Томская писаница — часть 1.

«Томская Писаница» – крупнейший за Уралом музей-заповедник, расположенный в Кузбассе, Яшкинском муниципальном округе, недалеко от деревни Писаная. Это уникальный археологический памятник, хранящий историю людей, живших на территории Западной Сибири несколько тысяч лет назад. Он был основан на базе испещренной наскальными рисунками древних людей группы скал в нижнем Притомье.

Весной, в апреле 2023 года, мы посетили Томскую писаницу. Я давно слышала про этот музей под открытым небом, тем более живём  в Кемеровской области, и к своему стыду, здесь не были ни разу. Наш сын, учась ещё в школе, ездил с классом 10 лет назад на экскурсию в Томскую писаницу, это было в 2013 году. Многое изменилось за это время. Я в своей статье постараюсь использовать фото, как со своей поездки, так и 10 летней давности, чтобы были видны изменения, которые происходили за это время в музейном комплексе, а также разное время года и разные объекты для просмотра. Теперь и мы заполнили пустующее место в своей копилке путешествий ещё одним объектом культурного наследия. Название “Томская Писаница” музей получил не случайно. Томская писаница – это памятник наскального искусства на берегу реки Томь, где расположены более 300 наскальных рисунков (петроглифов), которые оставили люди более 4 тысяч лет назад. Вход в музейный комплекс начинается с хорошо оборудованной площади и стоянки под автомобили. Музей огорожен красивой оградой, стендами и кассой.

При входе в парковую зону установлены стены с информацией. Здесь можно сразу ознакомиться с схемой расположения музейного комплекса. Понять, в каком направлении двигаться дальше, а также можно взять на прокат коляску для маленьких детей и зонты, которые находятся в небольшой будочке. Нам это не понадобилось, т.к. стояла солнечная, теплая и по настоящему весенняя погода. По левую сторону находится информационно-выставочный центр.

Мы с удовольствием провели время, гуляя весь день на территории парка, посетили почти все экспозиции. Самое интересное было в том, что ради чего мы приехали — посмотреть наскальные рисунки, мы так и не увидели, потому что в период весеннего половодья, подход к краю скалы, над рекой, перекрыт до полного прохода ледохода и опускания воды до допустимого уровня. Сначала мы очень расстроились, но после посещения всего комплекса ни разу об этом не пожалели, т.к. было на что посмотреть и узнать много нового для себя. Прогулки по территории очень комфортные, сделаны прогулочные дорожки, фонари, скамейки, везде стенды с интересной информацией. Подошли к оформлению территории творчески и со вкусом.

Для начала немного истории.
Уникальный многопрофильный музей под открытым небом был создан в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 16 февраля 1988 года. Но для того, чтобы такое решение состоялось, потребовались многолетние усилия десятков людей, в разные годы посвятивших свою жизнь изучению и охране всемирно известного памятника первобытного искусства. Однако началась его история намного раньше.  По мнению археолога И. В. Ковтуна, «Томская писаница» известна с 1630 года и является первым летописным петроглифическим комплексом, открытым в Северной Евразии.

Сейчас «Томская писаница» представляет собой благоустроенную территорию с туристическими тропами, указателями, информационными стендами. Первоначально ничего этого не было. Чтобы сформировать полноценные маршруты, потребовались годы. Первый директор музея-заповедника «Томская писаница» Кимеев Валерий Макарович вспоминал, что он руководил по сути несуществующим музеем. В тот период не было даже ограды и охраны, на территорию мог попасть любой желающий. Сейчас мы видим очень красиво благоустроенную территорию, комфортную для отдыха.

В 1960 году «Томскую писаницу» посетил начинающий археолог Анатолий Иванович Мартынов. Оценив масштабы, он решил провести глубокое исследование памятника первобытной культуры. Мартынов стал инициатором формирования группы ученых, которые принялись за изучение и копирование наскальных рисунков. Их старания не были напрасными. Через несколько лет в свет вышла книга «Сокровища Томских писаниц». Содержание издания было исключительным и приковало к себе пристальное внимание не только со стороны профессионального сообщества, но и общественности. «Томская писаница» быстро стала популярна. Но эта известность сыграла с археологическим памятником злую шутку. Простые люди не могли в полной мере оценить его культурную ценность. В итоге писаница серьезно пострадала от рук вандалов, большое количество рисунков было повреждено. Некоторые из посетителей додумывались оставить поверх изображений тысячелетней давности надписи по типу «Здесь был Коля». Наука сделала свое дело, ученые помогли современникам понять смысл жизни и мировоззрение древних, но оградить памятник от естественного разрушения под действием природных факторов, а главное от вандалов, они были не в силах. Тогда Анатолий Мартынов серьезно озаботился вопросом охраны памятника. Он хотел не только сохранить наследие, но и дать ему новую жизнь. Спустя несколько лет часть территории была объявлена заповедной зоной областного значения.

В 60-80-е годы своеобразным штабом по спасению скалы стала группа ученых, преподавателей и студентов-историков под руководством профессора Анатолия Ивановича Мартынова. Благодаря этим людям была осуществлена первая реставрация памятника, построена знаменитая лестница, которая и сегодня является главным спуском к скале, развернута просветительская деятельность среди населения посредствам публикаций в прессе, радио и телевидения, организованы первые экскурсии. В 1968 г. территория, прилегающая к писанице была объявлена заповедной зоной, а к середине 80-х, в том, что здесь, на Томской писанице, должен быть музей сомнений уже ни у кого не было. На знаменитую лестницу, ведущую к скале, мы не попали, но она выглядит так и сегодня, спустя 10 лет. Со смотровой площадки лестницу немного видно было.

С начала 80-х годов началась работа над проектом музея под открытым небом. Уже в то время, проводились первые экскурсии по «Томской писанице». Посетителям рассказывали о значении рисунков, происхождении скалы, ценности этого места с научной точки зрения. В 1989-91 гг. в результате разведывательных археологических экспедиций вниз по течению Томи сотрудниками музея были обнаружены новые наскальные рисунки. Наиболее острой была проблема оформления музея в общественном сознании. Простые обыватели по-прежнему не понимали историческую и социальную значимость «Писаницы». Скалы с рисунками явно было недостаточно для того, чтобы придать объекту весомости. Тогда было принято решение об открытии музея петроглифов. Он стал тем самым местом, которое давало понимание того, что они прикасаются к глубокой древности. В последствии он стал музеем наскального искусства Азии. Здесь хранится богатейшая коллекция копий уникальных наскальных изображений с памятников Сибири и Дальнего Востока, а также Киргизии, Казахстана, Узбекистана, Северной Европы, Индии, Пакистана и Монголии.

Во главе музея-заповедника «Томская Писаница» стал профессиональный этнограф, к.и.н. В.М. Кимеев. В это время были заложены основы функционирования музея: создан профессиональный коллектив единомышленников, утверждены охранные зоны и генеральная схема развития музейного комплекса, проведена топосъемка местности, осуществлен землеотвод, подготовлен и утвержден генеральный план. Были проведены первые комплексные экспедиции по комплектованию фондов и изучению традиционной культуры русского и шорского – коренного населения Притомья, положено начало формированию этнографических экспозиций музея. «Шорский улус Кезек» и «Русское сибирское село». Начало 90-х было сложным временем, но несмотря на это, были построены все задуманные экспозиции. Многие сотрудники в тот период работали практически бесплатно, на энтузиазме.

За 35 летнюю историю, музей-заповедник превратился в признанный научно-исследовательский центр и настоящую кузницу научных кадров. Бессменным научным консультантом и главным специалистом музея все это время является академик РАЕН Анатолий Иванович Мартынов – человек, посвятивший Томской Писанице всю свою жизнь.

Теперь вернёмся к самому музею и его экспозициям:

От входа в музей начинается центральная аллея, которая тянется через весь заповедник. Аллея идет через лесопарковую территорию. Очень красиво, ухожено и чисто. В начале, обращают на себя внимание многочисленные кормушки и скворечники. Вдоль всей парковой дорожки, мы можем наблюдать главных героев наскальных рисунков — это лось, медведь, птицы и люди.

Центральная аллея приводит нас к смотровой площадке на берегу реки Томь. Это очень живописное место. Перед вами вся панорама реки, зимой — заснеженная, весной — бурный поток вешних вод, летом — освежающая прохлада, а осенью — яркими красками.

Смотровая площадка сделана очень изыскано и со вкусом, здесь и скамеечки, с символами петроглифов, где можно посидеть, отдохнуть, помедитировать, глядя на протекающие воды реки Томь. Здесь же находится большой бинокль, в который можно посмотреть на дальний берег реки или убегающую вдаль реку, а также поближе рассмотреть живописные места природы нашего края.

Летом можно спуститься к реке и прокатиться на прогулочном катере, который курсирует вдоль берега. А рядом расположен центральный объект — наскальные рисунки. На скале изображены люди, лодки, знаки солнца, птицы, медведи, лоси и другие животные. Многие изображения уникальны и являются шедеврами первобытного искусства. Местами встречаются и шедевры «современных авторов».

Древнее святилище содержит 300 петроглифов, относящихся к III−IV в. до н. э. Самые старые изображения сделаны на скалах в конце неолита: лоси, медведи, знаки солнца, птицы. В эпоху бронзы люди не перестали рисовать оленя, но добавились новые мифические существа – птицелюди. Все они по-своему уникальны и позволяют узнать детали жизни в доисторической эпохе.

Фигуры пляшущих человечков, животные, птицы и другие объекты, — все это присутствует на изображениях первобытных художников, датируемых предположительно IV–I тысячелетиями до нашей эры. Всего сохранилось около 300 рисунков,  выполненных в различной технике: выбитые, прочерченные тончайшими линиями, прошлифованные, нанесенные краской. Они представляют собой хроники повседневной жизни первобытного человека, его мечты, страхи и даже размышления о вечности. Потребовалось время, чтобы современные люди поняли, что рисунки являются богатейшим наследством. Считается, что это были места поклонения духам леса, гор и реки. Часто люди показаны в необычных позах: с согнутыми в коленях ногами, с распростёртыми в стороны руками и т. д. У некоторых из них от головы отходят лучи. Эти «солнцеголовые персонажи» могут иллюстрировать божеств или людей в масках. Солнце — источник жизни, тепла и света. В музее Петроглифов представлены подлинные экспонаты, связанные с культом солнца.

Значительная часть изображений — лоси. Это не случайно. В окрестностях Томской писаницы некогда существовала древняя переправа лосей с одного берега на другой. Эти животные и сейчас заходят в музей-заповедник. Лось, в те далекие времена, был основным средством пропитания, главным объектом охоты лесных жителей. Некоторые сюжеты Томской писаницы интерпретируют как сцены охоты. Он же был главным героем складывающихся тогда легенд, художественно мифологическим символом эпохи. Фигуры этих животных широко шагают на длинных сухих ногах, как бы поднимаясь вверх по склону горы. Рисунки отражают первобытный реализм, тонкое знание натуры животных древними художниками. Отличает искусство этого времени умением тонко подметить главное в создаваемом образе. Велико мастерство художника, умевших с помощью каменных орудий передать динамизм и даже изящество фигур животных. К этому же времени относится схематичные изображения лодок и антропоморфных существ. Остается только догадываться, почему животных изображали реалистично, а людей схематично. Может быть, это образы каких то духов или шаманов в маске. Лодка же была основным средством передвижения. Она тоже имела свое место в мифологии. Известно, что у многих народов существовали предания, согласно которым души умерших людей перемещались в загробный мир на лодках

Так выглядит древний лыжник. В одной руке у него каёк – лыжная палка, в другой (по разным версиям) – охотничья петля, шаманский бубен или лук, рядом с которым — знак, в виде окружности.

Сова на Томской писанице уникальна! Она не случайно стала известным и узнаваемым образом Томской писаницы, «визитная карточка» — эмблема музея. Это очень редкий персонаж в наскальном искусстве. Изображение выполнено искусно, в необычной технике: оперение передано в виде мелких выбоин на камне.  У сибирских народов образ совы олицетворяют с владыкой умерших, с богиней — дарительницей жизненных сил, а также с вещей птицей, которая поможет предупредить о грядущей смерти и дать совет, как избежать несчастья. Также сова считалась прародителем рода, помощницей шамана при камлании и одной из его перевоплощений. Шаманы нередко делали себе маску из шкурки совы, сохраняя её перья, крылья, а иногда и голову. Крупная фигура пернатого хищника расположена на верхним фризе, возвышаясь над рисунками лосей. Необыкновенно искусно изображены на скалах и другие птицы — утка, цапли или журавли. Они встречаются в наших местах и сейчас. На острове «Серой цапли», который расположен неподалеку от Томской писаницы, до сих пор проживает эта краснокнижная птица.

Древний человек нередко на скалах изображал медведей. Медведь еще один персонаж Томской писаницы. Он занимал видное место в мировоззрении и верованиях народов Западной Сибири и Урала. Они считали медведя своим прародителем, посредником между миром людей и миром животных.

Особенная часть музея-заповедника — это территория спокойствия. Удивительная, по красоте, площадка и самая высокая, на момент постройки в 2008 году, деревянная часовня в Кузбассе. Часовня Святого Кирилла и Мефодия — это действующий православный храм, где совершаются таинства крещения и венчания. Можно стать участником таинств венчания или крещения, праздничных молебнов, фестивалей звонарей, услышать выступление церковных хоров. Построен по канонам древнерусского деревянного зодчества из сосны и лиственницы. Высота часовни составляет 33 метра. Сооружение храма-часовни стало удачным опытом возрождения традиций русского деревянного зодчества и встраивания храмового комплекса в современную культурную среду. Здесь, на обзорной площадке, рядом с храмом, вдали от мирской суеты и проблем, так легко обрести душевное равновесие и восстановить силы.

6 июня 2010 года в храме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия была установлена икона — образ Спаса Вседержителя. Она была передана в дар музею — заповеднику верующими подмосковного города Зарайска, в память о трагических событиях на шахте «Распадская» в городе Междуреченске. Это самое древнее изображение Спасителя. Подлинник, созданный в Египте в VI веке, в настоящее время находится в монастыре Святой Екатерины, у подножия горы Синай (Египет). Икона выполнена на дереве с помощью воска, темперы и энкаустика. Возможно, что источником этого типа изображения Христа послужила скульптура Зевса Олимпийского, работы Фидия, известная всему греко-римскому миру. Образ Спаса Вседержителя отражает два лика Иисуса Христа — Человека и Божества.

Рядом с часовней установлены колокола, в которые могут позвонить все желающие. 7 колоколов составляют колокольню. Электронная звонница часовни может быть запрограммирована на любые мелодии: от тяжелого рока до классической музыки.

Томская писаница… Удивительное сакральное место, святилище, куда четыре тысячи лет подряд люди приходили со своими горестями и радостями. 300 наскальных рисунков – не просто картины из жизни, а обращение к высшим силам, с надеждой на чудо. Есть версия, что древние люди выбирали такие места не случайно. Там, где есть особая энергетика, изображения начинают обладать сверхъестественной силой. Археологи, рассматривающие Томскую писаницу исключительно 
с позиции фактов, считают, что это уникальный для человечества памятник, исследуя который, они узнают новые важнейшие детали прошлого. И сегодня наши петроглифы хранят ещё много тайн, которые открываются людям постепенно…

Продолжение следует, где мы побываем в центре ремесел, архедроме, зоопарке, татарком подворье, славянском мифологическом лесе и много где ещё. Не пропустите.

Поделиться:

Post Author: admin

Добавить комментарий