Продолжаем наше путешествие по Томской писанице. В первой части нашего рассказа говорилось о трех экспозициях, расположенных в музее-заповеднике: памятник наскального искусства — Томская писаница, музей наскального искусства Азии, смотровая площадка и храм-часовня Св.Кирилла и Мефодия.
Следующая экспозиция в музее-заповеднике называется «Горячее сердце Сибири». Геология Кузбасса — Каменный сад под открытым небом. Здесь собраны фрагменты различных руд и горных пород, представляющих богатство недр Кузбасса.
Сейчас мы находимся в центре экспозиции о главном богатстве Кузбасса — каменном угле. В центре мира и в центре России находится «горячее сердце Сибири». Это «сердце», которое дарит тепло, символизирует щедроты Кузнецкой земли, которые шахтеры добывают для планеты. Значение угля в жизни человека безгранично: в каждой лампочке, каждого дома — частица угля, которая вращает турбины и генераторы, вырабатывающие электричество. 37% мировой электроэнергии приходится на долю сибирского угля.
История угольного края началась в далеком 1721 году, когда рудознатец Михайло Волков обнаружил каменный уголь в районе Красной горки в Кемерово. В 1842 году геолог Петр Чихачев ввел термин «Кузнецкий угольный бассейн». Вклад Кузбасса в Победу «Великой Отечественной войне 1941-1945 гг» огромен. На Кузнецком угле выплавляли металл на заводах Сибири. Каждый второй танк был изготовлен здесь, детали каждого второго самолета, броню для каждого второго самоходного орудия, каждый четвертый снаряд. На импровизированной печи — очага, можно увидеть символы — петроглифы Томской писаницы, как напоминание о местонахождении данной экспозиции.
На этой экспозиции рассказывается и о том, как образовался уголь Кузбасса. Что много миллионов лет назад здесь был очень мягкий, влажный, тропический климат, где росли очень большие территории джунглей, которые со временем и под воздействием климата и других факторов превратились в полезное ископаемое — уголь. О масштабах этих лесов можно судить о том, что запасы угля оцениваются в 635 млрд.тонн черного золота. Но не только углем богата наша земля. В списке полезных ископаемых края есть и железная руда, и алюминиевая руда, и мрамор, и гранит и много других ценнейших каменных пород, вплоть до самоцветов и драгоценных камней — всем богата наша земля.
В России есть колоссальные запасы угля – их столько, что хватит на сотни лет вперед. А передовые технологии способны обеспечить использование этого ископаемого с должной степенью экологической ответственности. Поэтапно и всесторонне модернизировать угольную отрасль призвана действующая в Кемеровской области комплексная научно-техническая программа (КНТП) полного инновационного цикла «Чистый уголь – зеленый Кузбасс». Угольщики должны получить технологию, использование которой позволяет снизить воздействие загрязняющих веществ на окружающую среду.
Шорцы — коренные жители, ещё в 18 веке основали здесь Сухаринские копи, руда из которых поступала на Томский железоделательный завод (с.Томское Прокопьевский район) — старейшее металлургическое предприятие Кузбасса.
Нефелин — сырьё для выплавки алюминия, тоже добывается в Кузбассе. Алюминий — самый распространённый металл в земной коре. Но получить чистый алюминий достаточно сложно, поэтому в 19 веке он ценился дороже золота.
Следующей экспозицией, которая была на пути нашего следования по музею-заповеднику, является «Центр ремесел» — мастер-классы по традиционным сибирским ремеслам. Обязательно загляните в этот уютный домик. Обстановка там завораживает. Очень приятная в общении женщина, так много всего рассказала и показала. Хотелось остаться на мастер класс, но времени было очень мало, хотелось ещё много посмотреть, но в следующий раз обязательно здесь задержимся подольше. Здесь вы найдёте абсолютно всё, что только можно назвать народным промыслом. Творчество неординарных людей здесь повсюду.
Здесь можно увидеть настоящий ткацкий станок. И не только увидеть, но и попробовать на нём ткать половички, такие же, как лежали на полу у наших бабушек. Это очень кропотливая работа. Вообще-то надо сказать, что все абсолютно виды домашнего рукоделия, творчества требуют усердия, неторопливости, а ещё это является своего рода медитацией, чего очень не хватает нашим современным хозяюшкам, которые вечно куда-то спешат и ничего всё равно не успевают. На фоне тканых половиков, видны готовые традиционные маски шаманов, для проведения различных ритуалов. Процесс изготовления масок очень специфичен и требует определенных знаний и навыков изготовления
Ткать можно не только из ниток, но из трав и цветов, тогда получаются оригинальные картины. Если их повесить в баню, то это получается ещё и ароматерапия, т.к. каждая травинка в букете дает свой аромат, который несёт здоровье. Смотря на то, какие вы будете вплетать травы и цветы, то ваше изделие может быть либо оберегом, либо целителем. Всё было продумано у наших предков, надо передавать это умение и вдохновлять на новые творческие идеи.
Здесь можно увидеть и другие изделия народного промысла: это и глиняная посуда, и прялка, и обережные игрушки и много всего интересного и необычного.
Нам запомнилось, так называемое, колесо фортуны — покрутив которое, можно нагадать себе судьбу. Каждая кукла со смыслом и своим названием. Кукла «Ведучка», кукла «Берегиня дома», кукла «Желанница», кукла «Успешница», кукла «Спиридон солневорот». Все куклы выполнены с огромной любовью, аккуратные, по всем канонам. Нам выпала кукла «Птица счастья», что означало — поймать удачу удастся без всяких усилий.
У обрядов на Руси множество заветов. И один из них – шитьё кукол-оберегов. По поверью, талисман, защитит хозяев, забирая на себя бремя испытаний. Как известно, у традиционной Славянской куклы, отсутствуют черты лица, глаза, рот, нос, брови. Не думайте, что это из-за того, что мастерицам было лень их рисовать или они не умели делать этого. На это есть другие причины, связанные с обычаями и верованиями. Если у куклы нет лица, это говорит о том, что мастерицы не персонализировали ее, обезличивали вещь, которая впоследствии должна была выполнять роль талисмана или оберега.
Нагадав себе удачу, мы отправились дальше. А дальше нас ждал аттракцион «Кузница счастья», где можно было за 150 рублей выковать себе монетку с изображением петроглифов Томской писаницы на память, что мы и сделали. Сувенир, в виде монеты теперь у нас есть.
Далее наш путь лежал к следующему очень интересному домику — «Мастерская по копированию петроглифов» — первые шаги в исследовании наскального искусства. Здесь можно было посмотреть, а также принять участие в мастер-классе по изготовлению копий наскальных рисунков, при этом услышать интереснейший рассказ о том, как ученые делают копии рисунков для дальнейшего изучения в лабораторных условиях.
Копирование памятников наскального искусства, как способ документирования и сохранения. Первыми копиями петроглифов были зарисовки на бумаге или на холсте. С появлением фотографии, открылись новые возможности фиксации наскальных изображений. Далее были опробованы: протир на различную бумагу, прорисовка через кальку и полиэтилен. Все эти способы, прекрасно фиксируя общие контуры петроглифов, не передают тонких гравировок и объема петроглифа (углублений, выпуклостей). В 1956 г. А.И. Мартыновым для объемного копирования на памятнике наскального искусства «Томская писаница» на «верхнем фризе» одним из первых материалов был использован пластилин. Его недостатком была деформация – в момент снятия с оригинала и позже, при извлечении из него готовых позитивных отливок.
С течением времени и появлением новых материалов технологии изготовления матриц совершенствовались. В настоящее время для изготовления форм различной сложности в мировой практике используются современные силиконовые каучуки. Силиконовые формы позволяют создать очень точные негативные оттиски с наскальных изображений и фиксировать состояние сохранности скальной поверхности. Перспективным методом исследования и копирования петроглифов в ближайшем будущем может стать неконтактный метод, основанный на лазерной технологии 3х-мерного сканирования.
Дальше наш путь был к самому живому уголку музея — это мини зоопарк. По пути к зоопарку мы видим информационные стенды о животном мире Кузбасса. Разнообразен животный мир. Заповедник пересекает древняя лосиная тропа, ведущая к переправе через Томь, и по ней регулярно проходят лоси. Зимой забегают волки и рыси. Постоянными обитателями музея-заповедника являются лиса, норка, колонок, горностай, ласка, барсук, заяц, белка, бурундук. Этих животных мы наблюдали и на петроглифах — наскальных рисунках, что свидетельствует о том, что места и виды животных со временем не менялись, а остались коренными обитателями нашего региона. На нашем пути встретилась чудо-печь, напоминающая нам о сказке, в которой мы оказались, а для маленьких ребятишек, вызывает восторг и восхищение.
Зоопарк — первый на территории Кемеровской области стационарный зоопарк. Принятая концепция музея включала также собственную зону с вольерами для животных, которые являлись представителями западно-сибирской фауны. Однако реализация этой части проекта постоянно откладывалась. Толчком к действию стал случай, с которого и началась история создания музейного зоопарка в 1996 году. В «Томскую писаницу» привезли медвежонка, найденного в лесах в полном одиночестве. Возможно, его мать убили охотники. Детеныш был обречен на гибель, но неравнодушные люди забрали его и обратились к руководству «Томской писаницы» с просьбой приютить зверя. Так, он стал первым жителем музея-заповедника. Теперь это настоящий сторожила — Миша. Из маленького шустрого медвежонка он превратился в могучего, огромного зверя. Постепенно появлялись и другие животные с непростой судьбой: раненые, брошенные.
Сегодня на территории функционирует целый зоопарк. В настоящее время в нём содержится 16 видов животных и 7 видов птиц. Туристов из года в год встречают постоянные обитатели зоопарка – волки, рыси, еноты, олени и другие животные. О каждом виде животном в зоопарке можно прочитать информационную табличку.
Среди питомцев “Томской Писаницы” есть и птицы – ворон, коршуны, неясыти, болотная сова, которая является символом музея-заповедника. Сова мне показалась настолько красивой птицей, как будто нарисованная картинка, что понятно стало, почему она так приглянулась создателям музея. Я тоже в неё влюбилась.
Далее наш путь лежал в сельский дворик, о котором я расскажу чуть позже. А пока ждите продолжение этого увлекательного путешествия…