Бурятия — экскурсия к Ступе Будды Медицины и Белому старцу.

Посещение Ступы Будды Медицина входила в часть экскурсии, которая называлась экскурсия к буддийской святыне «Зандан Жуу». Эта экскурсия была довольно продолжительная, на целый день. Мы уехали рано утром, а вернулись поздно вечером, поэтому посетить сразу несколько святых мест, в довольно удаленном районе от Улан -Удэ, было запланировано сразу. Ступа находится в 240 км от Улан -Удэ в местности Маракта Еравнинского района (7,5 км от границы Еравнинского и Хоринского района) и всего в 30 км от Эгитуйского дацана, в связи с чем её активно посещают паломники.

Про статую Зандан Жуу много ходит удивительных историй. Считается, что Зандан Жуу дает учение 24/7, т.е. круглые сутки. Это учение дается «чистым людям», т.е. если искренне, хорошенько помолиться, можешь получить реальное благословение. Эрдэни, наш гид, рассказал нам свои очень личные переживания и истории, связанные с Зандан Жуу.  Эрдэни получил такое благословение, поэтому знает это не по наслышке и описал нам, что чувствует человек, получивший такое благословение. Если описать словами, что он ему дал, какое учение, то это в том, что -«Все хорошо! Абсолютно все хорошо! Чтобы не происходило, все к лучшему! Ни о чем не надо беспокоиться! Надо жить счастливо здесь и сейчас, не откладывая это счастье куда то на потом, а вот здесь и сейчас Будь Счастлив!» Это такое состояние счастья безмерного, когда ты понимаешь, что по большому счету, особо то и не надо для счастья чего то такого.

Теперь я хочу рассказать, так сказать из первых уст, от человека, который является инициатором и руководителем проекта по строительству Ступы Медицины в Еравне, к которой мы сейчас и отправляемся — Эрдэни Дымчикова, в прошлом активисту известного общественного движения «Молодежь Еравны».

Второй раз Благословение от Зандан Жуу получил Эрдэни, когда  делал гооро вокруг Эгитуйского дацана, где нахолится статуя Зандан Жуу, В то время у него было чувство, что он что то не так делает, не так живет, и надо что то менять, но что и как. не знал. При прохождении около белой Ступы, он остановился и именно здесь он получил «приказ» построить ступу. Получив «приказ», он зашел в дацан и сказал статуе Зандан Жуу: — «Приказ получен».  Потом, когда он построил Ступу, через два года, вернулся и сказал: — «Приказ выполнен, Ступа построена!». Эрдэни нам рассказал удивительную историю, связанную со строительством этой ступы.

Эта удивительная история строительства Ступы настолько запала нам в душу, что ее надо рассказать очень подробно, в деталях, так, как нам рассказал сам Эрдэни.

Долгое время Эрдэни думал, кому же посвятить эту Ступу, чему посвятить, потом для себя понял, что Ступа должна быть построена для здоровья — Медицине.  Тогда он вообще был без понятия, как Ступы строятся, из чего они состоят. Все строительство, от зарождающейся мысли о создании, до реального его воплощения,  было окружено нереальными, даже мифическими событиями. Ничто не может помешать тому, на что получено благословение, а наоборот, все силы вселенной были направлены на осуществление задуманного. Интересная история произошла сразу же, это то, как Эрдэни встретился с ламой, у которого он просил совета о строительстве Ступы. Это случилось на площади Советов, там, где голова Ленина. Сначала созвонились по телефону, что встретимся там то и там то. По площади идем, оглядываемся и Эрдэни ему говорит, где вы, во что вы одеты? Был сентябрь, хмурый, пасмурный день. Когда мы с ним наконец то встретились, в облаках появился просвет и луч солнца прямо на нас двоих, диаметров примерно 10 метров, освятил и секунды 3-4 мы были в лучах солнца. Лама очень удивился и сказал, что это очень хороший знак. Лама спросил,-«чему хочешь посвятить свою Ступу?» Эрдэни ответил, что Медицине. Лама говорит, что как раз сегодня День Будды Медицины. Удивительное совпадение и предзнаменование событий. Эрдэни спросил у ламы, который строит ступы: — «Как построить такую Ступу, чтобы она реально помогала людям? Чтобы человек помолился и реально выздоровел». И лама ему сказал, что это зависит от тех реликвий, которые ты в нее вложишь, т.е. на сколько мощные реликвии будут, такая будет у тебя и ступа. Эрдэни спрашивает ламу, а где такие реликвии можно достать? Лама ответил,-«не знаю, ищи». Обычно «Буддой медицины», он описывается как врач, который излечивает страдания, используя медицину своего учения, поэтому и реликвии надо было достать именно такие, которые помогали бы для излечения от различных недугов и болезней.

Когда Эрдэни с ламой расстался он начал поиск таких реликвий, думал, где же их взять. В это время ему звонит знакомая женщина и говорит, Эрдэни, поехали в Тибет. Она сама организует поездку. Эрдэни сразу согласился, так как сразу подумал, что там он сможет найти и привезти какие нибудь реликвии. Потом встретились с этой женщиной, обсудили, что за поездка, где будем ездить, что посмотрим. Он ей рассказал о цели своей поездки. Потом, когда они уже приехали, она рассказала, что когда услышала его цель поездки, для сбора реликвий, она подумала, что ничего у него не получится, потому, что эта поездка очень сложная  была. В день они посещали примерно по два храма. Буддийские храмы в Тибете они просто огромные. по сравнению с храмами Бурятии, которые строят очень маленькими. Экскурсия в Тибетских храмах идет бегло, т.е. заходят в храм, посмотрите на лево, посмотрите на право и затем в другой храм.  Все утро идут по всем храмам одного дацана. Пообедали и потом едут в другой дацан и там по всем храмам ходят . И вот это вот  круговерть она предусматривает очень плотный график посещения дацанов, при этом, тысячи туристов. Она говорит, что среди тысячи туристов, вдруг один турист говорит ламам, дайте мне ваши самые крутые реликвии. Конечно такого не будет, она подумала и какого было ее удивление, когда так и было. Потому, что Зандан Жуу, он вместе с этим приказом дал эту энергию и благословение свое, которое и было с Эрдэни все время его путешествия.

Реликвий Эрдэни с поездки привез очень и очень много. Везло ему буквально на каждом шагу. Во-первых, повезло потому, что гид попался тибетец по национальности, и он учился на ламу. Пять лет учился на ламу, потом оставил это дело и стал мирянином. Женился, живет обычной жизнью, работает гидом. Когда Эрдэни рассказал ему свою историю, показал фотографии Зандан Жуу, подарил ему. На компьютере нарисовали 3D модель, как эта ступа будет выглядеть. Он сказал, что у тебя великая цель, великая миссия, я тебе помогу. Они зашли в монастырь Дрепунг, зашли там в один храм, он трехэтажный, в центре стоит гигантская статуя Будды Будущего Майтрейи. Храм построен так, что сооружен вокруг его тела. Третий этаж находится на уровне его головы и голова торчит из под пола. Можно подойти к нему, потрогать голову, помолиться ей. Там, на этом третьем этаже сидел один лама, видимо очень, очень высокого ранга и к нему люди ползли на коленях, он их благословлял книгой буддийской по голове ударяет, тем самым благословляет. Мы тоже подползли к нему вместе с гидом, рассказывает Эрдэни, а они оказались знакомые с гидом. И гид рассказал ему о цели его поездки, показали ему фотографии Зандан Жуу, модель будущей ступы и лама сказал, что он знает Зандан Жуу, т.к. она была вывезена из Тибета. Это их святыня, которая известна на весь мир. И тут он говорит, что готов помочь. Спрашивает, когда тебе нужны реликвии? Эрдэни отвечает, что месяца через три-четыре, если отправите, то буду очень благодарен. Лама отвечает, что хорошо, сделаем. Эрдэни не поверил  такому счастью. Радостный, счастливый выходит с этого храма, подумал, что вот здорово, как повезло. В это время у гида звонит телефон, звонит ему тот самый лама, с которым только что была встреча и говорит, что он спускается, чтобы его подождали, он хочет еще что то сказать. Они выскочили на улицу, подошли и лама говорит, -«знаете, я несколько лет собирал реликвии со всех концов Тибета. Не знаю почему и зачем я их собирал, но просто собирал у себя. Поговорив с тобой, когда ты ушел, у меня появилось непреодолимое желание отдать их тебе». Я стою, рот раскрыл от счастья, не веря этому. Говорю, что буду очень вам благодарен и буду очень счастлив. Лама говорит, что они у него не с собой, давай вечером встретимся в Лхасе — столице Тибета, в одном из кафе. Он с гидом поговорил, во сколько, где и как. Они договорились. А Тибет в то время находился под оккупацией Китая с 1959 года. Была очень долгая война, из 6 млн. тибетцев 1 млн. погибли во время войны. Там творилось примерно тоже самое, как и у нас, после революционных событий в 30 годах: разрушались и уничтожались храмы и все это продолжалось в течении 40 лет. На улицах везде стояли в то время военные, на крышах сидели снайперы. Эрдэни говорит, когда зашли в кафе, поднялись на второй этаж, который находился под открытым небом. Сижу себе такой спокойненько, оглядываюсь, смотрю на крыше слева, буквально 100-200 метров снайпер сидит. На одной крыше снайпер, на другой крыше снайпер, внизу военные с автоматами, все было очень серьезно. Гид предупреждает, никто не делает резких движений, двигаемся плавно, спокойно кушаем, не пяльтесь на этих снайперов. Снайперу 100-200 метров это вообще не расстояние, почти что стрельба в упор. Нельзя их фотографировать, нельзя на них смотреть, условия очень жесткие, практически военное положение. Нельзя с тибетцами разговаривать даже, если вы вдруг на улице начали говорить с тибетцем, потом к нему сразу же подойдет китайский военный, начнет расспрашивать, о чем ты с ним разговаривал и не дай бог, ты рассказывал, как плохо живется или еще что то. Поэтому наша встреча была очень скрытная, это он, лама, себя подвергает такой опасности. Лама поднялся к нам и молча, мешочек один за другим начал эти реликвии доставать: вода со священного озера, камушек со священной горы Кайлас — это самое сильное энергетическое место в мире, и много, много различных реликвий достает, достает и рассказывает о них. Говорит, что это очень сильные реликвии и все это он передает ему. На столе все разложил. Эрдэни был счастлив, поблагодарил его. Потом, приехав с Тибета через 4 месяца, к нему приходит почтовое извещение на посылку. Захожу на почту, там мне говорят, что с вас 25 тысяч рублей за посылку. В то время, в 2011 году, это были огромные деньги. Деньги занимал, заплатил. Там оказалось 4 огромных коробки железных, тяжеленных, каждая по 30 кг., которые с трудом поднимались.

С этими реликвиями сразу поехал к ламе, который ступу строил. Услышав о том, что строится такая ступа, люди начали привозить мне различные реликвии — из Индии — листочек с дерева, под которым Будда достиг просветления, цветок лотоса из Индии, вода из реки Ганг, из священных озер Индии и т.д. Много, очень много таких реликвий было собрано, из святых источников Бурятии и России. Лама строитель, который строил ступу сказал, что никогда не видел такой богатой коллекции реликвий и такой огромной силы. Столько собрано реликвий, что он, когда говорил — ищи реликвии, не думал, что можно найти столько сильных реликвий, что ты столько соберешь. Он был просто в шоке. Потом, когда надо было драгоценности закладывать в ступу — золото, серебро, он думал, где я это буду искать, но люди сами начали приносить. В итоге там, внутри ступы, есть специальный сосуд, он доверху наполнен различными украшениями и не все вошло, куча осталась, потом их вкладывали в другие священные ступы, статуи. В последствии, когда шла стройка, там есть круглая часть, когда до нее дошли, ребята со стройки мне сообщают, что приезжал какой то мужик с камнями, оставил 4 коробки разноцветных камней, а кто он такой, что привез не знаем. Потом, он узнал, что это был известный художник, который занимается флорентийской мозаикой. Он не знал куда их девать, что с ними делать . А у меня еще было очень много воды, несколько сотен бутылочек со священной водой, каждая подписана от куда взята вода. Куда эту воду девать я тоже не знал. Купил пенициллиновые баночки в аптеке, налил в них по половинки, чтобы зимой, когда замерзнет, не разорвало бутылочку. Но остальное вливали в бетон, когда еще бетон был жидким, вдавливали в него эти камни. Важность закладываемых реликвий растет снизу вверх. Соответственно верх Ступы — крышка бумбы, в них заложены священные буддистские тексты, они инкрустированы драгоценными камнями, а вода из этих всех святых источников получилась. Нарочно не придумаешь, мы не ожидали такого, но решение само по себе пришло и это мы уже осознали позже, по ходу строительства. Ступа получилась на столько мощная, энергии, силы в ней, что стала действительно помогать верующим своей энергией.

Внутреннее наполнение ступы – очень важная её составляющая. В центре ступы устанавливается древо жизни – «центральный стержень ступы». Заполнение каждой части ступы сопровождается специальным ритуалом под руководством квалифицированного ламы. Когда ступа наполнена и строительство завершено, лама производит завершающий ритуал благословения – вместе со всеми участниками ритуала, он приглашает Будд занять место в ступе. С этого момента ступа начинает работать как силовое поле Будды на благо всех существ.

Все части ступы олицетворяют наше духовное развитие. Каждая часть ступы символизирует шаг на пути к Просветлению. Нижняя часть — это ступа причин, она показывает причины для Просветления. В самую нижнюю часть вкладываются предметы, которые могут приносить страдания — это ножи, ружье, веревка повешенного человека и т.д. Нижняя часть ступы, это миры ада, где очень много страданий. И почему все эти вещи закладывают, потому, что они поскольку пролили много крови, имеют негативную энергетику. Дома держать такие вещи не надо и их приносят в дацаны, а ламы их закладывают в строящиеся ступы. Ступа она всю эту негативную энергию удаляет и больше эти вещи вреда никому не причинят. Затем кладут зерна различных культур: рис, ячмень, чай, травы, одежда. Это олицетворяет наш, человеческий мир, это наша обыденная жизнь. Затем идет часть, которая называется трон. Над ней, где много лепестков лотоса, закладываются статуэтки буддистские. 550 различных буддийских статуэток было специально изготовлено и заложено в ступу. Это означает, что мы, люди, начинаем выходить на духовный путь, посещаем дацаны, совершаем гооро, как то начинаем соприкасаться с этим. В круглую часть бумбы закладываются книги, это означает что мы начинаем изучать буддийскую литературу, книги по философии. Затем 13 дисков идут, это означает, что начинаем заниматься практикой, медитацией. совершенствуем свое сознание. 13 путей на пути очищения сознания, очищения своего эго. Это прежде всего работа над собой. Тринадцать колец символизируют десять аспектов мудрости Будды и знание трех времен: прошлого, настоящего и будущего.  А на самом верху диск — верхушка ступы состоит из месяца, солнца и драгоценности. Месяц символизирует относительный Просветленный настрой и мудрость Будды, солнце — безграничное сочувствие и абсолютный Просветленный настрой. Драгоценность выражает неразрушимую природу ума и исполнение всех желаний, ясный свет ума. Внутри ступы в качестве центральной оси находится дерево жизни, которое символизирует разные аспекты мудрости Будды.

Если нижняя часть была началом духовного развития, причины, то верхушка ступы от колец показывает результат, т.е. само Просветление, и называется ступа результатов.

Когда человек смотрит на ступу, происходит очищение его ума. Не зря буддисты считают, что украшенная ступами местность становится спокойнее, а ее жители добрее. Не буддисту ступа напоминает памятник. Можно объяснить, что буддийская ступа — это и есть своего рода памятник бесконечным возможностям освобождения всех живых существ от страдания. Сознательно или подсознательно они помогают людям отвлечься от печальных навязчивых идей и заняться реализацией своего потенциала.

Вложенные в новую ступу священные земли из всех храмов Тибета,  а также священные реликвии из Индии и, конечно же, разные лекарства. Это не просто материальные вещи. Вложенные в ступы статуэтки, священные тексты, зерна, земля символизируют тело, речь и ум всех Будд. Это вещи, вобравшие в себя духовную силу. Поэтому, обходя ступу, люди могут вобрать в себя часть этой силы. Обход ступы с молитвой — один из методов, оставленных Буддой. Он оставил каждому существу тот метод освобождения от сансары, который соответствует его способностям и возможностям. Среди нас много людей, у которых нет возможности уделять много времени буддийской практике и оставаться долго на одном месте. Именно для них ступа может быть очень полезной. Перед тем как зайти внутрь ступы надо также совершить круг по часовой стрелке вокруг ступы и покрутить молебные барабаны.

Был сильный ветер и мы не стали зажигать огонь, как это обычно делают при входе, а повешали свои Хии Морины, купленные в дацане Зандан Жуу для всей нашей семьи, освещенные самим Буддой.

Хии Морин, что переводится как «ветер — конь» или «Конь удачи». Это флажки, которые вы можете увидеть рядом с любым дацаном. Каждый из них окрашен в свой цвет, что символизирует принадлежность к пяти будда – семействам. Синий цвет символизирует Пространство, жёлтый – Землю, красный – Огонь, белый – Воду, зелёный – Ветер. Считается, что из энергетики этих Первоэлементов состоит всё живое и неживое. На каждом флажке изображен определенный год по лунному календарю. Люди покупают флажки своего года, затем освещают его у ламы. И вывешивают. Считается, что когда ветер раздувает флажок, разносятся заключенные в нем молитвы. Можно повесить флажок для себя, можно – для кого-то.

Ступа имеет помещение внизу, в отличии от других ступ в Бурятии. Толщина стен 40 см. Эту идею с постройкой комнаты внизу предложил лама, который является одним из основных строителей этой ступы. Ступа получилась так, что находится над этой комнатой, поэтому когда заходишь внутрь этой комнаты, то все находящиеся внутри ступы реликвии, находятся над вашей головой. В центре ступы нарисован круг. Внутрь этого круга заходите и в центре комнаты можно помедитировать, представить что вся эта  мощнейшая энергетика обрушивается вам на голову, таким потоком проходит сквозь все ваше тело и все болезни забирает, все плохое убирает. Это очень сильная медитация, с помощью этой медитации много людей выздоровела.

Когда мы зашли в комнату ступы, то Эрдэни предложил нам провести обряд оздоровления. При прочтении мантры Будды Медицины 108 раз, отсчитывал количество раз по четкам. Надо было встать в центр комнаты и начинаем медитировать, представить себе что от туда идет сияние, это сияние излечивает меня абсолютно от всех болезней. Сверху параллельно еще спускается поток энергии. Этот поток очищает мое тело. Над головой собраны очень мощные реликвии, намоленные со всех концов страны и мира. Силы и мощь этих реликвий проходит сверху вниз, сквозь ваше тело, очищая от всего плохого. Четки как правило индивидуальные, их нельзя давать в чужие руки, только в своих руках четки начитанные, намоленные, они обладают тоже большой силой. Эрдэни провел нам начитку мантры 108 раз.

Мы помолились за себя и за детей, чтобы все было хорошо. Просто находясь в этом помещении,  вы уже находитесь под силой всех этих мощных реликвий, эта сила визуализации, представляем, что вся эта энергетика проходит сквозь вас. Она благословляет, очищает от всего негатива, что есть в вас. Это представление должно быть на уровне ощущений, вы свое тело, свою энергию должны прочувствовать, что этот волшебный льющийся поток света, как прожектор проходит сквозь ваше тело, энергии проходит сквозь ваше тело, сквозь вашу душу, сознание. Будда медицины излечивает не только от физических болезней, но и от душевных в том числе (депрессия, апатия) от всей негативных мыслей и наговоров (сглаз, порча). От всего этого тоже очищает Будда Медицины. Вы станете кристально чистыми и полностью абсолютно здоровыми, все ваши болезни исчезнут, растворятся после этой медитации. Таким образом мы получили еще и благословение Будды Медицины.

Подношение сделали и в ступе, и на улице, возле ступы, чтобы живые существа и духи смогли насытиться. В этой местности символом удачи является коршун и хорошим знаком является то, что он прилетает на место расположения ступы. Когда мы разбрасывали на улице свои принесенные для подношения печенья и конфеты, всем духам и богам, с мыслью, чтобы все было хорошо, то на самом деле, прилетели коршуны и стали клевать подношения. Мы были просто в восторге, как быстро все реализуется, стоит только об этом подумать. После прочтения мантр 108 раз, совершения подношения и общее состояние блаженства от всего увиденного и услышанного просто переполняло нас. Погода была чудесная и состоянием удивительного счастья было полностью охвачено всё мое существо. Что то внутреннее говорило, что всё будет хорошо, не надо ни о чем переживать, всё в этом мире для тебя. Это чувство мне напомнило то состояние Эрдэни, когда у него было первое соприкосновение с Зандан Жуу. Я поняла и испытала, наверное, то чувство счастья, которое даёт сама жизнь.

Выбор места, где была построена ступа медицины, было тоже интересной историей. Хотелось установить ступу в укромном, сакральном месте, не на виду. Выбор пал на Маракту — это одна из самых живописных и заповедных долин Еравны. Там находится целебный источник Маарагтын аршаан. Он пока малоизвестен, но еравнинцы издавна ездят туда лечиться. Также это родина создателя ступы — Эрдэни, он сам из этих мест и хорошо знает местные обычаи и порядки. И потом, в этой же местности Нимбу Боршогор — родовое поместье предков Намжила Нимбуева, знаменитого еравнинского поэта, который за свою короткую жизнь успел написать стихи, сделавшие его бессмертным.

Эрдэни поговорил с действующим председателем колхоза и он порекомендовал это как раз хорошее место, оно является родовым кочевьем семьи Нимбуйевых.  Намжил Нимбуев, это бурятский поэт, умер он в 23 года и за свои молодые годы он написал сборник стихотворений «Стреноженные молнии». Писал на русском языке, у него очень много любителей его поэзии в России. Эрдэни позвонил родственникам, озвучил идею о строительстве ступы, спросил ваша семья не будет ли против, они ответили, что будут только рады, т.к. там сейчас земля не используется, а если построится ступа, то она принесет пользу всем. Только после согласия родственников начался процесс строительства. Это очень красивое место, от трассы 7,5 км, не так далеко, везде есть указатели направления движения к ступе. Теперь сюда «народная тропа» не зарастает, очень много людей ездят к ней, молятся. С каждым годом ступа становится все сильнее и сильнее.

В каком именно месте строить ступу тоже был интересный момент. Ламы приглашенные на определение места под строительства, долго ходили, ходили и никак не могли определиться с местом. Когда они до того места, где сейчас стоит ступа с неба упало два коршуна, они летели прямо на лам. Ламы легли на землю, упали, свидетелями этого было 50 человек, присутствующих. Коршуны за 1 метр над землей над ламами сделали два круга прямо над их телами, затем взмыли на верх. Ламы встали, отряхнулись, немного походили еще и решили, что это именно то место, где указали коршуны. Если посмотреть на ступы из далека, то можно увидеть, что ступа расположена между двух холмов и эти холмы как два крыла за спиной ступы, очень красиво.

Когда начинают строить ступы, то на то место под землей зарывают специальный сосуд. Затем делается трон, когда в трон все заложили, то все пустое пространство засыпается сухим песком, для того, чтобы не было пустого пространства внутри ступы. Считается, если будет пустое пространство там может завестись нечистая сила, поэтому все должно быть заполнено. Песок сушат для того, чтобы влага не попала внутрь, т.к. там очень много зерна, лекарственных растений. Если вдруг попадет влага, то все сгниёт. Зерно может даже от влаги набухать и при морозе просто разбивает ступу. В данном случае песок был просеян, прожарен на костре, выпаривали всю воду и затем засыпали все пустые пространства в ступе. Затем трон запечатывается бетоном  И начиная от трона до самого верха до шпиля идет деревянный шест, сделанный из кедра. Этот шест называется сорокшин, он изготавливается специальным образом. Сначала читается молитва тому дереву, который был найден подходящий, просьба, чтобы в дальнейшем дали разрешение на то чтобы забрать. Затем молитва, читается молебен, вырубается это дерево, потом с этого дерева убирается кора и обрабатывается специальным образом. Затем сушится так, чтобы не было трещин, т.е. в темном, сухом месте хранится в течении года. Оно делается квадратным у основания и постепенно ссужается, идя на верх и на верху тоже должен быть квадрат. В ступе Будды медицины это деревянный сорокшин трех метровый. Представьте какие надо соблюсти пропорции, чтобы сделать все по канонам. Затем эта палка красится в красный цвет, исписывается мантрами священными буддистскими, потом она оживляется, т.е. читаются специальные молитвы и после этого вставляется внутрь ступы. Когда ее вставили внутрь ступы, то после этого ступа становится живой, в нее как будто вложили душу. Ступа это не просто каменное изваяние, безжизненное, а это живое существо. У него есть внутренние органы, позвоночник, есть мозги. С землей она связана бумбой, с небом. связана она своим шпилем. Ступа с небо берет энергию и обрушивает ее на землю. Можно к ступе подойти, помолится, потрогать ее и она вас очистит. От ступы идет мощнейшая энергетика на многие километры вокруг. Ступа умиротворяет то пространство где находится, создает некий энергетический баланс во всей округе.

Высота ступы составляет 8 метров, размеры комнаты для медитации — 3×3 метра. С каждой из 3-х сторон ступы установлено 7 хурдэ. Ступа построена в соответствии с буддийскими канонами, в неё заложены частицы земли из храмов Тибета, лист дерева Бодхи и другие буддийские реликвии.

Будду Медицины называют также Буддой Исцеления. В Тибете существует поверья, что достаточно только прикосновения с верой к образу Будды Медицины, чтобы наступило исцеление от всех болезней. Если вы хотите защитить себя от болезней, нужно визуализировать перед собой Будду Медицины и читать его мантры. Самая короткая звучит так: ОМ БЕГАНДЗЕ БЕГАНДЗЕ МАХА БЕГАНДЗЕ РАНДЗА САМУТГАТЕ СОХА. Прочтите ее 7, 21 или 108 раз. Если вы болеете, после чтения этой мантры подуйте на лекарства, которые вы принимаете, а также на воду для питья. Если же вы не болеете, после чтения мантр подуйте на воду и выпейте, представляя, что пьете целительный нектар. Это также может быть полезно в качестве профилактики от различных болезней. Если ежедневно читать мантру Будды Медицины, то все Будды и Бодхисаттвы обратят на нас внимание, подобно тому, как мать обращает внимание на свое любимое дитя.

Будда, умирая, завещал своему любимому ученику Ананде сжечь его тело на погребальном костре, разделить прах на 8 частей и над каждой частью праха возвести ступу. Ученики Будды в точности исполнили его завещание. Существует восемь видов ступ, образовавшиеся в том порядке, в каком они связаны с жизнью Будды.

За исключением советского периода, когда ступы, так же как и все буддийские постройки, подверглись полному разрушению, для жителей Бурятии их белые силуэты на фоне такого разного, но всегда захватывающего пейзажа – привычная картина. Ступы можно встретить не только у храмов, но и среди сельских и городских домов, на горе и в безлюдной степи. Величественные и скромные, богато украшенные и совсем простые, окруженные постройками и открытые ветрам и солнцу, ступы бросают вызов времени и меняют пространство. Буддизм пришел в Бурятию из Монголии в XVII веке. Первые субурганы (так в Бурятии, Калмыкии, Тыве и на Алтае называют ступы) воздвигались в доступных местах – на перекрестках проезжих дорог и в местах поклонения духам – хозяевам местности, для которых впоследствии ламы писали специальные тексты-молитвы.

Долгое время передвижные войлочные юрты-храмы (некоторые из них кочевали до начала XX века) не имели своей огражденной территории. Но во времена, когда наряду с юртами начали строить отдельно стоящие буддийские храмы «дуганы» и монастырские комплексы «дацаны» сначала из дерева, потом из камня, перед бурятскими ламами встал вопрос планирования построек, в том числе субурганов. Многие ламы получали образование в Тибете и в Монголии, и образцы для всего цикла работ и ритуалов, связанных с возведением ступы, заимствовали из тибетско-монгольской традиции. К 1741 году, когда буддизм получил статус официальной религии, в Бурятии было уже 11 стационарных монастырей. К 1917 году их число возросло до 44, а малых храмов насчитывалось около 150. Рядом с каждым из них были построены субурганы. Сведения о внешнем виде большинства этих ступ утрачены. Руководствуясь буддийским каноном, который сложился еще в Древней Индии, бурятские мастера особо подчеркивали его символику, а именно принадлежность к одному из «классических» типов ступ, символизирующих этапы жизни Будды, – лотоса, Просветления, мудрости, чудес, схождения с небес Тушита, примирения, совершенной победы, паринирваны.

По буддийскому канону, субурган – это хранилище священных реликвий, оставшихся от Будды и его учеников. Как во всех странах буддизма Махаяны, в Бурятии субурганы возводятся не только в честь Будды Шакьямуни, но и в знак уважения и благодарности к ушедшим учителям. Есть субурганы, связанные со знаменательными датами, а также ступы для защиты местности от стихий, болезней и т. п.

История строительства субурганов полна примеров поистине всенародного участия. В то же время субурган может возникнуть благодаря усилиям жителей небольшого села или одной семьи. Появляются все новые проекты, подчас удивляющие быстротой воплощения. Секрет кроется в самом буддийском мировоззрении. Участие в постройке ступы для буддиста – не просто личное дело, а вклад в лучшее будущее всех существ. Возможность участия в работе традиционно предоставляется каждому. Оказать поддержку (материально и физически) могут не только официальные лица, но любой желающий. Решение о постройке ступы обычно определяло и ее месторасположение. По тибетской традиции, выбору места для субургана предшествовала серьезная подготовка: астрологические расчеты времени начала постройки должны были совпадать с другими необходимыми признаками подходящего места, изучались топография и почва. Определялись также виды материалов и другие детали. В назначенный день происходило освящение места будущей ступы. Ритуал начинался с обращения к духам местности и заканчивался помещением в землю специального сосуда – «бумбы».

Даты строительства Ступы Медицины:

Октябрь 2010 — октябрь 2011гг — сбор всех необходимых компонентов для ступы (Тибет, Индия, Бурятия, Агинский округ)

9 июня 2011 г — дата закладки Бумбэ

Сентябрь, октябрь 2011г — начало строительства ступы силами добровольцев

Май 2012 г — продолжение строительства

10 июня 2012 года — освящение ступы провел XXIV Пандита Хамбо лама Дамба Аюшеев

В 2013 в ней была установлена статуя Будды

в 2015 поблизости сооружён медитационный центр.

Закончил Эрдэни строительство ступы когда ему исполнилось 33 года. Очень символичный возраст для свершения великих дел.

Около ступы сооружен большой стенд, где в фотографиях запечатлена вся хроника строительства ступы, весь процесс от закладки, до освящения ступы, приведен перечень реликвий, который находится в ступе. В 2022 году был юбилейный год — 10 лет с момента постройки и оживления ступы, поэтому надлежало в это лето хорошо поработать над тем, чтобы привести ступу в надлежащий вид.

Каждое лето Эрдэни собирает группу добровольцев и они живут здесь, делая косметический ремонт всех построек, подкрашивая, ремонтируя и делая необходимые вещи для поддержания в порядке ступы. Место вокруг субургана обустраивается. Обычно ступы ограждаются забором, рядом можно увидеть навес и скамьи, доску для простираний.

Благодаря особой внешней форме и силе реликвий, меняющих энергетическую структуру пространства, с момента освящения заполненная ступа входит в число мест, благоприятных для молитв, благопожеланий и посещения не только буддистов, но всех живых существ.

Можно сказать, что возведение субурганов в Бурятии с каждым годом затрагивает все большее количество людей, возрождается мастерство ступостроения. В некоторых проектах, например, в проекте Ступы Будды Медицины в Маракта предусмотрено поместить внутри самой ступы информацию о том, как использовать «медицинскую» мантру. Замечательно, что мы являемся свидетелями наступления благоприятного времени для восстановления и нового расцвета буддийской традиции в Забайкалье. У людей есть огромная сила любить и сострадать. Любящие и сострадающие люди изменяют мир, жизнь и людей вокруг себя. Жизнь творится нашими мыслями и руками: и этому есть много живых примеров, причем в современной жизни, а не в древние времена.

Любовь и сострадание к людям, страдающим от хронических заболеваний, сострадание к родителям, имеющим больного ребенка, привело к мысли о строительстве Ступы Будды Медицины в долине реки Маракта. Эрдэни рассказал нам с самого начала, как шло Строительство Ступы, теперь сюда каждый год на молебен, посвященный Будде Медицины Отошо, приезжают верующие с разных районов Бурятии.

Внутрь ступы заложены священные реликвии со всех концов Бурятии, Аги, Монголии, Китая, Тибета и Индии, а также статуэтки буддийских божеств (550 штук), несколько миллионов мантр, книги, философские трактаты и различные тексты. Буддийские ступы имеют мощную энергетику и олицетворяют тело Будды. Особенность ступы Будды Медицины в Еравне в том, что внутрь неё можно заходить и все реликвии оказываются над вашей головой. Внутри установлена 1 большая статуя Будды Медицины и 7 маленьких (из соображений безопасности маленькие статуи хранятся в Улан-Удэ и устанавливаются только в день молебна).

Здесь, каждый может приехать отдохнуть, помолиться. Эта ступа отличается от других тем, что сконструирована определённым образом, в основании ступы находится маленькая квадратная комната, через центр которой проходит центральная ось ступы – позвоночник ступы, её основной энергетический канал. Медитация внутри ступы в месте её центральной оси нормализует энергетические потоки тела человека, оказывая оздоравливающее влияние не только на сознание человека, но и, в общем, на весь его организм. Так как наши болезни мы собираем в течение многих лет жизни, нельзя надеяться на быстрое выздоровление. Но если приезжать сюда часто с добрыми мыслями и намерениями, с открытым сердцем, тогда духи — хранители долины Маракта, которые оберегают Учение Будды, благословят Вас на новый жизненный путь и дадут новые силы, а болезни сами отступят за ненадобностью. Ведь большая часть наших болезней происходит из нашего сознания или неправильного мышления. Все мы всегда ждем, что придет кто-то и сделает нас здоровыми, или мы получим драгоценную пилюлю, и она в один момент излечит нас. А если этого не происходит, начинаем нервничать и обвинять других, еще больше усугубляя свое состояние здоровья. Будда Шакьямуни дал нам лекарство от излечения от всех болезней – свое учение о срединном пути, учение о силе сознания человека, учение о возможностях человека. Сила сознания такова, что если человек будет верить, что выпивает яд, а ему дадут воду, то он умрет. И наоборот, если ему дать выпить простой порошок, а скажут, что это драгоценная пилюля, привезенная из Шамбалы, тогда он выздоровеет.

До этой экскурсии я понятия не имела ни о Статуе Будды — Зандан Жуу, ни о Ступах. Мое сознание расширилось, те знания, который мы получили от Эрдэни очень глубокие, нуждающиеся в осмыслении и дальнейшей переработки. Теперь я лучше стала разбираться в вопросах философии Буддизма и пониманию смысла жизни и жизни вообще.

В заключение хотелось бы отметить, что цель всех этих очень сложных действий (как по созданию ступ, так и по их наполнению внутренним содержанием) состоит в том, чтобы создать священные объекты, предназначением которых является не только (и не столько) визуальная демонстрация, но и религиозное почитание. И именно то, что находится внутри этих ступ делает их священными объектами. А сама идея состоит в том, что Будды, бодхисатвы и ламы, чьи реликвии помещены внутрь буддистских произведений искусства, действительно «присутствуют» в них. Аналогичным образом, книги и дхарани обеспечивают возможность почитания буддийского учения. Таким образом ступы содержат в себе «дух» наставников, учения и просветления. Почитание, которое, как кажется на первый взгляд, направлено на внешнюю форму образа, на самом деле адресуется его священному содержанию.

 После посещения ступы Медицины мы отправились в дальнейшее наше путешествие, а именно к скале, на котором высечено изображение Белого старца.

Мы пришли к одному очень интересному историческому объекту. Этой скале много тысяч лет. Здесь видны петроглифы в виде человечков. Этим рисункам несколько тысяч лет. Рисунки сделаны охрой и они прекрасно сохранились до наших дней. Взобравшись на гору по изготовленным ступеням-уступам мы подошли к Белому старцу. Белый старец считается покровителем семей, домашнего скота, животных, всего живого. Для процветания бизнеса ему молятся. Можно сказать он универсальный Старец. Старец высечен в скале, у него очень доброе лицо, очень приветливое, домашнее. Разрез — бурятский, местный. В руках — чётки. Он молится за всех тех, кто к нему обращается.

У него оставляют белую пищу, в качестве подношения — молоко, творог. Молоком брызгают, со словами о добре и мире, молятся за детей, чтобы были дети, внуки, чтобы удачно вышли замуж, женились. Рядом со старцем построена небольшая молебная комната, где можно оставить свои подношения, помолиться в уединении.

Также рядом с домиком построена открытая веранда, где можно посидеть и полюбоваться красотой, лежащей как на ладони долиной. Красивая, уходящая в даль степь, летом покрытая травами и цветами. Место очень красивое и располагающее к медитации. Сейчас на вершине сделана удобная беседка, где можно посидеть, подумать, по созерцать, помедитировать. Очень удобно. Эрдэни вспоминает, когда он был еще  ребенком, брал с собой небольшой узелок хлеба с салом, залазил на эту гору. Один сидел здесь и смотрел на всю эту красоту целыми днями. Было очень здорово.

Белый старец это почитаемое у многих людей божество. Такое место, где можно увидеть Белого старца есть только в Забайкальском крае, в Калмыкии и в Бурятии только здесь. Это уникальное место поклонения.

Белый Старец  — у монгольских народов, а буряты относятся к монголам,  хранитель жизни и долголетия, один из символов плодородия и благоденствия в буддийском пантеоне. Среди бурят Белый Старец часто отождествлялся с православным Николаем Угодником. Традиционно Белый Старец изображается буддийской иконографией в виде старика с длинной белой бородой, держащего в руках чётки и посох.  Белый Старец — традиционный персонаж, связанный с монгольским новогодним праздником Белого месяца. Главный символ праздника «Белого месяца» — Белый старец — Сагаан (белый ) Убгэн (старец). Он встречает гостей в своей юрте, в белых одеяниях и красивым посохом на коленях. Белая борода и усы укутывают его лицо, а добрые глаза уже тысячи лет смотрят на нас с любовью и вниманием.

Сагаан Убэн появился в пору поклонения языческим божествам и был источником добра и благоденствия, а позже вошел в число известных буддийских богов-защитников веры, умиротворения и нейтрализации злых духов, торжества над ними. Он защищал все живое на Земле. Для кочевых народов он — «хозяин скота», хозяин Земли и всего, что находится на ней — камней, лесов, воды, трав, зверей. И куда Мудрый Белый Старец ни кинет благословляющий взор, повсюду расцветает Земля, плодится скот, рождаются дочери и сыновья, приходит «счастье совершать добродетельные дела». При отсутствии внимания с его стороны тускнело все вокруг, жизнь замирала.

Белый Старец называется также Хозяином года так, день зимнего солнцестояния — 22 декабря — считался днём его перекочёвки.

Легенда о Белом Старце.
Белый старец родился стариком, так как его мать отказала подать воды бурхану. Бурханы прогневались и запечатали её чрево на сто лет.

Белый Старец охраняет землю и все живое. Он отвечает за добро, благоденствие, счастье, богатство, благополучие. Считается, что мифические представления о Сагаане Убгене уходят своими корнями в добуддийский период. Уже более 2,5 тыс. лет тому назад культ Белого Старца был широко распространен. Те, кто с глубоким почтением относятся к Старцу, знают, что он дарит покой и равновесие во всех людских начинаниях и делах. Скалы, на которых высечен Старец очень необычны по своей красоте. Здесь в прямом смысле, на камнях растут деревья, место где находится старец, там пробуждается жизнь. Сюда приезжают молодые пары с просьбой послать им счастье — рождение ребенка. Старец выполняет все просьбы и обращения, направленные к нему с чистыми помыслами и побуждениями.

После посещения Белого старца, по дороге, направляясь уже к дому, мы остановились ещё у одного интересного, с точки зрения, истории места — это курганы захоронений, выполнены на холме и огорожены грудой камней. Датируются это захоронения — плиточные могилы — могильные сооружения бронзового и раннего железного веков.

Интересно отметить, что крупные могильники чаще всего располагаются на отдельных горах или возвышенностях, а также вблизи воды. Возможно, уже в эпоху неолита гора воспринималась как связующее звено между миром живых и миром мертвых, как начало пути в потусторонний мир. Самыми привлекательными являются погребения бронзового века скотоводов-кочевников, представленные на поверхности земли зачастую внушительными каменными надмогильными конструкциями. Культура курганов представлена памятниками сложной конструкции, состоящих из каменной курганной насыпи и ограды вокруг нее разных форм – в виде круга, квадрата, прямоугольника, трапеции. Наверняка, совершение этого действия имело защитную функцию и было ориентировано на ликвидацию вредоносного влияния мертвых (вспомните магический круг).

На этом наша экскурсия подходила к концу, и мы отправились в обратную дорогу,  путь предстоял не близкий по бескрайним бурятским степям.

В дороге мы опять слушали интереснейшие рассказы Эрдэни об истории Бурятии, какую роль в становлении монгольского и бурятского народа сыграл Чингисхан, смотрели фильмы о Байкале и думали, как же нам повезло побывать на этой и других экскурсиях с замечательным гидом и просто человеком —  Эрдэни.

Очень насыщенный день различной информацией, переездами и событиями, завершался, мы уставшие и довольные возвращались домой. Но на этом наше путешествие не заканчивается и на следующий день нас ждала другая экскурсия о которой я расскажу в следующей своей статье. Продолжение следует…

Поделиться:

Post Author: admin

Добавить комментарий