Бурятия — экскурсия в Иволгинский дацан. — Часть 3.

В продолжение нашей экскурсии по Иволгинскому дацану мы отправились на целебный источник, вернее их много. Янгажинский аршан Ута-Булаг переводится как «длинный источник» В целом их 16 источников, но 12 бьют совсем рядышком друг от друга. Причем все источники разнообразны по своим лечебным свойствам. Воды из них помогает излечиться от самых разных болезней. На территории имеется здание водолечебницы Ута-Булаг, которая включает: столовую, спальный корпус (20 койко-мест), ванный корпус. Все подходы к источникам оборудованы деревянными настилами.

Воды аршана помогают при следующих заболеваниях:
1 Болезни желчного пузыря (гепатит, пожелтение кожи).

2 Кишечные болезни (расстройство, боли, вздутия).

3 Глазные болезни (слезоточивость, воспаление, нагноение, катаракта).

4 Лёгочные болезни (сухой, мокрый кашель).

5 Желудочно – кишечные болезни (язвы, застарелая болезнь, вздутие толстой кишки, тонкой кишки).

6 Болезни почек (заболевания мочеполовых органов и лимфоузлов, воспаление мочеполовых путей).

7 Женские болезни (воспаление половых органов, мочевого пузыря).

8 Болезни суставов, послетравматические болезни суставов, конечностей, долгозаживающие раны, травмы позвоночника.

9 Болезни кожи (лишаи, сухая и мокнущая экзема, сыпи).

10 Болезни мочеполовых органов (венер. болезни (гонорея), воспаления, боли в области таза, недержание мочи).

11 Болезни сердца (колющие и сжимающие боли, одышка).

12 Болезни горла (ангина, отеки горла – предраковые, астма).
12 (А) Желудочно – кишечные болезни (12-пёрстной кишки, желудка, толстой кишки и их язвы).
12 (Б) Кишечные болезни (застарелые болезни кишечника, понос, понос с кровью).
13 (МУХОР–ЖАЛГА) – болезни печени (увеличение, цирроз, предраковое состояние).
14 (СЫМБЫН–БУЛАГ) – болезни толстой кишки (геморрой, раны, острицы).
15 (ШАРА–ТУХЭМ) – ороговение подошвы ног, судороги сухожилий.
16 (БОГОЙ–БУЛАГ) – лишай, сухая и мокнущая экзема, чесотка, угри.

Мы обратили внимание на то, что таблички с надписями имеют разный цвет, тогда мы догадались, что источники имеют различные свойства применения, некоторые надо пить, а некоторые применять наружно в виде примочек и ванн. Оказалась наша догадка верная.
Источники 3, 6, 7, 8, 9, 10 – не пригодны для питья – отрицательно отражается на желудке.
Источники 6, 7, 8, 9, 10 – используется для ванн, компрессов и примочек.
Вода из источников 12, 4, 5, 12(А), 13 – пригодны для питья.

Уму не постижимо, как рядом находящиеся источники могут иметь различные свойства. Как будто вода течет по жилам, не смешиваясь друг с другом. Понятно когда источники находятся на удалении, тогда имеют разный состав, но здесь, находясь в нескольких шагах друг от друга — это просто чудо, либо эти знания нам не ведомы.

В 2013 году в плане комплексного благоустройства местности «Ута-Булаг» сделаны тротуарные дорожки, дорожный знак-указатель, построен визитно-информационный центр.

Помимо основных функций, в центре планируется оказывать дополнительные услуги: прием буддийских лекарей (эмчи-лам), лам — астрологов, массаж, экскурсии по местам, связанные с именем Итигэлова.

Источникам Ута-Булаг посвятила стихи Лариса Загузина

Здесь связку ключей
Обронил невзначай
Верховный, спеша по делам.
Хватился потом,
Но искать их не стал.
Оставил, на счастье, всем нам.
С тех пор,
уже много столетий подряд
целебные ключики бьют.
В их тоненьких струйках
живая вода.
Они исцеленье дают.
Назвали источники
Ута Булаг.
В них сила Земли и Небес.
Здесь лечит не только святая вода,
Целительно все, что окрест.

Перечень источников составлен и свойства их описаны без изменения содержания из перевода со старомонгольского языка – описания многовекового опыта, собранного ламами (священнослужителями) Янгажинского дацана (монастыря) Забайкалья в XVII веке. Все источники пронумерованы. Вода мягкая, пьётся легко. Съездите сюда на выходных, наберите воды, воздухом подышите, прогуляейтесь по красивым и святым местам, где всюду развешаны цветные ленточки, указывающие на места поклонения и уважения Духам охраняющим целебные источники.

Радоновые целебные источники Ута-Булаг (бур.: «ута» – «длинный», а «булаг» – «ключ», «родник») – это целый комплекс минеральных источников, расположенный в Иволгинском районе в 40 км от Улан-Удэ. Известно, что здесь отдыхали Пандидо Хамбо лама Даши-Доржо Итигэлов вместе с янгажинскими ламами, медитировали и заряжались доброй энергией. В этих местах он собирал лекарственные травы, занимался лечебной практикой. Пандито Хамбо Лама Итигэлов был выдающимся практикующим врачом, он создал фундаментальный труд по тибетской фармакологии «Жор». Травы для создания своих лекарств он собирал именно здесь, в Ута-Булаг.

Посетив эти источники, мы отправились дальше. Наш путь был к  Янгажинскому дацану, который находится недалеко от этой местности.

Янгажинский дацан — буддийский монастырь (дацан) школы гелуг на территории сельского поселения «Оронгойское» Иволгинского района Бурятии. Действовал с 1830 по 1938 год. Возрождён в 2017 году. История Янгажинского дацана начинается с 1830 года, когда в урочище Янгажин, у современного улуса Оронгой, бурятами шести родов была поставлена войлочная юрта, служившая дуганом. С 1903 по 1911 год в Янгажинском дацане служил настоятелем (шэрээтэ-лама) Даши-Доржо Итигэлов, будущий XII Пандито Хамбо-лама. С началом русско-японской войны (1904—1905) прихожане дацана, казаки Янгажинской станицы, отправились на фронт. Шэрээтэ-лама Итигэлов проводил обряды по защите уходящих на войну земляков. В 1938 году во время антирелигиозной политики, начались гонения на лам и Янгажинский дацан был закрыт. Многие ламы были репрессированы. Вокруг дацана — гигантские безжизненные пространства. Никаких поселений в шаговой доступности нет, людей и машин тоже. Нас встретили здешние собаки. Почему то собаки, живущие вблизи дацанов имеют очень спокойный нрав. Они не агрессивны, не боятся людей, подходят близко и даже дают себя погладить. Наверное общая аура этих мест и энергия дацанов действует положительно не только на людей, но и животных.

Янгажинский дацан, по оценке историков, был одним из самых красивых культовых сооружений на территории этнической Бурятии. На начало двадцатого века Янгажинский дацан представлял собой большой монастырский комплекс с учебными, служебными, хозяйственными зданиями. Здесь была даже типография, а вокруг дацана располагалось свыше 200 ламских домов. При дацане проживали 111 лам.

По воспоминаниям старожилов, остатки некогда величественного главного храма еще сохранялись вплоть до середины пятидесятых. В 1956 году здание дацана было взорвано саперами из воинской части Гусиноозёрска. Очень было странно, т.к. в это время уже была, так сказать оттепель, свобода вероисповедания, но вдруг кому то пришло в голову взорвать дацан. Ведь это практически было совсем недавно, по историческим меркам.  В нулевые годы стало широко обсуждаться возрождение дацана. В 2010-м году стали собирать средства на его восстановление, началась масштабная стройка. И дацан был восстановлен! То, что вы видите на фотографиях сейчас, это результат блестящей работы и труда неравнодушных людей.

Весной 2016-го Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев дал добро — возродить дацан и построить Дворец в честь Очирдари (Будды Ваджрадхары). — Возводимый Дворец — единственный в мире. — Да, подобного нигде в мире нет. Очирдара бурхан является Буддой изначального. Все произошло от него, и линия преемственности по системе тантр идет от него. Будда Шакьямуни есть живое воплощение Очирдари бурхана. Полностью восстановлен дацан был в 2017 году.

Восстановленное здесь здание полностью соответствует историческому оригиналу. За время нашего пребывания здесь мы не встретили ни одного человека. Полная тишина, спокойствие, умиротворение. Внутрь мы не попали, т.к. был закрыт. Интересно было бы посмотреть внутреннее убранство. Янгажинский дацан, пусть и восстановленный и обновлённый, безусловно, является объектом культурного наследия и важной составляющей бурятской культуры. Этот дацан не является массовым, поэтому туристам он почти не известен, но те, кто едет на источники, думаю, обязательно должен посетить это место. Сейчас, глядя на такую пустынную территорию, лишь с трудом представляется, как это выглядело в двадцатые годы прошлого века. Ведь здесь был многолюдный, крупный монастырский комплекс с жилыми домами вокруг… А сейчас только пустота, дорога, да собаки.

Верующие с большим воодушевлением поддержали решение о возведении Дворца Ваджрадхары (Очирдарийн Ордон) и девяти субурганов. Работа на народной стройке шла достаточно споро. По признанию Буда ламы Цыденова, уроженца Оронгоя, стараниями и благодетелью отца которого в 1998 году на месте Янгажинского дацана возведен субурган, особенно ощутима была помощь от самого Хамбо Ламы Итигэлова. Не один человек во время работы на стройке слышал явный отголосок молебна, который невозможно перепутать с другими звуками. Наверное, так гении-хранители – сахюусаны – дацана дают знать о своем покровительстве благим деяниям верующих. Это подтверждают верующие всех поселений Иволгинского района, которые вносили денежные средства на строительство храма. Слабое утешение, что священных реликвий из Янгажинского дацана до нашего времени уцелело больше, чем из каких-либо других дацанов. Старики рассказывали, что после разгрома храма ветер гонял по степи листы священных книг.

Словно по волшебству вырос в степи Дворец. Сверкает на солнце высокий золоченый ганжир, венчающий его кровлю, а также цилиндрические башенки жалсанов. Крутится Колесо Учения Будды на крыше Дворца Ваджрадхары, и кивают головой золотые лани, которые были первыми слушателями проповеди Будды – такого, кажется, нет у нас нигде, это новшество придумано для уникального храма.

Вход в дацан стерегут толи львы, толи драконы, одним словом — охранники. Их предназначение одно – охрана буддистского храма. Постамент, на котором стоят львы – не просто часть архитектурной композиции, но и элемент, несущий в себе культовое начало. В основание постамента вкладывают определенным образом подготовленные и освященные предметы, внутрь закладывается так называемая «бумба» – сосуд с буддистской атрибутикой, а также специально изготовленный меч мудрости. Это необходимо для того, чтобы львы, которые стоят у входа в дацан и являются, по сути, его охранниками, обладали сакральной силой

На территории  храмового комплекса возвышаются восемь белоснежных субурганов и девятая ступа синего цвета – ступа Калачакры. Это довольно редкий вид субурганов, во всем мире их насчитывается не больше десяти. Каждая из ступ традиционно символизирует великие подвиги Будды Шакьямуни. Начиная с рождения, обретения мудрости, достижение просветления. Для почитания совершенного ума Будды верующие возводят эти священные ступы. По традиции, в субурган закладывают гипсовые изображения божеств, благовония, камни и другие реликвии. Но самое ценное — это священные тексты Ганжура — в них суть достижения мудрости.

По буддийскому учению, субурган – означает пробужденный ум Будды. Возводятся субурганы, посвященные восьми подвигам Будды Шакьямуни:

Первый субурган с южной стороны, посвящен великому рождению Будды Шакьямуни, который открыл этот непростой путь.  Вторая  — отречению, когда он стал бодхисаттвой, называется ступа бодхисаттвы. Третья, когда он пробудился, повернул колесо учения, третья ступа называется Даши Гоман, многодверная, то есть Двери Дхармы он открывает, колесо учения. Четвертая — усмирению и подавлению гневных духов. Пятая — снисхождению из мира 33х божеств. Шестая — примирению. Седьмая — продлению жизни. Восьмая — уходу в Паранирвану. По теории, вдохновленные последователи идут по его пути. Всего великим деяниям посвящены 8 ступ. Девятая — синяя- построена в честь божества Калачакры. Ему возносил молитвы сам 12-тый Пандито хамбо лама Этигэлов. Будучи настоятелем Янгажинского дацана, он приложил большие усилия для просветительской и лечебной деятельности среди верующих и мирян. Сегодня их потомки следуют буддийским традициям предков.

Ступы гармонизируют пространство вокруг, несут мир всем живым существам, приводят в равновесие силы природы. В вечернее время завораживает прекрасным световым оформлением Дворец Ваджрадхары (Очирдарийн Ордон) – словно священный цветок лотоса расцвел в янгажинской степи. Такова мощная притягательная энергетика этого благословенного места, куда стремится попасть любой и каждый.

Далее наш путь был в местность Улзын Добо, где расположен музей-комплекс XII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова. Все эти святые для буддистов места находятся совсем рядом, поэтому и посещение их подразумевает переход от одного места к другому, т.к. это все связано с жизнью и уходом Итигэлова.

В сентябре 2005 года в результате исследовательской и поисковой работы были найдены личные вещи Хамбо Ламы Итигэлова и определены местности, связанные с его жизнью и деятельностью. Перед священнослужителями Бурятии встала задача: найти место летнего кочевья семьи Пандито Хамбо Ламы.

28 мая 2005 года в местности Баян Улан в Иволгинском районе собрались все ширээтэ дацанов этнической Бурятии. Ширээтэ проводили совместные медитации, составляли астрологические расчеты. Поиски начали с местности Баян Улаан. Пандито Хамбо Лама XXIV Дамба Аюшеев указал место, где должен был располагаться субурган, а Роза Сыхеновна Ленхобоева отыскала колодец, которым пользовался перерожденец. Так было найдено место летнего кочевья семьи Хамбо Ламы Итигэлова.

В день, когда откапывали тело Хамбо Ламы Итигэлова, 10 сентября 2002 года, ламы по пути в Иволгинский дацан, заехали попить воды. Тогда ламы обнаружили это чудо — одновременно  рядом в одном месте растут шиповник, смородина и черёмуха. Сразу посетила мысль, что это открытие совпало как раз с такой серьезной миссией, это выглядело, как знак. Ведь именно, что черёмуха растет только вблизи воды, так же как и шиповник, а так, чтобы в одном месте всё это так произрастало, такого не было.

Возвращению Тела Хамбо Ламы предшествовал ещё удивительный факт, в тот год местные жители заметили, что вокруг Субургана, где молился когда то Итигэлов, несмотря на засуху, расцвёл шалфей так красиво и ровно, словно невидимый садовник высадил его здесь и бережно ухаживал за ним. Хамбо Лама Аюшеев сказал, что это место святое, поскольку хранило тело Итигэлова 75 лет. Теперь здесь надо поставить Субурган. Своим уходом и возвращением Хамбо Лама Итигэлов поставил перед человечеством было много неразрешимых вопросов, но и жизненный путь окружен множеством тайн.

На месте летнего кочевья Хамбо ламы Итигэлова близ села Оронгой вырос уникальный комплекс, состоящий из ступы, музея и колодца с целебной водой. Здесь 14 сентября начались празднества в честь пятилетия обретения Драгоценного тела великого ламы.
Идея о строительстве этого комплекса принадлежала Пандито Хамбо ламе Дамбе Аюшееву, который и возглавил нынешний молебен. На нем были почти все оронгойцы, которые вместе с ламами участвовали в обряде поисков летнего кочевья Итигэлова. Они с точностью до деталей вспоминали, как было найдено место 28 мая 2005 года в местности Улзын Добо. Вначале Хамбо лама указал место, где должен располагаться субурган, его построили за 25 дней. Священнослужители решили возвести одну из разновидностей буддийских ступ в виде опрокинутой вверх дном чаши и назвать «Чойпруп Чойден» — ступа Учения или Высшего знания.

Затем пенсионерка Роза Сыхеновна Ленхобоева нашла колодец, которым пользовалась семья Итигэлова. Приметой послужил едва заметный бугорок над землей. Хамбо лама отметил, что земля вокруг колодца должна быть особо мягкой, поэтому вначале его разрыли руками, затем лопатой.

Четыре долгих года искали место выхода источника и, наконец, летом 2008 года нашли. На пожертвования односельчан установили сруб колодца и юрту. Юрта установлена для лам, которые проводят обряды, связанные с поклонением Лусад — хозяевам воды. Каждый, кто посетит комплекс, не только попьет целебного аршана из источника, но и сможет поклониться хозяевам местности, и, самое главное, образу первого Хамбо ламы Иволгинского дацана Лубсан-Нима Дармаева. Имя 17-го Пандидо Хамбо ламы не случайно связано со святым источником.

Этот колодец-выход источника, найденного в 2008-м году и любовно названного Арюун Булаг. История у него не совсем обычная. Обоо Баян-Улаан — единственное обоо, молебны на котором читает сам Хамбо лама Дамба Аюшеев. Есть поверье, что хозяин этой горы очень могущественный и его покровительство простирается на всю территорию Бурятии, вплоть до Монголии. «Возле каждого священного места обязательно должен быть источник с чудодейственной силой, — был убежден Хамбо лама Дамба Аюшеев. — Такой источник должен быть и возле Баян Улаана. Ищите!».
— Люди сразу ощутили на себе целебные свойства воды из этого колодца. Теперь она называется «Улзыта аршан» — дающая благо. Это очень чистая, целебная вода, она уже исследована, возили на пробы, состав её изучен, описан. Можно набрать в емкость воды с собой.

Мы заметили, что практически все источники в Бурятии имеют и религиозное, и медицинское значение. Даже самый «скупой» родник обязательно святой и обязательно от чего-то помогает. Возможно, так сложилось исторически. В степи с водой скудно, хуже только в пустыне, и поэтому она — жизнь. Воду надо оберегать, мусорить и портить воду — последнее дело. Ну а лечебные свойства воды бесспорны. В наше время даже от простой чистой воды организм наверняка «оздоравливается», что уж говорить о минеральной природной.

Новый крохотный домик над колодцем немногим меньше соседнего потемневшего от времени домика. В нем Итигэлов изготавливал лекарства и лечил людей, теперь это музей его имени. Идея об открытии музея также принадлежит Хамбо ламе Дамбе Аюшееву, который озвучил ее в дни Сагаалгана 2004 года.

Уже в августе учитель математики Оронгойской средней школы Аграфена Гомбоевна Чагдаржапова открыла музей имени Даши-Доржо Итигэлова прямо в своем кабинете. Жители по её просьбе приносили старинные вещи времен Итигэлова. А местный художник даже вырезал статуэтку коня — «Хамбын хулэг» по мотивам одной из многих легенд об Итигэлове. Одна из самых известных гласит о том, что в 1917 году казаки начали громить Тамчинский дацан — бывшую резиденцию главы буддистов. Узнав об этом от послушников, Хамбо лама Итигэлов помчался на коне к дацану прямо по воде через все Гусиное озеро, чем невероятно напугал казаков, — рассказывает Аграфена Гомбоевна.

В 2006 году музей переехал в чудом сохранившийся домик Итигэлова. Его великому ламе подарили оронгойские мастера еще в начале XX века, когда он собирал травы в местности Сагаан Жалга. В тридцатые годы домик был перевезен в Оронгой родителями Намжилмы Бадмацыреновны Раднаевой, ныне старожила Оронгоя. По ее детским воспоминаниям, родители поместили в нем все сохранившиеся после погрома дацанов священные реликвии. В советское время в этом домике скрытно собирались на молитвы верующие оронгойцы. На стенах можно увидеть старые фотографии и прочитать информационные тексты про жизнь и деяния Итигэлова.

После посещения святых мест мы отправились дальше. Сейчас нас ждал очень интересный рассказ об одном удивительном народе, некогда жившем на территории Бурятии и сыгравшем очень важную роль в становлении государственности. Только себе представьте, в III веке до нашей эры здесь жили племена гуннов (хуннов)… Об этом следующий рассказ. Продолжение следует….

Поделиться:

Post Author: admin

Добавить комментарий