наверно, желает каждый путешественник, пропитаться атмосферой, суметь откликнуться на временные потоки, идущие из прошлого, осознать, зачем оказалась именно здесь и какой долг должна вернуть этой земле. Не зря же человека с детства тянет та или другая страна, в которую он часто стремится попасть на протяжении всей своей жизни. Такой силой владеют кармические связи, идущие с далёкого прошлого, когда наша жизнь, возможно, оставила яркий и насыщенный, но также, возможно, и тёмный след в истории данного народа. И мы, таким образом, подсознательно собираем крупицы своей души, разбросанной на протяжении веков по всему миру, хотя и не только поэтому. И когда человек оказывается на таком месте, то нужно принять и полюбить землю, культуру и людей.

Прикосновение к тайнам Земли происходит иногда гораздо позже того времени, как побываешь в местах, которые хранят эту тайну. Иногда мимолётное путешествие впоследствии призывает к более глубокому переосмыслению увиденного, подталкивает к поиску чего-то сокрытого от простого взгляда туриста. Это чувство нераскрытой с первого раза тайны подталкивает к поиску, зовёт вернуться вновь, чтобы уже осознанно наполниться красотой и духом посещённой когда-то земли. Ты стремишься испытать блаженство слияния с Природой, чтобы всем своим существом ощутить полноту жизни края, в который ты влюбился. Самый верный путь к этому блаженству — изучить историю и понять душу живущего там народа, чтобы хотя бы на немного ощутить себя его частичкой, почувствовать эту землю так же, как её чувствуют местные жители, впитать соки этой земли, чтобы через связь с ней переродиться и почувствовать себя на мгновение полноценным и гармоничным существом.

 

Поделиться:

Post Author: admin

Добавить комментарий