Кронштадт — Морской Свято-Никольский Собор.

В прошлой своей статье я описала все известные достопримечательности Кронштадта, находящиеся на Якорной площади у Никольского морского собора.  Прежде чем зайти внутрь самого храма, давайте посмотрим на этот Собор с внешней его стороны. Это величественное сооружение, привлекающее к себе вниманием не только масштабами строительства, но и красотой постройки. Этот удивительный по своей красоте и истории храм является сердцем города Кронштадта.

По замыслу его создателей, Никольский Собор — самое высокое строение в городе. Когда корабли подходят к Санкт-Петербургу, первое, что они видят — золотые купола Собора. Храм выполняет функцию маяка. Вид из окон собора впечатляет, виден весь город и морские причалы.

Изначально будущий храм рассматривался, как памятник великим делам ПетраI. В воззвании  по сбору средств на постройку Морского Собора говорилось: «Новый храм предполагается создать в таком виде, чтобы он служил и местом молитвы для моряков, и был памятником деяний русского флота». 18 марта 1902 года проект собора, представленный профессором Косяковым В.А., был утвержден императором Николаем II. На сооружение Морского собора ушло 10 лет. Глядя на бережно восстановленный Морской собор, видно: все то, что задумали, но не успели воплотить в жизнь его создатели в 1913 году, стало явью в 2013 году.

Реконструкции подлежал не только храм, но и прилегающая площадь. Реконструкция Якорной площади организована с целью получения уникального изображения морской символики: крест центрального купола собора проецируется на центр площади в штурвал; мощение выполнено в форме малого якоря, вписанного в изображение большого якоря, основанием веретена которого является собор.

На протяжении уже нескольких лет закрепилась великолепная традиция, давать присягу Родине, на верность Отечеству, на Якорной площади.  Приход Морского Собора также возродил традицию, заложенную самим Петром Великим, дарить походную икону с небесным покровителем экипажам военных кораблей. Это главный храм Военно-морского флота России и самый большой из российских морских храмов, он передает величие Российского Военно Морского Флота.

Возрождение Свято-Никольского собора в Кронштадте — действительно важная отметка в нашей новейшей истории. Ее можно сравнить со строительством Храма Христа Спасителя в Москве — и по объему выполненных работ, да и по значению храма. Если московская святыня была посвящена победе над Наполеоном, то эта морская святыня в Кронштадте была посвящена победам русского флота и памяти погибших моряков.

По плану, собор повторял храм Святой Софии в Стамбуле, с несколько измененными пропорциями. Собор, освещенный 6000 эл.ламп — вмещал 6000 молящихся. Общая площадь здания более 5300 м², длина здания 83,2 м, ширина -64 м, высота с крестом — 70,6 м. Над северными воротами помещался образ  Божией Матери, над южным — образ святителя Митрофания, над западным — св. апостолов Петра и Павла, святителя Николая Чудотворца и св. Иоанна Рыльского. На постройку и украшения собора было израсходовано 1955 тыс. рублей. Наружное и внутреннее убранство собора отличалось богатством и выдающимся художественным качеством.

Из истории Морского собора, рассказанной на экскурсии по храму, узнали, что собор был закрыт 14 октября 1929 года, церковная служба была прекращена, а собор был передан в собственность Кронштадтского Совета. Имущество собора по оценочной описи перешло в ведение Госфонда. Трагическая судьба ждала почти все 17 колоколов храма, их отдали на переплавку. Вечером 14 февраля 1930 года с собора торжественно сбросили колокола и подняли красные флаги. Семь позолоченных крестов оказались сброшены с собора позднее, чем колокола. Особая участь ждала и мраморный иконостас и памятные доски. Госфонд снял с учета «за неликвидностью», дав тем самым разрешение на их уничтожение. Черные мраморные доски содержали имена офицеров морского ведомства, погибших в боях и при исполнении своего служебного долга; нижние чины обозначались не по именам, а шли общим числом, за исключением тех, кто совершил выдающийся подвиг и чьи имена занесены отдельно. Все 150 памятных досок с нанесенными на них золотом имена деятелей и героев флота за 200 лет его существования были сняты со стен галерей. Часть из них разбиты, часть их использовалась в хозяйственных целях.

Война тоже внесла свою лепту в разрушение храма. Во время Великой Отечественной войны Морской Собор участвовал в обороне Ленинграда в качестве главного наблюдательного пункта. Зона видимости с его 70 метровой высоты более 45 километров, обеспечивала возможность корректировки огня артиллерии. За время войны в собор попали два снаряда. Последствия повреждений стен и металлических конструкций были полностью восстановлены только в процессе восстановления собора в 2010-2013 годах. След от попадания в полу центрального молельного зала навсегда останется в память о героях этой войны.

Восстановление началось с демонтажа тех конструкций, которые появились позже, при переделки здания в различного рода заведения: кинотеатр, склад, госпиталь и т.д. Демонтажные работы проводились круглосуточно в течение 4,5 месяцев. Крест Собора был отреставрирован и покрыт позолотой. Все абсолютно выполнено в морской тематике, крест на куполе тоже необычный, он вписан в штурвал. Во время освящения Главного креста собора в него была установлена специальная капсула, в которую поместили памятное письмо с именами реставраторов собора. Выполнены работы по золочению сусальным золотом верхнего, нижнего, среднего пояса, подножья креста, площадь которого превышает 950 м², расход золота на эту часть креста достигает 2050 кн. (вес книжки 4гр.). Полностью выполнены работы по золочению звонниц, куполов и резных подзоров мозаичных икон западного фасада. Километры клинкерного кирпича сделали стены храма нарядными, а купола, покрытые сусальным золотом и алюминием, ослепительно засверкали на солнце. Процесс золочения был одним из самых сложных этапов в восстановлении собора. К работе было привлечено рекордное количество позолотчиков. Купола находились в ужасном состоянии, т.к. во время войны они были закрашены маскирующей краской, которая затем была неправильно снята, в результате чего была уничтожена вся позолота и грунтовка, а медные купола позеленели за долгие годы нахождения на открытом воздухе. Работа проводилась в несколько этапов: сначала наносились 8-9 подготовительных слоев, начиная с грунта. Каждый слой готовился по специальной современной технологии: отдельно обезжиривался и прокуривался, а само золочение наносилось уже на конечный слой высоко глянцевого лака. При выполнении навески нижнего пояса декора главного купола, который тоже содержит в себе морские элементы — «Спасательные круги и якоря» было установлено около 780 элементов.

На фасадах были отреставрированы вставки и декор майолики. Частично майолика пострадала во время войны от осколков снарядов и бомб, но главный урон нанесен вследствие варварского решения убрать с фасадов любые символы церкви и веры. Многие из элементов майолики пришлось воссоздавать по старым черно-белым фотографиям собора. Но однажды, во время проведения работ по выборке грунта вокруг собора, возле северного крыльца на глубине трех метров была найдена голова одной из фигур архангелов, что очень  помогло в восстановлении обликов этих фигур.

Общая площадь витражей Кронштадтского собора более 150 м². Роспись производили с многократным обжигом (от 6 до 12 раз) при температуре 680°С в муфельных печах. Сборку осуществляли при помощи свинцовой оплетки. Использовали стекло немецкого производства, которое было изготовлено специально для проекта по заказу. Восстанавливали витражи по сохранившемся архивным фотографиям. Они настолько выполнены искусно, что свет, проходящий через эти витражи, отражается на всех стоящих иконах в храме одновременно.

В 2011 году коллективом из более 200 живописцев была выполнена роспись главного купола.  В центре главного купола была написана огромная фигура Христа в круглой «славе», составленной из очень необычных «геометризованных» херувимов. Подъем под купол, при совершении экскурсии, которой мы и воспользовались,  даст возможность посмотреть на храм с высоты и подробнее разглядеть впечатляющую потолочную роспись.

Внутри все оформлено в морской тематике: там и Андреевские флаги, и огромные светильники, подвешенные на настоящих якорных цепях.

Вся живопись собора находилась в плачевном состоянии — часть заштукатурена известкой, часть побелена. Очень много фрагментов было утрачено, поэтому все эскизы создавались по архивным материалам. Расположение большинства сюжетов и, главное, стилистика росписей сразу заставили думать, что ничего подобного в истории русской монументальной живописи второй половины XIX — начала XX века не существует. Программа росписи составлена, в отличие от многих храмовых декораций, с учетом традиционной сакральной топографии православного храма.

Одним из основных этапов реставрации собора являлось восстановление лепных элементов декора, которые, в основном, пострадали от протечек воды и разрушительной силы воздуха, т.к. были разбиты и не закрывались оконные рамы, а также перепадам температур, из-за аварийного состояния системы отопления рушились не только лепнины, но давало трещины и разломы по стенам и потолкам сама конструкция здания.

Иконы были написаны Аполлоном Васильевичем Троицким. 96 икон были написаны маслом на медных досках. Иконы воссозданы художниками ярославской иконописной мастерской «Ковчег» под руководством Беловой Ю.С., члена Союза художников России. Им выпала сложная и интересная задача. Данная мастерская продолжает богатейшие традиции иконописи.

Иконостас собора представляет собой совершенно неожиданное и самобытное явление. Он относится к типу четырех ярусных — состоит из местного, праздничного, деисусного и пророческого чинов. Иконостас выполнен в русско-византийском стиле. Длина его 23 метра, а высота 10 метров. Рабочие чертежи Иконостаса создавались при сопоставлении обмеров алтарной части, а также с помощью фотографии, сделанной в 1914 году и сохранившихся авторских эскизов. Иконостас возводили на сохранившееся историческое перекрытие.

Иконы были восстановлены также на пожертвования, тому подтверждение икона Митрополита Алексия Московского

Главной темой росписи сводов алтаря является Боговоплощение, как центральный момент человеческой истории. Сюжеты росписи последовательно изображают события Ветхого и Нового Заветов. К декабрю 1911 года А.Троицким были выполнены иконы для 1-го, 2-го и 3-го ярусов иконостаса. После закрытия собора и разрушения иконостаса, иконы на металлических досках были списаны и уничтожены, как не представляющие художественной ценности. На момент начала реставрационных работ алтарная часть была полностью демонтирована. Основу иконостаса составляет кирпичная кладка, облицованная резным мрамором и декорированная различными камнями: лазуритом, яшмой, родонитом, горным хрусталем и бронзой. Также была полностью воссоздана Алтарная преграда, состоящая из 16 колонн, выполненных из цветного мрамора. Особые трудности были при доставке мраморных блоков, вес каждого из которых достигал 1,5 тонн. На белых мраморных досках, расположенных в алтаре, были запечатлены имена священнослужителей, служивших на военно-морских судах и погибших в море. Нам довелось посмотреть на Алтарь только с высоты верхнего яруса, под куполом. Сверху это выглядит очень красиво.

Особый интерес вызывает орнамент полов центрального зала, он, как и все в интерьере собора, украшен морской тематикой. В нем присутствуют мозаичные изображения морских обитателей. Мы видим вплетенным в морской орнамент  компас, штурвал, якоря, канаты и прочие элементы морской стихии.

Центральный медальон с изображением знака «Рыбы», указывает на эру, которая ознаменовалась рождением Христа — эру Рыб, закончившуюся в феврале 2013 года. Сменила ее эра Водолея. О том, что этот знак ассоциируется с Христом, указывает изображение Вифлеемской звезды, между головами рыб. Символика рыбы вбирает в себя множество разнообразных, порой полярно противоположных значений. Со времен глубокой древности рыба ассоциировалась с Учителями, мировыми Спасителями, прародителями, мудростью. К символу рыбы имеют отношение индуистский Вишну, египетский Гор, а также Христос. Ученики, последователи, живущие в «воде учения», часто уподобляются рыбам.

На хвостах у этих рыб символические три точки — Символика Триединства и знак Знамени Мира. Этот древний символ, имеющий охранительное значение, встречается в мировой культуре повсеместно с древнейших времен. Н.К. Рерих видел этот Символ в своих научных экспедициях, писал о нем в своих очерках, изображал его на картинах. Знак триединства представляет собой три круга или три полусферы, соединенные в виде треугольника. Происхождение символа теряется в глубокой древности. Ему придавалось сокровенное значение в разные времена и у разных народов. Одни говорят, что это – прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Несомненно одно: три точки не являются просто орнаментальным мотивом, они представляют собой священный символ, точно определить который уже невозможно.

В оформлении полов несколько раз повторяется изображение цапли. Цапля — как олицетворение стойкости. А вы знаете, что это единственная птица, которая летает в грозу и не боится дождя и молний? Главным назначением образа цапля  является очищение от негатива и скверны его обладателей. Также призвание Цапли — защита от влияния разной нечисти. Цаплю часто рассматривают как символ прихода весны, созидательных изменений, которые она несет в природу и в наш дом. Использование этого символа приведет к положительным переменам, воцаряются счастье и любовь. Цапля является посредником между тремя стихиями — земли, воды и неба. Энергия этих стихий защищает человека и его жилище, служит хранительницей дома и семейных традиций. Это символ семейного счастья, материального достатка, здоровья и долголетия. Считается, что цапля предупреждает о приближающейся буре; цапля, когда чувствует надвигающуюся непогоду, благоразумно поднимается над грозовыми облаками. Она Священная птица Посейдона. Мореходы считали цаплю птицей Афродиты и покровительницы моряков. Её появление воспринималось, как благоприятный знак. Особенную удачу сулила белая цапля.

Цапля — очиститель от скверны и защита от нечисти. А противостоящим мировому порядку,  был змей, или «космический дракон». Иногда он выступал в образе змея, олицетворявшего разрушительные силы тьмы, слепые силы природы, приносящего наводнения и другие беды. Над изображением змея совершали заклинания, чтобы обеспечить победу света над мраком. Поскольку Солнце и светлые силы олицетворяется обычно птицей, борьба этих начал изображается как противоборство двух символов – змеи и птицы. Каждая из изображений различных птиц несет в себе тоже свой сакральный смысл, который скрыт, как тайные знания, запечатленные в символы.

Самые важные, самые тайные знания древние всегда стремились запечатлеть в символах. Символ непонятен, ничего не говорит тому, кто не имеет к нему ключа. Стремясь же узнать значения символов, погружаешься в глубину знаний.

Морской собор задумывался как «Храм-памятник», который служил бы вместе с тем связующим звеном прошедшего, настоящего и будущего русского флота, вечным свидетелем трудов, знаний, подвигов, послуживших славе Родине и флота. На первом этаже по всему периметру храма расположены 130 черных досок с высеченными на них именами тысяч погибших моряков, в период с 1695 по 1910 годы. Тексты состоят из имен, званий, дат и обстоятельств гибли моряков. Часть досок была оставлена пустыми — для имен будущих героев. Кронштадтский Морской Собор всегда был уникальным храмом, единственным в России, где ежедневно поминались все моряки, отдавшие жизнь во славу русского флота. По замыслу создателей, на стенах его, вокруг всего храма, не должно быть других украшений, кроме черных мраморных досок с именами погибших, независимо от национальности и вероисповедания. Такой была дань уважения героям. При создании собора предлагалось, что доски будут постоянно заполнять. В настоящее время тексты досок заканчиваются в 1918 г — с окончанием Первой мировой войны. В тоже время эта дата является окончанием эпохи Имперского флота и Имперской России, а также окончание определенного этапа в жизни Морского собора.

Всего было сделано во время реставрационных работ храма 115 черных досок с именами погибших и 4 белых доски с именами погибших флотских священников. На них отображено более 1500 записей и более 3000 имен. Предназначение собора — продолжение исторической традиции и заполнение памятных досок вплоть до настоящего времени.

Мемориальную доску с именами 14 моряков-подводников, погибших в Баренцевом море 4 августа 1985 года, установят в Морском соборе. Сейчас эти имена начертаны на стендах на 1 этаже, но уже в ближайшее будущее, как сообщил представитель храма: — «На первом этаже собора висят доски со списками всех погибших российских моряков, всех кораблей, всех флотов до 1918 года. На втором этаже у нас формируется такой же памятник с именами погибших в советское и в постсоветское время. И там будет отдельная доска, посвященная экипажу этого глубоководного аппарата. Мемориальную плиту планируется установить в ближайшее время».

Погибшие на подлодке «Комсомолец» моряки Северного флота России. Трагедия, произошедшая 1 июля в Баренцевом море, напрямую затронула Петербург, ведь все выжившие и погибшие подводники служили в части, которая базируется в Петергофе. Их называли элитой страны. Среди тех, кто не вернулся из плавания: семь капитанов 1 ранга, из которых двое Герои России. Это огромная потеря не только для ВМФ, но и для всего государства.

Уникальный подарок в канун православного праздника Крещения Господня получил Кронштадтский Морской Собор святителя Николая Чудотворца. Сосуд для святой воды в виде модели подводной лодки «Кронштадт» (проект 667 «Лада») Морскому Собору подарил генеральный конструктор подводных лодок этого проекта Юрий Кормилицин. Сосуд, длиной два и высотой один метр выполнен из нержавеющей стали и полностью повторяет очертания подводной лодки «Кронштадт». По словам Юрия Кормилицина «это первый в мире сосуд для святой воды выполненный в виде подводной лодки». Первый чин освящения воды в «подводной лодке» водоизмещением около одной тонны прошел в Кронштадтском Морском Соборе 18 января 1919 года

Двери храма реставрировали полностью. Сначала их демонтировали, чтобы для каждой двери изготовить створку, из специального сплава. Такая створка весит от 500 до 860 кг. Также были отреставрированы каркасы дверей, внутренние и деревянные коробки, восстановлены утраченные элементы. Опять же двери тоже специфические, изображение и тематика все таже — море.

Теперь немного о тех святынях, которые находятся в Соборе.

Мощи святителя Николая Чудотворца

Святитель Николай Чудотворец считается покровителем моряков, купцов и детей. Святитель Николай родился в Малой Азии в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия. Правитель Лициний (годы правления 307—324) в основном относился к христианам терпимо. Как результат, христианские общины стали развиваться. К этому периоду относится епископство святителя Николая в Мире (древняя Ликия Римской империи; современное название города — Демре, расположен в провинции Анталия в Турции). Нам довелось побывать и там, о чем я уже рассказывала в предыдущих своих статьях, смотрите по ссылке. Очень интересный рассказ о Николае Чудотворце был рассказан нам гидом в Турции.

Святитель Николай также известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осуждённых. Также он известен своими молитвами за моряков и других путешественников.

Мощи св. преп. Сергия Радонежского

Святой подвижник Сергий Радонежский всю жизнь прятался в дремучих лесах от преследований… православной церкви. Да, именно так, он молился Богу, и считал, что отношение к Богу должно быть безо всякого начальства и сценария, ибо человек – создание Божье и только Бог может утверждать святые каноны, но не церковники со своим церковным уставом, то есть Библии. Так же христианские гонители его очень боялись, ибо он сам был чудотворцем, которых мир не видел. Церкви Сергиевы переименовали в христианские, а самого Сергия Православная церковь сделала своим Святым, то есть канонизировала (1452 г.), чтобы присвоить его духовные подвиги.

Истинное жизнеописание пророка Руси Сергия Радонежского, которое таилось у хранителей древней мудрости, сейчас по крупицам выходит на свет божий. Теперь можно восстановить истинную правду и узнать эту удивительную, необыкновенно могучую и благодатную веру, созданную Сергием Радонежским.

Чтобы не лишить русский народ духовности, не превратить его под воздействием западной христианской идеологии в материализованных, живущих одним днем, равнодушных к своему будущему обывателей, некоторые ведические жрецы стали действовать под христианских священников. Тем более, оболваненный и затравленный бесконечными гонениями на ведунов и волхвов, народ стал искать истины у новых «жрецов» от иноземной церкви. Таким «христианским подвижником» оказался и известный всем русским людям Сергий Радонежский.

Будучи высокопосвященным волхвом, этот псевдохристианин сумел за короткий срок превратить пришедшее на русскую землю христианство греческого толка с его раболепием, покорностью силе и власти, в совершенно иную религию. Православие Сергия Радонежского по своей сути перестало быть западным, оно превратилось в жизнеутверждающую солнечную религию торжества законов Прави и высшей космической справедливости. Сергий Радонежский хорошо знал истинное учение Христа, что оно в корне своем ведическое и поэтому ничего от себя не выдумывал. Возможно, ему удалось где-то найти кроме библейских евангелий еще и апокрифы. Так это или нет неизвестно, только христианское учение Сергия Радонежского стало тем, каким оно должно было быть. Фактически, до своей сути не отличимым от ведического древнего Гиперборейского миропонимания. Причем, Сергий Радонежский очень тонко вписал свое учение в ортодоксальное христианство. И так ненавязчиво и убедительно, что ему поверили даже христиане-фанатики. Волхв Сергий ни с кем никогда не спорил. В своем учении он везде и всегда опирался на Христа.

Сергий Радонежский как бы расширил представление о Христе, показал его учение многогранным. И сделал это ненавязчиво, мягко без лишнего шума и в то же время очень убедительно. По сути, этот подвижник от православия сумел древнее арийское ведическое мировоззрение облечь в христианскую форму. И сделал это так искусно, что даже недоброжелатели не видели в его действиях ничего подозрительного. И только посвященный понимал, что ведический глава богов Род, по учению Сергия стал «Отцом небесным». Древний Сварог — сын Рода превратился в Иисуса Христа, а Лада — богиня любви и согласия приняла облик девы Марии и т.д. Получилось так, что вокруг церкви Сергия Радонежского духовно разрозненная Русь стала объединяться. Теперь и ведические русские и христиане находили общий язык. Войска же Сергия Радонежского, называемые «Сергеевым войском», ни раз спасало и сейчас, если нужно, придут на помощь по спасению Руси, в тяжкую годину для страны нашей.

P.S. К сожалению на иконах изображен не Святой Сергий, он никогда не носил ряс и всегда одевался в простую, льняную крестьянскую одежду, был небольшого роста и со светлым, очень выраженным славянским лицом.

Мощи св. прав. Феодора Ушакова

Святой праведный воин Феодор Ушаков – (13 [24] февраля 1745 — 2 [14] октября 1817) — русский флотоводец, адмирал (1799), командующий Черноморским флотом (1790—1792); командующий российскими военно-морскими силами в Средиземном море (1798—1800). Не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен.

Одним из величайших наших соотечественников был и остается адмирал Федор Ушаков. В народе всегда глубоко почитался подвиг воина, исполненного непоколебимой веры мужества и христианского сострадания к ближним. Милостивый печальник народных нужд, суровый и требовательный по отношению к себе, но снисходительный и щедрый в обращении к подчиненным, – таким был адмирал, отец родной для всех, кто нуждался в его покровительстве, он всегда был окружен особой любовью. 4–5 августа 2001 года в Санаксарском Рождества Богородицы монастыре Саранской епархии состоялись торжества, посвященные канонизации святого праведного воина Феодора (Ушакова), адмирала Российского флота. Впервые в истории христианства в лике святых прославлен флотоводец.

Мощи св. прмц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары

Преподобномученица Великая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III. Видя глубокую веру своего супруга, Великая княгиня всем сердцем искала ответ на вопрос – какая же религия истинна?

Преподобномученица инокиня Варвара была крестовой сестрой и одной из первых насельниц Марфо-Мариинской обители в Москве. Будучи келейницей и сестрой, самой близкой к Великой княгине Елисавете Феодоровне, она не превозносилась и не гордилась этим, а была со всеми добра, ласкова и обходительна, и все любили ее. В Екатеринбурге сестру Варвару отпустили на свободу, но и она, и другая сестра – Екатерина Янышева просили вернуть их в Алапаевск. В ответ на запугивания Варвара сказала, что готова разделить судьбу своей матушки-настоятельницы. Как более старшую по возрасту, в Алапаевск вернули ее. Мученическую кончину она приняла в возрасте около 35 лет.

В здании храма находится еще одна  уникальная реликвия — надпись на гробнице для плащаницы. Историю данного объекта мне не удалось узнать, но могу только показать на фото, как она выглядит.

Выставка, посвященная отцу Иоанну Кронштадтскому

Иоа́нн Кроншта́дтский (настоящее имя Иван Ильич Се́ргиев; 1829, Сура, Архангельская губерния – 1908, Кронштадт, Санкт-Петербургская губерния) – священник Российской Церкви, митрофорный протоиерей; настоятель Андреевского собора в Кронштадте; член Святейшего правительствующего синода с 1906 года, член Союза русского народа. Проповедник, духовный писатель, церковно-общественный и социальный деятель право-консервативных монархических взглядов.

В Морском соборе развернута существенно обновленная экспозиция, посвященная жизни и служению святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. Экспозиция традиционной для Кронштадтского Морского собора выставки дополнена подлинными фотографиями и фото открытками из частной коллекции, а также предметами из фондов Центрального военно-морского музея.

Т.к. Собор является еще и филиалом военно-морского музея, то здесь проводят экскурсии по  храму. Экскурсии делятся на три вида: обзорная по собору, подъем на колокольню и под купол. Во время обзорной экскурсии посетители узнают историю храма и могут подняться на балконы. Экскурсию на колокольню проводят в таком режиме: сначала идет рассказ об истории Морского собора, сидя в царской ложе — отсюда наблюдал за богослужениями Николай II. Потом поднимаются на площадку, где находится главный колокол. Он огромный: не сразу понимаешь, что над тобой свод колокола, а не просто круглая крыша. Ну а третий тип экскурсии это подъем под купол собора. Мы взяли экскурсию именно под купол — это самая «крутая», т.к. видишь все под собой в мельчайших деталях, чего невозможно рассмотреть на других ярусах-этажах храма.

Поднимаешься на смотровую площадку под куполом на высоту 52 метра. Нам раздали аудиогиды и за экскурсоводом мы выдвинулись наверх, покорять высоту. Ступеньки удобные, почти до самого верха. Подъем переносится легко. Далее 3 полных оборота узкой винтовой лестницы и вот мы наверху, под самым куполом. Гид рассказал очень подробно о истории храма, его реставрационных работах и много интересных фактов, которые нам были поведаны в живом общении.

Акустика просто зашкаливает, здесь мы провели эксперимент, когда одна из участниц экскурсии перешла на другую сторону от основной группы и шепотом нам говорила слова. Все участники слышали эти звуки во много раз увеличенными, как будто она говорила в микрофон, причем звук был как стереозвук. Мы были просто поражены. Гид сказал, что есть одно место в храме, соответственно оно находится в центре храма и огорожено от случайного посягательства на него,  что если на него встать, то под куполом можно будет услышать даже его мысли, но встать туда может только патриарх или митрополит.

Собор очень красивый снаружи и внутри. Здесь совершенно не чувствуется дух, который часто отпугивает посетителей российских православных храмов: не так одет, не там стоишь, неправильно кланяешься. Но правила посещения храма все равно следует соблюдать: если у вас нет с собой головного убора, который должен покрывать голову женщины, на входе можно взять платок. Удобно, что в соборе есть камеры хранения, там можно оставить рюкзаки и сумки. Посмотрим на этот необыкновенный храм еще раз и оставим в памяти эти замечательные моменты посещения Морского Собора.

Начиная с 2010 года посещал восстановленный храм Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он сказал — «Мы воссоздали буквально из небытия величественный храм, воссоздали то, что, казалось, воссозданию не подлежит. И сегодня этот храм являет всем нам величие и красоту Духа православных людей, Духа России. И мы верим и надеемся, что вместе с возрождением этой святыни возродится подлинный Дух нашего воинства, который восходит к великим предкам — к Александру Невскому, Дмитрию Донскому, адмиралам Нахимову, Корнилову и Ушакову, к Суворову, Кутузову, маршалу Жукову. Именно этот великий Дух нашего воинства и является несгибаемой и непоколебимой силой России».

На этом повествование о Морском Соборе я заканчиваю, хотя это то немногое, что мне довелось вам рассказать об этом удивительном месте и так статья получилась очень объемная и длинная. Благодарю тех, кто дошел до конца. Следующее наше путешествие будет совсем скоро, не пропустите…

Поделиться ссылкой:

Post Author: admin

Добавить комментарий