Глава 3
Космогония. Структура мироздания.
02.09.39 «…Мироздание представляет монолит, спаянный всеначальной энергией. Философ древний утверждал, что твердь небесная более насыщена, нежели твердь земная. Можно не вполне согласиться с таким определением, но все же оно близко к истине. Люди даже в обычной беседе не могут вполне разграничить миры. Когда они говорят о Мире Тонком, они берут примеры земного мира. Когда же пытаются возвысить мир плотный, они приводят сопоставление с Миром Тонким. Поистине, невозможно провести границу между тремя мирами. Нужно упрочить эту основу в людском воображении. Никто не может ограничить себя миром плотным, даже каждый отрицатель не сумеет изгнать из себя ощущения чего-то нездешнего. Многие выражения придуманы людьми неправильно. Они говорят о мире потустороннем и тем рассекают монолит Единства.
Многомерность Космоса
16.04.48 Пирамида часто рассматривалась как символ Макрокосма и, следовательно, Микрокосма – отсюда и деление на три естества, или на три Мира: Физический, Астральный и Огненный. Естество, или субстанция, или природа каждого мира отличается от естества другого. Вершина – Огненный Мир. Середина помещения пирамиды символизирует Тонкий Мир, а низ, или основание, – мир плотный, и, конечно, естества этих трех миров настолько разнятся, что можно сказать, что они разделены или между ними положены грани. Вы знаете, насколько люди трудно овладевают проявлениями тонкого естества, с каким трудом даются проблески в Сферы Тонкие и каким смертельным опасностям и потрясениям подвергаются люди при приближении к ним существа огненного или огненных энергий. При грубости плотного мира трудно представить себе, чтобы все три естества могли слиться воедино, но именно для этого и нужно пройти через утончение, гармонизацию и подъем наших трех естеств, или природ, или тел – физ[ического] и тонк[ого], чтобы слиться в огненном апофеозе.
Энергетические ресурсы космического пространства.
Грани А. Й., т. 5, 35 (М. А. Й.). Выкачивание природных ресурсов имеет предел. Потому придется озаботиться нахождением нового вида энергии. Думают много об использовании земных недр, но упускают недра пространства. Новая энергия будет извлечена из пространства, энергетические запасы которого неистощимы. Все, что имеет Земля, получено ею из пространства. Фохат, пара-Фохат, Материя Люцида, Materia Matrix – все это виды пространственных энергий, которые когда-то поступят в распоряжение человечества. Но аппаратом, который будет в состоянии применить и использовать их, в основном окажется микрокосм человека – проводник тончайших огненных энергий. Задача Владык вооружить человека без единого аппарата. Все возможности к этому сосредоточены в людях, в человеческом организме и его проводниках. Это область будущего знания и будущих достижений. Агни Йога дана как путь к овладению огненными энергиями Космоса. Великая Эпоха Агни Йоги уже началась. Но люди, наследники космических богатств, еще отрицают великие возможности будущего.
Планетные цепи
16.01.35 <…> Напоминаю Вам, что во всех древних учениях Космос всегда рассматривался как единый организм, и существует сравнение Космоса с организмом человека. Так что с этой точки зрения все Солнечные системы могут рассматриваться как единицы или как группы тех или иных кровяных шариков в едином организме. <…>
«Природа и свойства Луны известны каждому оккультисту, но они остались закрытой книгой для физиков».
«В помощь тем, кто не читал или же если и читал, то не ясно понял доктрину семеричных цепей миров в Солнечном Космосе, мы даем краткое изложение учения:
1) Все в метафизическом и в физическом мире семерично. Следовательно, и каждое звездное тело, каждая планета, видимая или невидимая, имеет шесть собратьев, или спутников-сфер. Эволюция жизни происходит на этих семи сферах-глобусах, или телах, от первого вплоть до седьмого, на протяжении семи Кругов, или семи циклов.
2) Эти глобусы, или сферы, формируются процессом, называемым оккультистами «возрождением планетных цепей» (или колец). Когда Седьмой, или последний, Круг одного из таких колец начался, высший (или первый) глобус А и с ним все остальные, в последовательном порядке до последнего, вместо того чтобы вступить в более или менее длительный период покоя, или «обскурации», как это было в предшествующих Кругах, – начинают умирать. Планетное разложение (пралайя) приближается, и ее час пробил; каждый глобус, или сфера, должен передать свою жизнь и энергию другой планете.
3) Наша Земля, как видимая представительница ее невидимых высших собратьев-глобусов, ее «Владык» или «Принципов», должна существовать так же, как и другие, на протяжении семи Кругов. В течение первых трех она формируется и твердеет, в течение четвертого она устанавливается и затвердевает, в течение последних трех она постепенно возвращается к своей первичной форме, она становится, так сказать, одухотворенной.
4) Человечество ее вполне развивается лишь в Четвертом – нашем настоящем круге. До четвертого цикла жизни это человечество называется так лишь в силу недостатка в более надлежащем термине. Подобно личинке, становящейся коконом, затем бабочкой, человек или, вернее, то, что становится человеком, проходит через все формы и царства в течение Первого Круга и через все человеческие формы в течение двух следующих Кругов. Достигнув нашей Земли в начале Четвертого, в настоящих сериях Жизненного Цикла и рас, человек появляется на ней как первая форма, будучи предшествуем лишь минеральным и растительным царством, – даже последнее должно развиваться и продолжать свою дальнейшую эволюцию через посредство человека. В течение будущих трех Кругов человечество, подобно планете, на которой оно живет, будет постепенно стремиться снова принять свою первоначальную форму воинства Дхиан-Коганов. Человек, как и каждый атом во Вселенной, стремится стать богочеловеком и затем – Богом.
5) Каждый Жизненный Цикл на глоб[усе] D (нашей Земле) состоит из семи коренных рас. Они начинают с эфирообразной и кончают духовной, следуя по двойной линии физической и моральной эволюции – от начала земного Круга и до его конца. Круг от глобуса А к глобусу D, седьмому, называется «Планетарным» Кругом, другой – «Кругом глобуса», или земным Кругом (цикл семи рас).
6) Первая коренная раса, т. к. первые «Люди» на Земле (независимо от формы) были потомством «Небесных Человеков», правильно названных в индусской философии «Лунными предками», или же питри, принадлежавшими к семи степеням, или Иерархиям».
«Примите во внимание, что каждый круг приносит с собою новое развитие и даже полное изменение в ментальном, психическом, духовном и физическом строении человека. Все эти принципы развиваются вдоль постоянно восходящей скалы».. Так как имеется семь Земель, то так же существует семь Лун, и лишь последняя из них видима; то же самое относится к Солнцу, видимое тело которого называется майей, отражением, так же как и человеческое тело! «Истинное Солнце и истинная Луна так же невидимы, как и истинный человек», – гласит оккультная догма». «В действительности же Луна является спутником Земли лишь в одном отношении, именно в том, что физическая Луна вращается вокруг Земли. Как бы ни было поражающе это заявление, Оно не лишено подтверждения со стороны науки. Оно подтверждается приливами, периодическими изменениями во многих формах болезней, совпадающих с лунными фазами; оно может быть прослежено в росте растений и ярко выражено в феномене человеческого зачатия и в процессе беременности. Значение Луны и ее влияние на Землю были признаны каждою религией древности, особенно еврейской, и были отмечены многими наблюдателями психических и физических феноменов. Но пока что наука лишь знает, что воздействие Земли на Луну ограничивается физическим притяжением, заставляющим ее вращаться в ее орбите. И если бы возражатель настаивал, что этот факт сам по себе достаточное доказательство, что Луна действительно является спутником Земли и на других планах действия, можно было бы ответить, задав вопрос – будет ли мать, которая ходит вокруг колыбели своего ребенка, охраняя его, подчиненной своего ребенка или же зависящей от него? Хотя в одном смысле она его спутник, тем не менее, она, конечно, старше и полнее развита, чем ребенок, охраняемый ею».
«Следовательно, именно Луна играет самую большую и самую значительную роль как в образовании самой Земли, так и в населении ее человеческими существами. Лунные Монады, или питри, предки человека, становятся, в действительности, самим человеком.
20.04.35 Также неправильно называть состояние пралайи смертью, ибо такого чисто человеческого понятия, как смерть, в Космосе вообще нет, есть лишь бесконечная смена форм. Также и материя, во время Великой пралайи, пребывает в своем самом высоком состоянии и потому не может быть лишенной духа, ибо – Великое Дыхание не прекращается даже во время Маха-пралайи. Малая пралайа оставляет все миры в status quo.
Проявленный Космос.
20.04.35 Конечно, в проявленном Космосе есть много несовершенств. Иначе не было бы и проявлений, ибо жизнь Космоса в его вечном движении, из которого вытекает вся эволюция, все совершенствование. Хотя и правильно, что многие бедствия часто являются в результате не ужасами, но благом, все же следует добавить, что ужасы эти соответствуют состоянию сознания человечества; и потому когда сознание человечества усовершенствуется, то не только житейские бедствия, но и космические катаклизмы изменят свой характер ужаса, ибо сознание человека будет лучше приспособлено, чтобы противостать как тем, так и другим. Именно, в Космосе царит великий закон ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ. И только сам человек, унижая и предавая божественный дар свободной воли, постоянно нарушает этот закон и тем ввергает себя и свою планету в несказуемые бедствия. Велико влияние человека на все окружающее его, на все космические условия и обратно. Именно, следовало бы со всею внимательностью, бережностью и спешностью начать изучать это великое взаимодействие сил космических и человеческих. Жизнь человека так расширилась бы, так украсилась и облегчилась бы!
Мир без форм.
Грани А. Й., т. 5, 38 (М. А. Й.). Даже в мире духовном для познавания или представления нужна какая-то форма. В форму выливается и звук, и цвет, и запах, иначе их не воспринять. Мир без форм для обычного сознания недоступен, хотя многие понятия, как, например, любовь, мужество, преданность и другие, сами по себе лишены форм. Только когда проявляются они у живых существ в действии, кажутся они облеченными в формы, хотя в действительности наблюдаются только внешние выражения того, что невидимо и что лишено формы. Существование явлений без форм, мир без форм, арупа – признается мыслью Востока. Понятие арупа можно принять как синтез всех явлений определенного порядка, как бы составляющий их сущность, или душу, не в отдельных индивидуальных манифестациях, но в самой основе, взятой вне внешних ее выявлений. Нечто подобное можно найти в невидимой, скрытой от глаза и микроскопа, даже электронного, сущности семени, в котором вне или внутри видимой формы сосредоточены невидимые прошлые и будущие формы данного вида растительной и животной жизни. Сущность явления скрыта от постижения обычным умом, ибо касается великого Закона причинности. Майя (относительность земного бытия) и значение земной реальности.
08.08.34 Не следует рассматривать нашу жизнь на земном плане как нереальную или менее реальную, нежели в других мирах. Ибо лишь земная жизнь дает нам основу для дальнейшего усовершенствования и сознательного существования в Мире Тонком. Лишь здесь, в этой жизненной лаборатории, можем мы почерпать новые стимулы и энергии для трансмутации их здесь же, на Земле, в высшие накопления для последующей жизни в Тонких Мирах. Именно сознательная реальная жизнь на Земле обеспечивает нам реальность и других миров. Именно, в Космосе существует полное соответствие, потому чем шире и глубже земное сознание, чем утонченнее чувствования, тем шире, тоньше и ярче реальность на всех мирах.
Восточные Учения, говоря о майе или иллюзии, имели в виду указать: во-первых, на вечное движение во Вселенной, как говорят буддисты – «нет постоянства в Космосе, даже простой предмет в два последующих момента является отличным», во-вторых, указывая на преходящие условия наши на Земле и в последующих мирах, они тем самым учили человека не слишком привязываться к своей земной оболочке и к земным низшим притяжениям, но стремиться к вечному обновлению (эволюции) и новым испытаниям, к прекрасным духовным накоплениям, которые одни лишь могут продолжить реальное существование в Тонких Мирах, а затем дать новую, более сознательную жизнь на Земле и т. д. Ведь жизнь в Тонком Мире, несмотря на всю его реальность, может быть очень смутной для малосознательного и неустремленного духа. Потому правильно сказать, что все жизни, все миры постольку реальны, поскольку сознание наше может вместить условия их. Именно майя древних есть наш закон относительности. Так, в §322 «Мира Огненного» сказано – «вся зримость Тонкого Мира относительна по развитию сознания».
Паранормальные явления пространственной среды. Природа НЛО.
09.05.50 Зина интересуется «Flying saucers»7, они являются очистителями атмосферы, потому можно приветствовать их появления. Эти пространственные образования представляют собою конгломераты лучших тонких энергий, и потому они, истинно, очищают атмосферу от многих отравленных ингредиентов, наполняющих пространство вокруг нашей Земли. Раньше проявления их были много реже из-за токов, препятствующих их проникновению в нашу Солнечную систему и атмосферу. Видимые рушения эти, конечно, настоящие ущербы для нашей Вселенной. Ибо оформления миров требуют миллиарды эонов, и не так их много – миров, готовых принять человечество на ступени, столь продвинувшейся, как эволюция нашего земного человечества. Годные «домики» – редкое явление. Потому мы должны всячески охранять нашу планету. <…>
«Дыра» на Солнце – не что иное, как взрывы газа гелия. Эти взрывы благотворны для нашей Земли. Мы получаем добавленную дозу гелия, который действует успокаивающе на психику обитателей Земли. Гелий тушит подземный огонь. Лучи незримого Светила уявлены на мощи солнечных лучей; сила этих новых лучей уявилась как взрыватель кратеров, напряженных ядовитыми газами, на Луне и уявила там сгорание страшного, мощного газа. Таким образом, отравленная атмосфера Луны уявится на своем улучшении. Под воздействием лучей Новой Планеты Луна станет новой Луной. Луна воскреснет и уявит новые целительные лучи растительному миру. Растительная жизнь на воскрешенной Луне будет настолько яркой, настолько пышной, что в телескопе наша Луна уявится не как шар «сыра», но как шар мшистый. Лучи Новой Планеты усилят и подъем магнитной мощи Луны. Сначала Луна покроется прежними красотами растительности, но под воздействием Новой Планеты она покроется и новыми растениями, и новыми видами насекомых. Но и Земля оявится новым садом под лучами Новой Планеты и обновленной Луны. Ярая Луна станет как бы новой теплицей для [слово утрачено]. Луна, воскрешенная в лучах Новой Планеты, уявится собирательницей магнетизма лучей светил, уявленных в нашей Солнечной системе, и светил, проходящих вблизи нее.