Абхазия — Ущелье р. Псырдзха — Симон Кананита

Земли Нового Афона по праву считаются главной святыней Абхазии, где, по библейским преданиям, жил, читал проповеди, молился и умер апостол Симон Кананит. Новый Афон называют землей святынь, и связано это с большим числом святых мест и религиозных построек.

Маршрут пролегает по древней исторической тропе, восстановленной сотрудниками заповедника. Ее протяженность около 1 км. Продолжительность экскурсии составит около часа. Итак, мы отправляемся в глубь ущелья, а вместе с тем и в глубь веков. Ущелье р. Псырдзха славится живописными ландшафтами с эндемичной флорой, карстовыми образованиями, доступными пока лишь спелеологам, мало изученными гротами и полостями с останками пещерного медведя, служившими кровом и первобытному человеку. На протяжении тысячелетий здесь жил человек, притягиваемый чистой питьевой водой, богатой природой и доступным кровом.

Ущелье славится и христианскими святынями, главной из который является келья святого апостола Симона Кананита, одного из 12 апостолов Иисуса Христа. Место, где стоит храм и расположена келья апостола, наполнено святынями: источник со святой водой на месте гибели апостола.

(По преданию, еще в I веке рядом с пещерой апостола Симона забил целебный источник, который существует до сих пор. Иногда паломники находят там камешки с пятнами красного цвета. Богомольцы называют их камнями с кровью апостола Симона и берегут как святыню. По словам очевидцев, вода в источнике исцеляет различные недуги.)  Отпечаток ноги Симона Кананита на валуне, горные пороги, рядом с которыми умер апостол, и где по сей день лежат камни с «красными пятнами его крови», в годы правления грузинского царя Адеркия на берегу реки римские язычники схватили Симона Кананита и отрубили апостолу голову.

Здесь разворачивались многочисленные исторические события, коих след сохранился в архитектурных памятниках. Это изящные мостики, плотина и каменный акведук конца XIX начала XX вв., в которых были реализованы передовые технические решения того времени.


Река Псырдзха одна из самых коротких в мире. Ее протяженность составляет менее 3-х км. Псырдзха выходит из недр земли, а выше идет сухое русло, которое протягивается на 14 км. По преданиям, русло реки пересохло после принятия мученической смерти святого Симона Кананита. Начинается река с небольшого родника, бьющего с берега пересохшей реки, недалеко от места гибели Святого.  Сегодня река является источником чистой питьевой воды.

Название «Псырдзха» переводится как «родник души». «Апсы» значит у абхазов «душа», «адзы» «родник». Ведь и свою страну абхазы называют Апсны – Страна души, а язык «апсшва» «песней души». Возможно, что это название связано с проживанием здесь апостола Иисуса Христа.
По свидетельству греческих писателей и многих исследователей, семена христианства были заброшены в Абхазию еще в I веке после Рождества Христова. Спустя 20 лет по Вознесении Христа Спасителя на Кавказский берег Черного моря и в Абхазию явились апостолы Андрей Первозванный и спутник его Симон Кананит, изгнанные из Римской империи после распятия Христа. Симон Кананит остался здесь для проповеди христианства, а Андрей Первозванный через некоторое время ушел далее в землю джигетов, родственных абхазам горцев (к нынешнему Новороссийску).

Спустя пять веков христианство окончательно утвердилось в Абхазии и становится государственной религией.
Христианство оставалось господствующей религией более тысячи лет и сменилось мусульманством. Правда, и в этот период на территории Абхазии не относились к христианству враждебно, а развалины древних храмов почитались по-прежнему.
Но вернемся к Симону Кананиту. После казни Христа он прибыл на Черноморское побережье и просвещал абхазов в окрестностях г. Севасты (Сухум), во время гонения на христиан Иверским царем Аркадием поселился в Псырдзхе.
В течение почти двух лет апостол жил в небольшом гроте. Он спускался туда сверху, по веревке, через небольшой естественный вход.

В 55 г. после Рождества Христова он был убит недалеко от своей кельи, ниже по течению реки. Согласно легенде это произошло так:
«Святой апостол Симон Кананит обошел много земель от северных пределов Египта до самых Кавказских гор. Неся благую весть, он вступил на землю колхов и, пренебрегая крайней усталостью, двинулся дальше.
Он шел, как простой странник, питаясь кореньями диких кустарников, утоляя жажду у лесных родников. Борода его спуталась, пожелтела от пыли, ноги покрылись язвами, грубая власяница сопрела от пота. Влекомый несокрушимой верой в ученье Христово, апостол достиг Абасгии. Абасги приветливо встречали старца, кормили диким медом и кислым молоком. Апостол подолгу разговаривал с ними, пытаясь обратить их к великой вере Христовой. Он терпеливо благодетельствовал, и слово богово, казалось, с трудом проникало в их грубые души, ибо абасги отвечали так:
— Добрый странник, ты гость наш, и двери наших хижин открыты для тебя. Что же до твоих слов, смысл которых едва постигается нами, мы подумаем о них после. После того как ты побываешь в Псырдзхе и наши вожди убедятся в истинности твоих речей.
И вот апостол Симон появляется у крепостных ворот местечка Псырдзха. Стража препроводила его к вождям, где он с большим воодушевлением принялся рассказывать о господине своем Иисусе Христе — сыне человеческом, о двенадцати апостолах его, среди коих оказался и предатель по имени Иуда. Два дня говорил старец, а на третий вожди предложили ему три вопроса.
Вот первый.
— Верно ли, что твой господин, по имени Иисус Христос, — сын человеческий, и верно ли, что он властвует над человеком в этом мире и в мире потустороннем? спросили вожди.
Апостол воскликнул, и голос его был как гром:
Истинно! Мы рабы его здесь, и рабы его там, в царстве мертвых, ибо он господин всему живому и мертвому!
Абасги поняли старца.
— Ответствуй, — продолжал вождь, — верно ли, что твой господин рожден от женщины.
— Истинно так! ликуя близкую победу, сказал святой апостол.
— Скажи нам, почтенный старец, как согласуется учение твоего господина с учениями мудрых эллинов по имени Платон и по имени Аристотель.
И он спросил:
— Кто сии эллины?
Абасги переглянулись, удивленные вопросом святого апостола. И тогда объявили, что только наутро почтенный старец услышит их решение.
— Ты говоришь: вот господин вам от колыбели и до смертного дыхания! Ты говоришь: вот господин вам и за гробом… А разве смеет человек, рожденный женщиной, властвовать всю жизнь над человеком от колыбели его до могилы и даже за могилой? Нет, это есть вечное рабство, рабство неотвратимое для тех, кто признал твоего господина своим, а признав его, назвался его рабом. Мы долго обдумывали твои слова и, обдумав, пришли к единому мнению: чтобы семя твоих слов не дало ростков на земле нашей, предать тебя смерти, — ответили ему вожди абасгов.
Старец затрясся от гнева. Он собрался было возражать, но суровые абасги повели его к берегу горной реки и обезглавили.»
Однако это всего лишь легенда, которую народ бережно пронес сквозь века, передавая ее из уст в уста. Как же на самом деле погиб святой апостол мы уже, возможно, никогда не узнаем.

На территории Национального Новоафонского историко-культурного заповедника «Анакопия» находится одна из святынь православного мира – келья-грот святого апостола Симона Кананита. Благодаря реконструкции, проведенной заповедником в период с 2002 -2004 г.г. в ущелье реки Псырдзха, можно беспрепятственно посетить грот святого апостола.

Предание говорит, что Симон Кананит попадал в свой грот-келью через узкое отверстие в своде. Когда келья была случайно обнаружена местным охотником, спрятавшимся от дождя в небольшое отверстие в скале, то по возвращении, он сообщил об этой находке жившим там монахам. Они сразу заподозрили, что это не просто пещера, а именно келья, т.к. знали, что именно в этих местах проповедовал и жил Симон Кананит и может быть эта именно его место. Монахи-отшельники снизу прорубили второй вход в грот Симона Кананита, выложили каменную лестницу из известковых плит. Они же на стенах пещеры выложили мозаикой лики Иисуса Христа, Богоматери и самого Симона Кананита.

Пещера эта находится в отвесной каменной скале и имеет форму подобную церкви; она внутри гладкая, будто бы вся выкладена из больших каменных раковин. На стене высечен четырехконечный крест, что свидетельствует о глубокой ее древности. Пещера эта в октябре месяце 1884 года освящена водосвятием и в ней поставлена икона св. Апостолов Андрея и Симона Кананита, именем которого она называется с незапамятных времен.

Историческая тропа, вымощенная диким камнем, идет вдоль берега реки мимо наскального следа святого, лобного места, где по преданию он был умерщвлен, далее змейкой тянется под гору. Преодолев десятки каменных ступеней, вы попадаете в келью апостола.


Но, так или иначе, в конце XIX века к пещере Симона Кананита монахи пристроили лестницу, прорубили удобный для посещения вход, в нишах расставили иконы. И по сей день они почитают это место как святое и тысячи паломников ежегодно приезжают ему поклониться. После проведенной заповедником реконструкции пешеходная тропа позволяет подойти и к лобному месту, где согласно легенде был убит святой апостол Симон Кананит, и к самой келье. Подойдя к лобному месту, внизу, на дне реки, можно увидеть камни с красными пятнами. По преданию монахов это несмываемая кровь святого апостола. Паломники считают эти камни священными.

Он был обезглавлен на берегу маленькой горной реки недалеко от грота. Немногочисленные последователи апостола предали его тело земле и передали своим потомкам память о месте погребения.
Захоронен апостол ниже по устью реки. На том месте в IX в. был построен храм, который носит его имя по сей день. Ежегодно к храму, который считают стеной плача, как в Иерусалиме, приезжают тысячи паломников из разных стран, ищущие благополучия, любви и счастья в супружестве. Симон Кананит считается покровителем семьи и брака. При жизни Симон лечил недуги прикосновением рук, жил в молитве, оберегал людей, крестил местных жителей. Какое-то время храм был усыпальницей высшего духовенства и центром Сухумской епархии. Он неоднократно реставрировался (последний раз в 1882 г.). В настоящее время это действующий храм, который можно посетить, спустившись в нижнюю часть ущелья к водопаду.


В ущелье вы сможете увидеть еще одну христианскую святыню — наскальный след Симона Кананита.
Согласно легенде, бытующей в абхазском народе, когда местные жители не поверили Симону Кананиту, что он один из апостолов Христа, он в доказательство оставил след на этом камне.

Через несколько веков по следам Симона Кананита пришел святой Пантелеймон Исцелитель. В память о нем один из гротов в ущелье был назван его именем.
Бурные исторические события происходили на этой земле. Издревле Анакопия являлась главной крепостью Абазгского царства. Но в конце VIII века абазгский царь Леон II вышел из-под зависимости Византии, присоединил земли Апсилии и объявил себя царем абхазским. Анакопия стала столицей. Она процветала, росла, перестраивалась и укреплялась. Со временем черта города стала доходить до самого моря, где пролегала четвертая оборонительная стена и была устроена удобная гавань. Позже, когда сила абхазского царства ослабла, значимость города уменьшилась, и некогда многолюдный портовый и административный центр пришел в запустение. К концу XVIII века город представлял собой развалины, заросшие густым лесом. Старое его название уже мало кто помнил, и он стал именоваться Псырдзха.
По сей день, это место почитаемо среди верующих, тысячи паломников ежегодно приезжают поклониться святому апостолу Симону Кананиту, испросить счастья в супружестве, любви и благополучия. Православная церковь празднует день памяти Святого апостола Симона Кананита 23 мая. В этот день в храме проводится Божественная литургия с крестным ходом. На дне реки, у лобного места, можно увидеть камни с красноватым оттенком. По преданию это несмываемая кровь святого апостола. Паломники до сих пор считают эти камни священными. Предание также гласит, что наскальный след был оставлен апостолом в подтверждение тому, что он один из учеников Спасителя. Мощи же святого апостола покоятся под спудом Симона Кананитского храма.

Поделиться:

Post Author: admin

Добавить комментарий