В продолжении нашего путешествия по Санкт-Петербургу, хотелось бы рассказать о том, как мы посетили Мюзик-Холл в декабре 2021 года. Это была ПРЕМЬЕРА оперетты «Летучая мышь».
Театр находится в центре города, рядом с метро. Станция метро «Горьковская» (2-я линия, синяя), что несомненно плюс. На выходе поворачиваете налево, идете через Александровский парк пешком, дорога займет минут десять.
Пройтись от метро к театру в этот предновогодний вечер было одно удовольствие. Все вокруг светится иллюминацией, везде наряжены городские елки, погода теплая и чувствуется, что вечер будет просто шикарным. Мы уже заранее настроились на хороший спектакль, таким он и оказался.
Замечательное место, здание очень интересной архитектуры. Про историю здания и театра чуть ниже, а пока просто полюбуйтесь театром в вечернее и ночное время суток.
Так выглядит входной холл в театр, где располагаются администратор и кассы, причем эта часть помещения более относится к Балтийскому дому, чем к этому театру. Помещение небольшое и не предназначено для долгого ожидания, т.к. нет даже места для сидения. Мы приехали немного раньше, поэтому ожидали начала пропуска в театр именно здесь. Из-за пандемии, администрация театра старались ограничить контакты людей, поэтому меры принимались серьезные. Постоянно следили, чтобы все были в масках и тут же прибегали, откуда ни возьмись, если сняли маску даже для фото.
Пройдя внутрь театра, была очень удивлена насколько скромно и простенько все вокруг. Сразу даже и не поймешь, что оказался в театре. Ожидала помпезности и театрального шика. Короче, меня не впечатлило, а наоборот, показалось, что для столичного театра это очень даже странно, наши сибирские театры — Новокузнецкий драмтеатр и театр «Красный факел» в Новосибирске даже рядом не стоят в своем «величии» с Питерским, ведь театр требует большой реставрации или хотя бы ремонта.
Зайдя в сам зал театра, невольно осматриваешься вокруг: балконы, партер, ложа, а также заглянули в саму оркестровую яму. Было интересно, как там размещаются музыканты? Оказалось, что там совсем мало место. Концертный зал, в отличие от холла, показался довольно комфортным и уютным. В период самоизоляции и после нее «Мюзик-Холл» транслировал репертуарные спектакли. Постановку данного спектакля также можно было увидеть онлайн, т.к. в зале были установлены множественные камеры, которые вели трансляцию сразу с разных ракурсов.
Санкт-Петербургский государственный театр «Мюзик-Холл» подготовил для нас особый новогодний подарок. В предпраздничные дни посмотрели новую постановку театра — «Летучая мышь» и насладились прекрасной музыкой Иоганна Штрауса.
Этот спектакль позволил нам отвлечься от суеты и полностью погрузиться в волшебный мир театра. Ослепительная, яркая оперетта является настоящим украшением театральной афиши Петербурга. Веселый современный сюжет, тонкий юмор, комические ситуации с переодеваниями подарят зрителям настоящее праздничное настроение.
В основе сюжета спектакля лежит история о том, как однажды на бале-маскараде главный герой не узнал свою жену под маской, и был очарован «прекрасной незнакомкой». Сюжет не нов, но по-прежнему актуален: порой, чтобы быть замеченной собственным мужем, женщина вынуждена предстать в новом загадочном образе. В спектакле театра «Мюзик-Холл» действие происходит в вымышленном городе. Основные события разворачиваются в модном клубе на подпольной вечеринке. В условиях «карантина» расплатой за безудержное веселье в закрытом клубе становится тюрьма, развязка спектакля проходит в атмосфере цирковой клоунады, наполненной шутками и пикантными ситуациями. Съемку спектаклю производить нельзя было, но мы не удержались и сфотографировали несколько кадров, чтобы показать всю красоту костюмов.
За музыкальную часть в постановке театра отвечает музыкальный руководитель проекта, маэстро Фабио Мастранджело, который не только дирижирует оркестром «Северная Симфония», но и принимает непосредственное участие в спектакле. Фабио Мастранджело: «Мы думали, как связать оперетту «Летучая мышь» с COVID-19 и придумали». На сцене театра «Мюзик-Холл» всемирно известная оперетта австрийского композитора Иоганна Штрауса «Летучая мышь» представлена в новом прочтении: в классический сюжет спектакля органично вплетены шутки и комические ситуации из современной действительности. Создатели спектакля предлагают с иронией взглянуть на текущую ситуацию, в которой сегодня находится весь цивилизованный мир, именно ситуацию с Коронавирус. Он уверен, что границы в искусстве устанавливает лишь собственная фантазия.
Я не сторонница того, чтобы классику переделывали или каким либо образом подстраивали под современные реалии, но здесь, все вписалось великолепно и даже внесло свою изюминку и без того комедийную ситуацию. Однако, мне все же не понравилось то, что князя Орловского играла женщина. Я конечно могу представить то, что в былые времена все актеры были мужчины и исполняли роли женщин, но теперь получается все наоборот что ли? Надо сказать, что это было то единственное, что мне не понравилось, т.к. во всем остальном: пение и игра актеров, живая оркестровая музыка, танцы — все было великолепно!
Режиссер-постановщик Василий Заржецкий активно сотрудничает с театром «Мюзик-Холл». Он наполнил постановку смешными моментами, шутками и комическими ситуациями, с которыми герои справятся по-штраусовски легко и весело. Особый шарм, праздничность и театральность спектаклю придают костюмы, все это усиливает ощущение эйфории и праздника, на котором все дышит заразительным весельем.
В театральных сочинениях Штрауса безраздельно господствует стихия танца. Молодые балетмейстеры создали особую танцевальную атмосферу, наполнили действие духом танца, который придаёт спектаклю стремительное движение и ощущение праздничности. Веселый современный сюжет, тонкий юмор, комические ситуации с переодеваниями дарят зрителям настоящий праздник жизни и театра.
В одном из интервью на вопрос— «Приведет ли этот опыт, с пандемией, к рождению новых художественных форматов внутри театра?» Режиссер ответил — «Конечно же, да! — Они уже зарождаются. Начали проводить прямые эфиры, в которых рассказываем о классической музыке и даем возможность зрителю задавать вопросы. Я готов искать компромиссные варианты, воплощать неординарные идеи как на сцене, так и в прямом эфире. Порой онлайн-встречи проходили в непривычных условиях, когда я сидел один в театре площадью 16 тыс. кв. м.
Открыть сезон с ограниченным количеством публики лучше, чем не сделать ничего. Нужно оптимистично воспринимать реальность. Я из тех людей, кто смотрит на полупустой стакан и видит его наполовину полным. Придет в зал десять человек или 3 тыс., мы будем играть так, как будто это наш последний концерт. Каждый музыкант во время исполнения отдаст всё, что есть у него внутри.»
— «При этом неоднократно подчеркивалось, что главное в театре — живое общение артистов со зрителем. На первых, после снятия карантина музыкальных мероприятиях, днем состоялся бесплатный концерт для врачей, а вечером — платный, для всех желающих. Было тяжело мириться с тем, что в огромном зале из-за соблюдения норм безопасности присутствовало всего 600–650 зрителей. Зато мы поняли, как важно сейчас возобновить концертно-театральную деятельность. Все билеты на вечер были проданы в течение часа. Это значит, что люди скучают по живым впечатлениям, жаждут насладиться новыми программами и спектаклями.»
Теперь немного о самом театре, а именно о его истории, т.к. эту тему я не могла упустить учитывая, что театр находится в историческом месте Санкт Петербурга. И так, история театра, как прочем и вся история России, была очень сложной, меняющееся от времени и правителей, поэтому неоднозначной…
1900 — 1917: ОТ НАРОДНОГО ДОМА ДО МЮЗИК-ХОЛЛА
В 1880-е годы в Петербурге началось строительство Народных домов – культурно-зрелищных, просветительских клубов для средней интеллигенции, мелких чиновников, студентов, солдат, рабочих. К началу XX века в городе функционировало около двадцати Народных домов.
Крупнейший Народный дом был построен в 1900–1912 годах на Кронверкском проспекте в Александровском парке на Петроградской стороне. 12 декабря 1900 года произошло торжественное освящение здания Народного дома, названного «Заведением для народных развлечений императора Николая II». В 1932 году этот театр сгорел, и на его месте было построено другое здание. Сейчас в нем располагаются театр «Балтийский дом», Планетарий и часть Мюзик-Холла (помещение касс, вестибюль).
В 1912 году комплекс Народного дома пополнился вновь построенным «корпусом», получившим название «Зрительный зал и народная аудитория имени его высочества принца А.П.Ольденбургского». Зал замышлялся и функционировал как Оперный зал Народного дома.
Оперный зал вмещал 2800 мест, в том числе – амфитеатр на 728 мест, 76 лож и три яруса. Новый Оперный зал стал одним из самых грандиозных театров мира. Он открылся 4 января 1912 года оперой М.И.Глинки «Жизнь за царя». Оперный зал Народного дома, где сегодня находится театр «Мюзик-Холл», был самым большим оперным театром в Европе. Здесь состоялись основные торжества, посвященные 300-летию Дома Романовых. На доме установлены памятные таблички.
В едином Народном доме Николая II существовали три труппы – драматическая (выступавшая в первом театре), оперная и балетная, игравшие в новом Оперном зале.
Целой эпохой для Народного дома стало сотрудничество с Ф.И.Шаляпиным, который выступал на здешних подмостках не только как солист, но и как режиссер. С 1913 по 1917 год зал Народного дома стал «официальной сценой» Шаляпина.
1917 — 1948: ОТКРЫТИЕ ПЕРВОГО ЛЕНИНГРАДСКОГО МЮЗИК-ХОЛЛА
После Февральской революции 1917 года Народный дом перешел в ведение городской думы. В то время его залы стали местом проведения массовых митингов. В Оперном зале проходил 1-й Всероссийский съезд крестьянских депутатов, на котором 22 мая 1917 года с речью по аграрному вопросу выступал В.И.Ленин. (В связи с этим здание Мюзик-Холла на основании Постановления Совета Министров РСФСР №1327 от 30.08.1960 г. стало Памятником истории и культуры федерального значения.) В 1919 году Петроградскому Народному дому было присвоено имя Карла Либкнехта и Розы Люксембург. Через год здание перешло в ведение Народного комиссариата просвещения.
В послереволюционные 1920–30-е годы в Государственном Народном доме работали различные театры: оперный, театр марионеток, детский музыкальный театр. Здесь показывались и эстрадные представления. 5 мая 1928 года на сцене Народного дома состоялось дебютное выступление Клавдии Шульженко. Ее успех превзошел все ожидания. Чуть позже, после официального открытия Ленинградского Мюзик-Холла, Шульженко стала его штатной артисткой.
Первый Ленинградский Мюзик-Холл, созданный в 1928 году обрел широкую популярность благодаря сотрудничеству И.О. Дунаевского и «джаза» Л.Утесова. С 1929 года Дунаевский стал музыкальным руководителем и главным дирижером Мюзик-Холла. Коллективом было подготовлено несколько эстрадно–песенных программ, в которых выступали певцы–солисты Л.Утесов и К.Шульженко.
С 1924 г. по 1938 г. помещение бывшего Оперного зала Народного дома занимал Ленинградский театр музыкальной комедии. В 1938 году в соответствии с приказом Комитета по делам искусств при СНК СССР за № 412 в помещении бывшего Оперного зала Народного дома разместился Филиал Театра оперы и балета имени С.М.Кирова. Филиал работал не особенно удачно. Кировский театр так и не сумел активно эксплуатировать эту площадку.
1966 — 1990: «ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ» «МЮЗИК–ХОЛЛА»
Вскоре после открытия Мюзик-Холла при театре была создана студия, выпустившая не одно поколение эстрадных исполнителей. Достаточно вспомнить, что из труппы и студии Мюзик–Холла вышли Сергей Захаров и Филипп Киркоров, Татьяна Буланова и Марина Капуро. С коллективом театра в разные годы выступали Муслим Магомаев, Эдита Пьеха, Иосиф Кобзон, Сергей Рогожин, Юрий Гальцев, Геннадий Ветров, бит-квартет «Секрет» и другие известные исполнители.
Журналисты писали, что каждая постановка И.Я.Рахлина – это всегда оригинальное сценическое произведение, единый и ни на что не похожий сплав искусств, созданный с высоким профессионализмом, блестящим образным решением в сочетании с великолепными костюмами, декорациями и световыми эффектами. И.Я.Рахлин называл Мюзик-Холл театром всех жанров, которые объединяются в музыкальном спектакле на сюжетной основе.
Под руководством Ильи Рахлина Мюзик-Холл снискал славу не только в России, но и за рубежом. Гастролируя во Франции, Италии, США, Японии, Греции, Мексике, Австралии, Германии и многих других странах, коллектив театра получил всемирное признание.
1990 — 2021: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР «МЮЗИК-ХОЛЛ» СЕГОДНЯ
В августе 2013 года художественным руководителем театра был назначен известный музыкант, дирижер Фабио Мастранджело. В сентябре 2014 г. директором театра «Мюзик-Холл» стала Юлия Стрижак.
Сегодня в театре «Мюзик-Холл» можно увидеть яркие музыкальные спектакли для всей семьи — мюзикл «Алиса в стране чудес», «Бременские музыканты», «Мэри Поппинс с нами», «Винни-Пух и все-все-все», «Чиполлино». Для взрослой аудитории поставлены мюзиклы по известным литературным произведениям.
В театре «Мюзик-Холл» существует симфонический оркестр «Северная Симфония». Музыкальный коллектив ведет активную творческую деятельность на сцене театра, выступает в лучших концертных залах Санкт-Петербурга, а также гастролирует в России и за рубежом. Впервые под руководством маэстро Фабио Мастранджело в театре появились музыкальные абонементы для взрослых и детей.
Мюзик-холл мне понравился во всём! И интерьеры концертного зала, и то что довелось посмотреть. Достойная игра актеров вживую. Актеры прекрасно поют. Все в полном восторге! Актеры играли с душой. Оркестр, музыка, зажигательные танцы — великолепны. Спектакль смотрится на одном дыхании.
Браво артистам за их труд! Сам зал великолепен, но увы, давно плачущее в ожидании ремонта само здание театра. Это уже не просто пренебрежительное отношение к театру, это прямо худшие ее проявления. Стены немыслимого серо-грязного цвета. Нет того лоска и шика, которое должно соответствовать такого рода заведениям. Ведь туда приходят люди как на праздник. Некоторые бывают в театре вообще единственный раз в жизни, а все, что останется в памяти выходя из зала — это неудобные раздевалки, серость и ничего более не напоминает Имперский театр — очень жаль…
Все остальное понравилось. Лучший театр! Великолепные постановки! Каждое представление — самый настоящий праздник! Можно много писать и говорить, но лучше прийти в театр и увидеть всё самому. Рекомендую сходить на вышеупомянутый спектакль. Просто отдохнуть! Вы получите огромное удовольствие. Спасибо всем, кто принимал участие в создании мюзикла за доставленное удовольствие!