Бурятия — экскурсия в Иволгинский дацан. — Часть 2.

Наша экскурсия по Иволгинскому дацану продолжается. Мы подошли к самой главной достопримечательности дацана — Дворец XII Пандито Хамбо Ламы Даши Доржо Итигэлова, где находится его Драгоценное Нетленное Тело. Дворец был построен методом народной стройки, строительство продолжалось 5 лет. К сожалению, фотографировать во дворце запрещено, поэтому фото взято из открытых источников интернета. Возвращение в мир Итигэлова является одним из самых загадочных и необъяснимых явлений в мире. Тысячи людей хотят с ним встретится. Чем больше узнаёшь о мире — тем больше понимаешь, что ничего не понимаешь. Примерно так можно сформулировать первую мысль, когда узнаёшь о феномене Хамбо Ламы. Человеке, который 15 июня 1927 года перестал подавать признаки жизни, но жив до сих пор. Как так может быть? Давайте обо всём по порядку…

Даши Доржо Итигэлов родился в 1852 году в местности Улзы Добо (сейчас это территория Оронгойской сельской администрации Иволгинского района Республики Бурятия). Он признан перерождением I Пандито Хамбо Ламы Дамба Доржо Заяева. «Когда подходил к концу земной путь первого Хамбо ламы Дамба Дорджо Заяева — основателя буддизма в России, бурятские ламы попросили его в следующих перерождениях вернуться к ним вновь. Он пообещал, и ламы ждали этого момента. После вступления в должность Хамбо ламы Даша Дорджо Итигэлов указал место, где были спрятаны личные вещи Пандито Хамбо ламы Заяева. Для всех это стало неоспоримым доказательством того, что новый Пандито Хамбо лама является перерожденцем первого».

Рождение его окружает множество легенд, и, действительно, родители Итигэлова неизвестны. Считается, что он был сиротой, случай уникальный, поскольку у бурят сирот не было, все дети, оставшиеся без родителей, воспитывались родственниками. Есть основание полагать, что он появился на свет в возрасте 5 лет. Никто никогда не знал, кто была его мать. Детство и юность он провёл как кочевник, вместе со стадами овец и коров. Он всегда говорил, что будет Хамбо Ламой. Хозяйка смеялась над ним, что мол, ни тебе, голодранцу, мечтать об этом. В ответ, мальчик проехал верхом на быке, держа в руке кол с человеческим черепом. В ужасе хозяева бросились к ламам. Странную выходку те объяснили особым предназначением мальчика, в будущем он должен стать Ламой.

В 15 лет Итигэлов тайком добрался до Анинского дацана (буддийский монастырь) (Хоринский район Бурятии). Настоятель этого дацана создал все условия для его обучения. Назначил ему содержание 5 рублей в месяц и обязал жителей окрестных сёл вносить плату за освобождение его от воинской повинности. 23 года обучался Итигэлов в стенах Анинского дацана: изучал санскрит, тибетский язык, логику, буддийские тексты. Постигая учение Будды, Итигэлов успешно защитил звание гэбши, затем габжи (ученые степени лам-философов) и прославился учёностью. В последующие годы он совершенствовал полученные знания в Цугольском и Тамчинском дацанах, получая фундаментальные знания по тибетской медицине. В 1898 году, вернувшись в Янгажинский дацан в местности Оронгой, он стал штатным буддийским философом, занять это место было очень трудно и одновременно почетно, потому что штатные ламы состояли фактически на государственном обеспечении. В 1904 году Итигэлов назначается Ширээтэ (настоятелем) ламой Янгажинского дацана. Примечательно то, что незадолго до выборов на пост Пандито Хамбо Ламы, губернатор подписал его прошение об уходе с поста ширээтэ (настоятеля). Участвовать в выборах на пост Хамбо Ламы можно было только в этом сане. В то же самое время неожиданно для всех действующий Хамбо лама Ангажинского дацана, находясь в полном здравии, вдруг отказался от своего поста. Губернатор вновь назначает Итигэлова Ширээтэ. Тот принимает участие в выборах и становится 12-м главой ламаистского духовенства. Это невероятные вещи. Такое ощущение, что всё и вся были подчинены выполнению миссии, возложенной на Итигэлова.

Пандито Хамбо Ламой он стал в 60 летнем возрасте. Весной 1911 года в Резиденции Хамбо Ламы (Тамчинский дацан) из числа десяти претендентов он был избран XII Пандита Хамбо Ламой буддийского духовенства Восточной Сибири, до 1917 года Даши Доржо Итигэлов был главой буддистов в России. За время своего служения буддизму в России Хамбо Лама Итигэлов совершил множество благих деяний для своего народа и был отмечен высокими государственными наградами. Он вошёл в историю Русско-японской и Первой мировой войн, организовав сбор средств и гуманитарной помощи в Бурятии, Забайкалье и Восточной Сибири. С его благословения на фронт отправлялись эмчи-ламы (лекари), а все солдаты, получившие благословение и мантры от Итигэлова, вернулись живыми. Царская семья почитала Хамбо Ламу Итигэлова. Благодаря его близкой связи с императорским домом Романовых был построен первый в мире буддийский храм в Европе — дацан Гунзечонэй в Санкт-Петербурге. XII Пандито Хамбо Лама обладал всеми обычными признаками тантрической реализации: мог передвигаться по поверхности воды на коне, как по дороге, рассекать водную гладь и идти по сухому дну, он мгновенно удалялся за километр от места где находился, — эти реальные факты были засвидетельствованы его современниками.

В Дэважин дугане Иволгинского дацана 30 марта 2005 года преподавателем Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» Жаргалом Дугдановым, совершенно случайно, была найдена рукопись Пандито Хамбо Ламы Итигэлова о линии его 12 перерождений. Эта линия состоит из пяти перерождений в Индии, еще пяти перерождений в Тибете и двух в Бурятии. Всё это свидетельствует о том, что Хамбо Лама Итигэлов уже при жизни был практиком, достигшим вершин буддийской реализации.

Для понимания нынешнего состояния Хамбо Ламы Итигэлова важно отметить, как он в 1927 году ушёл из этого мира. Свой переход он совершил в ясном сознании. В возрасте 75 лет он собрал своих учеников и попросил исполнить молитву «Благопожелание уходящему», ею буддисты провожают усопших, чтобы душа, покидающая тело, нашла свое кармическое предназначение.

В 1917 году, сложив с себя полномочия, главы буддистов, предвидев трагическую судьбу российского буддизма и в ХХ веке его дальнейшее возрождение, поэтому последние десять лет жизни готовился к этому будущему. О чём и говорил в своём завещании ученикам. В послании он предсказал события будущего: репрессии 30-х гг. и свое возвращение в вечном теле.

Добровольный уход из жизни.

15 июня 1927 года XII Пандита Хамбо Лама Даша Доржо Итигэлов сел в позу лотоса и собрал учеников. Он дал им последние наставления: «Вы навестите и посмотрите мое тело через 30 лет». в присутствии лам Янгажинского дацана попросил прочитать для него молитву «Благопожелание уходящему» (Нуга Намши).  Ламы не осмелились произнести её в присутствии живого Учителя. Тогда Хамбо Лама начал сам читать эту молитву; постепенно и ученики подхватили её. Так, находясь в состоянии медитации, XII Пандита Хамбо Лама Даша Доржо Итигэлов ушел в нирвану. Он был похоронен в кедровом коробе в том же положении (в позе медитации), в котором находился в момент ухода. Перед уходом он оставил завещание, в котором указал: «Я вернусь!» — и завещал найти и поднять его через 75 лет. Вскоре после ухода Итигэлова началось массовое разграбление и разрушение дацанов и мест поклонения, прокатилась волна арестов буддистов. Священнослужители и верующие прятали священные реликвии, но большая часть их была безжалостно уничтожена большевиками.

В 1955 году, в соответствии с завещанием Итигэлова ХVII Пандито Хамбо Лама Лубсан Нима Дармаев с группой лам подняли бумхан с телом ХII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова и убедившись в неизменности его тела, провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в бумхан.

В 1973 году XIX Пандито Хамбо Лама Жамбал Доржо Гомбоев с ламами Иволгинского дацана повторно осмотрели тело ХII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова и, убедившись в его сохранности, поместили в бумхан.

К концу прошлого века все ученики Итигэлова, которые знали место захоронения Учителя, а это место держалось в строжайшей тайне, умерли. Но сам он стал приходить во сне нынешнему главе Буддийской Сангхи. 7 сентября 2002 года восьмидесятивосьмилетний Амгалан Дабаевич Дабаев, житель села Гильбира, указал Хамбо Ламе Д. Аюшееву местонахождение Итигэлова в местности Хухэ-Зурхэн.

10 сентября 2002 года ХХIV Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев с группой лам Иволгинского дацана в присутствии представителей власти и экспертов-криминалистов, вскрыли бумхан Хамбо Ламы Итигэлова и, выполнив необходимые ритуальные действия, перенесли его в Иволгинский дацан. Лама Итигэлов все еще сидел в той же самой «позе лотос», которую он принял 75 лет назад, прежде чем войти в свою последнюю медитацию.

28 октября 2002 года верующие впервые имели возможность поклониться Пандито Хамбо Ламе XII Даши Доржо Итигэлову и получить его благословение. Руководство Буддийской традиционной Сангхи приняло решение об учреждении специальных дней поклонения Драгоценному телу Хамбо Итигэлова восемь раз в год, по великим буддийским праздникам. Сангха пошла навстречу верующим, особенно паломникам из Монголии, которые приезжают поклониться в большом количестве. Поклонение Хамбо Ламе Итигэлову с недавних пор возможно ежедневно в стенах воздвигнутого дворца. Мы, планируя свою поездку в Бурятию, тоже сначала стали ориентироваться на даты, при которых мы бы смогли попасть в дацан и посетить Нетленное Тело Итигэлова, но потом, когда узнали, что теперь сделать посещение можно почти ежедневно, купив туристический билет, мы с легкостью выдохнули и обрадовались этому, т.к. посетить Итигэлова очень хотелось, а когда очень что то желаешь, оно обязательно происходит.

В момент поклонения Драгоценному Неиссякаемому телу Хамбо Ламы Этигэлова принято подносить хадак. Хадак  — это шелковый платок прямоугольной формы или шарф. Его преподносят важным, уважаемым и дорогим людям. Этот ритуал — символ уважения, пожелания счастья и мира. Хадак подносят в развернутом виде на ладонях обеих рук, слегка придерживая сверху большими пальцами. Перед этим его складывают посередине по длинной стороне, образовавшиеся два слоя, т.е. открытой стороной, обязательно должны быть обращены к тому, кому он преподносится, что символизирует, что все благие пожелания направлены на уважаемого человека. Зайдя в дуган, мы преподнесли хадак хранителю, когда же покидали дуган, хранитель отдал нам хадак, но на хадак посередине завязал узел, т.о. благословив нас. Принимают хадак также почтительно обеими руками. Нельзя после этого выбрасывать хадак вместе с мусором, это равнозначно осквернению жизненной энергии человека. Потому хадаки хранят дома на алтаре или в других местах повыше, чтобы ненароком не уронить.

Если бы Итигэлов был в состоянии человека, умершего обычной физической смертью, то соль должна была бы разъесть все содержимое. Но когда Итигэлова подняли, кедровый короб (бумхан) и тело были в отличном состоянии. Причем патологоанатомы были уверены в том, что через три-четыре часа после подъема тело превратится в тлен. Ведь обычно резкие изменения внешних условий приводят именно к таким последствиям. Но с Итигэловым этого не произошло. Как тело человека, находившееся в соли 75 лет, сохранилось неизменным? Хотя летом жара в Бурятии достигает сорока градусов и никаких холодильных установок нет, тело Итигэлова не подвергается гниению или разложению. Более того, его лицо покрывается потом, то есть имеет место расход энергии. Как, каким образом поддерживается энергетический баланс, когда нет видимого доступа к свету, потоку солнечной энергии, когда нет никакого физического воздействия, нет ничего, что можно было бы считать энергоподпиткой?

Сейчас можно увидеть тот самый деревянный короб, в котором просидел Итигэлов все 75 лет. Он находится рядом со стеклянным саркофагом, в который поместили тело Итигэлова. Тело остается в сидячем положении без каких-либо приспособлений или поддержек. К его пальцу привязана ниточка, которая выведена через саркофаг к месту расположения деревянного короба, где можно дотронуться до неё и получить благословение самого Итигэлова, почувствовав его энергию. Лама не принимает пищу и воду, но регулярно потеет, особенно при проведении больших хуралов, когда в дугане собирается много народу.  Практически постоянно около учителя находится его главный смотритель Бимба лама, который говорит, что при переодевании от тела учителя исходит благоухание.

Бурятские буддисты уверены, что Хамбо Лама Итигэлов до сих пор жив! «Точнее, у нас есть два мнения по этому поводу, — признаётся Даши Батуев, хранитель Драгоценного и Неиссякаемого тела. — Одни считают, что Итигэлов достиг просветления, благословил своё тело и оставил его. В таком случае его душа сейчас может быть где угодно (в других мирах, рядом с Буддой), а здесь находится лишь её частица. Но большинство лам придерживаются второго мнения: они думают, что учитель погрузился в глубокую медитацию и пребывает в ней до сих пор, т.е. вот уже на протяжении 95 лет».

Известно, что йоги, практикующие медитацию, стремятся достигнуть особого состояния просветления — самадхи. Это последняя, наивысшая ступень медитации: человек теряет представление о собственной индивидуальности, сливается с космосом, и его душа становится способна покидать бренное тело. Само тело снаружи кажется умершим: физиологические процессы в нём резко замедляются, почти прекращаются (биологам это состояние известно как анабиоз), но находящийся в медитации йог способен их регулировать. А главное — его сознание остаётся при нём! Оно живо и функционирует, вот только проявляется совершенно неожиданно для нас, не подчиняясь законам логики. Бурятские ламы предполагают, что Итигэлов как раз погружён в состояние самадхи, а сознание его проявляется в виде… посланий, которые он ежедневно передаёт хранителям своего тела.

С 2012 года «Каждое утро после хурала (молебна), главный хранитель Драгоценного Нетленного Тела, лама Иволгинского дацана   Бимба Доржиев, остаётся наедине с Итигэловым. После специальной практики он погружается в медитацию, оценивая его состояние. И в это время получает информацию от Итигэлова. Это могут быть различные мысли, сообщения, видения пришедших к нему слов на бурятском или старомонгольском языке, в посланиях широко используются слова на санскрите и тибетском языке. Потом Бимба Лама пересказывает послание преподавателям Буддийского университета, и они пишут толкование. Благодаря XXIV пандито Хамбо Ламе Аюшееву, ежедневные послания переводятся на русский язык, и мы имеем возможность соприкоснуться с мудростью великого Учителя, попытаться понять его послания через свои способности и опыт, задуматься о мире вокруг и внутри нас. Наставления, ответы на вопросы и пророчества Итигэлова не всегда понятны, а иногда и не имеют очевидной для обычного человека логики. Но послания Итигэлова являются частью живой буддийской традиции.

Надо сказать, что «послания Итигэлова» выглядят весьма причудливо. Нужно быть «в теме», чтобы понять большинство из них. Сначала идет описание ситуации, которую нужно разрешить или прокомментировать, а затем само заключение или вывод из этой ситуации. Каждое послание несёт своё значение: это может быть пояснение текущей ситуации или предсказание будущих событий, иногда это разъяснение учения Будды или ответы на актуальные вопросы. Любой человек может прочитать послание и подумать над ним, получить собственное понимание послания, в зависимости от своего мировосприятия. Но кое-что вполне доступно и людям, далёким от буддизма. Например:

Учение от 26 сентября 2020 года. Слышно: «Нужно слышать внешний мир». Хамбо Лама Итигэлов указал: «Спокойно слушать — это порождение книги». В комментариях к посланию от Хамбо Ламы Аюшеева говорится, что » Интересно, оказывается, книгу люди придумали, когда научились спокойно слушать внешний мир. Вот почему в книге в основном описывают свои внутренние переживания и мысли».

Учение от 11 ноября 2020 года. Человек спрашивает: «Как найти себя?». Хамбо Лама Итигэлов указал: «Корень внутреннего мира очень глубоко». В комментариях к посланию от Хамбо Ламы Аюшеева говорится, что «Внутренний мир человека гораздо больше, чем внешний мир. Потому его корень, как первопричина, очень глубоко. Ведь сознание человека должно верить уму, чтоб тело не разрушилось».

Таким образом, Хамбо Лама Итигэлов наблюдает за нашим миром и разговаривает с нами, осуществляя телом, речью и умом деяния бодхисаттв.

Буддистские власти Бурятии позволили изучить светским учёным феномен нетленного тела Пандита Хамбо Ламы XII. Экспертиза Академии наук несколько раз свидетельствовала, что структура белка тела Итигэлова соответствует структуре белка живого человека. Оно потеет, набирает в весе, у него мягкая, упругая кожа, сохранена подвижность пальцев рук и локтевых суставов, присутствуют глазные яблоки, внутренние органы целы и т.д. Оно выглядит, как тело человека, умершего не более двенадцати часов назад.

Так же были взяты образцы волос, частицы кожи, срезы двух ногтей. Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции имеют прижизненные характеристики — для сравнения брались аналогичные образцы у живых людей. Трупного запаха ни при вскрытии саркофага, ни сейчас нет. Анализ кожи Итигэлова, проведенный в 2004 году показал, что концентрация брома в теле ламы превышает норму в 40 раз. Последние научные исследования, проведенные с использованием методов инфракрасной спектроскопии и ядерного магнитного резонанса засвидетельствовали, что структура белка тела Итигэлова соответствовала структуре белка живого человека. Таким образом, было еще раз официально подтверждено, что спустя 80 лет после смерти Итигэлова, все жизненные функции клеток его тела остаются активными, а ядра клеток — живыми и неповрежденными. Однако к сожалению более свежих исследований на данную тему нет, т.к. с января 2005 года все биомедицинские исследования тела Итигэлова были закрыты указом главы Буддийской традиционной сангхи России.

С точки зрения буддийской философии он совершил уход  — постиг в себе, как говорят «ясный свет». Своё сознание можно сделать так, чтобы при уходе частичку своего сознания оставить, для того, чтобы он мог управлять своими жизненными системами, как при живом человеке. Это свидетельствует о доблестной победе духовного над материальным и имеет историческое значение.

Таким образом, доступные в настоящее время историко-архивные материалы, воспоминания старожилов и сведения, сохранившиеся в библиотеках дацанов, позволяют только наметить основные вехи жизненного пути одного из выдающихся духовных лидеров северного буддизма Пандито Хамба Ламы ХII Даша Доржо Итигэлова.

Детали и обстоятельства каждого этапа его жизни требуют дополнительного изучения. Феномен обретения Драгоценного тела Учителя вызвал необычайную активность и интерес буддистов не только в России, но и за ее пределами, а также способствовал изучению духовного наследия Учителя, более глубокому познанию образа его жизни, исторического фона и других обстоятельств его духовной и общественной деятельности.

С каждым человеком, приходящим в Иволгинский дацан к Хамбо Ламе Итигэлову, происходит что то особенное, благодаря встрече с Итигэловым меняется мировоззрение, рушатся закостенелые концепции, человек открывается новому, ещё не познанному информационному пространству вокруг себя и становится на путь перемен.

XXIV Пандито Хамбо Лама России Дамба Аюшеев говорит: «Хамбо Лама Итигэлов — чудо, которому нет объяснения, и его невозможно понять обычным умом, не изменив своего мировосприятия».

Будда, отрицая чудеса, указывал на скрытые силы в человеческой природе, которые при развитии их могут производить так называемые чудеса. Овладение им достигается, следуя указанному Буддой благородному пути. Все эти скрытые силы развиваются в человеке постепенно. Для развития сил высокой степени необходимы четыре условия: воля, её применение, умственное развитие, распознавание между истиной и заблуждением. Человек, обладающий этими силами или знанием, умножая силы природы, может произвести самые необыкновенные «чудеса». Все наши ощущения являются исключительно действиями энергии, и энергия есть реальная сущность. Раз мысль есть энергия, то, как таковая, она подчинена тому же закону в своем действии, как и всякая иная энергия. Именно современное энергетическое мировоззрение приближает нас к учению Готамы Будды. Почему же тогда человек не может послать мысль, энергию, которая вызовет тождественные вибрации в человеке? Будда уделял мыслительным процессам, очищению и расширению сознания учеников, утверждая мысль первенствующим фактором эволюции всего сущего.

Мне кажется люди очень сильно ошибаются, когда признают только то, что можно увидеть, измерять и потрогать. Когда отвергают всё непознанное, выходящее за рамки привычного мира цифр и фактов, где любой феномен может объяснить физика или математика. Наука и техника, с помощью которых возможно создание безграничного материального комфорта, при всём том не могут заменить те вечные духовные ценности, которые определяли развитие мировой цивилизации. Никто не может отрицать материальной пользы от науки и техники, но наши главные человеческие проблемы остаются неразрешенными: мы по-прежнему сталкиваемся с теми же, если не большими, страданиями, страхами и стрессами. Поэтому вполне логично попытаться установить равновесие между прогрессом в материальной сфере, с одной стороны, и развитием духовных, общечеловеческих ценностей — с другой. Надо сделать наше общество более сострадательным, честным и справедливым.

Обретение вечного тела, буддисты расценивают как знак, для движения мысли, что предполагает прогресс. Человечеству предстоит осмыслить суть поразительного явления, где прошлое соединяется с будущим, а невероятное становится реальным.

На этом экскурсия по Иволгинскому дацану завершилась и мы отправились дальше по намеченному маршруту. Далее наш путь лежал в Музейный комплекс на месте летнего кочевья Хамбо Ламы Итигэлова близ села Оронгой. Продолжение следует…

Поделиться:

Post Author: admin

Добавить комментарий