Наше путешествие по живому уголку музея заповедника «Томская писаница», которое мы начали в предыдущей статье продолжилось у вольеров с очень красивыми псами — Аляскинских маламутов. Это древние собаки Арктики, внешне похожие на волков. Их использовали эскимосы для езды и доставки грузов по снегу. Внешне очень красивые и дружелюбные собаки. С ними можно сфотографироваться.
Полюбовавшись на красавцев маламутов, мы отправились в «сельский дворик», где взрослые и дети могут пообщаться с домашними животными. Здесь можно покормить козу, овцу, кроликов, кур, гусей и уток. Городские детки, которые никогда не видели домашних животных просто в восторге от них. Они бе-бе-кают, хрюкают, га-га-гочут, кукарекают и т.д., что ни делают дикие животные в зоопарке и это вызывает особый интерес в общении с ними.
Самыми забавными были кролики. Их было много с маленькими детками, которые прыгали и бегали, как маленькие котята. Причем кролики попадались нам просто по дорожкам, под деревьями, они наверное делают подкоп и убегают из вольеров, но бегают не далеко. Нам попадались несколько «беглых» под деревьями крольчат.
Дальше по маршруту находится русский сибирский дом. Основным типом жилища русских сибиряков были срубные дома. Для строительства старожилы выбирали преимущественно деревья хвойных пород — сосну и лиственницу, которые называли красным, строевым или кондовым лесом. Наличники на окна и резьбу для украшения дома делали из мягкого кедра. Тёс на крыши делали из пихты и ели. Стены дома конопатили мхом. Иногда, для тепла, стены обшивали тёсом. Всё было разумно использовано для жизни, то что давала природа. Возле дома стоит амбар с хозяйственными инструментами и инвентарем: конная телега, сбруя, коса, бочки для квашения, козлы для распилки дров и различные предметы хозяйственных приспособлений. В традиционной русской избе печь была главным элементом дома, её размещали в основной зоне, справа или слева от входа. Печь отапливала дом, готовили на ней еду, на ней спали малые детки и больные члены семьи, т.к. тепло печи давало лечебный эффект.
Русская изба является частью русской культуры. Архитектура русской избы свидетельствует о верности многовековым традициям в построении жилищ, а стойкость и уникальность конструкции – это её характерная черта. Планировка и внутреннее убранство избы создавались на протяжении многих лет. Русский дом выглядит очень уютно и комфортно. Убранство русской избы было всегда просто, но чисто и со вкусом. У русской печки стоит домашняя утварь: утюг, гладильная доска, прялка, плетеные корзинки, горшки, ухваты, кадки для солений, ступка для помола зерна и трав, всюду тканые половички. На столе самовар, скатерть, подушки, занавески, всё имеет славянскую вышивку и украшает дом. Все углы в доме выстраивались в соответствии со сторонами света и самым главным среди них был восточный (красный), где семья организовывала иконостас. Именно на иконы гости должны были обратить внимание сразу же после входа в избу. Для маленьких деток делалась люлька-качалка.
Комплекс “Археодром” включает в себя полноразмерные копии древних жилищ и захоронений от бронзового века до раннего средневековья. Следующим объектом нашей прогулки по «Томской писанице» был павильон древних погребений — необычное место. В «Павильоне древних погребений» можно узнать о погребальных обрядах и духовных представлениях народов, проживавших на территории нашей области от неолита (V-IV тыс. до н.э.) до середины I тыс. н.э. Экспозиция посвящена погребальным культурам Западной Сибири, научные сотрудники музея-заповедника заботливо укрыли погребения уникальными всепогодными саркофагами, чтобы сделать их доступнее посетителям. Система показа это уникальные графические реконструкции погребений в цвете, специальная система освещения, новые информационные лайтбоксы. Обзор погребений – 360 градусов. На информационных стендах можно узнать о культуре и погребении данного периода. Преимущественно здесь находятся оригиналы, взятые из раскопок археологов.
Начинается экспозиция с погребения кузнецко-алтайской культуры (вторая половина V начало IVтыс. до н.э.). Представители этой культуры населяли территорию верхнего Приобья в эпоху позднего неолита. Люди этого периода ещё не знали металла и в повседневной жизни использовали орудия из кости и камня. Люди кузнецко-алтайской культуры устраивали кладбища вдоль рек. Погребения размещались в один ряд. Могилы представляли собой неглубокие грунтовые ямы. Погребенных укладывали вытянуто по спине с ориентацией ног перпендикулярно течению или вниз по течению реки. В ряде захоронений кисти рук находятся на тазовой области, а ноги «стянуты» в коленях.
Представители андроновской культурно-исторической общности проживали в Центральной и Северной Азии в эпоху развитой бронзы во II тыс. до н.э. На территории современной Кемеровской области андроновцы появляются примерно в XIII веке до н.э. Ведущую роль в хозяйстве андроновцев играло скотоводство. Большое развитие получила металлургия. Изготавливали из бронзы орудия труда (серпы, топоры), а также оружие (кинжалы, копья). Кладбища андроновской культуры могли быть курганными. Под овальной и круглой насыпью размещались от 3 до 6 могил, в некоторых случаях окруженных каменными прямоугольными оградками из плитняка. Умерших укладывали в могилу на левый бок, головой в юго-западном направлении. Их ноги, вероятно, были связаны и сильно подтянуты коленями к туловищу, а руки согнуты в локтях так, чтобы кисти рук находились перед лицом.
Далее идет погребение ирменской культуры (IX век до н.э — VIII век до н.э). В начале I тысячелетия до н.э. в верхнем Приобье на смену адроноидным культурам пришли представители ирменской культуры. Их погребения свидетельствуют о том, что умерших соплеменников хоронили на поверхности земли, без сооружения могильной ямы, а сверху возводили небольшую земляную насыпь-курган. Умершего укладывали в скорченном положении на правом боку, головой на юг или на юго-запад. Мужчинам в могилу клали нож, женщинам ставили сосуд, но ещё с ними были украшения. Мужчинам-воинам в изголовье ставился вертикальный камень-обелиск. По одной из гипотез — душа умершего должна была или опуститься в подземный мир, или подняться на небеса.
Погребение тагарской культуры (VIII — III век до н.э.). Тагарцы проживали в эпоху раннего железного века на территории современной Хакасии, юга Красноярского края и севера-востока Кемеровской области). Находки зернотёрок, жерновов, бронзовых серпов свидетельствуют о наличии у тагарцев земледелия. Бронзовая металлургия в тагарское время достигает рассвета. Тагарские кладбища представляют собой обширные курганные могильники. Захоронения производились на специально подготовленных четырехугольных площадках. Их обносили каменной оградой, по углам которой устанавливали высокие вертикальные стелы. В пределах одной ограды могли сооружать несколько могил. После завершения похоронных обрядов, в пределах ограды, возводили выложенную из кирпичиков дёрна курганную насыпь, имевшую вид усечённой пирамиды. Высота тагарских курганов от 1-2 метров у рядовых общинников, до 11 метров — у племенных вождей. Тела укладывали в вытянутом положении на спине, головой на юго-запад. Покойников сопровождают украшения, глиняные сосуды, орудия труда и предметы вооружения.
Заключительным видом погребение было тюркское погребение (VI — XIII век н.э). В эпоху раннего средневековья на просторах Азии возвышаются кочевые скотоводческие племена тюрок. Начиная с 552 года, тюрки создали несколько могущественных государств. Территория, которую в разное время занимали эти державы огромна. История данных империй полна кровопролитных войн и междоусобиц, приведших в итоге, к их краху. Потерпев поражение, тюрки не исчезли с исторической сцены. В IX веке часть тюркского населения откочевала на север и оказалась в Кузнецкой котловине, т.е. на территории нынешнего Кузбасса. Тюркские могильники располагались, как правило, недалеко от поселений на возвышенных участках обширными курганными группами. В музее Томской Писаницы можно увидеть, например, макет тюрского погребения эпохи средневековья. Мужчин в могиле, почти всегда, сопровождал конь. Его специально умерщвляли и хоронили вместе с упряжью. Под курганом находится могильная яма с парным погребение коня и человека. Конь и человек могли быть ориентированы головой как в одну, так и в разные стороны света.
Далее мы отправились посмотреть, как же жили те люди, про погребение которых мы увидели и узнали в этом павильоне. Полноразмерные копии древних жилищ от бронзового века до раннего Средневековья дают представление о быте и хозяйственных занятиях людей тех далёких эпох.
Корьевая юрта (балаган) — один из самых древних и наиболее распространенных типов жилищ населения таёжной и лесостепной части Сибири. Реконструировано по этнографическим материалам. Они служили временными постройками для нужд охотников, использовались в ритуальных целях.
Реконструкция жилища тагарской культуры. Дома имели вид четырёхугольных бревенчатых или круглых войлочных юрт, в которых проживала одна семья. «Тагарцы» проживали как небольшими неукреплёнными селищами, так и крупными укреплёнными городищами, располагавшимися на берегах рек, поблизости от леса.
Жилище ирменской культуры находилось на реконструкции. Бронзовый век в Сибири датируется III – I тысячелетием до нашей эры. Климат в этой период был сухой, но теплый, что благоприятствовало росту обильных трав в степях, стимулируя тем самым развитие скотоводства, поэтому население данной культуры занималось разведением лошадей, крупного и мелкого рогатого скота. Характерно, что животные зимовали в жилищах людей.
Следующим жилищем была реконструкция самусьской культуры эпоха развитой бронзы XV — XVII век до н.э. Население самусьской культуры сложилось в результате смешения таёжных, охотничьих племён с группами скотоводов. «Самусьцы» проживали родовыми общинами на поросших лесом береговых террасах. Их жилище разделялось на летние лёгкие наземные постройки, типа шалашей и чумов и на зимние полуземлянки, где проживала одна семья с детьми.
Следующая экспозиция музея-заповедника — «Календари народов Сибири»— система летоисчисления и способы измерения времени. Календарная система, как явление культуры, присуща любому народу. Являясь уникальной системой, включающей в себя представление о времени, народные знания, верования, приметы, обряды, праздники и прочее. В основе всех календарей лежат особенности восприятия времени человеком. Выделяются две основные функции времени. Первая — время позволяет сравнивать длительность процессов и явлений. Вторая — возможность, при помощи времени, устанавливать очередность, порядок событий.
Знания человека о времени лежат в основе его картины мира, то есть целостного представления об устройстве окружающей его действительности, который индивидуален для каждой культуры и является основополагающей компонентой мировоззрения представителей этноса. Эти представления отражались, прежде всего, в способах и формах измерения времени, оформленных в календарные системы, которые издревле существовали в каждой культуре.
Календари коренных народов Сибири основаны на наблюдениях за сменой времен года. С древнейших времен от естественного ритма природы- чередование холодных и теплых сезонов, размножения и миграций животных, созревание плодов и злаков- целиком зависела жизнь человека. Смена времен года определяла занятия людей- охоту, рыбную ловлю, собирательство ягод, грибов и орехов, обработку земли и выращивание скота. Определяли наступление очередного сезона по разным приметам- прилёту и отлёту птиц, появлению первых листьев. залеганию в берлогу медведей и т.д
У коренных народов Сибири календари появились очень давно, у многих народов (ханты, манси, алтайцы, шорцы, хакасы, якуты) были очень похожи, так как их развитие шло по одному принципу, в основе было деление года на два периода: холодный зимний и тёплый летний; позднее стали выделять четыре сезона года, и лишь потом появилось деление на месяцы. Названия месяцев во всех календарях отражало природные или хозяйственные особенности, окружающую флору и фауну, хозяйственные занятия населения, фиксацию различных природных явлений — месяц ветров, месяц медведя, месяц бурундука, месяц пахоты, месяц кандыка, месяц бересты, месяц сенокоса, месяц жатвы, месяц обмолота хлеба, старушечий месяц, месяц малого мороза и месяц большого мороза.
Эвенкийские «вечные» календари. Календарь эвенков был тесно связан с их традиционными занятиями- охотой, рыбной ловлей и разведением оленей. Годовой календарь эвенков составлен по старому стилю, год начинается с 1 сентября. Рядом помещен недельный календарь, в виде вертикальной дощечки со сквозными прорезами.
Алтайско- телеутский календарь. Отсчет лет в календаре следует начинать от фигуры мыши, за ней по движению часовой стрелки изображены корова, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, созвездие Плеяд в виде фигуры человека, баран, курица, собака и кабан. Год начинался весной с началом кукования кукушки. С каждым годом у алтайцев и телеутов были связаны различные приметы. Шесть лет считались «тяжелыми», а другие шесть «легкими».
«Вечные» календари- календари в виде деревянных дощечек или палочек с зарубками были распространены у большинства народов Сибири. Они были универсальными и подходили для любого года. Поэтому их называли «вечными». Календари делились на годовые, месячные и недельные, принцип устройства у всех одинаков, хотя совершенно одинаковых не было: в разных местах, исходя из природных условий и особенностей хозяйственной деятельности, в календари вносились свои дополнительные знаки, а символы, не нужные для данных мест, отбрасывались. В отверстия в календарях вставлялись палочки, отмечающие день месяца или недели, а с помощью зарубок и особых знаков заносилась информация о начале и ходе сельскохозяйственных работ, о сроках охотничьего сезона и рыбной ловли, о днях церковных праздников. Яркими образцами этих календарей являются якутские календари. Прямоугольный — годовой календарь, составлен по старому стилю — год начинается с сентября. Круглый — недельно месячный календарь.
Календарь является результатом осмысленного разделения времени на отрезки, характеризующиеся определенными природно-климатическими условиями и соответствующими им типами хозяйственной деятельности. Новолетие, или Славянский Новый год, приходится на 14 сентября (1 сентября по старому стилю), поэтому во многих славянских календарей отсчет года начинается с сентября. Оно и выстраивалось логично – урожай собран, работы завершены. Начинается новый год.
Отдых на «Томской писанице» тоже возможен. Здесь организована отдельная зона, где можно переночевать в палатках. А для предпочитающих более комфортные условия вблизи от заповедника есть базы отдыха, предлагающие снять домик, а также гостиница. Рядом с музеем в Томской Писанице установлены 3 монгольские юрты. Образец кочевого быта тюркских и монголоидных народов, кочующих по степям Сибири и Дальнего востока. Внутренний интерьер удивляет красочностью войлоков и ковров, поделенный на мужскую и женскую половины. Одна из юрт передана в дар в 2000 году музею-заповеднику губернатором Кемеровской области А.Г.Тулеевым.
Интереснее всего посещение «Томской писаницы» летом. Туристические тропы в теплое время года более комфортны. Но в любом случае, перед поездкой, стоит посмотреть, что готовит погода. Для нашего путешествия в конце апреля не подошла наша кожаная обувь, т.к. таяние снега, лужи, промочили наши ноги насквозь, надо было одевать резиновые сапоги. Размещенная на сайте «Томской писаницы» информация поможет составить подходящий маршрут и укажет где можно погреться, в случае холодной погоды.
Музей-заповедник «Томская Писаница» сегодня – это динамично развивающийся современный многопрофильный культурный комплекс, успешно сочетающий в себе музейную специфику, научную и культурно-просветительскую деятельность. За 30 лет, практически с нуля, он превратился в настоящий музей XXI века и по праву является гордостью Кузбасса. В штате музея сейчас состоят более 60 человек, работающих в разных отделах: фондов, экскурсий и туризма, научно-экспозиционном, реставрации и строительства, административно-хозяйственном. Музей-заповедник «Томская Писаница» – излюбленное место отдыха кузбассовцев и гостей области.
Археологи, рассматривающие Томскую писаницу исключительно с позиции фактов, считают, что это уникальный для человечества памятник, исследуя который, они узнают новые важнейшие детали прошлого. И сегодня наши петроглифы хранят ещё много тайн, которые открываются людям постепенно.
Интересная экскурсия была у нас по «Томской писанице», с удовольствием и с пользой провели свое свободное время. На этом наша экскурсия заканчивается, но это ещё не всё, что можно посмотреть и узнать на территории заповедника. В следующий раз мы побываем в шорском улусе, посетим экспозицию эпос и мифология народов Сибири, также побываем в Сибирском остроге, зайдем в славянский мифологический лес и на территорию сказок. Продолжение следует…