Ольхон — место силы. Часть 1.

Невероятное по красоте и уникальности озеро Байкал является не только одним из самых древних в мире, но и считается самым таинственным и сакральным местом нашей Планеты. Самым энергетически сильным местом Байкала, по признанию шаманов и сведущих людей, считается остров Ольхон. Я уже очень давно читала и слышала об этом острове, но не было возможности съездить. И вот в июне 2023 года нам посчастливилось самим побывать и воочию увидеть этот удивительный остров. Началось наше путешествие из Иркутска, экскурсия была индивидуальная, поэтому всё отведенное время было полностью посвящено нашим вопросам и желаниям увидеть именно то, что нам хотелось, не отвлекаясь на неинтересующие нас темы. Чему мы были очень рады и выражаем огромную благодарность нашему гиду-водителю-экскурсоводу — Владимиру.

Итак, наше путешествие началось с Иркутска, откуда рано утром нас забрал Владимир, подъехав к самому подъезду дома. Это ещё один плюс индивидуальных экскурсий — привезут и увезут от туда, от куда забирали. Не надо самому добираться до общего сбора группы каким-либо видом транспорта. Дорога до переправы заняла примерно 6 часов. Расстояние от Иркутска до Ольхона около 300 км. По пути мы заехали позавтракать, перед тем как заезжать на остров, т.к. время отведённое на самом острове ограничено работой переправы. Последний паром из Хужира отправляется в 23 часа. Если не успел, то бери ночлег на острове, что в наши планы не входило. Поэтому мы не теряли ни минутки, наша цель была — посещение острова. Пейзаж, который нас сопровождал до переправы, был довольно скромен и не очень вызывал восторженных реакций, скорее напоминал пустынные большие территории. Из-за ветра земля, где нет лесов, кажется безжизненной — верхний слой почвы постоянно сдувает. Где-то там далеко, где уже был виден Байкал, воды озера сливались с горизонтом голубого неба.

Подъехав к переправе, мы увидели большую очередь на паром. Нас предупреждали, что очереди могут достигать до нескольких часов ожидания на переправе, за счёт этого сокращается время отведенное на экскурсию. Жители Прибайкалья прекрасно знают, что попасть на Ольхон летом – тот ещё квест! На дорогу из Иркутска до острова можно потратить целый день и уйму нервов. Но нам повезло, очередь хоть и была, но не сильно большая, т.к. мы потратили всего около двух часов в ожидании нашего парома.

Поэтому придётся запастись терпением и постоять в очереди на паром. Если есть возможность, отправляйтесь на Ольхон среди недели, что мы и сделали. В выходные на остров устремляются многие жители Иркутской области, поэтому пробка растягивается на многие километры. А вот в будние дни, вы можете существенно сократить время, проведенное в очереди. За время ожидания, мы побродили по песчаному берегу Байкала, насладились замечательными видами, зашли в местные сувенирные лавки, отдохнули после долгой дороги. Пункт автомобильной переправы со стороны большой земли находится в селе Сахюрта.

Перевозка автотранспорта и пассажиров на паромной переправе осуществляется БЕСПЛАТНО. Обслуживается паромом «Дорожник» (вместимость 50 человек и 8 легковых машин), «Ольхонские ворота» и «Семен Батагаев» (вместимость 100 человек и 16 легковых машин). Работа паромной переправы «МРС — остров Ольхон» осуществляется по расписанию. Рейсы по погодным условиям и ледовой обстановке могут не осуществляться. При полной загрузке судов отход в рейс может осуществляться ранее времени, установленного расписанием. Расписание меняется каждый сезон. Переправа начинает работу около 7:00, а последний паром отправляется в районе 22:00-23:00. Путь в одну сторону занимает около 30 минут.

По очереди нам достался паром «Дорожник», это самый маленький из паромов. Посадка и высадка пассажиров на паром производится по команде экипажа, после заезда и выезда автомобильного транспорта. При высадке с парома, сначала выходят люди, а затем выезжают машины. При посадке на паром, наоборот, сначала заезжают машины, а затем заходят пассажиры.  За этим строго следит регулировщик, одетый в специальную дорожную форму. Машины просто утрамбовываются на паром, после чего заходят пассажиры и занимают свободные места вдоль бортов судна, т.к. везде стоят плотным рядом машины. На наш паром вместо 8 машин вошло 12 машин.

Вот и мы, наконец-то, заходим на паром и с замиранием сердца отправляемся в путь. Вода озера просто приковывает к себе внимание, т.к. цвет воды постоянно меняется от бирюзового, изумрудного до черного. То ли от солнца, то ли от глубины, то ли просто игра воображения, но зрелище великолепное. Добавьте к этому постоянное сопровождение на всем пути парома стаю чаек. Эти птицы совершенно не боятся гула работающего двигателя, людей и летают совсем близко к проплывающим суднам. Может быть они уже приучены, т.к. бывалые пассажиры их подкармливают с борта. Поэтому поездка в 30 минут нам показалась совсем короткой и завораживающей. Путешествие начиналось при отличной погоде, относительно коротким временем ожидания переправы, поэтому мы плыли в ожидании незабываемой экскурсии по острову Ольхон.

Перебравшись на остров, мы начинаем свою экскурсию. Теперь нам надо доехать до «столицы» Ольхона — посёлка Хужир. Этот путь покажется довольно долгим, т.к. это 40 км бездорожья. На Ольхоне нет асфальта, придется ехать по так называемой «стиральной доске». Пока мы ехали, неспеша, слушали рассказ гида о Хужире. Название которой переводится с бурятского как «солончак». Здесь живет чуть более 1300 человек, тогда как население других ольхонских деревень совсем невелико. Когда-то на берегу огромного озера располагался Маломорский рыбный завод, а теперь работают гостиницы, базы отдыха, кафе и рестораны. Летом высокий туристический сезон длится с 20 июня по 20 августа. В это время численность достигает до 6000 человек, вместе с туристами и обслуживающим персоналом, гостиниц и кафе.

Гостиницы в Хужире дорогие, потому что это остров, есть свои сложности по доставке продуктов и других товаров на остров. Самая главная проблема острова — это канализация, т.е. её отсутствие. Большая часть острова это территория национального парка, здесь запрещено проводить различные коммуникации, поэтому у каждого домика есть своя выгребная яма, которая должна быть герметичной. Люди заказывают машины для откачки нечистот, а это дорого стоит, т.к. это всё вывозится на материк. Каждая машина стоит примерно 10-15 тыс.рублей. Учитывая, что с каждым годом увеличивается поток туристов на Ольхон, а современные туристы привыкли к комфорту: горячая вода, душевые кабинки и туалеты, соответственно это становится очень накладно для тех, кто сдает жильё для туристов. Это и создаёт свою стоимость проживания на острове. Хорошие гостиницы на острове стоят от 12-15 тыс.рублей до бесконечности. Если жильё попроще, то тысяч 5-7 и даже за такую стоимость жильё в сезон надо заказывать заранее, т.к. мест для проживания мало. Когда в таких сакральных, мистических местах силы начинает развиваться туристический бизнес, то это ни к чему хорошему не ведёт, т.к. загрязняется окружающая среда, теряется свой природный колорит, всё становится в угоду приезжих, создавая комфорт.

Дорогу на Ольхоне тоже начали прокладывать. Президент Путин В.В. побывал на острове в 2018 году и сказал, чтобы дорогу сделали. Начались долгие работы, сначала бюрократические, т.к. надо было выделить сначала землю из национального парка. В 2022 году обещали проложить 5 км асфальта, но проложили всего 300 метров. Это такой маленький кусочек на Ольхоне, из тех 40 км, который соединяет паромную переправу и поселок Хужир. Вся дорога это жёсткая гравийка. Все, кому приходится ехать, очень сильно ругаются, т.к. это дорога только для внедорожников и не все экскурсионные автобусы справляются с этой дорогой. Несколько раз съездил на Ольхон, всё подвеску надо ремонтировать, жалуется нам гид, т.к. экскурсии он возит на своей машине.

История строительства этой дороги такова. Деньги на строительство были выделены в полном объёме, но завод на самом острове строить нельзя, а асфальт надо было завозить извне. Завозили из поселка Баяндай, а это примерно 150 км от Ольхона. Пока его везут, он остывает и становится непригодным. Плюс ещё паромная переправа время своё отнимает, но и нагрузка дополнительная на паром. Так то туристам не дождаться переправы, а ещё и эти грузовики с асфальтом. Заехал один грузовик и половину парома занял, причем ещё и запах на всю округу, какая уж здесь экология. 300 метров асфальта положили, с горем пополам, он получился весь пористый, дырявый, по госту не подходит и в итоге сроки сместили на год, т.е. в 2023 году решили продолжить. Решили асфальтобетонный завод построить поближе. Мы были на экскурсии в июне 2023 года, асфальт не был положен. А кусочек построенной дороги выглядит так. Ни начала, ни конца, а где то посередине трассы. История была занятная, нам понравилась.

Почему все туристы едут именно в Хужир, потому что это центр острова, здесь расположены гостиницы, магазины, кафе, автозаправка и прочие прелести цивилизации. Именно отсюда начинаются все экскурсии по острову. Рядом с Хужиром расположена знаменитая скала Шаманка, или мыс Бурхан — самое священное во всей Азии место для последователей шаманизма, на которую мы обязательно сегодня поедем. А пока немного о самом острове.

Острова на Руси издревле считались местами с особой энергетикой, «краем Земли». Отрезанные от материка они привлекали монахов, отшельников, святых людей. И часто сами становились священными. Не так-то просто добраться на остров — только приложив усилие, только если действительно нужно. Остров Ольхон — это туристическая Мекка Байкала. На этом шаманском, овеянном легендами острове, мечтает побывать практически каждый путешественник, хотя бы на экскурсии. Ведь если Байкал — это сердце Сибири, то Ольхон — сердце Байкала. То ли потому, что он расположен примерно посередине озера? То ли потому, что своей вытянутой формой напоминает форму самого озера? То ли это связано с тем, что именно Ольхон выбрали в качестве своего дома могучие шаманские боги?

До сих пор и не утихают споры о возникновении озера в среде ученых. Кто-то придерживается мнения, что водоём образовался в результате замедленной геологической эволюции, а другие считают, что оно появилось из-за чудовищной катастрофы. И только коренные жители, староверы и шаманы утверждают, что огромная глубина дна Байкала сохраняет «кристаллы силы». Поэтому вся энергетика здешнего окружающего мира вместе с чудотворным озером создает многочисленные места силы Байкала именно в этом уголке Земли.

Остров так насыщен точками силы, что многие называют это место биоаккумулятором. Дескать, весь остров представляет собой громадный аккумулятор энергии, которая способна подзаряжать организм человека. По концентрации точек силы, действительно, Ольхон не имеет аналогов в мире. Остров Ольхон является одним из главных сакральных мест силы, которые нужно посетить в течение жизни. Ольхон давным-давно стал центром шаманов Северной Азии в силу своей изолированности. Во время преследований, в том числе в эпоху Чингисхана, монгольские шаманы сбегали именно на Ольхон. Да и бурятские шаманы на острове не были редкостью. Основной религией местных жителей был и остался шаманизм. Коренными жителями острова являются этнические буряты, и на сегодняшний день они составляют большинство. Официально считается, что буряты — буддисты, на самом же деле многие из них, особенно жители острова, язычники. Есть мнение, что бурятские шаманы скрывались (возможно, и до сих пор скрываются) на Ольхоне от преследования лам. Говорят, на острове и сейчас живет несколько шаманов и люди обращаются к ним за помощью. И в самом деле, признаков буддистской веры на Ольхоне я не встречала, а вот культовые шаманские столбы Сэргэ  встречаются на каждом шагу.

Когда люди отправляются к сакральным уголкам, обязательно должны учитывать что здесь, и по сей день, поклоняются духам Байкала, соблюдают и чтят древние обряды. Необходимо соблюдать местные обычаи и уважительно относиться к народным традициям. Иначе достаточно обидчивые байкальские духи могут привнести не очень приятные моменты в путешествие и даже в последующее течение жизни. Коренные жители региона-буряты испокон веков обожествляют, неукоснительно оберегают и трепетно охраняют природные дары Байкала.

И всё-таки главный объект на всём Ольхоне — это скала Шаманка. Пока в эти места не пришла советская власть, скала была священной и доступ туда был запрещён. По поверьям, здесь в древние времена находился призрачный дворец Хана Хутэ-Баабая — хозяина острова. А может быть, находится до сих пор — он ведь призрачный. Даже развесёлые туристы стараются не шуметь при посещении этого шаманского места. Подход к скале перегораживают ритуальные столбы — обо. Не забудьте бросить рядом с ними монетку или конфету, чтобы задобрить местных духов. Духи, которых почитают и задабривают в мифологии Байкала – это божества, а иногда древние знаменитые шаманы. Есть и духи рода, коими являются предки местных народов, а поклоняются им у родовых столбов. В честь Верховного Бога Байкала Бурхана, эти места называют «бурханами» или по-другому «обо». Отсюда образовалось байкальское слово бурханить и означает оно — задобрить местных духов разными подношениями.

В следующей части я расскажу о дальнейшем нашем путешествии по острову Ольхон. Продолжение следует…

 

 

 

Поделиться:

Post Author: admin

Добавить комментарий