Бурятия — экскурсия к буддийской святыне «Зандан Жуу».

В третий день нашего путешествия по Бурятии мы отправились на экскурсию, которая называлась «Путь к святыне Зандан Жуу».

Это был авторский тур в Еравнинский район, к самой большой буддийской святыне в мире «Зандан Жуу». Эту экскурсию нам провёл очень интересный и знающий своё дело гид — Эрдэни. Он сам с этих мест, это его Родина. Эрдэни родился и вырос здесь, хорошо знает и эти места, и историю, связанную с ними. Экскурсию в эту сторону проводит только он, поэтому это считается авторским туром. Нам крупно повезло попасть к нему на эту экскурсию. Выбирая это направление, в Еравнинский район, который находится в 245 км от Улан -Удэ, по не очень хорошей дороге, время в пути было примерно 4 часа в одну сторону. Мы узнали, что это направление не входит в так называемый массовый туризм, т.к. сюда едут только знающие люди. Даже многие местные буряты, какие бы верующие не были, особо не понимают даже той ценности, которая находится у них под боком.

Экскурсия состояла из нескольких частей. Основная и главная цель экскурсии — поклонение Сандаловому Будде- «Зандан Жуу»  в Эгитуйском дацане. Затем заехали в Марагту на ступу Будды медицины и поднялись к Белому старцу, барельеф, высеченный на скале — очень популярный у восточных народов.

Начну, как всегда, по — порядку. Итак — по-бурятски Зандан-Жуу, Сандаловый Владыка — уникальная и очень древняя статуя, известная реликвия буддийского мира. Эта скульптура Будды Шакьямуни высотой 2 метра 18 см выполнена из сандалового дерева, как гласит предание, около V века до н.э., по заказу раджи Уддияны. Существует мнение, что она — первая и единственная статуя, сделанная при жизни Будды. В буддийской традиции она приравнивается к живому Будде и несет в мир безграничное благословение.

Как говорит Эрдэни: — «Благодаря заслугам прошлого, буряты родились рядом со святыней Будды Зандан Жуу, освященного самим Буддой Шакьямуни! Это невероятная удача жить рядом с такой святыней, но к сожалению, многие даже ни разу не видели её. Поэтому нужно обязательно получить Благословение от живого Будды Шакьямуни — Зандан Жуу. Вдумайтесь — Живой Будда Шакьямуни! Святыня Зандан Жуу — это наша Судьба и нам, бурятам, очень повезло, что эта святыня находится у нас! Многие не понимают всю силу святости Будды Зандан Жуу.»

Дорога впервые 100 км была довольно нормальной, даже местами хорошей, но чем дальше мы отдалялись на восток, тем дороги переходили в разряд «направления движения».  Хотя я думаю, что вся ценность, особенно природных достопримечательностей, как раз и сохраняется только в труднодоступных местах. Чем лучше дорога, тем больше туристов, тем менее девственнее и грязнее остаётся природа. Посмотрите только на эту красоту, ведь это только начало весны, а летом, когда все степи заполнены красками зелени и цветов, думаю, что будет очень красиво.

На въезде в село Хоринск нас встречает красивый памятник. На высоком постаменте установлена бронзовая фигура женщины, а позади неё — бронзовый летящий лебедь. Скульптура «Хори хатан» стала памятником всем бурятским женщинам, а летящий лебедь символизирует покровительство прародительницы хори-бурят — матери-лебеди. Увековечивание прообраза хори-матери, преклонение перед  нею – святой долг современных представителей бурятского народа. И подрастающее поколение должно знать, что тот, кто искренне почитает и уважает родную мать, преуспевает во всем.

У памятника «Хори хатан» установлены 11 флагов хоринских родов. Основу племени составляют 11 хоринских родов: батанай, бодонгут, галзут, гучит, саган, хальбин, харгана, хоацай, хубдут, худай, шарат. У каждого рода свои тотемные животные. У Эрдэни тотемное животное — рысь, он из Рода Худай. Род идет по отцу, но самые почитаемые родственники, родственники матери. Каждый бурят знает к какому Роду племени он принадлежит. Они считают своей обязанностью знать свой род, свое происхождение и передать это своим потомкам. Знает свои корни и традиции. Это очень ценно сейчас, когда кругом заполнено западной пропагандой, что все свое родное, это пережитки, атавизмы родной культуры и нужно подражать западному, современному образу жизни. Но у нас «русских» другой менталитет, мы не сможем жить без своего, у нас другие гены наших предков, которые отличаются от материально зависимого запада. У нас есть Душа, которая не постижима другим народам. Она сидит внутри каждого, только проявляет себя в самые тяжкие времена. Сейчас, я думаю, они уже настали. Мне очень понравилось то, как буряты бережно хранят все то, что связано с их народом, их культурой и предками. Почитание своих родителей, это высшая практика, ни каждый может эту практику реализовать. Культ матери, хранительница традиций. Скульптура матери, которая молоком брызгает в небо, тем самым охраняя своих детей. Она молится небесам и брызгает молоком. Принцесса лебедь — прародительница хори — бурят (находится в Хоринском районе).

Памятник стоит на берегу реки Уда. Речка, больше похожая на разлившийся ручеек, уже оттаяла и во всю несёт свои воды навстречу Байкалу.

Мы отправляемся дальше к месту нашего основного путешествия, продвигаясь дальше на север. Здесь начинаются бурятские, монгольские, знаменитые степи. Тысячи километров степей, где ни единой живой души на север. Выше только Якутия, Северный ледовитый океан, это примерно 2500 км, безлюдные, безжизненные пространства начинаются. Вот она наша страна, Россия — безграничная, необъятная, огромная.

Наконец мы подъезжаем к основной цели нашей экскурсии — Эгитуйский дацан. Из истории дацана: «Монастырь основан в 1820 году по ходатайству мирян на добровольно собранные пожертвования на правобережье реки Эгитуй. Официально признан в 1826 году и считался филиалом Анинского дацана. Эгитуйский дацан был построен бурятами тайно, с разрешения бывшей Бурятской главной конторы одиннадцати хоринских родов. В местной легенде говорится, что «место для дацана искали почти три года. Один из старейшин рода моодхон харгана, слепой Уунтын Гэлэн, три года обращался к астрологам разных дацанов. Даже ездил в Монголию к Богдо-гэгэну. Все указывали ему на это место на восточном берегу реки Маракта, в местности Хара-Шибирь. Деревья для будущего храма подбирали особенно тщательно. Сам незрячий старейшина Уунтын Гэлэн определял их пригодность, стуча посохом»

Эгитуйский дацан был крупным центром буддизма — здесь проводились мистерии Цам. Состоял из четырёх дуганов. Вокруг соборного храма, располагались три дугана — философский, медицинский и астрологический. При монастыре была типография с несколькими тысячами клише. Имелись ксилографические печатные доски для десяти наименований книг. В 1934 году в дацане насчитывалось около 12 храмов и 8 строений. Также при дацане было 103 отдельных двора и 216 жилых помещений. Перед закрытием в дацане числился 41 учёный лама. В 1937 году Эгитуйский дацан был закрыт и разрушен.»

Считалось, что первые изображения Будды появились лишь спустя столетия после его нирваны. Однако в буддийских текстах различных традиций есть упоминания об изображениях Будды, сделанных еще при его жизни.

О том, как возникло самое первое из изображений Будды Шакьямуни, существуют разные точки зрения и множество легенд. В индийской версии говорится, что его выполнил Вишвамитра, в то время как Будда давал поучение. Он вырезал статую из сандалового дерева, глядя на отражение в воде, так как от самого Просветленного исходило яркое сияние.

Известно также упоминание в истории Будды Шакьямуни, указывающее на существование статуи, возникшей при его жизни и известной как «образ из Уддияны«, статуи, выполненной по просьбе правителя этой удивительной древней буддийской страны. Говорится, что этот скульптурный портрет излучал «божественный свет».
В поздних сутрах Махаяны о нем написано: «Майдгальяяна-путра, последователь Будды, перенес художника в небесные пространства, куда Будда Шакьямуни удалился на три месяца, чтобы передать Учение своей матери. Там художник лицезрел превосходные знаки тела Будды и запечатлел их в виде статуи из сандалового дерева. Когда Татхагата вернулся из небесных дворцов, образ из сандала приветствовал Господина Мира» Здесь идет речь о Сандаловом Будде.
По сведениям А.А.Терентьева, согласно китайскому переводу Экоттара-агама-сутры, изложенной тохарским монахом Дхармананди (385 г. н.э.), история возникновения статуи Зандан-Жуу такова:
Будда Шакьямуни пребывал на небесах Тушита, проповедуя Дхарму своей матери Майе, переродившейся там после смерти. В это время раджа Прасенаджит очень сильно захотел увидеть Просветленного Владыку. Тогда ближайший ученик Будды — Маудгальяяна, достигший чудесных способностей, перенес мастеров к Будде, чтобы они могли увидеть его, и по возвращении изваяли статую в натуральную величину из сандалового дерева «гоширша».
Когда Будда Шакьямуни вернулся, статуя ожила и приветствуя его, сделала ему навстречу семь шагов, и это послужило основой пророчества Будды об этой статуе: она будет перемещаться на север, и там где она будет находиться, следует ожидать расцвета буддизма.
Спустя века статуя Будды действительно покинула Индию. В китайских источниках упомянуты сведения о ее дальнейшем пути в северном направлении.

Будда действительно перемещался на север: в Китай, Тибет, Монголию. Туда, куда попадал Сандаловый Будда, перемещался и центр буддизма. Сандаловый Будда находился в Бодхгае, где Будда Шакьямуни достиг Просветления и, в 3 веке до нашей эры, была по одной версии перевезена Александром Македонским в Бактрию. В те времена там был главный центр буддизма, где процветало Учение. Там находились буддийские монастыри с тысячами пещер для проживания монахов и, недавно, это место стало известно после печальных происшествий — разрушения талибами самых больших в мире статуй Будды. Они были копиями знаменитого Зандан Жуу. Затем статуя из Индии была перевезена в Китай. После этого последовал взлет буддийской мысли в Китае. В VIII в. непальская жена тибетского царя привезла Сандалового Будду в Тибет. И уже при следующем правителе, царе Тисрондэцане, буддизм стал государственной религией Тибета. В XIII в.,перед распространением буддизма в Монголии, мы снова находим упоминание о появлении там Сандалового Будды. Предсказание сбывается, и появление Зандан Жуу в Забайкалье зимой 1901 года является благим предзнаменованием развитию Учения Будды в России. В 1934 году во времена гонения на дацаны Зандан Жуу была перевезена в Одигитриевский собор Улан-Удэ. Там в то время находились фонды антирелигиозного музея. 22 сентября 1992 года статуя вновь была возвращена верующим и теперь уже навечно расположилась в Эгитуйском дацане. Так закончились многовековые странствия Сандалового Будды. В Россию статуя попала благодаря нашим бурятским казакам, оказавшимся в то время в Китае, а как именно, точно не известно. Однако известны имена других людей, рисковавших своими жизнями во имя спасения Зандан Жуу. Это начальник русской почты Гомбоев и лама Эрдэнийн Соржо Эгитуйского дацана.

…Статуя надежно была укрыта на подводе, и через две границы — китайскую и монгольскую — привезена в Россию. Когда бесценный груз покидал Монголию, стражники поинтересовались, что это так надежно укутано. И получили от сопровождающих ответ: это родственник, умерший от чумы. Больше вопросов не было. Официально в Китае считается, что Статуя Сандалового Будды сгорела вместе с храмом, в котором она хранилась. Когда статую привезли в Бурятию, было решено определить ее в отдаленный дацан, чтобы не привлекать к ней излишнего внимания. Российские власти понятия не имели о дерзком поступке бурятских казаков, а если бы узнали, то, вероятно, расценили бы его как опасное должностное преступление. Операция не вышла за пределы «бурятского круга».

Долгий путь чудесной статуи Зандан Жуу из Индии через Китай, Тибет, Монголию, в Россию, из страны в страну, в северном направлении на протяжении веков стал свидетельством исполнения пророчества Будды. Возвращали статую в 1992 году на вертолете. Говорят, там построили крыльцо перед храмом и крыльцо не выдержало, сломалось после того, как внесли статую, столько было народу, что крыльцо просто рухнуло. Пришлось заново построить за какие то пару часов, лишь тогда можно было зайти в дацан. Но существует и другая версия этой истории, что Зандан Жуу специально сделал так, чтобы крыльцо сломалось, т.к. за это время, пока ремонтировали крыльцо, ламы смогли привести статую в надлежащий вид — переодеть, украсить, поставить на место. И когда крыльцо было готово и верующие зашли в храм, Зандан Жуу встречал всех в новом облачении, как встречают дорогих гостей. Когда везли Зандан Жуу шел снег от начала до конца, ламы увидели в этом символ того, что он очищает себе дорогу, проходит омовение.

Скульптура обладает особой «магнетической» силой, есть много легенд об этой святыне. Старожилы рассказывают о том, что святыня устраняет негативные деяния, дарует долгую жизнь, дает установку на удачу, счастье, здоровье, если молящийся надеется на него и верит ему от чистого сердца

Традиция утверждает также, что статуя не покоится на постаменте, а как бы парит в воздухе на волосок от него. Потому проверить ее подлинность, якобы, можно, проведя шелковую нить между подошвами ступней и основанием. Однако такой проверки не проводилось, равно, как и полноценного научного анализа возраста древесины. Особенность Сандалового Будды – глаза обращены к небу в знак того, что Будда ведет к Пробуждению всех существ, что в области ее сердца действительно чувствуется тепло, а между подставкой и ногами можно протянуть шелковый шнур. Эти особенности исключают какие-либо подделки.

Суета окружающей жизни отходит на задний план,и вы погружаетесь в глубины сознания, как только попадаете в один из самых почитаемых храмов Бурятии -дворец Сандалового Будды. Сокровище дацана статуя Зандан Жуу  — Будда из сандалового дерева, которая по преданию является первой и единственной при жизни скульптурой Будды Шакьямуни. Легенда гласит, 32 скульптура решили создать статую Будды, но встретившись с ним, они не смогли рассмотреть его лица из-за яркого света, который излучал сам Будда и тогда просветленный подошел к берегу реки Ганга, где мастера увидели его отражение в воде. Удерживая отражение в памяти, они создали статую за один день. Когда Будда Шакьямуни увидел статую он улыбнулся, а статуя, сделала 7 шагов навстречу к нему. И просветленный произнес пророчество, что его изваяние будет перемещаться на север и где бы оно не появлялось, там всегда будет происходить рассвет буддизма.

У Зандан Жуу есть такая особенность, когда смотришь на него, даже при множестве народа, создается впечатление, что он смотрит именно на вас. Взор Будды — это одно из состояний его благословения. Он не только на вас смотрит, он смотрит на вас и других. Когда мы поклоняемся Зандан Жуу, мы поклоняемся живому Будды Шакьямуни, это одно и тоже. Также от Зандан Жуу идет начало иконографии буддизма. Это первая статуя, которая была изготовлена по всем правилам и канонам. Ранее будд изображали в качестве дерева, каноническая система буддистской живописи, она началась с Зандан Жуу. Тот Зандан Жуу, который находится в Эгидуйском дацане мало кто сможет изобразить, потому что это благословение нельзя передать, это сам Будда Шакьямуни ему дал. Никто никакая из статуй не имеет такого благословения, как Зандан Жуу, равных ему нет.

Перед тем как войти в дацан необходимо совершить священный круг, это делается для того чтобы создать позитивную карму на уровне тела, речи и ума. Движение нужно совершать по ходу солнца. Кругов должно быть 3, 7, 21, 108 или по количеству прожитых вами лет.

Дацан имеет три двери. Левая для входа, центральная для священнослужителей и правая для выхода.

И начинают со священного, молитвенного барабана, единственного в мире,  который состоит из 108 книг Ганджура — основное учение Будды. Кто-то его называет «молитвенный барабан», кто-то – «молитвенное колесо». Для тибетцев это «колесо Мани», а для монголов, калмыков и бурятов – «хурдэ». Но как бы его ни называли, суть остается одна – это важный атрибут в буддизме.

Он представляет собой цилиндрическое изделие из дерева или металла абсолютно любого размера – от нескольких сантиметров до нескольких метров. На его внешнюю, видимую часть нанесены фрагменты мантр, а внутри содержится свернутый тончайший листок, на котором также написаны молитвы, повторяющиеся много (иногда до миллиона) раз и превращающиеся в круговорот.

Хурдэ содержит сакральный смысл неимоверной силы – один оборот приравнивается к произнесению бесконечного множества записанных на свертке мантр. Чтобы претворить чудеса в жизнь, нужно взяться за ручку и прокрутить ее по часовой стрелке, как бы следуя за солнцем. В тот же момент сверток внутри барабана, а значит – нанесенные на него слова – тоже будут вращаться. Получается, будто буддист многократно, быстро и последовательно читает молитвы, не произнося ни слова. Очень важно настроиться на волну доброты, чистоты, не забывая думать о хорошем, о своих родных, желать счастья всем живым созданиям. Чаще всего в хурдэ используется главная, сильнейшая мантра буддистов – «Ом Мани Падме Хум».

Однако делается это не только для того, чтобы облегчить задачу молящегося. Мантра, двигаясь по кругу, приобретает правильную, благоприятную конфигурацию, а потоки энергии становятся еще более заряженными.

Заходя в храм, держим хадак открытой  стороной вперед, большими пальцами придерживая его сверху. Эрдэни вручил хадак настоятелю, а мы прошли внутрь и возложили его Сандан Жуу. Подойдя к алтарю, совершаем обряд подношения. Подношение могут быть как материальное, пища, деньги, вещи, так и духовное — это ваши чистые мысли. Главное, чтобы была правильная мотивация. Поклонились статуи, постояли около нее, попросили о своем заветном, помолились. Берем благовония и зажигаем лампадку. И этим самым, мы освещаем пространство.

Было очень волнительно и удивительно, что рядом с этой святыней мы вдруг оказались совершенно одни. Было очень странно, что нет людей, нет тех толп паломников и туристов, которые обычно сопровождают все массовые святые места. Мы не понимали, почему находясь рядом с этой святыней, люди не совсем понимают то счастье, которое им выпало. Все время, пока мы находились радом со статуей, у меня было такое состояние благоговения в душе, что происходит что то очень важное и значимое событие  в моей жизни. Хоть я и не являюсь ярой буддисткой, но это чувство непередаваемого внутреннего состояния я помню до сих пор.

 Эрдэни рассказал как нужно молиться в буддистских храмах,  для этого складываем ладони вместе и загибаем большие пальцы внутрь, представляем, что это алтарь, внутри в алтаре сидит Будда. Будду сажаем сначала на темечко, здесь у нас находятся завихрени, где находится энергетический канал и в момент смерти душа вылетает из этого завихрени и дальше перерождается. Потом к губам прикладываем, Будда оказывается на уровне горловой чакры, там свой энергетический центр. Дальше вниз идет весь этот энергетический столб со своими чакрами: анахата, манипура, сватхистана, муладхара. Идут энергетические каналы по всему телу. Помимо того, что человек состоит из плоти и костей он имеет энергетическую энергию. Внутри человека идет вся эта энергия и мы, таким образом, очищаем ум, речь и тело. Делают это три раза, потом садятся на колени и лбом касаются пола. Это называется не полное простирание. Есть полное простирание, когда касаются пола всем телом.

При желании можно сделать простирание, это практика, которую можно встретить в Дацанах. Это могут быть монахи или миряне, мужчины или женщины, старики или совсем юные отроки. Все они будут методично выполнять одни и те же движения, доведенные до автоматизма: опускаться на колени и, выбрасывая руки вперед, припадать лицом к земле. Затем вновь группировать свое распластанное по твердыне тело и повторять подобное упражнение десятки и сотни раз, безостановочно произнося при этом священные молитвы. Это и называется практикой простирания. Подобная практика считается одной из особо почитаемых в духовном развитии и самосовершенствовании на пути раскрепощения собственного «эго». Для скольжения по настилу, лежат симпатичные слоники. Эрдэни тоже сделал свои простирания, приветствуя и поклоняясь Будде.

Я знаю, что для Эрдэни уже стало традицией, после большого гороо, делать 108 построений перед мамой и фотографией папы. «Во время простираний, мысленно благодарю её за теплоту и любовь ко мне, за то, что дала жизнь. Представляю её отца, благодарю его, затем её маму, их родителей. Представляю пирамиду предков уходящих в бесконечность (за мамой её родители — слева и справа, за ними их родители и тд), тоже самое с папой. Благодарю всех своих предков, весь наш род, всех до единого!»

Простирания представляют собой одну из наимощнейших техник, ведущих к накоплению благих заслуг. В простираниях заключено выражение уважения и почтения, и, что немаловажно, они служат отличным противоядием гордыне. Именно преобладание в человеке высокомерия, является главной преградой к духовному совершенствованию. И первое, что должен совершить начинающий практику простираний — это создать намерение искоренить в себе гордыню. Физически сделать простирание это тоже довольно сложно. Число простираний может быть разным и зависеть от физической или моральной подготовки практикующего. Это может быть и три раза, и семь, и двадцать один и сто восемь и даже большее количество раз.

Отходить от алтаря нужно лицом к нему. этим мы проявляем свое почтение и уважение. Выходя из центрального зала нужно умыться священной водой. Делается это так,  подставляем, обязательно, левую ладонь, по традиции буддистов.

Хранителям этого дацана очень хочется, чтобы люди приезжали к ним побольше. Всегда открыты для всех двери, без выходных. Есть гостиница для приезжих. Будут рады всем приезжающим, кто проделал этот долгий путь в поисках святыни для поклонения. Если вам представится возможность увидеть Сандалового Будду, воспользуйтесь ею. Прислушайтесь к своей душе и хотя бы на один день приезжайте в Эгитуйский дацан. Это место поможет очиститься, обрести силу и исполнить самые сокровенные мечты. Получите благословение самого Будды Шакьямуни. Это не зависит какой веры приезжают люди, для этого не обязательно быть буддистом, становиться буддистом, вы остаетесь в своей религии, но получите силу энергии на здоровье, долголетие и исполнение своего самого сокровенного желания внутри вас.

Побывав в этом священном месте, мы, вместе с Эрдэни, отправляемся к следующему нашему пункту остановки — Ступа Медицины, находящуюся недалеко от Дацана. Продолжение следует…

Поделиться:

Post Author: admin

Добавить комментарий